Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы


Иван Тобилевич со своими драматическими произведениями выступил собственно позже, уже в начале 80-х годов, но настроением и мировоззрением своим, как и вообще характеру своей литературной деятельности, и этот писатель-драматург принадлежит к тому начального периода украинского народничества, когда новые обстоятельства жизни после реформ 60-х годов и политически-общественная реакция поставили перед гражданством большую силу новых вопросов. К ним подходили и предшественники Тобилевича, Старицкий и Кропивницкий, но наиболее внятный ответ на них в драматической форме дал таки Тобилевич. Собственная его в истории украинского драматического литературы тропа лежит в том, что он первый выступил за пределы шаблона - той этнографической, с непременным любовью в центре, драмы и дал начало серьезной комедии, ценной и с общественной, и с художественной точки зрения, как галерея типов, как образ настоящего, непідсолодженого жизни, преобразованного глубоким и сильным талантом. Как писатель, Тобилевич сразу дебютирует такой сильной и викінченою драмой, как «Бродяга», и уже здесь показывает лучшие признаки своего литературного таланта, которые спустя развернул в своих драмах и комедиях, красиво изобразив широкую картину украинского, преимущественно народного, жизнь. Наиболее характерной приметой Тобилевича можно считать то, что он не разменивается уже на отдельные рисунки, а дает целую картину, в которой единичные частицы связаны внутренним единством и цельным мировоззрением.

Так же вдумчиво он относился и к тех психологических проблем, в которых ему приходилось касаться в своих произведениях («Бесталанная», «Наймичка», «Мартын Боруля»), или к прошлой жизни нашего народа (лучшая у нас историческая драма «Савва Чалый», «Гандзя», «Бондаривна» и др.). И здесь общественно-социальный элемент бывает в Тобилевича конечно тем фоном,на котором он и свои психологические проблемы решает, и прошлую жизнь рисует. Несколькими чертами Тобилевич сумеет поставить перед читателем тот фон и на нем разворачивает уже действие, в основном живо, интересно, колоритно, с широким размахом настоящего таланта. Можно иногда не соглашаться с тем, как автор решает вопрос, но вы раз в раз с интересом его слушать. Это одно уже показывает, что в лице Тобилевича имеем незаурядного художника, умеющий играть на струнах человеческой души и держать ее под чарами своего творческого вдохновения. Произведения его не перестаріли и, видимо, долго еще не перестаріють, несмотря на быстрое изменение интересов и событий в современной жизни: есть в них нечто такое, что выносит их вне сферу бегущей жизни с его минутными настроениями и преходящими интересами. В той галерее живых образов, что описал в своих произведениях Тобилевич, долго еще придется обращаться не только историку литературы, но и исследователю жизни нашего.

1911 г.

Ефремов Сергей. История украинского писательства. - К., 1995.- С 477,480.