Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЕВГЕНИЙ ГУЦАЛО
Тренинг эмпатии по “малой” прозой Евгения Гуцало

Воспримут, и как именно, современные дети немного романтические произведения Евгения Гуцало? Они реалисты. Сильными эмоциями их не шокируешь. Дешевое телевизионное меню предлагает жестокость и цинизм. Улица тоже учит “настоящей” жизни. Способны ли дети, перенасыщены впечатлениями и информацией, проявлять эмпатию? Остается ли в них хорошо естество? Какие ощущения вызывает чужая беда? Или свойственное им соболезнования, проникаются чужой болью? Ведь на самом деле именно это требуется от читателя. Данная разработка - попытка развития эмпатии у подростков средствами художественного слова на основе творчества Евгения Гуцала.

С “малой” прозой Евгения Гуцало ученики знакомятся в пятом и восьмом классах: это рассказ “Лось” и “Кто ты”. Похожей по мотивам и проблемами есть сборник рассказов “Дети Чернобыля”. Тема чернобыльского детства и до сих пор пульсирующая, а сборник дидактически выразительная, поэтому не лишне было бы пятиклассникам познакомиться с ней поближе на уроках внеклассного чтения. Программа подает только рассказ “Лось”, однако проблематика этого рассказа более глубоко осознается в контексте целого сборника. Лейтмотив поиска гармонии с природой, обвинительный приговор взрослому миру за нарушение этой гармонии, обнаженная экспрессия чувств присущи целой сборке. Девственность природы ґвалтовно уничтожена взрослым человеком, но еще девственницей, неиспорченной, как мы привыкли говорить, остается детская душа. Она не хочет, просто не может приспособиться к бешеных постулатов техномира. Детская любовь: к животным, к семье, к природе и, наконец, первое преданное чувство к больной девочки воспринимается обостренно, несколько гиперболизированы на фоне общей трагедии.

События сборки происходят после Чернобыльской катастрофы. Сознание людей еще не перебудувалась настолько, чтобы жить в післяатомний период. Всеобщий хаос: переселение, болезни, смерти. Дети тонко чувствуют это, не понимая и страдая.

Задача учителя на уроке обсуждение сборки, согласно сказанному выше, - достучаться до закоулков ученических душ, где живет сострадание и чуткость, заставить почувствовать ответственность за все, что творится в мире, в ходе диспута формулировать собственное мнение, аргументировать и защищать ее. Урок развивать эстетическое понимание красоты, как внешней, так и внутренней, которая удачно передается автором в поступках, мыслях героев, в описаниях и портретах. Дети ознайомлюватимуться с понятием подтекста, учиться читать между строк. Особого внимания учеников заслуживает мостика, колоритная художественная деталь Евгения Гуцало, что часто несет в себе всю смысловую нагрузку образа.

Символику урока и музыкальное оформление учитель и ученики выбирают на свое усмотрение. Поскольку наиболее экспрессивным есть рассказ “Чернобыльская девушка Калина”, то символом урока может быть букет из гроздей калины или рисунок . Можно поручить ученику нарисовать девушку-калину в ожерелье. Для создания эмоционального фона подойдет классическая или современная музыка, побуждает к размышлениям.

И. В коротком вступительном слове учитель намечает тему и проблематику урока: гармония ребенка и природы, любовь к животным и воспитание отзывчивого человека в окружении природы (в сборнике рассказов Евгения Гуцало “Дети Чернобыля”). Учитель и ученики делятся общими впечатлениями от прочитанного. Или интересна книга? Можно сказать, что книга о любви? Почему? Кого любят герои? Гриша - Пальму, Любомир - Калину, Коля - бабу Оришку, Марьяна - брата Василия, который погиб в Чернобыле, Савва-Савка - собаку Волка). На чрезвычайные поступки взвешиваются герои ради тех, кого любят? (Коля имитирует зозулю, Савва-Савка идет на Рудню искать собаку, Марьяна планирует родить мальчика, похожего на брата).

II. В начале урока учитель проводит краткий блиц-викторину по тексту. Такая викторина настроит на рабочий лад, позволит избавиться от долгого “раскачивания”, кое подчеркнуть узловые моменты текста. Об этом следует предупредить учеников заранее, подчеркнуть, чтобы внимательно читали рассказ. (Кроме того, это заинтересует пятиклассников до прочтения книги). В конце соревнования нужно обязательно наградить победителей. Соревнование проводится в быстром темпе, вопросы короткие и лаконичные.

1. Какие раны замазывали на березах Грицко и Пальма? (Дюромахи).

2. Птицу Гриша встретил в лесу? (Сову).

3. На кого был похож дед Кирилл? (На лягушку).

4. Какой куст рос на дворе у Любомира? (Калина).

5. Как называла Любомирова иметь соседскую девочку? (Невісточкою).

6. Что подарила Любомирова иметь Калине? (Голубую косынку).

7. Что попросил Гриша в рыбаки? (Спички).

8. Кого хотел показать на плесе Любомир Калине? (Лебедей).

9. Какую песню сыча путают с детским плачем? (Свадебное).

10. Кого встретил Савва-Савка по дороге на Рудню? (Ворону).

11. На что было похоже волосы у Савки-Савки? (На виниччя).

12. Кому пытался помочь Савва-Савка? (Зайцу).

13. Что Миколчині родители поручили бабе Оришці приготовить на обед? (Вареники).

14. Каким словом обидела Колю деревенская девушка? (Переселенец).

15. Чем потчевала Марьяна свою невестку? (Варениками).

16. Кем по профессии была Анна Михайловна? (Учительницей физики).

17. Куда повела Катю тетя Анисья? (В село).

18. Кого ждала в гости Катя? (Лося).

19. С кем жила Катя? (С дедом Ильком).

III. Евгений Гуцало - мастер красноречивого описания. Учитель предлагает ребятам игру „Угадай героя”, зачитывает описания персонажей, не называя их. Ученики угадывают, кого описано, и пытаются объяснить, почему приведенные описания красноречивы? (Так сообщают читателю не только о внешности, а о характере персонажа)

Описание Пальмы (“Бешеный чернобыльский пес”)

“Рыжая, патлата, все время отклоняет веселую, с разинутой пастью морду в сторону, чтобы лучше смотреть вперед здоровым правым глазом, хвост предупредительно-покорно опущены к земле. А что прихрамывает на заднюю лапу, то движется вприпрыжку, позвоночник прогибается книзу .”.

Не смотря на натуралистический описание увечья Пальмы (Пальма самом деле выглядит жалко), мы испытываем приязнь к собаке.

- Дети, закройте глаза, представьте персонаж произведения и скажите, Пальма красивая собака? Здоровая? (Нет, она калека .).

- Но вы чувствуете отвращение к Пальме? Почему не чувствуете? Какое слово в описании Пальмы вам больше всего нравится? Узнаем ли мы из описания о характере Пальмы? (Да, она веселая).

Учитель помогает ученикам отыскать слово “веселую”, растолковывает, что именно с этого словечка видно жизнерадостный характер Пальмы.

- А еще скажите, когда собака “предупредительно-покорно” опускает хвост? (Учащиеся вспоминают уличных собак с опущенными хвостами, потому что они ждут удара, и своих домашних питомцев, которые безопасно подходят к человеку. Итак, жизнь Пальму не жалели).

Описание кукушку (“Кукушка”)

“Горло у птички и грудь серые. На темно-бурых крыльях видны белые пятна. На белом брюхе поперечные полосы .”

- Ученики, вы узнали зозулю, молодцы. А узнаете ли вы ее в лесу? Коля сразу ее узнал. То он хорошо знает лес? (Учитель демонстрирует ученикам рисунок кукушки и предлагает сравнить с описанием).

- Есть ли на рисунке белые пятна, поперечные полосы?

Ученики с помощью учителя делают вывод, что описание кукушки очень точный, соответствует ее настоящему изображению.

Описание вороны (“Рудня”)

“ . и не думает взлетать, крылья у нее тяжело обвисла . затянутые серой паволокою глаза, в розтуленому клюве посмикується язык . Что с (вороной)? Почему не могу взлететь? Почему не боится человека?”

- Дети, то что же с вороной? Почему она такая? От чего ворона больна?

С помощью учителя дети пытаются понять разницу между описаниями двух птиц и делают вывод. Что описание кукушки эмоционально нейтральный, а описание вороны эмоционально окрашен: тревожный, печальный.

Описание лося (“Лось”)

“ . поднялся, теперь его фигура четко вырисовывалась в предрассветных сумерках. Это был крупный зверь с широкой грудью, которые легко здималися ед дыхания. Его рога напоминали осенний низкорослый куст, с которого обнесло листья”.

- На что похожи рога у лося? Давайте представим себе, что в лесу увидели такой замечательный “куст”. Действительно ли рога у лося похожи на куст? (Учитель демонстрирует два рисунки куста и лося. Ученики ищут сходство .)

- Дети, а какие у лося будут глаза: добрые спокойные, испуганные, печальные? Почему?

Портреты людей тоже четкие и выразительные.

Учитель спрашивает портреты деда Кирилла (“Бешеный чернобыльский собака”) и Савки-Савки (“Рудня”).

“ .схожий на побурілого куста, который долго пролежал в драговинні, и руки и ноги деда - языков корчумаки, и лицо лягушачью, с лягушачьими глазами и лягушачьим ртом.”

Портрет деда откровенно негативный. Чтобы обратить внимание учащихся на точную художественную деталь, учитель снова задает несколько наводящих вопросов.

- Почему автор сравнивает деда с лягушкой? С побурілим корягой? Можете ли вы сказать, как именно автор относится к деду? На что похожи деду руки? ( На корчумаки) Или, по вашему мнению, автор демонстрирует с помощью портрета отношение Гриши к деду? А свое отношение?

- А что такое корчумака? ( Дети отвечают, как кто представляет это слово.) А кто хочет нарисовать корчумаку? Один ученик идет к доске и рисует сухую ветку. Затем другой учитель предлагает дорисовать рисунок так, чтобы получилась рука, или на другой части доски нарисовать руку старика. Ученики замечают, что сухая ветка действительно похожа на руку.

- Дети, как вы думаете, если бы дед был хорошим (если бы нравился мальчику), или сравнивал бы автор его руки с корчумаками? А с чем? Подберите синонимы к словосочетанию ”переплетенные ветви”, проследите, который синоним эмоционально окрашен, а который нет.

Чтобы представить себе Савку-Савку (“Рудня”), надо знать, как растет виниччя.

“ . нос курносый, лицо в веснушках, уши торчат, а хохлатая голова смахивает на пышное зеленое виниччя, под которым горят живым огнем сообразительные, в рыжую крапинку глаза”.

Или опрятный мальчик Савва-Савка? Из чего это видно? Конечно, не очень. Волосы как виниччя. Следовательно, оно светло-русые (рыжие), „стрепіхате”, непослушные, торчат в разные стороны и развевается на ветру. Но автору не нужны все эти слова, достаточно лишь сравнение “как пышное зеленое виниччя”.

Ученики, найдите предложение, которое указывает на неусидчивость мальчика. (“ . горят живым огнем сообразительные . глаза”). Или на самом деле глаза у Савки-Савки горят? Конечно, нет. Ученики объясняют, что Савкины глаза излучают постоянную готовность в каждый миг что-то придумать.

Дети делают вывод, что лучше представить внешний вид персонажа помогают сравнения: куст - рога, коряга - фигура деда, корчумаки - руки, виниччя - волосы . Таким образом ученики учатся улавливать и отслеживать авторские ассоциативные связи, оценивать их оригинальность, чтобы в перспективе самым метафоризувати собственно речь, создавать собственные художественные смыслы. Такие игровые упражнения развивают ассоциативное воображение ребенка, пока обедненную наивным реализмом. Подобного плана игры совершенстве разработанные Является. Заикой в статье „Комплекс игр для развития воображения” (Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологи. - 1993. - №2. - С. 54-62.), их использование на уроках украинской литературы в средних классах послужит тренингом навыков вербального искусств.

Важными в такой работе есть приемы интегрирования с изобразительными возможностями живописи, поскольку зрительное подкрепление позволяет младшему подростку лучше зафиксировать ассоциативное звено ( рисунки куста, искореженного коряге .).

Исследования описаний учитель предлагает учащимся продолжить дома. За табличкой необходимо определить, какие именно функции выполняет каждое описание, что рассматривался в классе.

1. Изображение внешности персонажа

2. Намек автора на характер героя

3. Демонстрация автором своего отношения к персонажу

4. Демонстрация автором отношение одного персонажа к другому

IV. Двум ученикам учитель предлагает индивидуальные задания на 10 минут: составить рассказ по плану.

Красота образа Гриши (по рассказу “Бешеный чернобыльский пес”)

1. Сельский мальчик Гриша и его собака.

2. Пальма в опасности.

3. Бегство в леса.

4. Грицко - лесной врач.

5. Грицько и Пальма - настоящие друзья.

Красота образа Николки (по рассказу “Кукушка”)

1. Кто такой Коля? Что мы знаем о его семье?

2. Что случилось с Миколчиною бабой Оришкою?

3. Что делает Коля для своей бабушки? Зачем бабушки зозуля?

4. Для чего Коля имитирует кукушку?

5. Любит Коля бабу Оришку?

Учитель рекомендует ученикам делать заметки. Через некоторое время весь класс заслушивает рассказы учеников и дает им оценку.

V. Проблематика сборника не совсем детская, но под силу нашим ученикам. Это:

- проблема украденного Чернобылем детства;

- проблема незащищенности детей и животных перед жестокостью законов выживания;

- экологическая проблема;

- проблема послечернобыльского генофонда (в рассказах “Плач во мраке ночи”, “Ребенок от стронция”).

Чернобыльские дети вмиг стали взрослыми. Их детство оборвалось с взрывом на АЭС. Недетские болезни, недетские мысли. Калина беспокоится, или “виновата” она в чем-то, воспринимая, очевидно, болезнь как наказание за какую-то провинность. Марьяна переносит свою любовь к погибшему брату на его будущего сына. Персонажи сборника - Катя, Калина, Савва-Савка, Пальма, ворона, заяц, конь - слабые и беззащитные в мире, где идет борьба за выживание.

Обсуждение этих проблем проходит в форме диспута. Учитель предлагает ряд спорных вопросов. Когда диспут угасает, учитель поддерживает то одного, то другого оппонента, приводит контраргументы, но не делает собственных выводов, не провозглашает истину, предоставляя возможность ученикам самим дать свой приговор.

В предполагаемый перечень проблемных вопросов целесообразно внести примерно такие:

1. Стоит ли любить искалеченную, кривую, одноглазую и еще и чернобыльскую собаку, как это делает Григорий? Может ли собака заразить мальчика?

2. Имеет ли дед Кирилл моральное право топить Пальминих щенков? Или лучше они будут ходить по улицам, голодные и бездомные?

3. Имеет ли право дядя Шпичак стрелять в лося после того, как тот счастливо спасся? Или догадывался дядя, что лось из заповедника?

4. Удастся Грицькові защитить Пальму и ее щенков? Кто будет кормить их, когда они родятся?

5. Почему Калина только сидит дома, не интересуется лебедями на плесе, каштаном, который зацвел?

6. В чем “виновата” Калина? Что послужило причиной ее болезни?

7. Проживет Миколчина бабушка дольше, если зозуля ковать? Кто или что виновато в болезни бабы Оришки?

8. Или подумал Савва-Савка о возможной опасности, о волнениях своих родителей, когда шел на Рудню?

9. Почему Любомир не позволяет матери оборвать куст калины? Действительно ли любит он Калину?

10. Должен был Савва-Савка сам идти на Рудню?

11. Или приносил Савва-Савка и раньше неприятности родителям?

12. Кто виноват в том, что творится на Рудные? Почему погибла рыба на Рудные?

13. Почему Катя готовит себе одежду на смерть?

14. Такими должны быть мысли у маленькой девочки?

VІ. С особой нежностью выписанная “Чернобыльская девушка Калина”. Рассказ не требует лишних комментариев. Учитель зачитывает отрывки или заранее готовит с двумя учениками сценку о Любомира и Калину. Для этого целесообразно выбрать наиболее острые моменты повествования и превратить эпическое произведение в драматический. Однако более глубокого проникновения в художественное полотно ученики достигнут, сами составляя сценарий. К примеру, в начале урока создается добровольная творческая бригада (3 - 4 ученика), которой предлагается текст рассказа. К концу урока необходимо скомпоновать короткий диалог и „осуществить постановку”. Учитель отмечает „актерам”, что важно играть искренне, а не точно придерживаться текста.

Калина сидит на стульчике с вышиванием, на ней голубая косынка.

Подбегает Любомир.

Любомир (издали, поспішливо и восторженно). Калина! Давай, побежали!

Калина. Куда?

Любомир. Бросай свое вышивание, еще вышьешь. Ибо полетят!

Калина. Кто полетит? Куда полетит?

Любомир. И поскорей, поскорей! . Я прибежал к реке, а там гуси и утки, а я поодаль, на плесе, двое лебедей! То побежали смотреть на лебедей, ты же еще никогда не видела.

Калина. И что с того, что лебеди?

Любомир. Посмотришь, очень славные, я сам еще не видел.

Калина. Может они уже улетели, я только напрасно отправлюсь к реке.

Любомир. Но это же лл-ле-беди! Чего они залетели к нам, пойдем.

Калина (упрямо). Они уже улетели.

Любомир. Эх ты! (Махнул рукой, побежал, возвращается через несколько секунд).

Любомир. Гроза!

(Калина молчит).

Любомир. Гроза! Послушай-ка, как гремит гром (гремит).

(Калина пожимает плечами).

Любомир. Слышишь гром? То колесница грохочет в небе!

Калина (поднимает глаза, удивленно). Какая колесница?

Любомир. Илия Пророк едет на колеснице, слышишь? И так гремит, потому что сердится.

Калина. На кого сердится? За что? (пауза) ты откуда знаешь?

Любомир. Мне рассказывала моя бабушка Ефросиния . Пророк Илья сердится на всех людей, что они вот такие вот .

Калина. Какие?

Любомир. Ну, плохие . Злые, врут друг другу . И на земле так делают, что земля не родит .Пророк Илья на всех сердится, потому что провинились.

Калина. И на меня сердится? (Быстро).

Любомир (растерянно). Не знаю .

Калина. А что я такое сделала, что пророк Илья сердится на меня?

Любомир. Я не знаю (смущается). Видимо, ты не виновата ни в чем.

Калина. Не виновата?

Любомир. Ага . (задумывается, гремит гром). Побежали! То Илия пророк едет на колеснице. Моя бабушка Ефросиния говорит, что к нему можно подсесть и колесницу (загадочно).

Капина. Как? Где?

Любомир. Там, где небо сходится с землей.

Калина. Пророк Илия может всех взять?

Любомир. Нет , не всех . только детей, только невиновных . Ты же невиновна, побежали!

Калина. Аж в поле? Где небо сходится с землей?

Любомир. На горизонте, на пружку.

Калина. И ты побежишь догонять колесницу?

Любомир (нетерпеливо). Побегу! С тобой.

Калина (задумывается, потом резко). То беги! (нервно). Чего же ты не бежишь?

Любомир. А ты. Не хочешь.

Калина. Не хочу . Не могу .

Очень много будет зависеть от того, как ученики сыграют свои роли. Учитель должен растолковать “актерам”, какая пропасть между детским, жизнерадостным и непосредственным Любомиром и Калиной-підранком. Реплики Любомира произносятся быстро, поспішливо, Калины - тихо, апатично. Какой бы не была эта первая режиссерская попытка, исполнителей необходимо похвалить и наградить.

После просмотра сценки учитель помогает ученикам разгадать подтекст, что кроется в словах Калины. Пророк Илья сердится, потому что все люди делают плохо. А что сделала Калина? Будто ничего. Ведь ее наказали, она тяжело больна. Почему же она наказана, если “невиновна”?

Ученики учатся читать между строк. Калина говорит: “Они [лебеди] уже полетели” . Почему она это сказала? Девочка же не видела, действительно лебеди полетели. А что она на самом деле хотела сказать? “Я устала и никуда не хочу идти”. Так, Калина больная и уставшая, и не интересуется даже лебедями. Калина спрашивает: “И на меня [пророк Илия] сердится?”. А на самом деле думает: “это моя болезнь - это наказание?”. И последнее: “А что я такое сделала, что пророк Илья сердится на меня?” - звучит как, - “Почему я больная? За что меня наказали?”. Перефразуймо эти слова, вырванные из контекста, и они прозвучат как укор всему взрослому миру. “А что я такое сделала, что я больна? Что папа и мама в мирах на заработках?”. Любомир, которого лично обошла Чернобыльская чума, с непосредственностью детства воспринимает легенду о пророка на колеснице, у Калины же созидаю разрушенное детское мировосприятие, подорвано не только физическое здоровье, но и уничтожена „сказка детства”.

VII. Важно показать учащимся, что болеет не только организм человека, большего боли причиняют душевные недуги и раны. Есть в рассказах Евгения Гуцало герои с душевными ранами?

Не очень комфортно чувствует себя вдали от родного села в переселенческом доме чернобыльский мальчик Николка (“Кукушка”), теряет интерес к жизни болезненная Калина, маленькая девочка Катя готовит себе на смерть лучшую одежду, так как делала покойная баба Маруся.

Это настолько глупо и шокирующее, что физически здорова, в отличие от Калины, девочка Катя готовится к смерти! Почему?

В привычной ситуации каждый ребенок живет своей полноценной жизнью, будто и не замечая взрослых родственников, и нам кажется, что мы ей и не нужны. Однако это не так, она, как кот возле человека, всегда держится где-то рядом мамы; все хорошо, если „свои” рядом, на горизонте. Если же вдруг привычный уклад рушится, наступает паника. В чрезвычайных ситуациях всегда психологически больше всего страдают дети. Стресс разрушает чувство защищенности, необходимое, как воздух, каждому ребенку. Психологические изломы, принесении чрезвычайными ситуациями, навсегда оставляют шрам в психике ребенка. В цивилизованном мире в таких случаях с детьми работает специальная психологическая служба. Однако в любом случае рецепт лечения один - отогреть душевным теплом.

Учитель предлагает учащимся стать душевными целителями для Кати, юными психологами.

- Как вылечить душу Катерины? Больно ли вам, когда затрагивают свежую рану? Есть ли такая рана в Кате? Или напоминали бы вы Кате о ее родителях? Чем интересуется Катя? О чем бы вы разговаривали с Катей? О том, что интересует вас, или о том, что интересует ее? Представьте ситуацию. Вы оказываетесь рядом с Катей на Рождественских праздниках. Всем весело, а девочку ничто не может развеселить. Какие бы слова вы подобрали для Кати, разговор начали бы как настоящий юный психолог?

Один ученик играет роль Кати, второй пробует успокоить, полечить теплом; диалог начинается словами: “Привет, меня зовут .”. Такая ролевая попытка развивать чуткость и осторожность в обращении с чужим горем. Домашним заданием для учащихся может быть сочинение-миниатюра “Письмо к Катерине”.

Технологическая особенность урока обсуждение сборника Евгения Гуцало „Дети Чернобыля” - сочетание традиционных приемов изучения художественного слова с игровыми элементами, „одевания” учебных задач в игровое обрамление. В условной игровой реальности дети имеют возможность через ассоциативную идентификацию стать на место другого человека, проникнуться ее болью, мыслями, проблемами, а значит подобного плана уроки с игровыми вкраплениями содействовать развитию в них конгруэнтной эмпатии. Использованы в разработке игровые приемы дают возможность интенсифицировать урок литературы, разнообразить дидактический процесс, приучают младших подростков к преобразовательной интеллектуальной деятельности.