Иногда некоторые маститые поэты, прозаики пренебрежительно отзываются в адрес поэтов-песенников, то есть тех авторов, на чьи стихи поются песни. Мол, настоящая поэзия сегодня почти не поется, петь серьезные вещи не модно и тяжело, в песенном творчестве существуют свои законы, а у нового поколения - свои предпочтения, свои стандарты, упрощенные новейшими мультимедийными технологиями. В определенной степени с этим трудно не согласиться, ибо современный песенный информационное пространство и концертные подмостки заполонил текстовый «блатняк» и словесный примитивизм, которому сейчас уютно существовать в новейших музыкальных стандартах. Создатели песен, современные музыканты, не имея определенной литературной подготовки, в условиях вседозволенности начали отдавать предпочтение примитивным текстам, а не художественным произведениям. Жаль, что создатели современных песенных суррогатов забывают национальные традиции, которыми испокон веков славилась украинская песня. Однако, кто бы и что не говорил и не писал, уверен, каждый из поэтов мечтает, чтобы хоть один его стих получил музыкальные крылья и стал популярной песней. Вспомним славного Дмитрия Луценко, известного всему миру прежде всего как поэт-песенник. А популярные песни на его прекрасные стихи стали народными. Сила песенных стихов, так сказать их музыкальный код, композиционно закладывается поэтом-песенником в ритмомелодиці, в звуках поэтического слова. Если композитору посчастливится расшифровать этот музыкальный код, то на свет может появиться песня. Как на меня, первенство в песенном искусстве принадлежит именно создателям музыкального кода, поэтам-піснярам. Настоящих мастеров песенного слова, работающих в жанре современной украинской песни, в нашей литературе не так уж и много: Юрий Рыбчинский, Михаил Ткач, Анна Чубач, Николай Луков, Вадим Крищенко. Особыми гранями творческого таланта сверкает и творчество поэта Николая Сингаевского - автора знаменитых «Бархатцев».
Николай Сингаевский - песенник от рождения. С детства он был трепетно влюблен в украинскую песню. Эта любовь привела Николая Федоровича в литературу. Народная песня для художника была и является неповторимым сокровищем украинской души.
Щедрым источником песенного творчества, в котором рождались народные песни, всегда было украинское село. Такой колыбелью, духовным источником для М. Сингаевский было и есть его родное село Шатрище на Житомирщине, где 12 ноября 1936 года в многодетной семье хлеборобов родился будущий писатель.
Как и у многих детей войны, у Николая Федоровича есть своя память сердца, свои ассоциации и воспоминания. «Живучая память, - с ней мы живы», - говорит поэт. Но из всего, что довелось пережить писателю за семьдесят лет жизни, он вынес то сокровенное, что особенно присуще украинцам, память души, которая лечит раны и человеческие боли добротой искренних сердец.
Мои лета - не перекати-поле, Они в жизни оставили добрый след. Ты поименно спом'яни их, судьба, - Как хлеб духовный и насущный хлеб.
Недаром, рассказывая о своем детстве, он трепетно говорит: «Помню, что всю жизнь я где-то работал. В детстве мы были найумілішими пастушками, нам первым открывались весны, источники и пространство. Кто не купался в луговых росистым травам, не ходил за плугом, не окапывал деревья, не осыпал картофеля, не проохотил грядки, не пробовал первым хрустящим огурцом с грядки, то, кажется, достоверно не знает, как пахнет земля». Сначала парень работал в колхозе, а потом на стройках Кривого Рога. С тех першокроків до борозды и плуга начиналась у Николая дорога к неизведанному, многогранного и тревожного жизни. От отчей земли сельский парень набирался сил и духовной крепости. А первым духовным причастием, той стихией, что и сегодня бушует в его душе, стала украинская песня.
Там я рос, твой сын, Полесье, - Малый неутомимый труженик, Поэтому со мной труд и песня В душе остались навек.
Украинская песня в жизни и творчестве Николая Сингаевского имеет свой генетический код. Это тот жанр искусства, к которому особенно небезразлична душа поэта.
И снова образ твой вдали сияет, окрилюючи думы и жизнь. Душа моя от песни порадуется, что пробудит самые нежные чувства.
На протяжении сорока лет творческой деятельности поэт мечтал и стремился сам создавать песни. Вся его поэтическая работа стала образцом песенно-поэтического диалектики. «Душа - как вечная украинская песня, из всех краев домой нас вела...» - говорит поэт. Обнадеживающее начало в творчестве Николая Сингаевского: его «Бархатцы» стали залогом будущих побед на пути к поэтическому Олимпу. С каким наслаждением сегодня воспринимаются песни выдающихся художников старшего поколения, поэтов и композиторов: Платона Майбороды и Андрея Малышко, Дмитрия Луценко и Игоря Шамо, Михаила Ткача и Степана Сабодаша, Дмитрия Павлычко и Александра Билаша. Одной из самых заметных песен тех времен была и песня «Бархатцев насіяла мати...», созданная Николаем Сингаївським в сотрудничестве с композитором Владимиром Верменичем. Кстати, в творческом активе художника - почти пятьсот песен, написанных со многими известными украинскими композиторами: Климентием Домінчиним, Игорем Шамо, Виталием и Аркадием Філіпенками, Василием Волощуком, Александром Зуевым, Леонидом Попернацьким. Недаром же эта подвижническая деятельность Сингаевского на песенном поприще отмечена высоким званием Заслуженного деятеля искусств Украины. Песня «Бархатцев насіяла мати...» стала песней-реквиемом не только его матери Ульяне, но и всем нашим трудолюбивым матерям, вечной зарей, «зарей благовісною, маминой песней», что более сорока лет щемяще звучит в украинском поднебесье. Она уже переработана многими ремейкерами на современный лад, по-современному обработана на эстраде, ее актуальность вполне несомненное. Впоследствии еще несколько песен на стихи Николая Сингаевского приобрели популярность в народе, стали «поющими»: «Раскинулось наше поле», «Бессмертник», «Полісяночка», «От сердца к сердцу», «В краю дитинства», «Сонце в долонях», «Полотенца», «Пролетали гуси», «Звездопад», «Украина, звезда моя», «В окна смотрят Карпаты», «Источник» и другие. Поистине песни Николая Сингаевского с любовью поет народ, иногда даже не зная имени поэта. Песни становятся народными, а это ли не высшее признание для каждого художника. Недаром же одна из многочисленных поэтических сборников так и называется «Я родом из песни», что является признанием автора в любви к этого трудного, но такого благодарного жанра, каким является для почитателей украинского слова наша родная песня
.
Жизнь моя без песни - не жизнь, Без нее я себя не представляю. Душа моя - мелодии дитя, Поэтому душой отродясь я пою.
Поэтому очень больно сегодня осознавать известному поэту-песеннику, что с деградацией украинского села начала исчезать из обихода и украинская народная песня.
Голосистый, песенный украинский народ перестает петь. Видимо, не от хорошей жизни. В обезлюднених селах, остаются только на карте Украины, песни некому петь. И все равно Украина не может даже в такое время жить без песни. Вместо древних народных песен казачьих, чумацких, бытовых, щемящих лирических и веселых шуточных особенно в городах массово распространяются так называемые авторские песни. Их создатели обычно одаренные украинские поэты и композиторы, которых еще до недавнего времени знали не только в Украине, но и далеко за пределами бывшего СССР. Чувствуя интуитивно неблагоприятную ситуацию в песенном искусстве времен независимой Украины, Г. Сингаевский не оставляет творческих надежд, дарит многим современным композиторам свои стихи для создания новых песен. Интересной стала содружество поэта с известным украинским композитором и певцом из Житомирщины, бывшим солистом белорусского ансамбля «Сябры» Олесем Колядой. Оба земляки в творческой гармонии создали ряд интересных песен, которые понравились многим нашим слушателям. В 1997 году, Олесь Коляда с песней «Одиночество» на стихи Сингаевского победил в конкурсе «Мелодия-97». Творческая дружба двух талантливых художников стала новым толчком в песенном искусстве житомирян, популяризации песен их малой родины, с интонациями, диалектами и мелодикой, присущей традициям песенного полесского края.
Не только в поэтическом слове, а именно в разнообразии жанров созрел многогранный талант Николая Федоровича. Ведь он не только известный поэт, но и известный публицист, прозаик, плодотворно работает в области художественного перевода. Литературный отец Сингаевский Михаил Стельмах не ошибся в своем предвидении будущих творческих успехов Николая Федоровича. За произведения для детей и юношества в области детской литературы Николай Сингаевский удостоен премии имени Леси Украинки и премии имени Николая Трублаини, а его стихи вошли в хрестоматий, школьных учебников, хрестоматий. За сборники стихов «Вогневиця» и «Прогресс» в 1972 году он был удостоен Республиканской литературной премии имени Николая Островского.
Сегодня о себе и своем творчестве писатель высказывается однозначно: «Вся моя биография - в книгах. И не только дата рождения, школьные годы, работа. В поэзии - моя душевная, гражданская исповедь. Чувство человеческого достоинства, красоты и справедливости - то первопочатки литературы и поэзии в частности. Поэзия всегда зов. Борьба добра и зла. И она пронизана единой верой в то, что добро победит и жизнь станет лучше. Именно эта вера вдохновляет поэта и его слово». Поэтому поэт с оптимизмом провозглашает:
И сердцу вновь говорю: запомни, Я все сначала начинаю. Становлюсь в очередь за жизнью, А ей нет конца и края.
Таким непобедимым оптимистом предстает в своем творчестве Николай Сингаевский, слово которого рождается душой окрыленного реализма, народной правдой, ощущением всего гуманного и человечного, пониманием своей ежедневной работы как высокой науки, что перерастает в творчество, воплощая писательские замыслы в реальную жизнь.
|
|