Семидесятые и начало восьмидесятых годов - время, когда талант Панаса Мирного развернулся во всей своей силе, когда ясно обозначился круг его тематических интересов. В центре его - крестьянство. С 1872 года Панас Мирный начинает работу над величайшим произведением украинской классической прозы, первым социальным романом украинской литературы - «Разве ревут волы, как ясли полные?» (или «Пропащая сила»). Им начинается тематический цикл, в который входят: неоконченная повесть «Голодная воля»,повесть «Горе давнее и нынешнее», второй крупный роман, что публиковался частями, «Проститутка» и ряд произведений, которые не были окончательно проработаны, но в отдельных местах не уступали перед лучшими произведениями писателя.
Второй цикл, уже намечен частично повести «Пьяница»,- это повести и рассказы из жизни украинской интеллигенции. Из большого количества замыслов автору удалось завершить только один - повесть «Лихие люди» («Товарищи»).
Третий цикл должны составлять произведения, которые разрабатывали тему «отцов и детей» - историю семьи, подобно «Господ Головльових» Щедрина. Этот цикл, состоящий из ряда очерков и рассказов,связанных единой группой действующих лиц, писатель думал назвать «Как ведется, так и живется» и дать в нем, по его собственным словам (в письме к М. Старицкого 1882 года), «целый ряд народных типов от дедов до сего времени, связав их воедино одной идеей: как из поколения в поколение винароднювались наши талантливые люди, и как только образование посліднього времени снова доказала внуков до того взгляда, что вся работа родителей была одна тяжелая ошибка, и как они привернулись к народу».
Указанным не исчерпывается тематика прозы Панаса Мирного, который оставил заметный след и в истории украинской драматургии, и в истории детской литературы - литературы о детях. Отдельно стоит ряд небольших сатирических произведений, сказок философско-этического и социально-дидактического характера, стихов различной тематики, переводов русских поэтов, «Слова о полку Игореве», «Песни о Гайавате» и др. Но перечисленные циклы являются все же основными и такими, которые ярче всего проявили лицо Панаса Мирного как художника - представителя революционно-демократического течения в украинской литературе второй половины XIX века.
Чем мрачнее его образы и картины, тем чутніший за ними голос писателя, который призывает к борьбе против этого мрака. Тот, кто зовет к борьбе, не может думать, что борьба эта - пустая. Настоящий пессимизм вселяет желание сложить руки: «так было, так будет». Панас Мирный всей направленностью своего творчества твердит: «Так не должно быть! И так не будет!»
Это становится еще более убедительным, когда рассмотреть крестьянские романы и повести Панаса Мирного на фоне аналогичных по темам произведений зарубежных литератур.
Для всех этих писателей, от Бальзака до Реймонта, крестьянская жизнь - объект, наблюдаемый ими не только сбоку, но и с достаточно далекого расстояния. Они ставят крестьянскую проблему на обсуждение,но кровного интереса в практических результатах этого обсуждения они не имеют. Они «безразличны», «объективные». Панас Мирный же, конечно, не равнодушен к обездоленной крестьянской массы.
Панас Мирный не придумывает своих сюжетов. Они подсказывается ему жизнью. Для многих персонажей его произведений можно указать реальные прототипы. Мы видели, как из рассказа, услышанного по дороге из Полтавы в Гадяч, вырос роман-хроника из жизни украинского крестьянства «Разве ревут волы,как ясли полные?». Образы помещиков-крепостников Гамзи («Голодная воля"»), Башкира («Горе давнее и нынешнее»), Ратиев («Как ведется, так и живется»), Кучуба (очерк «Карло Карлович») создано с «натурщиков», фамилии которых можно было бы назвать.
Требовательность писателя к себе не покидает его и во время полной зрелости его таланта. Печататься вия не спешит. «Рабочий я до своих трудов очень крутой»,- говорит он в одном из писем 1883 г. Особенно волнует вопрос о языке. Он вполне согласен с мнением брата, высказанной в одной из его ранних критических статей: «Живое слово нужно добывать из источников народной речи, а не загадуватись над тем, как лучше ударить молотом, чтобы из-под его выскочило слово». Еще в 1865 г. он начинает старательно изучать пословицы из сборника Номиса не только с целью изучения быта, но и с целью изучения народного языка. Пословицы и поговорки вместе с другими элементами народной словесности вошли в состав его литературного языка, но не стали доминирующим элементом его стиля, и тем более, его орнаментацией. Идеалом Панаса Мирного была простота: «Рассказывай людям просто и правдиво»,- писал он. Но простота эта не превращает его прозу на подобие записи «из уст народа», как это было, например, у Стороженко или Ганны Барвинок. Он стремится к тому, чтобы между его языком, языком автора и языком действующих лиц не было большой разницы, но он не вводит в свою речь диалектизмов, очень редко прибегает к «народной этимологии», не стремится к комических эффектов при передаче живой народной «сказания». У него другая цель: преподнести язык украинской прозы на такую высоту, на которую преподнес язык украинской поэзии Шевченко. Он очень высоко ценит родной язык и поэтому не позволяет себе никакой «игры» с ней. Его брат, став значительным чиновником царского правительства, охладел к родному языку и перестал верить в литературные возможности. Панас Мирный все больше и больше укреплялся в этой вере, «Мы теперь видим,- писал он в 1914 году,- что и другие народы начинают интересоваться произведениями наших крупнейших писателей и переводить их на свой язык, чтобы познакомиться с их самобытной творческой силой и теми достижениями, которые они приобщают к тому всемирного добра, что ученые называют «культурой».
1951 г.
Белецкий Александр. Собрание трудов: В 5 т.- К., 1965.- Т. 2.- С 382-383. 397,405-406.
|
|