Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы


Настоящим отцом украинского театра и исключительно драматическим писателем был Марко Кропивницкий (1840-1910), написал первую свою пьесу «Никита Старостенко» («Дай сердцу волю») еще в 1863 году. Сильный сценический талант, оригинальный и глубокий артист, Кропивницкий нашел врожденную свою дорогу в сценической деятельности, где вместе со своими славными товарищами (Заньковецкая, Затыркевич-Карпинская, Карпенко-Карый, Садовский, Саксаганский) создал целую школу театральную и положил в 80-х годах прочные основы под новый украинский театр. Старый театр,- театр школьной драмы и трагікомедій, театр интерлюдий и вертепа,- как знаем, оджив свой возраст еще перед теми временами, когда началось новое украинское писательство. Целый комплекс достаточно сложных внутренних и внешних причин довел его до упадка уже в XVIII в., и первые деятели нового украинского писательства, как Котляревский, Гоголь-отец, Цветок и т.д, пробуют восстановить и театр на других уже основаниях, давая драматические произведения в современных формах. Однако украинского театра все же не они создали, потому что украинские спектакли были тогда спорадическим, случайным, во всяком случае небудничным явлением. Украинскую пьесу из тогдашнего узенького репертуара (чаще всего «Наталку Полтавку») изредка выставляют мандровані трупы украинско-польско-русские, которые ездили по Украине, или иногда такие гастролеры, как Щепкин, Соляник т.п.; панской развлечении служили украинские спектакли в таких магнатов, как Трощинский, что им угождали отчасти и сами драматурги. Только в 60-х и 70-х годах начинаются чуть ли не в одно время в двух пунктах, в Киеве и на степной Украине, более серьезные меры круг возрождения театра уже как национальной институции и в вполне современных формах. В Киеве это делал кружок Старицкого и Лысенко; в Єлисаветі - Кропивницкий и Тобилевич (Карпенко-Карый). После небольшой перепинки 1876-1880 годов, когда известный указ 1876 г. запретил был целиком и без исключений «различныя сценическія представленія и чтенія на малорусскомъ языкъ» - украинский театр под рукой толковой Кропивницкого сразу приобретает себе широкую популярность и становится, с одной стороны, большим фактором национального самосознания среди гражданства, с другой - исходным пунктом для развития украинского драматического литературы. Театр, потребность в репертуаре, видимо, больше всего способствовали тому, что и Кропивницкий вновь берется за перо, выступая в роли драматического писателя.

Как драматург, Кропивницкий делает шаг вперед, когда ровнять его пьесы до произведений Старицкого, хоть самими способами рисования они относятся еще к старой этнографической школы. Темы для своих произведений Кропивницкий берет в основном события из народной жизни; наиболее ему приходится по душе обрабатывать отдельные рисунки, давать единичные образы, так живо схвачены, что, как давно уже заметила критика, иногда кажется, будто ради них только и пишет автор целые сцены. Такая манера не мешает немного целости пьес, ибо чуть ли не все сводит просто на «драматические картины» без крепкого внутреннего узла; но вместе придает им и ту заманчивую красочность, что источником живым бьет особенно в первых произведениях Кропивницкого. Обращая наибольшее внимание на отдельные сцены, автор иногда совсем как будто забывает о сохранности и не заботится о том, чтобы его пьесы были хорошо построены, чтобы части их были приспособлены друг к другу. Отсюда некоторая вялость действия, розтяглість пьесы - до того времени, пока придет живая, блестящая сцена, закрасить собой всю пьесу и дохнет на читателя чем-то таким близким, от чего одірватись нельзя из любопытства. В этой мозаичности произведений Кропивницкого и сила его, и слабость как писателя. Давая хорошие моменты, он не дает целости; рисуя живые образы, не поднимается он к типам, к тому широкого синтеза, который предоставлял бы его пьесам значения не преходящих произведений. В основном у него только нацятковано то, что в руках более дисциплинированного писателя и с добрым чувством художественной меры могло бы превратиться в образцы настоящего искусства.

Кропивницкий обращает большое внимание на содержание своих произведений, в которых (кроме некоторых пустеньких шуток, как «Пошились у дурні») в основном пробует схватить и зафиксировать такие моменты из народного быта, что и в самой жизни на первый план выступают. Уже первая его пьеса «Дай сердцу волю, заведет в неволю» вся основана па факте насилия сильнее заставить элементов нашего села пользуются из своего положения, чтобы угнетать беззащитных людей. «Мироед» еще отчетливее ставит вопрос о грубую силу - силу власти и капитала. Бычок Кропивницкого, несмотря на некоторую свою схематичность, это уже попытка, первая в нашем драматическом писательстве, живой фигуры из сферы той социальной борьбы, ареной которой стало наше село после воли. Такой характер имеют и жмикрут Бал ты с («Олеся»), и очень хорошо обрисован «самодур» на украинской почве Самрось («Две семьи»). Распад семейной жизни нарисовал Кропивницкий в хорошей и с художественной точки зрения не лучшей своей драме «Сумасброд». Чуть ли не универсальный образ сельского беспорядок бессмертными чертами дал Кропивницкий в драматическом этюде «По ревизии»: имеем здесь меткое и дошкульну сатиру, в которой за видимым комизмом ситуации аж просится наверх скрытое возмущение и внутренний драматизм. Пробовал Кропивницкий сфотографировать и события новейшего времени - освободительное движение, революционные настроения («Кавардак», «Трудная эпоха» и другие), но это получилось у него слабое: чутье подвело автора, ему не хватало понимания новых событий, а только эти драмы не превратились у него в широкие картины общего движения, да и с индивидуальной сферы не дали ничего, что стоило бы более глубокого интереса.

Заслуга Кропивницкого, как драматического писателя, целиком вся в прошлом: в период формирования украинского театра он поставлял материал для репертуара, давал пищу еще молодой делу, и его литературное наследие сходит на второй план, когда ровнять ее заслуги его в истории украинского сценического искусства. Здесь он был настоящим создателем, инициатором, образцом,- там только трудолюбивым работягой, что боролся, сколько сил было, с лихолетьем «февраля времени». Артист перевесил в Кропивницкому писателя. На сцене он жил, сцене он служил в основном, чуть ли не на сцене и смерть его спобігла - и сцена сделала имя Кропивницкого незабываемым в истории украинского возрождения. Но добрую по себе память оставил он и своими драматическими произведениями, задавая интересные вопросы и ища на них ответы. Этим он подготовил почву новым деятелям на ниве драматического нашего писательства. Первым из таких деятелей был Тобилевич (Карпенко-Карый).

1911 г.

Ефремов Сергей. История украинского писательства - К., 1995,-С 474-477.