М. П. Старицкий - знаменитый деятель украинской культуры. Еще в студенческие годы Михаил Петрович под влиянием композитора М. В. Лысенко, который приходился ему родственником и с которым он дружил, полюбил украинский театр и принимал активное участие в любительских спектаклях. В 1872-1874 гг. в Киеве с большим успехом прошел ряд украинских спектаклей, среди которых была опера «Рождественская ночь». Либретто к ней написал М. П. Старицкий, музыку - М. В. Лысенко. Успех этого спектакля еще больше приблизил Михаила Петровича к театру. в 1883 году он возглавил, как антрепренер, первую украинскую труппу под режиссурой М. Л. Кропивницкого, с участием М. К. Заньковецкой, М. К. Садовского, Г. П. Затыркевич, а позднее - П. К. Саксаганского и И. К. Карпенко-Карого, Вложив все свои средства в антрепризу, он сразу же поставил работу театра на широкую ногу: поднял актерские ставки до уровня российских театров, собрал большой оркестр и хор, прекрасно оформлял спектакли, приглашая лучших художников-декораторов; были пошиты новые костюмы и приобретено бутафорию.
Как человек образованный, высокой культуры, Михаил Петрович сумел прекрасно представлять украинский театр перед широкими кругами гражданства и популяризировать его в прессе. А крепкий ансамбль под режиссурой такого мастера, как М. Л. Кропивницкий, завоевывал все большие симпатии широкого зрителя. За два года театр М. П. Старицкого снискал себе широкую популярность и большой славы.
Пьес М. П. Старицкий написал что-то около тридцати пяти. Из всех украинских драматургов он был самым театральным, то есть обрабатывал свою драматургическую продукцию для сценического показа. Чтобы пополнить слишком ограничен в то время репертуаре Михаил Петрович, кроме оригинальных пьес, как прекрасные социальные драмы «Не суждено» и «Талан», исторические драмы «Маруся Богуславка», «Богдан Хмельницкий» и др., для большинства своих пьес использовал произведения других авторов, не только беллетристику, а даже и драматургию, мало соответствовала требованиям театра. Из произведений Гоголя, кроме «Рождественской ночи», он переделал для сцены «Тараса Бульбу», «Майскую ночь», «Сорочинская ярмарка». Использовал для сцены и произведения многих других авторов: И. Крашевского - «Цыганка Аза», Есть. Ожешко - «Зимний вечер», И. Нечуя-Левицкого - «За двумя зайцами», Панаса Мирного - «Лимеривна», «Крути, да не перекручуй», Я. Кухаренко - «Черноморце», В. Александрова - «Ой не ходи, Грицю». И надо отметить, что только благодаря М. П. Старицкому большинство произведений этих авторов увидели сцену и на долгое время стали репертуарными и популярными среди зрителей. За незначительным исключением, все они имеют большие сценические качества, насыщенные музыкой, пением, танцами.
Среди широких масс посетителей старого украинского театра М. П. Старицкий как драматург имел наибольшую популярность.
На драматургии М. П. Старицкого, М. Л. Кропивницкого, И. К. Тобилевича воспитывались и росли целые актерские поколения, в том числе и я в дни моей юности.
1953 г.
Марьяненко Иван. Прошлое украинского театра. - К., 1953.
|
|