Натура Панаса Мирного, скорее, имела бы поражать исследователей именно своей внутренней цельностью, силой духа, стойкостью художника, что сохранил до конца своих дней верность творческому долгу, призванию, которое он понимал как бескорыстное, самоотверженное служение народу. Не ради славы трудился Афанасий Яковлевич - к славе он относился спокойно. Была цель, высокая и благородная, которая побуждала его работать по ночам, вслушиваясь в голоса, долетавшие из мрака бурлящей действительности. Целеустремленная, согретая глубокой любовью к народу, творчество писателя вероятнее всего удостоверяет, чем жил этот человек - суровый летописец эпохи. Из самого надежного источника - из книг Панаса Мирного - мы безошибочно узнаем о его сокровенные думы и стремления, узнаем, кем он был, во что верил, во имя чего самозабвенно трудился. Стоит прочитать хотя бы одно из произведений Панаса Мирного, и нам станет ясно, что под сукном віцмундира в этом человеке билось горячее сердце патриота, настоящего гуманиста, художника глубоко демократических убеждений, сердце, которое никогда не остывало в своей притаєній, нерекламованій любви к всех тех бесправных, обездоленных и обиженных, о которых некоторые «народолюбці*, достигнув чиновничьего успеха, время быстро забывали.
В своем большом литературном наследии Панас Мирный оставил нам произведения многих жанров: рассказы, очерки, стихи (собственные и переводные), пьесы, среди которых выделяется драма «Лымеривна», Созданная на основе фольклорной баллады ХУЛЕ ст., она надолго вошла в репертуар украинских театров. Как и другие наши классики, он писал также для детей, писал тепло, с тонким пониманием психологии ребенка. Известен он и как автор высокохудожественных повестей, в частности повести «Лихие люди» (1877) о різночинну интеллигенцию того времени. Однако творческих вершин своих Панас Мирный достиг в жанре социально-психологического романа; для нас он прежде всего создатель масштабных, сильных своей правдивостью монументальных полотен, художественный живопись которых дает необычайно богатое представление о современное писателю общество, о жизни пореформенной Украины с ее напряженной мрачной атмосферой, в которой все яснее змигували молнии будущих революционных грозовиць. Битва, собственно, уже шла, социальный антагонизм достигал предельного напряжения, и при этих условиях правдивое слово писателя-демократа мало мощную обличительную силу.
Эпоха бешеных запретов, дискриминации, преследований не щадила передовую мысль: каждый из произведений Панаса Мирного с огромным трудом пробивался к читателям. Первый его рассказ «Бес попутал» (1872) было напечатано во Львове (благодаря содействию Ивана Франко), а первый роман «Разве ревут волы, как ясли полные?», что его Панас Мирный написал в соавторстве с братом, после долгих скитаний вышел 1880 года в Женеве и только оттуда, наравне с запрещенной литературой, мог с немалыми трудностями попасть в пределы империи, на Украину. А некоторые произведения вообще лишь частично опубликованы при жизни автора, среди них и широкоизвестный теперь читателям роман «Проститутка».
Подсказанный жизнью образ главного героя, сельского протестанта, который выведен в романе под именем Корточках, привлек внимание писателя, наверное, прежде всего тем, что давал возможность показать натуру смелую, сильную, натуру, которая от природы имела благородные задатки, но так и не нашла в жизни пространства для своих первоначальных добрых порывов. В молодости Цепкая - гордый и независимый человек, он готов стать на защиту правды человеческой, он способен на бескорыстный поступок. Иногда такие натуры проявляли себя в героических делах, их имена, как, к примеру, имена Олексы Довбуша или Кармелюка, народ окутал легендами. Потенциально, внутренним строем души Цепкая чем родня этим натурам. Однако в отличие от них он пошел другим путем, не стал народным героем, защитником вольностей и прав человеческих; Цепкую мы видим в другом изломе его социальной судьбы: изуродованный, морально искалеченный в неравной борьбе с системой угнетения и несправедливости, он, подававший большие и светлые надежды, в конце романа деградирует, теряет человеческий облик, становится бандитом, кровавым убийцей, которого отрекается даже родная мать. Суровый реализм писателя проявился и в том, что он «не пожалел» своего героя, во всей беспощадности показал его сложную жизненную эволюцию. Среди многих основательно выписанных характеров окружающих Цепкую в романе, хотелось бы выделить образ его матери - олицетворение народной морали, а также образ любимого героя, чистой душой Гали, которая стала одним из самых поэтичных женских образов в нашей литературе. Создавая образ матери и жены, которые осудили преступление Корточках, писатель как бы подчеркивает той здоровой нравственной первооснове, присущая трудовому народу. Чепцы, на совести которого кровь невинных людей, нет оправдания ни среди односельчан, ни среди его родных, хоть вий был и дорог им. Роман «Разве ревут волы, как ясли полные?» в подзаголовке имеет еще одну (и, думаю, не только для цензуры придуманную) название: «Пропащая сила». В ней ключ к пониманию и художественного замысла в целом и в частности центрального персонажа произведения, которого писатель изобразил во всей противоречивости характера, во всей сложности его волнующей судьбы. В ней - размышления художника о незреалізовану, «гиблое силу» человека, которая рождена была для дел, возможно, значительных и прекрасных, но которая так и не раскрылась в своих потенциальных качествах и возможностях.
С появлением романов и повестей Панаса Мирного в украинскую художественную прозу хлынула наводнение народной жизни со всем разнообразием человеческих характеров, с истинностью народного мышления, с необыкновенно богатым эмоциональным миром простых людей. Взгляд писателя чаще всего спокойный и мудрый, однако нигде он не скрывает, на чьей стороне его глубинные симпатии. Ближайшие ему люди простые, бесхитростные, люди, которые не потеряли чувства чести и совести. Это и сельские правдолюбцы из массы, разоренной кулаками, спролетаризованої бедноты, это также молодые интеллигенты из разночинцев, которые чувствуют свою кровную связь с народом и во имя его будущего становятся на путь подвижнической революционной борьбы. Образы интеллигентов хорошо удавались Панасу Мирному, они составляют существенную часть его творчества, отмеченной чертами новаторства и в этом понимании.
Панас Мирный оставил нам художественный синтез своей эпохи, галерею полнокровных образов, народных характеров, которые имеют большую силу социального обобщения. С бдительностью опытного психолога он исследует поступки своих героев, скрытые причины их поведения, дает художественный генезис целых социальных слоев в их развитии, связях и противоречиях. Нигде, однако, в социальных скоплениях писатель не упускает из поля зрения отдельную личность, ее индивидуальную неповторимость.
Настоящей народностью обозначены лучшие произведения писателя, навсегда вошли в сокровищницу нашей классики. Высшую красоту искусства писатель видел в верности художника жизненной правде, не признавал никаких словесных игр и ухищрений, художественное совершенство стиля он ищет в граненом простоте, ясности слова, в его естественной пластике и предельной искренности.
И содержанием и художественной формой своих произведений Панас Мирный внес много нового в украинскую литературу. Симфонист, мастер эпического многоголосие, он впервые заговорил о ритмику прозы, ее музыкальность, интонационное соответствие авторской речи смысловые, конкретному настроению. Тогдашняя беллетристика еще не придавала важное значение этим понятием, музыку прозы во всей красе мы услышим лишь в произведениях следующего поколения украинских писателей, таких, как Стефаник, Коцюбинский, Ольга Кобылянская. Заметим, однако, что и новое поколение, пришедшее в литературу на заре XX века, высоко ценило старого мастера, который сорок лет совмещал чиновничьи будни с напряженным литературным трудом. Михаил Коцюбинский, этот блестящий стилист, что подвергал слово філігранній обработке, отзывался о Панаса Мирного с глубочайшим уважением, ценил простую мудрость его мастерства, называл писателя «силой и украшением нашей литературы».
1973 г.
Гончар Олесь. Писательские раздумья: Литературно-критические статьи. К., 1980.- С 65-67,68-69. 71-73.
|
|