Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Древнейший театр Галичины - Коломыйский областной драматический театр

По мнению члена-корреспондента Академии искусств Украины, профессора, ректора Киевского государственного института театрального искусства им. И. Карпенко-Карого Ростислава Пилипчука, такое важное художественное событие, как зарождение профессионального театра, не случайно произошла именно на Покутье. Вот как он описывает это событие:

« .1848р., на волне австрийской революции, давшей толчок украинскому национальному движению, возник украинский театр . во Львове на то время не было еще украинских художественных сил, которые бы взяли на себя инициативу создания театра, не то чтобы профессионального, как это было в некоторых подчиненных Австрии славянских и неславянских странах, но и любительского.

Поскольку орган украинского самоуправления, так называемая Главная русская рада, центр которой был в Львове, имела среди окружных филиалов самую крепкую в Коломые, то именно Коломыйская рада взяла на себя инициативу создания украинского любительского театра .

Местный священник Иван Озаркевич. был вдохновителем, идеологом всего дела. Именно он обеспечил молодую сцену украинским репертуаром, которого ранее в Галичине не существовало.

Воспользовавшись наличии в Коломые печатных текстов обеих пьес Ивана Котляревского - «Наталка Полтавка» и «Москаль-волшебник», І.Озаркевич пристроил их к местным условиям, перенеся действие из Полтавщины на Покутья, передувавши язык на местную покутську говор, переименовав героев на местный лад, заменив песни, которые содержали в себе восточные реалии, на песни, которые бытовали в Углу и т.д. Таким образом І.Озаркевич осуществил то, что теперь называется литературной адаптации".

На протяжении всей истории становления Коломыйский театр настойчиво боролся за право на существование, искал самобытный путь развития, собственного самобытного художественно-эстетического облика.

С Коломыей связали судьбу лучшие актеры своего времени, патриоты украинского театра: Николай Бенцаль, Владимир Блаватський, Иванна и Иван Біберовичі и другие. В свое время в театре работали известные актеры национальной сцены и кино Василий Симчич, Заслуженная артистка Украины Оксана Затварска.

От самого первого спектакля утекло немало времени. Неоднозначные периоды переживал театральный коллектив. Были отрезки подъемов, застоя, театр закрывали и открывали неоднократно.

В 1939 году после длительного перерыва в Коломыю снова вернулся в театр. Даже в годы II мировой войны в оккупированном городе театр под руководством известного театрального деятеля Ивана Когутяка поддерживал своих земляков, был оплотом патриотизма и свободолюбия.

Наперекор многочисленным препятствиям театр выжил и остался выразителем национальной украинской культуры, образцом бережного отношения к традициям наших предков.

Красноречивым доказательством принципиальной концепции коллектива стал последний 17-летний отрезок, когда театр возродился после длительного вынужденного перерыва. С 1989 года основой репертуара Коломыйского театра были и остаются сценические произведения украинских классиков - Гната Хоткевича, Василия Стефаника, Ольги Кобылянской, Ивана Карпенко-Карого и других.

В творческом багаже коллектива ныне близкого 30 спектаклей. Из них 5 - сценические первопрочтения на украинской сцене : "Гуцульский год" Гната Хоткевича, - "Каменный крест" Василия Стефаника, "Иродова морока" Пантелеймона Кулиша, "Деньги" И.карпенко-Карого, “Иуда” Ольги Кобылянской, и. Франко “Boa constrictor”, а также авторские варианты: “Каменный крест” В.Стефаника, "Земля" А. Кобылянской.

Одной из концептуальных основ, на которой базируется эстетика Коломыйского театра, является идейно-художественное, этнографическое своеобразие, национальная самобытность и колорит Покутья, культурное и языковое своеобразие края.

Еще одной отличительной чертой является обращение к подзабытым драматических жемчужин Украины. Одной из них является пьеса Гната Хоткевича "Гуцульский год". Спектакль в 1998 году была удостоена участия в Эдинбургском театральном фестивале. Премьера постановки состоялась 19 августа 1991 года, и вот уже 10-й сезон она входит в действующего репертуара и пользуется популярностью у зрителя. Коллектив своим творчеством доказывает, что украинская драматургия - неисчерпаемо богатый источник, который не иссякает, а только со временем богатеет. Задача театралы видят в том, чтобы этими богатствами воспользовалось не одно поколение.

По глубокому убеждению актеров, сторонников Коломыйского театра самобытное художественно-эстетическое лицо коллектива сложилось и остается таковым благодаря большим усилиям бессменного в течение последних 17 лет художественного руководителя и директора театра - Заслуженного артиста Украины Дмитрия Чиборака, который придерживается точки зрения, что украинский театр не должен идти по проторенному пути, приближаясь к коммерциализации, скатываясь к постановкам бездумных по содержанию, легких по восприятию пьес, а ориентироваться на лучшие образцы отечественной классики, которые могут научить зрителя быть патриотами, беречь прекрасные тысячелетние традиции нашего народа, высокой национальной культуры, замечательного языка, корни которых достигает глубины тысячелетий.

Минуя искушения создание бессмысленных зрелищ на потребу дня, Коломыйский театр обращается к непростым, содержательно наполненных произведений, которые побуждают зрителя к размышлениям над смыслом бытия, делают человека душевно щедрой, величественной, которая способна сопереживать чужому горю, ценить свое прошлое, гордиться своим происхождением, и тому же научить своих детей и внуков.

Театр в постоянных творческих поисках, чтобы до юбилейного 2008 года порадовать зрителей новыми незаурядными спектаклями “Дон Жуан из Коломыи” Леопольда Фон Захер-Мазоха, “Девка на выданье” основателя театра о. Ивана Озаркевича; “Гамлет” В.шекспира.