Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ПАВЕЛ ТЫЧИНА
УХОД ТЫЧИНЫ

Павел Тычина

(23 января 1891 - 16 сентября 1967)

Могила: черными очертаниями, для всех приклонників лирика: кто стоял возле нее, и кто от нее далеко, - слишком неожиданная! Тяжело ее, страшно действительную, согласовать в воображении с тонами «Солнечных клярнетів», символизирующие красоту непогасимого духовной жизни.

Могила, в официальном похоронах, приняла на вечный покой - лауреата, академика, депутата, орденоносца, героя социалистической труда; все знать проминутої славы земной замкнула мертвой горбовиною.

Приподнялась на поприще жизни, где царят сила и программа - без духовного света.

А не смогла, как и они, закрыть лучших выцветов духовных, что создал когда-отшельник; ибо разгорнуто их в чудесной красоте: выражении истин, холеных среди народа веками.

Или примирить в воображении?

Могила взяла старого поэта с его слабощами и немощами - на семьдесят шестом году жизни.

Его же вершинная лирика, только и стоит вечности в его активе, вся сложившаяся в полной силе; свежего возраста, с блестящими красками и полнокровности вдохновение: сам венец нев'янущий для поэта, гений которого имел приметы юности как самые характерные! - после нее сложил крылья.

Несостоятельна даже и невідклонима могила забрать себе и погасить хоть похилити к своей черноты - молодой вселенная его лиризма.

Присвоила бренні останки певца, кто в старости обернулся с укорами к молодым дерзновенних поэтов-новаторов. А семьи их и сам некогда принадлежал, будучи, пожалуй, самым выдающимся из нее для всего века: таким и останется в памяти, недостижимо - над мраком могилы.

Его поэтическое барщину для «культа личности» спобіжить резкое осуждение в истории литературы.

А лирика его клясичного периода, от «Солнечных клярнетів» до «Ветра с Украины» включительно, останется в нашей литературе как діямантний образец досконалосте; в ее освещении будут новые достижения стихотворению - для усмотрения: относительно художественной ценности! и свойственного места.

Он был выдающимся лириком нашим по Шевченко, принадлежа к ряду, где - автор «Слова о полку Игореве» и сам создатель «Кобзаря».

Никто, после них и составителей старинных песен, не вичарував для поэзии так красиво видивности вселенной, уже в современных очертаниях ее, и одновременно - образа сердца: в чародійній, до сих пор не известной гармоничности и красоте чувственных красок.

Некоторые стихи имеют в себе впечатляющую пророческую візійність; один мог бы служить надпись, выбитая в камне над воротами всей революционной эпохи, которая началась после первой мировой войны.

Открывайте двери -

Невеста идет!

Открывайте двери! -

Голубая лазурь.

Глаза, сердце и хоралы

Стали.

Ждуть.

Одчинились двери -

Рябина ночь!

Одчинились двери -

Все пути в крови!

Незриданними слезами,

Тьмы тем.

Дождь.

Тычина в «Солнечных клярнетах» дает свой ответ на новейшую угрозу:

Только и есть у нас враг -

наше сердце.

Благословите, мама, искать зелье,

искать зелье на человеческое безумие.

Он прославил память юношей, что за родину пали в битве и были похоронены на Аскольдовой могиле.

В цикле лирической прозы «Вместо сонетов и октав» продолжает тему настоящей победы добра - в сердцах человеческих: как предпосылки к победе над озверевшим злом в обществе.

«Играть Скрябина тюремным надзирателям - это еще не революция».

О терроре он писал:

«Великая идея требует жертв. Но разве это есть жертва, когда зверь зверя ест?»

Все сильнее входя в драмы социальной борьбы и обращаясь к революционным темам, Тычина в сборнике «Плуг», через символический образ, відсвітив страшный положение Украины и собственного сердца,в то время, когда на севере без перерыва провозглашалось о россии в поэзии:

...стоит сторозтерзаний Киев

и двести распят я.

Лирика в «Плуге» обогатилась мотивами из революционных катаклизмов, распространенных в воображении на целый космос: как и в следующей сборке - «Ветер с Украины». Но, против феноменального прискарблення и дальнейшей «кристаллизации» всех самоцветов віршового мастерства, уже терялось в лирике блаженное звучание песенности! из рассветных миров. Увлечен революцией в ее советском направлении для Украины и воспевая ее в космических плянах. Тычина время, хоть иронизируя, открывал завесу над действительностью и подавал выражение сомнений.

Стихотворение «Перед памятником Пушкину в Одессе»:

Залузаний бульвар. Бульчить калюжная плаваний.

И Пушкин на столбу -- плывет в грязь, как в гавань.

Куда же ты, подожди! - не хочет говорит.

Внизу сирены рев и море бурунить.

То же вдячнії сыновья неблагодарной России

поставили его плечами... к стихии:

стой боком к людям, к многошумних площадей;

Господь стихи простит и епіграмний дождь...

Ах, море и поэт! И кто же вас не боится!

Свободы черный гнев. И блеск, и закалка, и сталь.

Поэтом быть добро: умрешь - то од свобод

все боком ставят нас, чтобы не узнал народ.

Или силой понурой иронии исторических событий не отнесется теперь так же боком! также и памятник Тычине? - стороной серых газетных стишков, вместо лица геніяльного певца украинского Возрождения...

Тычина в время молодой лирики жил большой и пылкой верой: в святость доброго чувства людей, когда сердца были искренние и полные отзывов на страдания других, способные очень жалеть и любить - в помощи им; сердца чистые и благостные, что их тогда, особенно в деревнях, еще не искалечили и не ограбили война и революция. Когда же это произошло, для поэта и мир стал другой:

Не луна и не звезды,

и дніти языков не дніло!

Как страшно!..- человеческое сердце

к краю обідніло.

Тайна тогдашней лирики П. Тычины - в ее незглибимій сердечности, с которой привязывается к боли каждого человеческого и трогает душевные раны - будто сестринскими пальцами, чтобы положить хоть капельку бальзама из своего света. Сносное и закричит при виде чужой неисцелимую муки, принимая ее как свою собственную. Не пройдет и не оправдает ничем ни одной обиды и терзания человеческого,поднимет руку в проклятии: чтобы остановить зверство. Порадуется, заглядывая в бедные окна и видя, как в тихой семье целуются родители и дети их: с чистой нежностью в чувствах друг к другу; может, и не всегда высказанным.

Встали мать, встали и папочка:

где ластовенятко?

А я здесь, в саду, на скамейке,

где цветки-ласкавці.

Это не сентиментализм (его можно узнать из подделок под сердечность),- нет, это как раз сама сердечность: без нее не бывает лирики.

Воспето давний склад жизни в простой семье - в белой хатке и в земледельческой общине; тогда держались исконной правды, против обид и всякого горя.

Где берегли ее свет, люди проходили возраст праведно, відчуваючії Царство Божье в самих себе.

Отсвет этого возрастного жизни нашей людности, с правдой Христовой в груди, наполняет лиризм раннего Тычины и дает духовную силу для живописного языка.

Стою. Молюсь. Так тихо-тихо везде,-

как перед образом Мадонны.

Лишь от жилищ плывут сухожилия, обнявшись,

звони.-

Узоры слез.

(«Цветочный луг»)

Здесь говорят с Богом.

Здесь Ему скажу -

(кто-то заплакал за порогом) -

с херувимами служу...

(«В собор» И. 1917)

Кто-то на западе жертву принес

(«Там тополя»)

Господь идет! - подумал где-полынь

(«Еще птички»)

Из глубокой-глубокой Древности причаливают

лодки золотые.

...С крестом,

облученный,

милостью Божьей в сердце ранен,

выходит Андрей Первозванный.

И Благословенны будьте, горы, и ты, рико мутная!

И засмеялись горы,

зазеленели...

Над сивоусими небесными полями Бог проходит.

Бог сеет.

Падают

зерна

хрустальной музыки.

Из глубин Вечности падают зерна

в душу.

И там, в храме души,

над которым в недосягаемой вышине вьются

голуби-молитвы, там в повнозгучнім храме аккордами расцветают,

надхненими, как глаза предков.

(«Золотой гомон», 1918)

Выражений благочестия!, даже без прямого указания из круга церковных представлений,- много в Павла Тычины. Вероятно, повлияли семейные воспоминания и обучения в духовной семинарии.

Однако не в самых лирических рисунках, близких к іконности, оказалась глубочайшая вера молодого Тичини. ее исходные выражения - в самом светлом духе милосердия и в чисто евангельском образе мира и человека, в характере изображения природы с его світленням и мерами, с виливними построениями - близко к «Апокалипсису» («И являвсь мне Господь в громе бури и роси...»); с особой антагоністичністю вселенских сил света и тьмы, с херувимами, Богоматерью, апостолами, а против них - с появлением зверя и змея: все близкое к образности Нового Завета. Здесь первопочаток для вершинной поэтики раннего Тичининого символизма.

Именно представление о «солнечные клярнети» составляет как бы «перетвір» с пресветлого ласковости! небесного дня, что окружает в Евангелии образ Иисуса Христа.

Как писал один выдающийся исследователь, в этом образе большое сходство до солнца: в постоянной ясности и животворчій теплоте, с неиссякаемой щедростью его лучей.

Представление о «солнечные клярнети», нам кажется, получилось намного сияния, взятого от надсвітнього ореола вокруг образа Христа и перекомпонованого в світляну аллегорию вселенского

гармонического строя.

В ведущем стихи, что дал название самой сборки, это производное представление уже ставится против религиозных виображень («... не Голубь-Дух»). Только некоторые приметы сохранен, скажім - «тьмы творческой хитон и благовестные руки».

Нет полной новости! ~ так происходило во времена ренессанса на Западе: где отходили от Бога, его образ в воображении временем розточувався светом на весь світотвір.

Можно догадываться о потерянном - высокий, с музыкальной патетикой, космос веры молодого лирика.

ее пламя в душе Тычины, хоть при отступлении и даже полном отходе от религии, не могло вгаснути сразу. Давало силу для выдающейся лирики, пока пропало - от ґвалтовного и заморозливого дуновения с новопринятой материалистической доктрины.

Открывалась когда душа человека в своей действительности как универсум, богаче и чудесніший, чем вся видимая вселенная; открывалась в жизни своем, совершенно отличном от всего, что известно о «стихии* земли! - в жизни: феноменально текучему, будто от тончайшей незримой огненності непочислимими свіченнями, порывами, взрывами, течениями в переходности их, все время связанных, при их росте и упадке, возникновении и погасанні; и большими И постоянными силами, как - мелкими найрізнородніиюго характера и довгочасності. С унаследованными и новоз'явленими: сугубо личными. С строениями в неспоглядимих измерениях, от надзоряности мечты до низов проклятого підсвіття в человеке. Со святостью детей Бога, созданных по его образу и подіб'я, не намного худших от ангелов, и вплоть до звіроподібності и и демоніяцтва. С могутностями разных рядов - мысли, воображения, воли, чувства: при удивительных закономерностях для каждой сферы, особенно в творческой способности познания и в художественных достижениях. С большими мощностями окрыленной души - в ее вере, в ее любви, способности к пожертвования, благородной деятельности, искупления и молитвы, очищения от грехов, поступами в моральном самосовершенствовании. С особой и тайной сферой сердца. С непояснимими способностями для сверхъестественных явлений, теперь общепризнанных даже и в странах официального безверия.

Оказалось: душа человеческая какими-то тайными и необычными силами, существенными для богоподобного образа и бессмертной природы,- совсем не связана с какими основаниями и обстоятельствами матеріяльного мира и никак не зависит от них.

В колосалітеті клясичної творчества оказалась загадочная сила: проникать віддзеркаленнями так глубоко в жизнь, прежде всего в духовной жизни людей, что потом веками открывают все новые відсвітні стороны, не известные до сих пор.

Жизнь души виобразилося, будто неозориме дерево с разнообразными множествами ветки, цветка, плода, явлений освещения: в мощных, с грозностью, и изящных до лепестковой делікатности, чувственных тонах и в бесчисленных рядах красок и звучаний, с ними связанных.

Здесь - отдельная вселенная, близкий к Творцу, прежде всего в голосе совести, в незнищимій потребности и способности веры, в молитве, порятунках ближнего, сердечности добрых людей, жажде правды и справедливости.

Но в новейшее время распространились научнообразные понимать: что жизнь души зависит непременно от матеріяльности, в выражении ее через «базу» производственных отношений или через плотские вожделения.

Бывший учитель Тычины, мудрейший из наших мыслителей, Сковорода, писал о материалистический мировоззрение и знания при нем: «Бис по-эллински - daimonion, значит - ведение, знание, подлое помислення, стихийное понимание, внизу гадов, не прозираюче в Божьи стихии, виконуюче выполнения. Это - родное ідолошановання, не видеть в мире ничего, кроме стихий; это есть начало всякого зла, и вина, и конец, как отказывает Соломон». Кое-где, с точки зрения «внизу пресмыкающегося» миропонимания, пытаются «объяснить» одухотворенную сферу «Солнечных клярнетів», исполненную символістичности из веков веры - для освещения самых интимных проявлений душевной жизни: «объяснить» сразу и до конца, как развенчивают и показывают сложное оптическое принадлежности или швайцарськнй часы.

При этом - такая уверенность, будто вне сложенными, в соответствии с «методологией», формулками - уже ни листочка от веток истины не осталось.

А собственно «клярнетизм» Тычины ii до сих пор не исследован: как лирически-философская концепция.

Уже проблема правдоискание в ней, как извечная проблема душевной жизни, з'являє поле для разборок.

Нет просто «клясових» ключей к ней; ибо почему так много убежденных коммунистов: мировоззренческих марксистов, ленинцев, даже «культовців» или других советских авторов, в частности - реабилитированных, писали вопреки официальной догме и тенденции, и предпочитали скорее погибнуть, чем отказаться от правды своего изображения жизни. А в наши годы - скажім, трагическая правда комсомольца Симоненко. Как и в противоположных состояниях: например, монархист Достоєвськнй когда выполнил такие глубинные анализы душевной жизни людей и общественного быта, которые надолго опередили его время и оказались ревеляційними для психологии как науки, и пророческими для исторических событий. Одновременно революционные писатели, как Чернышевский, осторожно говоря, пасли задних в искусстве слова, после Достоевского. Потому искания глубочайшей правды в искусстве - это прежде всего этическая сторона духовной жизни человека; в европейской литературе она сложилась под влиянием христианства с моего всепроникающими истинами, крупнейшими и самыми святыми из всех, известных человечеству в его истории.

Правдоискание Тычины, вместе со стремлениями к высокой совершенства! в лирике, поддерживалось среди окружения, что с ним был пов'язанний поэт. Трудно найти разгадку каждой из тайн творчества - без доброго внимания для такого окружения и духовной атмосферы в нем, не меньше нужной для сердца поэта, чем воздух, тепло и свет цветущему растению. Это - неоцінитна драгоценность: понимания дружеское и глубокое, братское тепло, поддержка в разбитый время, при напасти или в трудностях, при упадке и незваженості, заохота и помощь при свершениях; спочуття и соучастие в вершинному развитии, в новом развитии - против тяжелой силы чужости и непонимание вокруг, равнодушия и глумливої мести за нововідкривані дороги в завтрашний день. Окружение с природной интеллигентностью, богато сокровищами культуры и душевными приметам изящных, спочутливих и любящих натур с изысканными вкусами художественными было для Шеста: начиная от его братьев, а далее - в духовной семинарии и Коммерческом институте, где учился; также в кружке при Коцюбинском и в капелле Стеценко; в кругах черниговского и киевского просвещенного гражданства, среди художников, музыкантов, известных ученых, общественных деятелей.

В отдельных средах, культурный быт в Киеве и еще некоторых городах был на уровне всех течений, которые волновали ум и сердце художников в Париже, Вене или Петербурге. Еще не выросла новая варварская стена для изоляции от культурного Мероприятия.

Можно было посещать его художественные центры, видеть новые картины на выставках, выписывать все книжные новинки, журналы и газеты. Вся скарбність Запада, «страны святых чудес» была открыта для многих из интеллигенции, увлеченно изучали ее.

И прямой шаг - в ближайшем направлении, через родные нивы: от загадочной, с жаріючими образами, степных эпики «Слова о полку Игореве» (преобразованной в поэме «Плач Ярославны»), через богатство песен старины и дум (в Тычины потребление: о «трех ветров»); через духовную поэзию «Богогласника» (сравнить: «Сотворение мира»); за науку в созерцании мира - при могущества аналізуючої мысли и при иносказательности пречудесного личного барокко в Сковороды; через возрожденную поэзию правды народной - в Котляревского, Пузыны, Боровиковского, Гребенки, и прежде всего через книгу, можно сказать, домостроителя нашей новой поэзии Тараса Шевченко; как потом, через сніцарську лирику Щоголєва; а уж что говорить о стихах Кулиша, Грабовского, Леси украинки, Франка: сопроводили на пути к истокам - и в гражданской, и в интимной лирике. Крымский приблизил образцы восточной елегійності! и примером подтолкнул к изучению ориентальных языков и литератур. Наиболее родниковой стала для Тычины эстетика в новелле Коцюбинского. Спізналися модернистские стихи: Олеся, Пачовського, Філянського.

Не осмотреть всего, что изведаны в поэтической судьбы Павла Тычины: от Алкеевого стихотворению и Гафізового - до новейшего развития.

Тычина-«клярнетист», возможно, был величайший лирик мира в свои «клясичні» годы (1914-1924).

Он синтезировал художественный опыт мировой литературы - вінечними з'явами совершенства!, с полной гармоничностью всех мер внешней и внутренней формности, с неизвестной дотоле красотой метафорического высказывания: и в его духовном рисунке, и в языковом звучании, поднеся душевные сокровища украинского народа - на вселенский світлокруг життьовий.

Для чего Бог призвал этого человека в мир? - для усправедливлення; хоть потом этот человек разрушился правдой, но призвание наполнил впереди.

Язык каждого народа должна развиться до наивысшего жизни: для прославления Творца, для выражения любви к нему и к ближним, как и для всякого доброго життьового потребления. С ней поэзия должна состоянии при сердцах, чтобы очистительной силой готовить их светлицами Божьего пребывания в людях.

Но хищная сила імперіяльної обиды в царской России пренебрегла язык украинский и удержало от полного расцвета. Тогда совершилось посланничество Шевченко; он сам-один наверстал, вызванные злом, недоймитки языка; ее, поэтическую, развил с большей силой и красотой и душевными богатствами, чем поэзия языка, что ею гордились обидчики.

То же призначилося через полвека в призвания - для Шеста; и он наполнил.

Может, вечно должен звучать над его могилой «Реквием» Берлиоза: выразить найгорючішу печаль при потере посланного на усправедливлення, и гіркущий сожалению - по его судьбу гения, так рано и так безжалостно замученного духовно: в підсвітній «культособній» каторге ума и чувства.

Вечная память! Забыть все горечи при этой могиле; забыть обиды на время,- пусть сами наиболее дороги лилии, обрызганные росой, покладуться на черноту могилы: скажут немым цветом своим все от Народа Украины: вместе от братьев и сестер, что в ней и что - далеко от нее, в мирах.

24.ІХ.1967

Василий БАРКА