Актуальная, значимая проблематика, психологическая достоверность характеров, что одновременно является и отчетливыми социальными типами суток, естественность конфликта, закончено форма каждой сцены, пьесы в целом - все это ставит на первое место в наследии художника драму «Не судилось» (1881), основанную на действительных фактах. «Факт, что послужил темой в моей драме,- отмечал М. Старицкий,- факт правдивый, из всей жизни, с соседнего нашего села, которому я был свидетелем... В драме даже все фамилии с малыми одмінами,- так вместо Ілляшенків - Ляшенки, а остальные те же самые».
Под первоначальной названием «Панское болото» пьесу не разрешили выставлять. Вывод Петербургского цензурного комитета был такой: «Через всю пьесу проходит мысль, что господа могут безнаказанно глумиться над честными крестьянскими девушками, а потом безжалостно оставлять их. Несмотря на еще не окрепшие моральные отношения между крестьянами и их бывшими владельцами, кажется, по мнению комитета, несвоевременным и неудобным выводить на сцену те грустные моменты из прошлого крестьянского быта, которые могут породить или поддержать страстную предвзятость между высшими и низшими сословиями».
Драма построена на контрастном сопоставлении мировоззренческих позиций интеллигента-демократа (Павел Чубань) и либерала из помещиков (Михаил Ляшенко), а шире - украинского панства и трудового народа. В пьесе тесно, в пределах одного дома, возведен представителей различных социальных групп, выразителей разных жизненных принципов. И это была не художественная условность, а отражение тогдашней жизни, когда разрушился феодально-патриархальный строй, но остались в силе его определяющие основы - крупное землевладение, частнособственническая идеология и мораль, когда стало отчетливо вырисовываться отвратительное лицо капитализма. Эта эпоха обозначена смешением сословий и классов, шире их взаимопроникновением. Классовые, кастово-дворянские границы были нарушены, а новые еще не четко очерчены. Увидеть за либеральной фразой лицо нового классового врага, разоблачить его - такое было задание демократического искусства. Это высокое задания времени выполняли И. Карпенко-Карий И. Франко, М. Коцюбинский, Леся Украинка, другие талантливые художники. С успехом исполнял его и М. Старицкий - в первую очередь в том литературном роде, в котором был сильный, и который имел самую широкую аудиторию, то есть в своей драматургии.
Действие драмы начинается естественно, конфликт возникает и развивается вполне мотивировано, логично, без всяких натяжек и условностей. На вакаціях в селе, в господском имении, отдыхают два юноши, студенты университета - помещичий сын Михаил Ляшенко и его приятель из разночинцев Павел. Панич Михаил, «чистюк и джигит», под влиянием либерально-культурных идей пробует вслед за Павлом в своем мажущуюся собирать и учить сельских детей грамоте, но хватает его запала ненадолго. С большей охотой он посещает сельские посиделки. Уже в начале пьесы, в первой ремарке и фразах, мы видим явную авторскую иронию по поводу его «великодушных порываний* и труда на пользу народа. Михаил, «роскошно по-украински одет», лежит без жупана в саду и курит сигару, размышляя: «...Черт его знает, какие-то меня лень обсели: сегодня уже и в школу не пошел. (Потягивается). И с этой мелкотой скучно и воловодитись... Только Павел и сможет!»
«Программа», которую он произносит в разговоре с дядей, отъявленным ретроградом, кріпосником и монархистом Бєлохвостовим, довольно-таки расплывчата и невнятна. Недаром по поводу всех «идейных» тирад Михаила, его призыву: «Ни от кого не зависят, а работать там, где мне мило,- на пользу народу!» - Бєлохвостов насмешливо замечает: «Очень укорительно, но не вразумительно!» И, понимая, что зажигательные речи Михаила не более как вне, дань моде, он пренебрежительно-иронично бросает: «Мы еще на эти темы почешем языки. Вот этот костюм в древесный - одобряю». В конце пьесы происходит полное примирение молодого «демократа» с Бєлохвостовим, что надлежащим образом прокомментировал Павел Чубань: «вы Одним миром мазаны. Обтешетесь сверху культурой, приберетесь в идеальные химороди и красуєтесь; а дунь только на вас, подряпай немножко,- то такие же жироїди в почве!»
Оба конфликты - шире, классовый (помещики и крестьянская масса), и уже, мировоззренческого и морально-этического планов (Михаил и Павел),- завершаются окончательным различием сторон. Испытания жизни, потребность активно действовать, утвердить свои слова поступками сделали имеющимися том, что из определенных соображений скрывалось, затушовувалося. Особенно отвратительно розкризає свое нутро господа в отношении крестьян (сцена в поместье, куда Катя приходит увидеться и поговорить с Михаилом).
Представителем новой демократической интеллигенции является Павел Чубань - натура последовательная, действующее, решительная. Этот образ связан с образами Тимофея Жука («Лихие люди» Панаса Мирного), Рахметова («Что делать?» Чернышевского), рядом фигур «новых людей» в русской и украинской прозе конца XIX - начала XX вв. Но драматургия таких героев на то время еще не показывала (образ Мирона Серпокрила появился в драме И. Карпенко-Карого «над Днепром» в 1897 p.). Итак, Старицкий выступил здесь в полной мере новатором. Новым было для украинской драматургии и такое точное, выразительное изображение підпанків, людишек с лакейской психологией - отвратительного порождения барской растленной морали. Добровольные шпионы, доносчики, сплетники и воры, существа, потерявшие человеческую душу,- пожалуй, самый страшный результат лицемерия, вседозволенности, царящих в этой среде, прикрытые вежливой фразой и респектабельной, для отвода глаз, поведением. С такой силой, как изобразил А. Островский купечество (за подробный показ среды, в котором оно действует и живет, их повседневный быт и поведение),- М. Старицкий показал украинских помещиков и их ближе окружения.
Реалистично воссоздал драматург и нарастание крестьянского протеста против господского произвола,- таи: же, как и острое недовольство трудовых масс реформой 1861 p., что, по сути, ничего не изменила в положении народа. Как и ранее, крестьянство в рабской зависимости от господ. Чего стоит возглас госпожи Ляшенкової на адрес Кати, которая «посягнула» на ее сына: «Раскатать ее!»?!
Драма «Не суждено» является вершиной критического реализма в творчестве М. Старицкого. Автор «Очерков истории украинской литературы ХІХв.» М. Петров считал, что пьеса является этапным в творчестве писателя, как и а украинской литературе в целом. «Прегарною» считал драму и И. Франко.
1989 p.
Демьяновская Людмила. Старицкий Михаил. Сочинения: В 6 т.- К.. 1989.- Т. 1.- С 20-23.
|
|