Когда осматриваешь широкую панораму написанного И. С. Нечуй-Левицким, видишь перед собой энциклопедию народной жизни, для которой крайне важен диапазон, глубина исторического мышления.
Народные типы, народные характеры - в его произведениях. Эти типы, эти характеры можно называть поименно - с «Двух московок», с «Николая Джери», с «Кайдашевой семьи», «Бабы Параски и бабы Палажки», с «Бурлачки», со «Старосветских батюшек и матушок», из «Афонского проходимца», с «Черных облаков», из «Киевских просителей», из пьесы «На Кожемяках» и т. д. и т. д. Целый магический калейдоскоп неповторимых лиц, которые создают яркое лицо самого народа в самых разнообразных проявлениях. Произведения прозаика, как и сама жизнь,- это арена человеческих страстей, где они сходятся ли в гармонии, или - чаще всего - в противоборстве. В общем, он рисует душу народную, и в той сложной единства, которым является народ, каждый отдельный его представитель - смертный, зато бессмертна - душа народная.
Писатель-реалист, И. С. Нечуй-Левицкий в колоритных образах обрисовал эту душу народную такой, какой видел и знал в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков, но корнями она, бессмертная душа народная, достигает не только в очевидное будущее, но и в менее очевидное прошлое, эта народная душа имеет свои отличительные особенности, которые выделяют ее среди других (одновременно и соединяя с другими!), а потому-то И. С. Нечуй-Левицкий, изобразив реальные картины своего времени, одновременно взялся за написание так называемого «эскиз украинской мифологии» под заголовком «Мировоззрение украинского народа», а потому-то из-под его пера выходят такие вещи, как «Первые киевские князья Олег, Игорь, Святослав, святой Владимир и его потомки», а также «Святополк Окаянный», а также «Уния и Петро Могила, митрополит киевский», а также «Татары и Литва на Украине», а также «Князь Иеремия Вишневецкий», а также «Украинский гетман Богдан Хмельницкий и казачество», а также украинские гетманы Иван Выговский и Юрий Хмельницкий», а также «Богдан Хмельницкий под Збаражем и под Зборовом», а также «Запорожцы» и т. д. и т. д. Собственно, современная жизнь, историческое прошлое и поэтому заглядывание в будущее - это всегдашняя сфера его интересов как художника и мыслителя, это широкая арена для выражения и воплощения как национального характера отдельной личности, так и национального характера всего народа в совокупности его личностей....
1988 г.
Гуцало Евгений. Лит. Украина.- 1988-24 ноября.
|
|