Перу Старицкого принадлежит драма «Талан» (1893), целиком посвященная интеллигенции. Изображенные в драме события происходят в хорошо знакомому драматургу театральной среде, раскрывают сложный и волнующий мир духовной жизни провинциальных актеров. Писатель показывает их быт, тяжелые условия труда, взаимоотношения между собой и с собственными представителями господствующих верхов. В центре внимания Старицкого - положение художника в дворянско-буржуазном обществе, вопрос о месте и роли искусства в жизни народа, о путях его развития и отношения к нему разных классов и прослоек на Украине в конце XIX ст.
В центре драмы «Талан» - одаренная артистка Мария Лучицкая, на примере жизни и художественной деятельности которой драматург преподнес и развязал с демократических позиций ряд важнейших вопросов, которые волновали общественность во времена создания пьесы. Любовь к театру в Лучицкой вспыхнула тогда, когда в ее сердце погас огонь любви молодого помещика Цветки - человека богатого и влиятельного в своей среде. Вступив на сцену с самым благородным намерением служить народному делу, Лучицкая становится свидетелем грязных интриг и повседневной борьбы, что идет в театре и вокруг него. Одни считали, что театр - это только источник прибыли. Другие были убеждены, что театральное искусство должно быть исключительно развлекательным, что не его дело нести в массы зрителей серьезные мысли, высокие идеи. Третьи - а среди них и Лучицкая - верили в высокое общественно-воспитательное назначение театра. «Пусть мы и не тешим теперь слушателя новинкой и диковинкой,- говорит коллега, искренний приятель и единомышленник Лучицкой Безродный,- но наша народная жизнь с ее радостями и горем большим, наша родная речь соединили его с младшим братом, приклонен сердце его».
Эта принципиальная противоположность во взглядах на роль искусства в обществе лежит в основе конфликта драмы и пронизывает все ее содержание, хотя прямых дискуссий или хотя бы разговоров на эту тему между действующими персонажами, собственно, нет.
На ниве художественной деятельности Лучицкая снова встречается с теми же намерениями и злощастями, которые отравляли ей жизнь до поступления в театр. Первым ее врагом становится соперница по сцене бездарная актриса Квятковская, которая ранее выполняла первые роли и небезуспешно залицялась к Цветку, а с появлением в театре Лучицкой должна была отойти на второй план.
Деспотичный и грубый антрепренер Юрий Котенко, продажный писака-репортер газеты Авраам Юркевич и их сторонники поддерживают бывшую примадонну и создают невыносимые условия для творческой работы талантливой артистки. Душная атмосфера в театре приводит Лучицьку до разочарования и уныния, обессиливает ее в борьбе за высокое искусство. Тем временем к нему возвращается Цветок, клянется в искренности своей любви, умоляет простить ему прежние вины, просит согласия жениться с ним, угрожая, что в случае ее отказа он укоротит себе жизнь.
После длительных колебаний, тяжелой душевной борьбы, под давлением жалости и не угасшего чувства любви к Цветку, Лучицкая поверила его заверениям, решилась оставить сцену и стать его женой.
И не нашла она счастья среди роскоши и блеска, которыми окружил ее Цветок. Наболевшую душу в'ялила журба, неугасимая обидна тута за сценой, за товарищами по искусству. Злая свекровь при каждой возможности пыталась очернить ее перед сыном. Безвольный мужчина, быстро охладел к жене, все больше поддавался уговорам матери. Вырванную ней страницу с переписанной когда роли Цветок считает письмом любовника к жене, ревнует ее к летнему суфлера, который проездом завернул в его имение, чтобы поблагодарить благодетельницы - бывший товарищу по работе в театре - за заботу о его дочери. В конце концов Цветок, который не так давно клялся Лучицкий любить до последней минуты жизни, заявил Ш, что она может идти куда хочет. В рябину ночь униженная и обиженная Лучицкая оставляет противный ей помещичий дом. «Пешком пойду! - говорит она решительно. - Туча, няню, не такая жестокая, как люди: буря порвет все, и хоть сердца не займет. Гром сразу убьет, и пытать не будет... А здесь пытают и недокатовують... Пойдем!»
Мария Лучицкая вернулась на сцену, и снова расцвел ее блестящий талант. Но физические и моральные силы артистки-ослабли, здоровье было подорвано. В день спектакля, в которой Лучицкая должна была исполнять главную роль, перед самым поднятием занавеса она потеряла сознание. Цветок тогда-был в театре, сидел вместе с Квятковською в одной ложе. При появлении на сцене Лучицкой он потерял равновесие, сорвался с места, выкрикивал оскорбительные слова. Услышав его голос, она теряет сознание вторично, на этот раз уже на сцене.
Заканчивается трагическая история жизни артистки волнующим эпизодом: тяжело больную Лучицьку пришли поздравить украинские и российские студенты - ярые поклонники ее таланта, преданного театру, народу.
Мария Лучицкая умирает, окруженная верными друзьями - товарищами по искусству, с мыслью о судьбе родного театра, с верой в его великое будущее.
Драму «Талан» М. Старицкий посвятил гениальной украинской артистке Марии Константиновне Заньковецкой, к которой относился с большим уважением. Она же в определенной степени была прототипом Лучицкой. Ряд эпизодов пьесы автор взял из биографии Заньковецкой, даже не очень изменив их. Так, например, разговор Лучицкой с редактором газеты Антиповым довольно точно воспроизводит попытку редактор реакционной газеты «Новое время» А. Суворина переманить Марию Константиновну на сцену императорского театра. В образе Анны Кулішевич не трудно узнать артистку Анну Петровну Затыркевич-Карпинську. Степан Иванович Безродный - «средних лет господин, сначала антрепренер, а дальше помощник режиссера» - своим характером, взглядами, отношением к театру и к актерам, наконец, рядом биографических моментов напоминает самого М. Старицкого. Однако это не сужает типичности образов драмы и не уменьшает силы ее реализма. Драма «Талан» принадлежит к лучшим образцам украинской реалистической драматургии.
Сценическая жизнь пьеса начала в бенефис М. К. Заньковецкой в Москве 26 марта 1894 г., где в то время гастролировала труппа М. Садовского. Роль Лучицкой бенефіціантка сыграла тогда с огромным успехом, но позже отказывалась от нее, мотивируя это тем, что ей тяжело играть саму себя.
1969 г.
Стеценко Леонид. История украинской литературы: В 8 т.- Е., 1969.- Т. 4,- Кн. 2.- С 306-312.
|
|