Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы


Не будем разводиться над тем, какое колоссальное значение имеет украинский театр вообще; приведем лишь один частный, но весьма красноречивый факт. Один звісний ученый, этнограф Д., что печатает свои оригинальные работы и в Галичине, говорил нам, что считает Кропивницкого своим «крестным отцом». «Скоро я увидел театр Кропивницкого,- говорил он,- я сразу почувствовал себя украинцем и всю свою работу с того времени направил исключительно на национальный путь» Надо знать, что с Кропивницким лично он знаком не был. А сколько же неизвестных нам молодых сердец прониклось пусть хоть волновым патриотическим пылом, а может, и обратилось к родному дела; сколько искренних слез пролили «карие глаза девичьи»; сколько честных мыслей, благородных чувств нарушилось в душах зрителей во время украинских спектаклей! За игру Кропивницкого не нуждаемся говорить; знаменитее российская критика давно признала ему пальму першенства даже перед визначнішими артистическими силами на российских сценах. Как драматург М. Кропивницкий еще ждет более широких критических студий. За все время он написал нечто более 20 различных драм, комедий, водевилей и сцен. Тридцать лет назад, когда он примерно начал свою писательскую деятельность, наш драматический репертуар был очень узенький; состоял он, как вспомнили мы вверху, с какого десятка разрешенных цензурой пьес старой школы, что визначувалась сентиментализмом и, вместо реальной действительности, вместо наших обычных крестьян со всеми их недостатками и достотами, рисовала нам поскорее украинских «пейзан». Такими пьесами были «Наталка Полтавка», «Сватовство на Гончаровке» (напр., такие типы, как Наталки и Петра, Ульяны и Алексея) и несколько других. Содержание таких пьес состоял на веселой или печальной ситуации со счастливым концом и песнопениях, осуществлялись даже в диалогах. Кропивницкому приходилось начинать все сначала; и однако трудно было ему сразу и вполне відсахнутись от предыдущей школы, от этого «пейзанського» сентиментализма, потому что в первых драматических пробах его мы еще видим это влияние. Действительно, в первой драме его «Дай сердцу волю...» нас поражает чрезмерная сентиментальность Семена и пересадочный трагизм (а в последней сцене и приподнятое риторизм) Никиты, хотя в этой же пьесе художественно и тепло обрисован тип Ивана Непокрытого, что, на первый взгляд, кажется будто продолжением Николая из «Наталки Полтавки», захватывает нас целиком собственно правдивостью самого образа с его удивительно верно підхопленими психологическими приметами. Драма эта кажется нам скорее ловко и умело скомпонованными этнографически-драматическими сценами, обвіяними свежим юмором и незатейливой простотой поэзии нашего деревенской жизни. Такими же приметами отчасти определяются и еще некоторые, уже позднее написаны пьесы этого автора, напр., «Две семьи», «Песни в лицах» и другие. Но Кропивницкий не остановился на изображении горя и радостей семейного и парубоцького жизни; вия, как глубокий знаток украинского села, сумел полностью верно охарактеризовать и общественные отношения, изобразив страшную картину систематического порабощения и ограбовування крестьян различными мироедами и прихвостнями (в др[амах] «Мироед», «Олеся»), выставив деморализацию сельского правительства в лицах старшины и писаря («По ревизии»),- здесь он действительно появился уже новатором, отцом реализма в украинской драме; в конце концов он зацепил и интеллигентные слои, выведя в «Пока солнце взойдет...» и репрезентантов «украинофильства». Время от времени Марко Лукич и достигает в глубину древних времен и здесь также с недорівняною правдивостью и художественностью рисует нам былое казачество, как, например, в драме «Невольник», «Титарівна» и в свеже-написанім «Ресницы».

1897 г.

Вороной Николай. Произведения. - К., 1989.- С. 315-316.