Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЕВГЕНИЙ ГУЦАЛО
Евгений Гуцало - неординарная личность украинской культуры

Гуцало Евгений Филиппович, 1937-95, рус. прозаик, поэт-шестидесятник; открыл новые возможности слова, связанные с настроением, пейзажем, химерією; реалистична в своей основе проза Г. одновременно отрицает т.н. соцреалистической тенденцию; сборники рассказов Пролетели кони, Платок шелка зеленого, повести, романы Мертвая зона, Одолженный человек, поэзии; Шевченковская премия 1985.

В период хрущевской оттепели сформировалось новое поколение молодежи - так называемые шестидесятники, которые пытались что-то изменить в общественной и культурной жизни советского общества. Среди украинских шестидесятников можно назвать - Лину Костенко, Василия Симоненко, Иван Драч, Николай Вингранский, Евгений Гуцало...

После короткого периода их деятельности власть стала преследовать их. Одних заставили замолчать, других арестовали и сослали. Все они выступали против русификаторской политики коммунистической партии, против насилия над творческой интеллигенцией, против нарушения прав человека. В большинстве случаев методы борьбы у них были легальные - петиции, протесты, демонстрации. Но наряду с этим были и нелегальные - подпольное издание политической литературы (так называемый самиздат, организация забастовок, создания нелегальных политических организаций. В самиздате публиковались очень актуальные материалы, которые относились к политике русификации, преследовании деятелей культуры и искусства. Украинские диссиденты не замыкались только в украинских проблемах. Они обсуждали дискриминацию евреев, крымских татар, осуждали советскую оккупацию Чехословакии в 1968 году.

В 1963 году первым секретарем ЦК КПУ стал Петр Шелест (1963 - 1972), что пытался защищать экономические интересы УССР. При нем были сделаны некоторые попытки разширити употребление украинского языка в вузах. 14 октября 1964 года был отстранен от власти Никита Хрущев. На его место пришел Леонид Брежнев. Именно при нем развернули во всю силу свою деятельность украинские диссиденты. В середине 1970 - х годов СССР подписало Хельсінські соглашения, в которых СССР чисто декларативно обещал соблюдать права человека. В ответ на это на Украине была создана Украинская Хельсінская Группа (УХГ), стала наблюдать за выполнением этих соглашений, или, скорее их невыполнением. Они собирали доказательства нарушения прав человека в СССР и на Украине в частности. Эти доказательства они направляли в ООН, другие международные организации. Против них власть применяла жестокие репрессии были арестованы и осуждены Руденко, Тихий, Лукьяненко, Матусевич и Маринович. Они провели долгие годы в лагерях. Но вскоре в УХГ вступили новые члены: Юрий Литвин, Петр и Василий Сичко, Ярослав Лесив, Виталий Калиниченко, Василий Стус, Вячеслав Черновил, Зенон Красивский, Юрий Шухевич, Данило Шумук и многие другие. Большая часть их была впоследствии арестована и сослана. Некоторые под давлением властей покинули страну и с 1980 года в Нью - Йорке начинает издаваться сборник "Весник репрессий на Украине".

Продолжались преследования греко - католической и католической церкви на Украине, а также различные религиозные секты - баптисты, свидетели Иеговы, евангелисты. Преследовались евреи и немцы, желавшие уехать на свою историческую родину.

Можно по-разному подходить к творчеству Евгения Гуцула: можно им восхищаться, можно ее не понимать, можно ее просто не замечать. Но последняя - для тех, кому безразличны не только химерія, но и мечта, фантазия.

Поэзия Евгения Гуцало - это в какой-то мере протест против окружающего общества. Принадлежа к поэтов-шестидесятников, Евгений Гуцул так или иначе не мог оставаться серым человечком, “совком” в советском хаосе. Он изобрел способ метамерфозувати свое жизненное пространство через творчество. Он просто взял и создал новое измерение. Для самого себя, для своих читателей. Только так он мог избежать того затхлого воздуха советских будней, насыщенных ложью, изменами, шаблонности, покорности и пролетарской тупости.

Он был одним из тех, которые выбрали не продажную славу, лесть и материальные достояния путем лжи, молчания, закрывание глаз на действительность. Он выбрал слово. Правдивое, болезненный, подсознательное...

Е.гуцало жил среди коммунистического хаоса, постоянного прессинга системы, кровавой идеологии, поэтому не удивительно, что он отправился в мир химер, иллюзий. Пряча под метаморфозами болезненные мысли, Евгений Гуцало не столько боялся сказать вслух свои взгляды, сколько пытался создать другой мир, до которого не смогут проникнуть низькочолі бюрократы, серые чиновники и исполнители из министерств, пусть и культуры.

Евгению Гуцалу хотелось дышать полной грудью, хотелось чувствовать за спиной крылья, а не взгляд работников КГБ. И это не могло не повлиять на то, что его годами, десятилетиями замалчивали, травили, ссылали. Не пускали до широкой общественности.

Только благодаря настойчивости, творческой злобы, ему удавалось выходить к читателю через страницы самиздата.

Евгению удалось создать свой мир, где все проникнуты настроением, чистым движением души. Он создал мир без штампа, без колючей проволоки и измен.

Несколько позже, потерпев серьезный травли, Евгений Гуцал направился к прозе, но не в жизненной прозы. Он продолжал творить и во времена 80-ых, когда уже начинало просвещаться будущее Украины. Евгений Гуцало никогда не любил высоких трибун, но его слово, так или иначе звучало свысока, потому что дух его был намного выше, от духа многих художников советского времени. И не удивительно, что в 1985 году Евгений Гуцало за свое творчество получил высшую награду Украины - Шевченковскую премию.

Талант не мог так долго оставаться без своего лица.

Если подходить к творчеству Є.Гуцала с сегодняшнего дня, то можно найти в его работах не только созданный мир, который отличался от страшных реалий советского времени, но и мир, который наполнен светлыми чувствами, самыми лучшими сторонами человеческого характера. Поэтический мир Евгения Гуцало - это поток ощущений, это река мыслей, позитива, который рождается в стремлении к высокому, чистому, оторванного от земных проблем.

Кроме поэзии Евгений Гуцало был еще и исследователем. Находясь в ссылке, он исследовал историю, культуру русского народа. Свои мысли и наблюдения он изложил в публицистическом труде “Ментальность ясыря”. Книга увидела свет только после смерти автора, строки этой книги могут многим не понравиться. Автор не завывал своих мыслей в бумажке, говорил то, что думал.

Книга публицистическая, и то остро, тон ее резок и порой на грани (а порой и за гранью) оскорбления и грубости. Россия Гуцалові не нравится, и не только в каком-то одном измерении. В России неладно все. Она имеет мерзкую современность и бандитское прошлое, она строилась исключительно навальным ужасом ордынского погрома, а вся русская культура, включая всяческими Ломоносовими, Державіними, Пушкіними, Чаадаєвими, Достоевскими, Блоками и кем там еще - бесстыдное подстрекательство к такого погрома и циничное его оправдания. Словом, Россия - это не просто империя, одна из многих, которым можно поставить в вину такие же претензии, а Империя Зла, где все является квинтэссенцией - и империя, и зло, царство Содомське (это для Гуцало не просто метафора, увидим дальше). Но Россия, согласитесь, не всегда была империей, а Восточная Европа не всегда - Россией. Итак, когда все эти проблемы появились? На этот вопрос вроде и ищет ответы автор, правда, подавая ее не логичным итогом разговора, а в начале текста, как констатацию.

Все дело в ментальности, той специфической российской ментальности, что есть причина и корень зла. Русские - ’все воры, русские - подряд пьяницы, а может еще и хуже, россияне - разбойники и бандиты. И все это не приобретенные дурные привычки, а следствие и проявление национального характера, - ментальности, в том специфическом значении этого слова, которого оно от определенного времени вступило в квази-интеллигентских теревенях и которое так сильно отличается от своего академического первоисточника. ’Судьба отдельного человека мало чем отличается от судьбы отдельного народа, и взаимозависимость здесь есть всегда, а не только какую-то эпоху, или только в силу определенных обстоятельств. Отдельный представитель этноса наделен нравом, которой наделены все другие индивидуальные представители этого этноса, а в своей совокупности они и создают творческую характер этноса, что передается из века в век, из поколения в поколение с фатальной закодованістю. Национальный характер, или, как мы теперь стали говорить, менталитет’. Итак, неумолимая судьба: обозвал Иоанн Грозный своего подданного вором, следовательно - ’все воры’, а если все есть Untermensch'ами, например, в XVI веке, то и во всех последующих и предыдущих веках. Между Московией Иоанна Грозного, Российской империей Петра, Советским Союзом и нынешней Россией нет никакой разницы, это разные ипостаси той же самой таки орды, потому неизменное ее ментальность. Все беды Восточной Европы и значительной части Азии начались с тех пор, как в лесах над Волгой и Окой родился этот небольшой, но уже в момент рождения в источнике своем испорченный народ - московиты. Но как им удалось, пусть даже и вооруженными такой ментальностью, натворить столько бед?

Дипломат Священной Римской империи Сигизмунд Герберштейн в своей книге ’Записки о Московии’ отметил, что испорченность новгородцев обусловлена ’московской заразой’. ’...Если зараза, то она и заразная, - подхватывает Евгений Гуцало. - Эта московская зараза - тотальная, эта зараза составляла и составляет весьма характерную доминанту государственного устройства, без нее устройство в России немыслим и по сегодняшний день’. Бациллы этой инфекционной болезни и разносит Россия вокруг себя. Итак, русский национальный характер - заразная болезнь, что ею пытаются инфицировать окружающих, однако, какая болезнь? Россияне утверждают, что умеют любить, и именно здесь источник порока (Россия, помним, ’Содом и Гоморра’!): любовь россиян однополая по своей сути. Ну что же, взрослые люди, можем говорить и о такой черте неизменного веками менталитета. Эта мысль, с которой я не решаюсь полемизировать, и которая для вестернізованішого публициста могла бы вообще стать стержнем всей книги, интересна в контексте украинского дискурса, еще не привыкшего к таким откровениям, только как лишний повод демонизировать предмет разговора.

Именно это, похоже, и было главной задачей книги. Создать образ России как чего-то максимально ’чужого’, абсолютно враждебного края песоголовцев и андрофагів. Историкам и этнографом хорошо известен этот феномен самого элементарного и найархаїчнішого способа моделирования так называемых культурных образов соседа. Но так же хорошо известно, что построение такого образа происходит не путем рационального познания настоящих особенностей соседа, а путем иррационального проектирование на него уже известных из собственного, домашнего опыта грехов и пороков. Словом, такой образ ’чужого’ является тем, что человек боится увидеть в зеркале.

Россия, оказывается, все еще не превратилась в украинской мысли на реальную страну, с местом на карте и точными географическими координатами. Это все что Гог и Магог пророка Иезекииля, нечистые народы Откровение Мефодия Патарского, и сама страшная орда, которая выйдет однажды из Тартара, чтобы поглотить христианский мир.

Сделаем мысленный эксперимент и на волну согласимся с автором. Пусть даже все, что он написал, святая правда. Ну и что к тому украинцам и Украине? Проблемы российской государственности и невзгоды русской истории, вызванные свойственной однополом любви инфекционной болезнью, согласитесь, является проблемой россиян. Не настолько же мы самоуверенны, чтобы думать, будто российские болезни можно вылечить на расстоянии.

Но в том-то и дело, что эта книга на самом деле совсем не про Россию, безразлично, понимал это автор, или нет. Она - про дела украинские, хотя, на удивление, Украина, украинские обиды от России в тексте не упомянуты ни словом. И это очень симптоматично. Конечно, хорошему писателю, интеллектуалу некрасиво, неприлично быть ксенофобом и расистом, даже, если у него душа болит за Украину. Но проблема глубже: Гуцалова книжка свидетельствует, что и до сих пор мера любви и преданности Украины (то есть то, что обычно считается ’украинскостью’) определяется по мере не-любви к России.

В одном из своих рассказов 1985 года Евгений Гуцало писал: «Прожитая жизнь - это как большое государство, которое существует по определенным законам, а мы в этом государстве присутствуют разве что благодаря памяти, которая также подвластна определенным своеобразным законам. Усилиями памяти мы пытаемся реставрировать прошлое, близкое или далекое, и, возобновив с большей или меньшей плотской убедительностью, пытаемся убедить себя, что прожита жизнь не выдумка или миф, что оно - такая же объективная реальность, как и день нынешний».

Можно не соглашаться со взглядами Евгения Гуцало, но никак нельзя отвергать его выдающейся, неординардинарної роли в украинской культуре.

В 1998 году состоялось открытие мемориальной доски на доме № 3, что на улице Суворова, где жил и работал писатель (на снимке), - это узелок на память поколениям грядущим и нынешним, натолкнувшись на который, может и не один с интересом прочитает то сборник его стихов, то ли что-то из его богатого новелістичного доработку.

После удачного творческого дебюта в 60-х годах, когда Евгений Гуцало напечатал несколько чрезвычайно поэтических новелл, его сразу заметили и приняли к сонму маститых. Поэтому судьба Гуцало состояла как и в большинстве «легализованных» писателей: его много издавали, однако... все меньше читали. Поэтому открытием мемориальной доски сделано большое и важное дело, ведь не у одного прохожего, случайно бросит на нее глазом, возникнет вопрос: «Гуцало? А кто это?»

Напоследок, поэзия Є.Гуцала.

Древо поэзии под небеса вырастает,
сколько птиц над этим древом всегда пролетает:
голую-синяк, Голубь сизый. И вяхирь-голубь.
Винно-розовые в припутня грудь и зоб.

Древо поэзии - дерево родного края,
сколько птиц в ветвях его всегда поет:
дятел зеленый. И дятел пестрый. И седой.
Дятел трехпалый. Сирийский. Да еще и белоспинный.

Древо поэзии - под голубым небосводом,
сколько птиц на верхах его гнезда свивает:
дрозд-свиристели. Чорногрудий. Певчий. И черный.
И чикотень-дрозд. И дрозд белобровый проворний.

Древо поэзии - всегда его наслухаю,
ибо ни ночью, ни днем древо не затихает:
голосом ремеза. Сорокопута. Синицы.
Ласточки. Славки. Оляпки. И другой птицы.

Древо поэзии - небо вверху неокрає
из омута лазури каждый день к нам обращается:
жайвором серым. Малым. Полевым. И чубатим.
Жайвором черным. И жайвором также рогатым.

Древо поэзии - сколько ты знаешь и знало,
сколько тебе исповедуется и сповідалось:
Пугач. Сова ястребиная. И сыч мохнатый.
Сыч домовый. Козодой. Также кукушка хохлатая.

Древо поэзии-ты в небеса достигаешь,
где в будущее из прошлого перелетают:
чернь белобока. Сорока. И стриж-серпокрилець.
Чирок-трескунок. Пустельга. Птицы без крыльев.

Древо поэзии - дерево родного края,
сколько птиц в ветвях твоим всегда поет!
Те прилетают... Те ирия не возвращают...
Древо поет в веках, древо не замолкает...