Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Василий Барка
Барки желтый князь - реквием жертвам голодомру




ПЛАН

Вступление

Раздел И. Василий Барка и стимулы его творчества
Раздел ІІ. Жизненная основа романа Василия Барки "Желтый князь"
Раздел ІІІ. Роман "Желтый князь" - правдивое воспроизведение геноцида в Украине советским тоталитарным режимом
Раздел IV. Мифологические представления и семейная обрядность украинцев в романе Василия Барки "Желтый князь"
Раздел V. Персонажи романа Василия Барки "Желтый князь" - воплощение ужасов голодомора

Выводы

Список использованной литературы


Вступление

Несколько десятилетий о двух больших голодоморы не упоминали в учебниках по истории путано говорилось о неурожае, хотя еще было много очевидцев, которые рассказывали о згноєне зерно на железнодорожных станциях и элеваторах, охраняемые людьми с ружьями.

Или не полно трагические картины распятия украинской души на Голгофе 1933 года изобразил Василий Барка (США). Свое повествование он гармонизирует Святым Писанием, всей христианской культурой, украинским фольклором. Художник мучительно доискивается причин такой катастрофы: почему смог воцариться красный зверь, реализуя древнее пророчество и миф о мировой голод в реальный голод в Украине.

Барка - это один из крупнейших современных поэтов Запада. Его произведения отличаются большой оригинальностью формы и глубокой христианской религиозностью, или, как говорит Юрий Лавриненко, "той всеприсутністю Христа". Барка - это насквозь христианский поэт. Когда он что-нибудь объясняет, то всегда выходит из науки Христа. На своем юбилейном банкете сказал он в своем слове: "Высшая воля небесная касается решающе к каждому в мире, и к присутствующим здесь. Когда мы все, после душераздирающих водоворотов войны, терзаний с репатриационного времени, лишений, опасностей,- оказались здесь, на американской земле, и имеем все, чего желает и требует душа человека: полноты продовольствия, одежды, дома, книги, церкви, общественная жизнь, - все в щедрых дарах, это же и есть действие руки Спасителя".

Так, произведение В. Барки "Желтый князь" рассказывает о страшных событиях голода 32-33 годов. Этот роман является летописью семейной жизни семьи Катранників.

Автор глубоко раскрывает ту проблему. Оставшись без хлеба, село голодало. Люди не только поели всех собак, крыс, домашних животных, а начали превращаться в каннибалов. Может ли нормальный человек съесть своих детей? Нет! Но до этого их довела советская власть... Село вымирает, люди деградируют, а партия заявляет, что народ стал жить лучше!.. Неужели все так плохо, неужели это - конец? Нет! В то время народ выжил. У автора также есть надежда: он оставляет живым Андрюши; именно в него автор вкладывает надежду на лучшее. Несмотря на все народ живет!!!

На страницах романа воспроизведены все подробности тяжелые времена, пережитые нашим народом и самим В. Баркой. Главная часть в произведении - это собственные наблюдения и впечатления. Остались в памяти писателя те образы: голодные, изможденные, пухлые от голода люди; видел, как трудно было им ходить - силы не было; видел и мертвых. И все свои боли передал в романе через реалистичное изображение несчастье в семье крестьянина Мирона Катранника, борьбу тьмы со светом, Бога с дьяволом, человека с человеком. Его волнует вечный мучительный вопрос: для чего человек приходит в этот мир? А чтобы дать ответ, Барка знакомит нас с многочисленными разноплановыми образами, а условно делит их на людей-варваров и людей-жертв.

В данной курсовой работе планируем рассмотреть такие вопросы как: стимулы творчества Василия Барки, жизненная основа романа "Желтый князь", общая характеристика произведения, персонажи романа "Желтый князь", семейная обрядность и мифологические представления в романе "Желтый князь".

Во время исследования были использованы различные литературные источники: произведения Василия Барки, критические статьи, литературоведческие исследования, воспоминания и т.д.

 


Раздел И. Василий Барка и стимулы его творчества

 

Еще в сентябре прошлого года отметили граждане доме УНС 1 "Верховина", где постоянно проживает В.Барка, его 70-летие со дня рождения. Объединение Украинских Писателей в эмиграции "Слово" отметило отдельными ступенями выдающегося поэта, писателя и эссеиста. После чего отметили великого поэта и прозаика 2-й эмиграции некоторые другие города нашего скопления. Он широко известный также как критик в эмиграции, историк и религиозный мыслитель. Рядом многих других он возглавляет участок прозы, выступая иногда под именем Василий Камыш. Во время юбилейных торжеств решено выдать его величайшую поэму "Свидетель". Ініціятива выдать этот крупнейший произведение Барки вышла от жителей украинского села в Глен Спей в октябре 1978 года. На банкете по поводу юбилея великого писателя составили на фонд издание 4 с половиной тысячи долларов.

Родился В.Барка 1908 года на Лівобережжі2 в семье земледельца Константина. Окончив педагогический техникум, некоторое время учительствовал в шахтерской школе на Донбассе. Спустя закончил философски настроенный факультет и аспирантуру на Северном Кавказе. В 1940 году защитил в Москве диссертацию о стиле "Божественной Комедии" Данте и преподавал курс західньоєвропейської истории литературы на филологическом факультете в одном из университетов. От 1943 года до 1950 года находился в Германии, а теперь живет в Америке [2].

Барка является очень плодовитый писатель. Его поэтическое и писательское творчество очень богата. Написал более 30 литературных произведений, не учитывая многих статей, рассеянных по разным журналам и журналах. Его статьи чаще имеют характер публицистически-литературно-религиозный. Начал литературную деятельность стихотворениями, многие из которых издал в сборниках: "Пути" (Харьков, 1930), "Цеха" (Харьков, 1932), "Псалом голубиного поля" (Нью-Йорк, 1958), "Лирник" (1968). Дал 2 романы большого художественного стоимость: "Рай" (Джерси-Сити - Нью-Йорк, 1953) и "Желтый Князь" (Мюнхен - Нью-Йорк, 1963). В них изобразил трагедию украинского народа в 30-х годах нашего столетия. "Желтый князь" должен появиться во французском переводе. Как сказано в сообщении Делового Комитета, который собирает деньги на издание набільшого произведения Барки, поэма-роман "Свидетель" "в вертикально-земной плоскости изображает трагические события в Украине поездом суток двух войн, а вертикально-донебесно возносится на крыльях христианской веры до "Творца". Над этим сочинением работал писатель 25 лет и имеет ли он выйти в 4 томах. Будет "Свидетель" 48 тысяч строк, то есть 4 тома по 500 страниц. Чтобы его выдать, надо более 25 тысяч долларов.

Из эссе Барки надо вспомнить "Жайворонкові источники" (Нью-Йьорк, 1956) и "Всадник неба" (Нью-Йорк,1965). Достойные внимания Барчина философская книга "Песня о невидимое солнце" и литературоведческие труды "Крестьянский Орфей, или клярнетизм" Мюнхен-Нью-Йорк, 1961) и "Правда Кобзаря" (Нью-Йорк,1961). В произведении "Апостолы" (1946) замечаем отголосок ранних украинских символистов. В 1947 году появился "Белый свет", а в Лягнаймі3 начал автор писать сочинение "Океан", что закончил уже в ЗСА4.

Не далеко відбігнемо от правды, если скажем, что в поэзии Барки перетопилися все литературные направления. Когда увидел свет сборник Барчиних стихов, критики в "Литературной газете" забросили автору "клясово-враждебные влияния". Его религиозные произведения принадлежат к лучшим в религиозной поэзии нашей литературы. В произведениях "Апостолы" и "Белый свет" замітний влияние Шевченко, особенно во 2-ой части "Белого мира". В них автор обращается к истокам народного творчества, идя по примеру раннего Тычины. Кроме того, щедрой рукой черпал он из чужих источников, особенно из поэзии итальянского Ренессанса и барокко творчества. В книге "Океан" встречаем тоже технику французских символистов. Богатые содержанием является сравнение Барки, например, шмелей называет он "искателями гудучими", ветры для него это "скрипачи невменяемые", а травы высокие, "как песня птицы ночью". Барка отличается своим слівництвом и строению предложений. Даже ступенює те прилагательные, их нельзя в общем ступенювати, например, найгранатніший дом. Обычная приставка в него нередко появляется на необычном месте, поэтому встречаем у него такие высказывания: "Повсюду неземля. Есть несвит и нежиття на нем". Подобным средством пользуется американский поэт Каммінга. Влияния синтакси Барки и его употребление измельчавших слов видим в некоторых стихах Ирины Шуварської.

Барка - это один из крупнейших современных поэтов Запада. Его произведения отличаются большой оригинальностью формы и глубокой христианской религиозностью, или, как говорит Юрий Лавриненко, "той всеприсутністю Христа". Барка - это насквозь христианский поэт. Когда он что-нибудь объясняет, то всегда выходит из науки Христа. На своем юбилейном банкете сказал он в своем слове: "Высшая воля небесная касается решающе к каждому в мире, и к присутствующим здесь. Когда мы все, после душераздирающих водоворотов войны, терзаний с репатриационного времени, лишений, опасностей,- оказались здесь, на американской земле, и имеем все, чего желает и требует душа человека: полноты продовольствия, одежды, дома, книги, церкви, общественная жизнь, - все в щедрых дарах, это же и есть действие руки Спасителя".

Барка известен также как прозаик новой христианской повести и уникального стиля. Он вдумчивый эссеист и литературный критик [5].


Раздел ІІ. Жизненная основа романа Василия Барки

"Желтый князь"

 

Раньше слово "эмигрант" вызвало у меня негативные эмоции, а сейчас я, наоборот, ищу произведения эмигрантов, чтобы прочитать правду о судьбе Украины. Я благодарна Вам, Василий Барка, Вам, Улас Самчук, Вам, Иван Багряный за то, что вы нашли в себе смелость и дали полную картину того страшного явления в Украине - голодомора.

Не знаю почему, но я безоговорочно поверила этим авторам. Уже накопилось достаточно информации, чтобы иметь представление о том страшном, 33-й год. Пухли старые и малые, вымирали роды и села, навсегда исчезали фамилии; смерть подстерегала в селах и городах, не выпуская из рук своей кровавой косы. в 1933 году Украина была более похожа на поле боя или сплошную могилу.

В село весна ползла на локтях,

Ползла по мертвых и живых.

Голод сознательно планировался еще с лета 1932 года. Планы сдачи зерна государству были выше, чем реальный урожай. В октябре 1932 года партийно-государственная верхушка принял хладнокровное решение: выйти из кризиса путем конфискации запасов зерна у хлеборобов. За несколько месяцев чрезвычайные комиссии под руководством ближайших сотрудников генсека - Кагановича, Молотова, Постышева - выкачали из украинских крестьян внутренние фонды - продовольственный, фуражный, семенной. Представители местной власти организовали в селах специальные бригады, которые вызывали по одному всех крестьян, требовали немедленно на станцию отвезти мешок зерна. Отпускали только после того, как крестьянин согласовывал ся. Это было не хлебосдаче, а разбой. Много крестьян накладывали на себя руки.

Архивные документы и газеты свидетельствуют, что во всех местностях Украины, кроме пограничных, были подворные обыски с конфискацией всех запасов еды, заготовленных людьми до нового урожая. Это было наказанием за якобы кулацкий саботаж хлебозаготовок, а фактически - акцией, сознательно направленной на физическое уничтожение крестьянства.

Голод свирепствовал, Сталин на Пленуме ЦК цинично заявил: "Мы, безусловно, добились того, что материальное положение рабочих и крестьян по-ліпшується из года в год. В этом могут сомневаться разве что только ярые враги Советской власти". Люди в селах ели мышей, крыс, воробьев, траву, мука из костей, кору деревьев. Тысячи крестьян уходили в города, пытаясь спастись, но дороги были блокированы i крестьянам хлеба не продавали. Были случаи, когда родители подбрасывали своих детей, просто их бросали, ели лягушек, трупы коней и даже люди ели людей. Это был сплошной ужас, за год в Украине вымерло с голода до 10 млн человек. И что самое страшное - зарегистрировано 10 тысяч судов над людоедами. Так это те, что зарегистрированы...

Писатель из диаспоры Василий Барка воспроизвел эту народную трагедию i романе "Желтый князь", создав символический образ Желтого князя - демона зла, который несет с собой разрушение и опустошение, сеет муку и смерть [7].


Раздел ІІІ. Роман "Желтый князь" - правдивое воспроизведение геноцида в Украине советским тоталитарным режимом

 

Еще 15 лет назад мы даже и не знали о тех страшных событиях. Лишь где-то, в некоторых книгах, были какие-то воспоминания о неурожая 1932 года. Но с провозглашением независимости Украины начали появляться "интересные" i ужасные факты из нашей истории, истории строительства социализма ради счастья людей. Именно в наши времена увидели свет запрещенные книги, которые глубоко раскрывали всю ту позорную политику партии в отношении Украины.

Так, произведение В. Барки "Желтый князь" рассказывает о страшных событиях голода 32-33 годов. Этот роман является летописью семейной жизни семьи Катранників.

Почему так произошло? Что вызвало чудовищный голод? На этот вопрос могут дать ответ такие факты: именно в то время Сталин решил, что надо строить крепкую, мощную военную промышленность. Но как? Западные страны денег на это не дадут, сами не сможем - нет ни средств, ни станков, чтобы оборудовать новые заводы! А что делать, где достать средства? В деревне! Именно на село лег тот груз - i прокормить города и дать хлеб государству, чтобы было что продать заграницей, и все, все, все... Именно в то время у крестьян отобрали все, что они вырастили за год. Действительно, продав по наиболее низкой цене зерно, СССР купил все необходимое оборудование для военной промышленности. А село?.. Село оказалось в таком ужасном положении, что даже некоторые партийные руководители были напуганы.

Именно о положении села рассказывает роман "Желтый князь". Автор глубоко раскрывает ту проблему. Оставшись без хлеба, село голодало. Люди не только поели всех собак, крыс, домашних животных, а начали превращаться в каннибалов. Может ли нормальный человек съесть своих детей? Нет! Но до этого их довела советская власть... Село вымирает, люди деградируют, а партия заявляет, что народ стал жить лучше!.. Неужели все так плохо, неужели это - конец? Нет! В то время народ выжил. У автора также есть надежда: он оставляет живым Андрюши; именно в него автор вкладывает надежду на лучшее. Несмотря на все народ живет!!!

Сейчас мы даже не можем себе представить те события. Но это - наша история, какой бы она не была. Мы все должны помнить те преступления советской власти. История называет многих преступников XX века, таких, как Гитлер, Хо Ши Мин. Но почему-то никто не называет имя "отца народов"! Сколько людей погибло в концлагерях, сколько погибло в подвалах НКВД, сколько погибло от голода...

Голодный 33-й год! Сколько горя, слез, смертей?! Страдала Украина, страдали старые и малые, надеялись на лучшее, но не видели его ни осенью и зимой 32-го, ни весной и летом 33-го. Достаточно надолго прикрива ли эту трагическую страницу человеческой памяти. И можно такое скрывать? Не недород съедал людей, а тоталитарная сталинская система. Пришло время - и откровенно заговорили. Не самый откровенный, не полнее всего рассказал нам о голодоморе неизвестный до недавнего времени Василий Барка - наш украинский писатель из диаспоры. Пережив эту трагедию, он имел полное моральное право быть судьей, но В. Барка отвел себе другую роль: "Свидетель для суда - рассказывать, что произошло в жизни". 25 лет он вынашивал в своем сердце, как незаживающей ране, болезненные воспоминания о голодоморе. И время все же пришло - i 1961 года появился высокохудожественный правдивое произведение о голоде "Желтый князь".

На страницах романа воспроизведены все подробности тяжелые времена, пережитые нашим народом и самим В. Баркой. Главная часть в произведении - это собственные наблюдения и впечатления. Остались в памяти писателя те образы: голодные, изможденные, пухлые от голода люди; видел, как трудно было им ходить - силы не было; видел и мертвых. И все свои боли передал в романе через реалистичное изображение несчастье в семье крестьянина Мирона Катранника, борьбу тьмы со светом, Бога с дьяволом, человека с человеком. Его волнует вечный мучительный вопрос: для чего человек приходит в этот мир? А чтобы дать ответ, Барка знакомит нас с многочисленными разноплановыми образами, а условно делит их на людей-варваров и людей-жертв [4].

Партиец Отроходін - яркий представитель людей-варваров. Он слепо выполняет партийную волю: "Забрать весь хлеб! До зернышка!" А кто такие хліботруси, хлібохапи, хлібобери? Люди без имени, они потеряли человеческий облик, а приняли варварское, сатанинскую, это они выкашивают голодной смертью украинских крестьян. Главные же виновники человеческого бедствия присутствуют незримо. Мы видим портрет вождя мирового пролетариата: "Охрой горит вид существа, немая до слезы и хищная к жизни".

С неисчерпаемым горем и сочувствием В. Барка раскрывает характер крестьян-хлебопашцев. Он рассказывает о настоящих мучеников, о семье Катранників, про украинский народ. Он называет жертвы преследования и гонения, болезненно воспринимает их пережитые страдания. Словно в подтверждение этой мысли, Василий Барка создает свой календарь:

сентябрь - розбоєнь

октябрь - худень

ноябрь - пухлень

декабрь - трупень

январь - могилень

февраль - людоїдень

март - пустирень

апрель - гумень.

С поразительной силой и правдивостью автор показывает, как украинская земля, что всегда несла радость земледельцу, который льнул к земле, жил в гармонии с природой, превратилась для крестьян в зону смерти, могилу... Кое-кто из крестьян не мог понять, кто же доставил их беда, а потому верили в приход антихриста. Они были охвачены мистическим ужасом, потому что не могли понять абсурдной логики истребление своей властью своих же людей и поэтому верили, что приближается конец света. Напуганные, они во всем видели знаки беды: в библейском числе 666, в апокалиптическом завершении XX века, в падении с неба мертвых птиц, в красном флаге, что набухает и чернеет от пролитой крови. Батюшка же призывает людей не уподобляться слуг антихриста, а иметь в душе согласие, мир, любовь и прощение.

С целью более яркого, убедительного изображения картин голодомора писатель использует целый ряд образов-символов. Месяц - языков карб, месяц - словно меловая печать на голубой бумага, месяц - как нагайка против каїнства. Ассоциируются эти сравнения с легендами и поверьями о Каине и Авеле, перерастают в символ библейской казни за зло. Символическим i поразительным является тот факт, что разрушение духовности идет вместе с физическим уничтожением людей. Едва ли не самый яркий пример и доказательство этого - разрушение сельской церкви: "Звон летит, как молния; світнув, обкинутий солнцем, и с громовым грохотом ударился о кирпичи возле колокольни... Неслышно, но с страшным эхом духовной отозвался тот звук вокруг - в целом селе. Стало грустно, как после пожара".

Хлеб - еще один символический образ, то главная ось, вокруг которой вращается все в романе. Церковь в селе Кленовичі - то "Древняя церковь. Белая, как празниковий хлеб". Органическое единение человека - Божьего творения и церкви - посредника между Богом и людьми.

I создана В. Баркой цветная желто-черно-белая гамма помогает четче, полнее и ярче воссоздать на страницах романа народное горе. Желтый цвет возбуждает аппетит, черный и белый успокою ют, нейтрализуют все чувства. Желтый - ненасытность, опустошенность, а в сочетании со словом князь утверждает превосходство, могущество, непоборність i полновластия. Представляется мифическое существо, подобное гоголевского Вия, что своим взглядом все испепеляет. Поэтому создав правдивое полотно - роман "Желтый князь", автор ответил на свой вопрос: "Почему?" Украинский народ имеет искушать свой грех, который заключается в отступничестве от веры, неординарном отношении к Богу, разрушении храмов, в закрытии их, массовом гонении верующих. Роман-хроника раскрывает перед читателями широкую панораму искусственного голодомора 33-го, но всего раскрывает мировые болезненную правду о тоталитарную систему, которая уничтожала все светлое и гуманное на своем кровавом пути, "пожирала своих детей", потому что сама была "желтым князем" [11].

В. Барка с достоинством выполнил свою миссию свидетеля для суда, и "Теперь правда народная, как белый призрак, - в крови, встает во весь рост перед человечеством, правда непобедима: через страдания и саму смерть".

В мировой истории не зафиксировано голода, подобного тому, что выпал на долю Украины - одной из самых плодородных и найблагословенніших стран мира. Житницей называли Украину на протяжении многих веков. Но хищнически грабили ее, не давали свободно дышать. За то и была Украина убогим и обездоленным, как шевченковская Служанка, и была она всегда сильной духом. Хотя и выпало на долю нашего народа самое страшное - голод. Умерших от голода 33-го года более чем в два раза больше, чем погибших в войну. Вымирали семьи, села. Жутко становится, когда читаем воспоминания тех, кто пережил это зло, когда знакомишься с архивными документами, а еще больше замирает сердце, когда вместе с семьей Катранників становишься свидетелем голодомора, проникаешься их ужасом, болеешь за них.

Едва ли не единственным из всей украинской людности, кому художественным словом удалось впечатляюще воспроизвести не виданную еще нигде в мире, а пережитую, страшную картину голодных лет, был Василий Барка (Василий Костянти новичи Тростник). Медленно возвращаются к нам произведения украинских писателей из диаспоры, а, бесспорно, i В. Барки, которого в Украине не то что не читали, а даже и не вспоминали, потому что сложилось так, что его имя попало под многолетний запрет. Голодомор вернул нам забытое имя. Именно его роман "Желтый князь" растревожил нашу историческую память о голоде 1932-1933 годов.

Писатель раскрывает перед нами два духовные миры: дьявольский мир желтого князя и христианский - семья крестьянина-земледельца Мирона Даниловича Катранника и его жены Дарьи Александров ны. День за днем автор рассказывает о жизни хозяина и его семьи. Какой же была эта семья? Какие жизненные принципы исповедовала? Чем жила? О чем думала и мечтала? Как восприняли политические события эпохи гвалтівної коллективизации и искусственного ужасы голодомора в Украине? Какими были последствия этих событий? Как автор относится к своим героям? Все это панорама жизни семьи Катранників, что попала, как и другие - под безжалостное колесо голода. Как и все голодные, семья ела ночью кашу из еще пока что скрытого пшена, а голод становился еще сильнее; потом ели все, что осталось в поле - свекла, подсолнухи, мерзлую конину, зерно, відловловлених Мироном и Андреем сусликов, воробьев, скворцов. Но спасения нет. Смерть голодная хватает в свои объятия семью. Первой умирает берегиня рода, семейного уюта, бабушка Кристина Григорьевна. Она щедро наделяла всех любовью, теплотой, мудрыми советами - взрослых, сказками - детей. Она учила доброте, человечности и своих детей и внуков, и чужих. Вторым забирает смерть старшего сына Николая, умного, доброго, справедливого. Это он дает меткие названия людям и нелюдям, в зависимости от того, как они зарабатывают свой хлеб на пропитание: хлебо-труды, хлебо-кусы, хлебо-проси, хлебо-телеги, хлебо-даны...

Острый конфликт возникает между хозяином рода Мироном Катранни ком и представителем большевистской власти Григорием Отроходіном. Хотя они - люди одной эпохи, одного времени, но у каждого своя цель в жизни. У Мирона - христианская вера в Бога и он всеми своими силами, но только не за счет кого-то, стремится сохранить жизнь своей семьи, а в Отроходіна - партийно-большевистская вера в Сталина, который готов истребить целый народ ради так называемого "светлого будущего". А потому остро столкнулись интересы Мирона i Отроходіна на чаше. Почему Мирон молчал? Ведь его молчание - это смерть семьи. Мог бы и признаться ради своих детей. Никто бы и не узнал. Все равно через некоторое время село вымерло бы, а Катранники остались бы жить. Почему же он так не поступил? Ибо человеческая этика, мораль села не дают права выбора. Односельчане проклянут его и всю семью. Ничто не может заставить Мирона выйти за пределы народной морали. Он получил в наследство от своей нации самое главное - веру в Бога, которая дает прочную духовную силу. Сам страдает, а других защищает, никогда не стоит в стороне от чужой беды. Вспомним, как Мирон находит у мертвого хлеб. Он хоронит мертвого. Хоть и позорно, но можно забрать хлеб у мертвого, как это сделал Мирон, можно убить суслика, собаку, съесть их. Однако есть вещи, через которые переступить невозможно. Когда переступишь - ты уже не человек. Поэтому Мирон делится кониной, не отгоняет немощного, слабого, старого. А замислюва лись мы, почему так поступает и Андрей? Откуда такое поведение у обоих?

Корни ее - в извечной семейной педагогике, в основе которой лежит глубокое уважение к человеку, соблюдение законов христианской морали. В семье Катранників все жили друг для друга. Высокая этика семейных отношений передавалась детям, потом внукам. А шли они от бабушки Кристины Григорьевны.

Василий Барка, проникаясь болью, рассказывает, какими средствами кровавая большевистская власть разрушала извечные укладе жизни украинцев. Первый удар приняла обычная крестьянская изба, во время обыска все разгромили, разбросали. Это было первым шагом к уничтожению, потому что дом для крестьянина - это надежное семейное гнездо, залог мира, благополучия, оберег. А ее разрушение - это начало собственной смерти, как физической, так и духовной. Второй удар направлен на ломку веками устоявшегося украинского семейного устоя, обрубки родственных корней. Постепенно вымирает семья Катранників, потому что ее традиционный кормилец - отец не способен удержать семью. Умирает дочь Елена, мамина радость и надежда, умирают все Катранники, кроме Андрея. Село доведенное до отчаяния, есть больше нечего - начинается людоедство. И все же, чего в романе больше: людоедства или человечности? Хотя людьми правит во время голода зло, страх, безнадежность, но человечности больше. Люди как могут поддерживают друг друга.

Автор глазами Дарьи и Мирона видит, что исчезает красота и души, и природы. А они умели видеть в жизни. Знали они, что именно красота питает человеческое сердце, душу. А тираны хотели ее, красоту, убить, но не удалось [9].

Василий Барка верит в возрождение жизни людей, а потому и оставляет в произведении живым младшего из Катранників Андрея. Он оживает, возвращается к жизни, потому видит уже красоту синего утра, слышит запах мяты. Его сердце не равнодушно к красоте, а значит, и к жизни. Писатель верит в неуничтожимости души, которая воспитана в красоте, гармонии взаимоотношений человека с природой и человека с человеком. Церковная чаша символизирует в романе свет, вечность жизни, а следовательно, и вечность Украины, которая возродится, несмотря ни на что.

Голод сознательно планировался еще с лета 1932 года. Планы сдачи зерна государству были выше, чем реальный урожай. В октябре 1932 года партийно-государственная верхушка принял хладнокровное решение: выйти из кризиса путем конфискации запасов зерна у хлеборобов. За несколько месяцев чрезвычайные комиссии под руководством ближайших сотрудников генсека - Кагановича, Молотова, Постышева - выкачали из украинских крестьян внутренние фонды - продовольственный, фуражный, семенной. Представители местной власти организовали в селах специальные бригады, которые вызывали по одному всех крестьян, требовали немедленно на станцию отвезти мешок зерна. Отпускали только после того, как крестьянин согласовывал ся. Это было не хлебосдаче, а разбой. Много крестьян накладывали на себя руки.

Архивные документы и газеты свидетельствуют, что во всех местностях Украины, кроме пограничных, были подворные обыски с конфискацией всех запасов еды, заготовленных людьми до нового урожая. Это было наказанием за якобы кулацкий саботаж хлебозаготовок, а фактически - акцией, сознательно направленной на физическое уничтожение крестьянства.

Голод свирепствовал, Сталин на Пленуме ЦК цинично заявил: "Мы, безусловно, добились того, что материальное положение рабочих и крестьян по-ліпшується из года в год. В этом могут сомневаться разве что только ярые враги Советской власти". Люди в селах ели мышей, крыс, воробьев, траву, мука из костей, кору деревьев. Тысячи крестьян уходили в города, пытаясь спастись, но дороги были блокированы i крестьянам хлеба не продавали. Были случаи, когда родители подбрасывали своих детей, просто их бросали, ели лягушек, трупы коней и даже люди ели людей. Это был сплошной ужас, за год в Украине вымерло с голода до 10 млн человек. И что самое страшное - зарегистрировано 10 тысяч судов над людоедами. Так это те, что зарегистрированы...

Писатель из диаспоры Василий Барка воспроизвел эту народную трагедию i романе "Желтый князь", создав символический образ Желтого князя - демона зла, который несет с собой разрушение и опустошение, сеет муку и смерть.


Раздел IV. Мифологические представления и семейная обрядность украинцев в романе Василия Барки "Желтый князь"

 

Современный социум определяется уровнями развития различных сфер жизнедеятельности человечества и отдельных наций: интеллектуально-научной, политико-административной, технологической, культурной и др. Относительно совершенства и прогрессивности существования государственно-правовой и научной подсистем общества почти не возникает сомнений. Что касается культурологической подсистемы можно обозначить такую черту, как регрессивность, которая предусматривает низкий уровень морально-национального сознания представителей отдельных наций, в частности украинской, и нигилизм в отношении к достижениям собственной культуры. Свидетельством этого может быть упрощение семейной обрядности, незнание национальной песни, других фольклорных жанров, отношение к языку как к языку сельского бытования и т. д. Все это является результатом глобальной европеизации и сформировалось под влиянием технического прогресса и политических сдвигов на протяжении нескольких столетий, особенно в течение трагичного ХХ ст.

Конечно, отдельные регионы Украины сохранили элементы традиционных семейных обрядов, піснетворчість и язык в ее традиционном варианте, и, к сожалению, нельзя говорить о масштабности этого явления и его действенность на всей территории Украины. Важным моментом национальной культуры является то, что во многих литературных произведениях отражены элементы календарных и семейных обрядов-ритуалов. Это свидетельствует о попытке воспроизвести и зафиксировать значимость извечной традиции для нации.

Художественно-литературным образцом, в котором нашли место черты традиционной национальной обрядности и вообще украинской ментальности, является роман-мартиролог Василия Барки "Желтый князь". В художественное пространство произведения включены внешние ритуалізовано-обрядовые элементы и отражены в нем отдельные мифологические представления украинцев. Конечно, все это находится в совместную деятельность (интерференции) и определяет приоритеты в духовной жизни нации. Такими доминантами выступают понятия дом, семья, род, порог, мать и т.д. Непосредственно эти явления определяются через семью Катранників, которая страдает от голода (события 1932-1933 гг.). Писательское мастерство проявляется в трансформации исконных мифологических представлений украинцев на реальную действительность.

Понятие дома в В. Барки имеет двойную семантику: дом глобальный, национальный (Украина) и личный дом (хата). "Украинская хата, в которой рождались и жили наши прадеды, деды и отцы, уходит в историю, выполнив свою благородную миссию, зафиксировано и в словаре Б. Гринченко как дом, отдельная комната, могила. Хата для украинской крестьянской семьи была всем: и храмом, и родным краем, родиной, и матерью, была своего рода Вселенной, местом на земле, где все родное, где пол - земля, стены - горы и леса, а потолок - небо со звездами и кометами" [5, с. 28]. Так и для семьи Катранників - бабушки, отца Мирона Даниловича, матери - Дарьи Александровны, детей - Николая, Андрея и Леночки - дом, их дом была духовной крепостью, и когда в ней воцарился голод, она превратилась в могилу: "В доме немо и всем такая зимність, как в могиле: не от самого нетоплення, когда стены вихолодніли, но также от занепалості, с голода" [1, с. 94].

Для Катранників мир разделился на два противоположных мира: мир свой (собственно подворье) и мир чужой, внешний (то, что вне дома). В этом имеем параллель с мифологическими представлениями славянского язычества: "Предельно "свое" пространство - дом - отгораживается от мира "чужого", и граница, предел, конец "своего" играет исключительную роль. Можно двигаться по дому как угодно, но когда переступаешь порог, должен помнить, что здесь пролегает граница между "своими" и "чужими" [4, с. 33]. Свидетельством этого является сцена, когда отец отправляется в путь с целью поиска чего-нибудь съедобного, а для того ему нужно отойти от родного порога: "Положил вещи в сумку хозяин, а эту сумку - в другую большую. Начал прощаться с родными. Когда отходил от порога, очень встревожился - вслед ему тихо плакали" [1, с. 86]. И когда Дарья Александровна уходит из дома, чтобы спасти детей от голодной смерти, "приказывает мужу: "Дома гляди! Если зайдут и развалят, где денемся? Пропадешь на снегу. А пока есть уголок..." [1, с. 124].

Сакральное отношение семьи к собственному дому подкрепленное религиозным мировосприятием, в котором "дом рассматривается как благоприятная для человека среда и надежный приют, что защищает ее личную жизнь. Это Дом в своей родине, там, где отчий Дом, что на него никто не может посягать, не то, что отобрать" [5, с. 28].

Согласно традиционным представлениям украинцев аура дома формируется в семье, в семье, где каждый ее представитель выполняет выработанные веками семейно-родовые функции: жена, муж, отец, дочь, сын, внуки, невестка, свекровь и т.д. Каждый выступает в самых разных ролях, что обязывает соблюдать этикет отношений, общения, вообще отношение друг к другу. В частности, согласно с традиционными методами этнопедагогики, не предполагается активное использование метода физического наказания ("Добрые дети доброго слова послушают, а злые и палку не побоятся"). В семье Катранників также отрицательно относились к такому методу воспитания, например, Дарья Александровна наказывается том, что повысила голос и чуть не ударила младшую ребенка, потому что она получила неудовлетворительную оценку в школе. Детям вообще свойственно уважительное отношение к старшим, что свидетельствует об устоявшейся традиции украинской семьи. В детском сознании сформировалось даже особое отношение к смерти: "...Бабушка заболела... Дети, забыв о своей беде, припадают к ее плечу; берут ее сморщенные стемнілі руки в свои ладони и лицо себе лепят. Боятся говорить громко, чтобы не волновать ее" [1, с. 94].

Показательной в плане отображения интерференции мифологических представлений украинцев и ритуала является обряд захоронения бабушки. Она была центром дома, что является "сосредоточением основных жизненных ценностей, счастья, единства семьи и рода (всех предков)..." [5, с. 28]. Ее смерть является началом хаоса в сознании представителей семьи Катранників. Единственный способ смириться с неотвратимостью смерти и почтить умершую - осуществление традиционных ритуальных действий. До ритуального действа вовлечены дети. По христианской традиции к рук покойницы положили свечу ("Андрюша! - шепотом приказывает мать. - Пойди принеси свечу"... Горит свеча в руках у бабушки, бросая бледный посвет на лицо..." [1, с. 95]).

По традиции в день похорон родственники и знакомые покойника прощались с ним, как бы прося у него прощения. На Закарпатье этот ритуал так и назывался - паломничества. Не отходит от традиционных ритуальных действий и В. Барка: просят прощения у покойной бабушки Дарья Александровна ("Мама! - втишуючи сердце просит она. - Я знаю: вы нас любили; все для нас отдали, себе ничего не взяли; мы так виноваты перед вами очень виноваты"... [1, с. 97]) и Мирон Данилович ("Простите, мама!.." - сказал и снова затих. Поцеловал руку матери и вышел из дома, как раненый" [1, с. 100]).

Неизменным атрибутом погребального обряда украинцев есть молитва. К молитве иметь привлекает и детей: "Молитесь за бабушку, чтобы Бог принял в Царство!"; "Прокажіть со мной: Боже, вспомни нашу бабушку в Царстве!" [1, с. 100]. Прочтение молитвы является обязательным ритуальным действием, во время которой происходит прощание с душой покойника, ее очистки.

Интересна такая деталь погребального обряда в романе В. Барки, как ввоз гробы на санях: "Нести гроб в садик не смогли, положили на санки, сразу же за порогом" [1, с. 99]. Сане за порогом - символический образ, что трактуется как граница между миром "своим" и "чужим". В славянской языческой обрядности умершего хоронили на саночках - "тот свет" ассоциировался с севером [4, с. 54]. Галина Лозко свидетельствует, "что традиция перевозки покойного на санях имеет очень глубокие корни. Этот дохристианский обычай бытовал долго и во времена христианской эпохи. На санях перевозили тела Ярослава Мудрого, Бориса и Глеба, Святополк и др. Даже до нашего времени в Карпатах местами покойного перевозят на санях, независимо от того, зима или лето " [3, с. 305].

Одним из древнейших обычаев в погребальном обряде есть причитания. Они являются средством облегчения чувства горя, а также дань уважения покойному. По традиции кричат (плачут) только женщины. В. Барка также ввел этот элемент в сцену погребения: "...Прихилилась тогда Дарья Александровна - глянула в лицо старой, и вдруг такой страх и боль объял все существо ее, что она не сдержалась и отчаянно вскрикнула: "Мама!" [1, с. 95].

Сугубо христианским является обряд изготовление надгробного креста ("Еще немного постояли, перехрестились все и ушли с похорон: хозяин вернулся в сарай - сбивать крест" [1, с. 100].

Ритуальный элемент похорон - бросание земли на гроб. Первым это действие должен совершить хозяин: "Отец первый бросил горсть земли на гроб, за ним - другие" [1, с. 100].

Понятие материнства. Барки является одним из центральных для характеристики духовного макрокосма украинцев. Образ матери у него подобный песенного (например, "Ненько моя, вишня, я в тебя лишняя"), о чем свидетельствует яркое сравнение с вишней: "Мать нельзя познать: за вечер стала другой. Как вишня, что недосвіток ранил смертельно, - тогда опав цвет, и осталась она темнеть ветвями, не откликаясь на новое тепло" [1, с. 122].

Мать - берегиня родословной, которая несет из поколения в поколение этническое своеобразие нации - язык, календарную и семейную обрядность, фольклорную сокровищницу. В произведении В. Барки имеем яркий образ женщины-матери, движущей силы рода, которая передает своим потомкам через сказку свое видение мира, собственное его восприятие: "Была жива бабушка - на печи спала. Меньшие дети возле нее: слушали сказок, пока и заснули. Время бесилась вьюга, воя, влетала в дымоход. А на печи так тепло от нагретого зерна, что им присыпан использовали. Бабушка повествовала о сіроманця и украденную королеву. Прикручена лампа или каганчик оставляли призрачный сумрак, в котором живо творились события для настрахованої воображения" [1, с. 122].

Образ вдовы В произведении В. Барки имеет фольклорные черты: "...(Вишни) первыми расцветали в саду, и мать любила сидеть около них, временами напевая тихонько, чтобы мало кто слышал. Ибо - пригадані пение с молодого возраста: пела и тосковала, вспоминая покойного мужа. Забрано на германскую войну зимой; прислал одно письмо и с того времени - ни одной вести" [1, с. 99]. Уместна будет параллель с фольклорными мотивами. Особое отношение украинцев к вдовам фиксируют песни семейно-бытовой тематики и баллады, например: "Да шумит, гудит дібровонька, / Скорбит, плачеть удівонька. / Она плачет и рыдает, / На большак поглядывает".

Итак, в художественном пространстве В. Барки на примере романа "Желтый князь" можно выделить несколько доминантных черт: воплощение в образной системе традиционных мифологических представлений украинцев, использование элементов семейной обрядности как необходимых для художественного воспроизведения мировосприятия, выделение понятий дом, родословная, мать как центральных национально-этических категорий, создание образов на почве фольклорных образцов и др. Это дает возможность охарактеризовать художественно-литературные авторские приемы как целеустремленные и цельные. А потому можно говорить о скрытую, глубинную трансформацию фольклорной образности и проблематике в литературном произведении, что способствует формированию в сознании читателей чувства родовой и национальной чести.

 


Раздел V. Семья Катранників в романе Василия Барки "Желтый князь" - воплощение ужасов голодомора

  

Все изменится! Будет без

насилия, нищеты, лжи. Хотим

- не хотим, изменится...

Потому что на небе Солнце.

                               / Василь Барка /

В мировой истории не зафиксировано голода, подобного тому, что выпал на долю Украины - одной из самых плодородных и найблагословенніших стран мира. Житницей называли Украину на протяжении многих веков. Но хищнически грабили ее, не давали свободно дышать. За то и была Украина убогим и обездоленным, как шевченковская Служанка, и была она всегда сильной духом. Хотя и выпало на долю нашего народа самое страшное - голод. Умерших от голода 33-го года более чем в два раза больше, чем погибших в войну. Вымирали семьи, села. Жутко становится, когда читаем воспоминания тех, кто пережил это зло, когда знакомишься с архивными документами, а еще больше замирает сердце, когда вместе с семьей Катранників становишься свидетелем голодомора, проникаешься их ужасом, болеешь за них.

Едва ли не единственным из всей украинской людности, кому художественным словом удалось впечатляюще воспроизвести не виданную еще нигде в мире, а пережитую, страшную картину голодных лет, был Василий Барка (Василий Костянти новичи Тростник). Медленно возвращаются к нам произведения украинских писателей из диаспоры, а, бесспорно, i В. Барки, которого в Украине не то что не читали, а даже и не вспоминали, потому что сложилось так, что его имя попало под многолетний запрет. Голодомор вернул нам забытое имя. Именно его роман "Желтый князь" растревожил нашу историческую память о голоде 1932-1933 годов.

Писатель раскрывает перед нами два духовные миры: дьявольский мир желтого князя и христианский - семья крестьянина-земледельца Мирона Даниловича Катранника и его жены Дарьи Александров ны. День за днем автор рассказывает о жизни хозяина и его семьи. Какой же была эта семья? Какие жизненные принципы исповедовала? Чем жила? О чем думала и мечтала? Как восприняли политические события эпохи гвалтівної коллективизации и искусственного ужасы голодомора в Украине? Какими были последствия этих событий? Как автор относится к своим героям? Все это панорама жизни семьи Катранників, что попала, как и другие - под безжалостное колесо голода. Как и все голодные, семья ела ночью кашу из еще пока что скрытого пшена, а голод становился еще сильнее; потом ели все, что осталось в поле - свекла, подсолнухи, мерзлую конину, зерно, відловловлених Мироном и Андреем сусликов, воробьев, скворцов. Но спасения нет. Смерть голодная хватает в свои объятия семью. Первой умирает берегиня рода, семейного уюта, бабушка Кристина Григорьевна. Она щедро наделяла всех любовью, теплотой, мудрыми советами - взрослых, сказками - детей. Она учила доброте, человечности и своих детей и внуков, и чужих. Вторым забирает смерть старшего сына Николая, умного, доброго, справедливого. Это он дает меткие названия людям и нелюдям, в зависимости от того, как они зарабатывают свой хлеб на пропитание: хлебо-труды, хлебо-кусы, хлебо-проси, хлебо-телеги, хлебо-даны...

Острый конфликт возникает между хозяином рода Мироном Катранни ком и представителем большевистской власти Григорием Отроходіном. Хотя они - люди одной эпохи, одного времени, но у каждого своя цель в жизни. У Мирона - христианская вера в Бога и он всеми своими силами, но только не за счет кого-то, стремится сохранить жизнь своей семьи, а в Отроходіна - партийно-большевистская вера в Сталина, который готов истребить целый народ ради так называемого "светлого будущего". А потому остро столкнулись интересы Мирона i Отроходіна на чаше. Почему Мирон молчал? Ведь его молчание - это смерть семьи. Мог бы и признаться ради своих детей. Никто бы и не узнал. Все равно через некоторое время село вымерло бы, а Катранники остались бы жить. Почему же он так не поступил? Ибо человеческая этика, мораль села не дают права выбора. Односельчане проклянут его и всю семью. Ничто не может заставить Мирона выйти за пределы народной морали. Он получил в наследство от своей нации самое главное - веру в Бога, которая дает прочную духовную силу. Сам страдает, а других защищает, никогда не стоит в стороне от чужой беды. Вспомним, как Мирон находит у мертвого хлеб. Он хоронит мертвого. Хоть и позорно, но можно забрать хлеб у мертвого, как это сделал Мирон, можно убить суслика, собаку, съесть их. Однако есть вещи, через которые переступить невозможно. Когда переступишь - ты уже не человек. Поэтому Мирон делится кониной, не отгоняет немощного, слабого, старого. А замислюва лись мы, почему так поступает и Андрей? Откуда такое поведение у обоих?

Корни ее - в извечной семейной педагогике, в основе которой лежит глубокое уважение к человеку, соблюдение законов христианской морали. В семье Катранників все жили друг для друга. Высокая этика семейных отношений передавалась детям, потом внукам. А шли они от бабушки Кристины Григорьевны.

Василий Барка, проникаясь болью, рассказывает, какими средствами кровавая большевистская власть разрушала извечные укладе жизни украинцев. Первый удар приняла обычная крестьянская изба, во время обыска все разгромили, разбросали. Это было первым шагом к уничтожению, потому что дом для крестьянина - это надежное семейное гнездо, залог мира, благополучия, оберег. А ее разрушение - это начало собственной смерти, как физической, так и духовной. Второй удар направлен на ломку веками устоявшегося украинского семейного устоя, обрубки родственных корней. Постепенно вымирает семья Катранників, потому что ее традиционный кормилец - отец не способен удержать семью. Умирает дочь Елена, мамина радость и надежда, умирают все Катранники, кроме Андрея. Село доведенное до отчаяния, есть больше нечего - начинается людоедство. И все же, чего в романе больше: людоедства или человечности? Хотя людьми правит во время голода зло, страх, безнадежность, но человечности больше. Люди как могут поддерживают друг друга.

Автор глазами Дарьи и Мирона видит, что исчезает красота и души, и природы. А они умели видеть в жизни. Знали они, что именно красота питает человеческое сердце, душу. А тираны хотели ее, красоту, убить, но не удалось.

Василий Барка верит в возрождение жизни людей, а потому и оставляет в произведении живым младшего из Катранників Андрея. Он оживает, возвращается к жизни, потому видит уже красоту синего утра, слышит запах мяты. Его сердце не равнодушно к красоте, а значит, и к жизни. Писатель верит в неуничтожимости души, которая воспитана в красоте, гармонии взаимоотношений человека с природой и человека с человеком. Церковная чаша символизирует в романе свет, вечность жизни, а следовательно, и вечность Украины, которая возродится, несмотря ни на что.


Выводы

Романа в. Барки "Желтый князь" предшествует слово "От автора", в котором писатель знакомит читателей с фактологічними основами своего произведения.

Пережив все ужасы страшного голодокосу на Кубани и Полтавщине (у брата), "истощенный до предела, весь в ранах... с опухшими и водянистыми ногами, уже не надеялся выжить, познав муки голода вплоть до предсмертной пределы", Василий Барка 25 лет собирал свидетельства очевидцев голодомора 1933 года. В конце 50-х годов, уже в Нью-Йорке, писателю пришлось еще раз в жизни пережить жуткое чувство голода. 25-35 центов на день хватало лишь на дешевый рис и раз в два дня можно было позволить себе купить банку рыбных консервов. Полуголодное существование, по свидетельству Барки, пробудило в его памяти 1933 год на Кубани. И он приступил к работе, нелегкой, изнурительной. О создании романа автор говорит: "Там у меня было больше плачей, чем писанины. Я придерживался правила ничего не придумывать... Автор в своем произведении - не судья, но, как некогда определил Чехов, свидетель для суда: рассказывать, что произошло в жизни".

Наверное, не будет большим грехом, когда мы слова профессора Юрия Шевелева с его выступления по случаю вручения 13 февраля 1982 г. Василию Барке литературной награды фонда Емельяна и Татьяны Антоновичей за строфічний роман "Свидетель для солнца шестикрилих", где он назвал это произведение "итогом и отчетом автора, свидетельством перед людьми и Богом", перенесем на роман "Желтый князь".

Так, "Желтый князь" Василия Барки - это правдивое свидетельство перед людьми и Богом о том, что чинилось в Украине тридцать третьего.

Главные события, изображенные в произведении, происходят в с. Кленотичі. А за этим селом - вся измордованных Украина. В центре повествования - крестьянская семья Катранників: отец Мирон Данилович, его мать Харитина Григорьевна, жена Дарья Александровна и трое их детей: Коля, Андрюша и Леночка, Рядом с ними односельчане, такие же земледельцы - "группа худых дядек". По другую сторону - Григорий Отходін, столичный партработник, его помощник Шкрятов, "партийцы и сільрадівці с револьверами в карманах, и также милиционеры с револьверами на поясах".

Судьба семьи Катранників - это судьба Украины. Василий Барка психологически последовательно воспроизводит ту растерянность и страх, что их породило в умах и настроениях крестьян вымаривания голодом собственного народа. Они не верят, что политика их уничтожение осуществляется по указанию сверху. Обосрались люди во всем видят знак беды: в библейском числе 666, в завершении XIX века, которое должно было, пусть позже, но заявить о свой конец каким-то пекельством, в падении с неба мертвых птиц, в красном флаге, что набухает и чернеет от пролитой крови.

"Это только кажется, что их флаги красные, они темные",- говорит Мирон Данилович.

Автор как бы напоминает своим читателям две формы проявления вечности - добро и зло. В начале романа он делает упор на силе добра: солнечное утро, мать одевает малышку Аленку к церкви. Вечное чувство материнства в этом эпизоде заслоняет все как конкретное проявление добра. Именно это чувство будет помогать людям оставаться людьми, бороться с неумолимыми обстоятельствами, не покориться "желтом князе". Но скоро, очень скоро везде воцарился "желтый князь" - черной буряною облаком провисла над Клинотичами кампания выкачивания хлеба. Повисел, затмив людям солнце, и покатилась дальше Украиной. А здесь осталась разруха, смерть, первое чувство голода. В душах людей - такое же опустошение, как и по дворам, страх перед неизвестностью.

Изображены Барком подробные, порой поразительные натурализмом картины смерти крестьян и их детей, реалистичные описания голодных мук, поисков пищи на зимних полях раскрывают миру страшную правду об истинной сущности "процветающего общества", развенчивают советский тоталитарный режим, который так цинично толкнул в голодную пропасть своих граждан, крестьян-земледельцев. Есть в романе метафорическая сцена и конкретный образ пропасти, где пылает огонь, как в аду, и куда сбрасывают с поездов людей, которые отправляются разжиться на хлеб до Вороніжчини.

Викривальність "Желтого князя" не только в таких аллегорических схемах. Она сопровождает весь текст произведения. С особой силой сдерживает обличительный пафос через изображение трагедии семьи Мирона Катранника, в которой умерли все, остался только самый молодой росток - Андрюша.

Сначала до неузнаваемости была опустошена хата Катранників, дом-святыня, где иконы испокон веков озаряли хлеб на столе. Не только дома, но и целые деревни превращались в пустырь, развалины, руины. "Сады везде вырублен, одни пеньки кое-где торчат во дворах, среди сорняков. Все, что цвело до солнца, пропало, будто унесенный бурей, пожаром, потопом, то мором... Все разрушено! Стаи воронье кружа везде, над всенародной пустотой, и через пути улетают прочь: на степи, обращены в океан сорняков". Под колесо, которое сами раскрутили, попадают и сами партийцы, приспособленцы (Гудина, Лукьян), потому что были рабами, послушными винтиками человеконенавистнической системы.

Конкретным носителем зла, его неотъемлемой частью в произведении Барки есть "рыжий", "золотозубой" желтый князь - представитель высокой партийной верхушки. Это он - тот зверь, который вылезает из грязи в образе компартии" в напівфантастичній рассказы деда Прокопа.

Прибегает автор и к мистических видений, символики, сказочных образов, чтобы усилить обличительный пафос произведения. Все отрицательные персонажи произведения - это предатели своих душ нечистому - желтом князю.

Разоблачая и развенчивая, Василий Барка не берется судить.

Проблема духовности, человечности, как одна из основных, раскрывается через символический образ церковной чаши, которую, рискуя жизнью, крестьяне спасли и сохранили. Кстати, про этот тайник знает Андрюша. Может, поэтому и остался он единственным из всей семьи в живых, чтобы найти эту чашу,- пусть она опять в свое время засияет в церкви.

Такой обнадеживающий символичен финал романа "Желтый князь". Духовное его наполнение побуждает нас к гордости за украинскую нацию, у детей которой даже голодная смерть не может убить самого главного - человечности и любви.


Список использованной литературы

 

1. Барка В. Желтый князь. - К., 1991. - 266 с.

2. Вселенная.- 1990.- №7.- С.139.

3. Дроботько Н. Характеристика семьи Катранників (по роману Василя Барки "Желтый Князь")// Дивослово. - 2000. - №6. - с. 37.

4. Думанская О., Лысенко М. Тема голодомора в украинской поэзии и прозе. - Львов, 2000.

5. Забарный А. Роман Василия Барки "Желтый Князь" (к пробдеми восприятия старшеклассниками литературного героя)// Дивослово. - 1999. - №10. - с. 31.

6. Логвиненко О. На расстоянии в 37 лет (В. Барка "Желтый Князь")// Литературная Украина. - 1998. - 5 февраля.

7. Лозко Г. Украинское народоведение. - К.: Зодиак-ЭКО, 1995. - 368 с.

8. Литературная энциклопедия. - К., 1994.

9. Наулко В. И., Артюх Л. Ф., Горленко В. Ф. Культура и быт населения Украины. - К., 1993. - 288 с.

10. Орлюк Я. Василий Барка и его роман "Желтый Князь"// Дивослово. - 2000. - №6. - с. 34.

11. Попович М. Очерк истории культуры Украины. - К., 2001. - 728 с.

12. Ризун В.В. Литературная жизнь Украины. ХХ ст. - К., 1996.

13. Смирнов С.А. Творчество Василия Барки - светоч украинской литературы ХХ века. - Львов, 1999.

14. Украинская литературная история. - К., 1998.

15. Усатенко Т. "...То, чему мы навсегда принадлежим": Дом, дом, род, семья // Дивослово. - 2003. - № 1. - С. 27-30.

16. Хрестоматия. Украинская литература ХХ века. - К., 2000.

17. Шевченко Л.Ю., Лысенко Ю.В. Литературный язык ХХ века. - К., 1996.

18. Юрченко И.С. Биографический портрет Василия Барки. - К., 1999.

19. Ярмак М. Василий Барка "Желтый Князь" (вспомогательные материалы)// Поліття. - 1998. - №8. - с. 45