Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ВАСИЛИЙ СТЕФАНИК
Или знают Бога герои новелл Василия Стефаника? (изучение творчества писателя в свете христианского вероучения)

Есипенко Дмитрий,

Киевский национальный университет

имени Тараса Шевченко


...кто ты, человече, что ты споришь с Богом?

(Рим. 9:20, [1, 1397])

Религиозность, глубокая вера - бесспорная примета сознания Василия Стефаника и героев его новелл. В то время, когда украинская общественность в поисках аксиологических ориентиров обращается к духовным началам христианства, особенно важным является новое прочтение лучших образцов нашей литературы. Произведения новеллиста удостоверяющих естественность, целостность религиозных представлений его персонажей о мире, важнейшие нравственные категории человеческого существования. Они убеждены, что в постоянно находятся под Божьим присмотром и именно этим обусловлена их поведение. Типы героев, поданные писателем, воплощают возрастные аксиомы жизни украинского крестьянина.

«Господи, врут золотые книги по церквям, что ты имел сына, врут,-с имел! Ты воскресил своего, говорят... А я тебе не говорю: воскреси их, я тебе говорю: покажи гробы, най лежу круг них...», - кричит герой новеллы «Сыновья» старый Максим [2, 176]. Что вынуждает его к этому? Отчаяние одиночества, боль потери сыновей на войне, жены, которая не снесла этой трагедии.

Целая новелла - плач-плач Максима над погубленою молодостью своих детей и собственной немощной старостью. В таком аффективном состоянии он и критикует небо.

Однако религиозность - неизменная черта этого украинского земледельца. «Он сварил кулеш, убрал белую рубашку, поужинал и затих. Потом прикляк к земле и молился:

- А ты, Мать Божья, будь мойов ґаздинев, ты со своим сыном посередине, а у тебя Андрей и Иван по сторонам... Ты дала сына одного, а я двух» [2, 177]. Имеем проявление народных верований: за хорошие поступки умершие идут в Царствие Небесное и там сидят справа и слева от самого Бога [5, 61].

Обнаружен в словах и поведении героя новеллы мировоззрение соизмерима с осознанием и идентификацией веры ее автором. Это неканоническое прочтение образов-Абсолютов: в частности - Господа, Богоматери. Для Максима они постоянно присутствуют рядом с ним, они решают все его жизненные ситуации. Поэтому он и упрекает небу тем, что оно не вмешалось в жестокий ход судьбы : «Ты видишь целый мир, но над моими гробами ты отемнів...» [2, 176]. Констатируем большую идейную смелость (дерзость) Максима. Свою личную трагедию он отождествляет с самой большой жертвой во имя человечества - смертью Иисуса Христа.

Конфликт в душе персонажа обусловлен именно его верой в императив Высшей истины и справедливости. «(Герои Василия Стефаника) в волнах экстазы своих соревнований «за свой рихт» ( за право, в этом контексте - нравственное - Е.Д.) не могут понять, почему Бог им не помогает, почему не уничтожает их обидчиков», - уместно замечает исследователь творчества писателя Л.Луців [9].

Зато можно не согласиться с некоторыми тезисами, высказанными исследовательницей творчества Василия Стефаника С.Коршуновою (статья «Своеобразие эпического рассказа» [6]). Она справедливо замечает о основы мировоззрения героев новелл: «Персонажи мыслят преимущественно моральными категориями совести, любви, греха и т. п. Самыми высокими моральными ориентирами для них есть Христос, Бог, Матерь Божья. ...образ Мироздания в новеллах Василия Стефаника имеет систему координат, характерную для народно-поэтических и религиозно-философских представлений - его полюса занимают образы Отца небесного и хозяина ада». Последнее положение может быть ярко проиллюстрировано новеллами «Сама-саміська» и «Скин». Участь грешников после смерти зависит от того, покаялись они или нет.

Парадоксальным, однако, является вывод литературоведа: «...образ Бога толкуется как образ злого и жестокого Отца небесного, что обрек своих детей на неописуемые страдания», - соотнесение с ветхозаветной традицией понимания Бога. Далее С.Коршунова утверждает, что за такой определенной Господом жестокой судьбы («замкнутый круг земных страданий») единственный желаемый выход для героев - смерть. «Поэтому ее ждут как освободительницу». Она выводит галерею героев-богоборцев. Молитву Максима (новелла «Сыновья») к Матери Божьей в исследовании названы «кощунственной» и «парадоксальной» (сравним: в другой исследовательницы, М.Коцюбинської она определена как «не каноническая» и «интимная» [7, 177]).

Такое толкование событий, реплик персонажей новелл, бесспорно, является упрощенным, слишком одномерным и однозначным. Основной причиной такого прочтения религиозного аспекта произведений следует считать желание исследовательницы соотнести авторскую концепцию с духом «современной писателю декадентсько-символистской литературы». При этом критик сама делает вывод, что некоторые особенности новелл «отчетливо выявляют отличие концепции личности Стефаника от декадентской» [6, с. 84-86].

Такой, что ярко характеризует религиозность героев Стефаника, оказывается большое значение в их ментальной сознания концептов Молитвы и Церкви. Также важную роль играет и «Боже» поздравления-пожелания. Эти «внешние» проявления веры героев замечает частности Т.Зелених («Вера в Бога как характерная черта художественного мира героев В.Стефаника»; [25]).

Поздравления, пожелания - словесные свидетельства «присутствия» Бога. На словесно-текстовом уровне этот элемент мировоззрения выражен в названии одной из новелл - «Славайсу».

В качестве художественной иллюстрации приведем образцы таких обращений-пожеланий в некоторых произведениях писателя.

Со старой Тимчихою из новеллы «Ангел» здороваются: «Славайсу». Ответ - «Навеки слава» [2, 29]. Собираются радные в новелле «Заседания»: «Этак каждый шел в люди. "Славайсу" - "Навеки слава" - и садился на скамье...» [2, 55]. До Георгия зашли Михаил и Максим посмотреть на вора (новелла «Вор»): «Славайсу.» - «Навеки слава» [2, 135]. Семен, увидев на своем дворе незнакомых людей, говорит им (новелла «Она - земля»): «Славайсу Христу, люди добрые!» [2, 159]. Старая Варвара, увидев комиссара: «Славайсу» (новелла «Военные вреда» [2, 178]). «Старая Вережиха зашла в дом к дочери и сказала: «Славайсу...» («Мать», [2, 198]). Такое же приветствие встречается в новеллах «Святой вечер», «Славайсу».

В словах приветствия - прославление Иисуса Христа, проявление веры благочестивых героев в том, что он может улучшить их жизнь. Антон из новеллы «Синяя книжечка» желает «вітисі» (жене войта): «Пусть пан Бог твоим детям должно, где сы поступают. Пусть вам Бог всем дает лучше, как мне...» [2, 6]. Проця из новеллы «В корчме» бьет женщина, он просит лучшей доли в Бога (другое дело, что стремится злого): «...может, Бог руки без меня усушить, может, я допросюси этому у Бога...» [2, 13]). Илаш из новеллы «Жаль» желает Романихе: «Пусть вам Бог даст наилучшим образом» [2, 37]. А Михаил из новеллы «Каменный крест» - куму: «...пусть Господь милосердный счастливо введет вас на место и поможет ласков своєв заново газдов стать!» [2, 48]. Третильник из новеллы «Сон» говорит: «...Бог мне відгодив, дай Бог так кождому. Взєв дал... Как Бог даст, то будет пшеница...» [2, 123]. Старый Лазарь из новеллы «Роса» размышляет о своих внуков: «Они во мне вежливые, пусть их Бог благословит с их надеждами ...» [2, 202].

Здороваясь и желая близким, знакомым и совсем чужим людям Божьего покровительства, герои новелл проявляют себя как верующие гуманисты.

Молитва как обязательный сакральный ритуал в жизни религиозного человека. Концепт молитвы в художественном мире произведений Василия Стефаника появляется часто. Это и изображение самого таинства обращения к небесам и упоминания молитвы как просьба об освобождении от грехов себя и своих близких. Отец Николая из новеллы «Стратився» искренне обращается к Божьей Матери и святого Николая, прося помиловать грешную душу сына самоубийцы «Матерь Христова, всем добрым людем становишься на поратунок. Николай свєтий...- и бился в грудь...» [2, 10]. Гриша Летучий («Новость») не может перейти реку, в которой - тело утопленной дочери. Тяжкий грех - не свидетельство того, что он конченый человек, он ищет успокоения в молитве «Мнєоца и сына и мирового духа аминь. Очинаш іжи ес на небесі и на земли...» [2, 40]. А Иван Дидух из новеллы «Каменный крест», прощаясь со своей землей, «лишь тупо смотрел вперед себя и качал головой, как бы молитву говорил и на каждое ее слово головой потакував» [2, 48]. Так же всю жизнь в тяжелом труде звікувавши, он не раз к Богу обращался: «Не раз, а денек кінчаласи, а я упаду на ниву и ревностно молюси к Богу...» [2, 52]. Уезжая с семьей в далекую Канаду, он просит односельчан: «чтобы-сте за нас наймили служебку... и віказали очинаш за нас. Может, господин Бог меньше греха припишет» [2, 51].

Мир осознается героями новелл как великое Божье творение. Поэтому не удивительно, что не только люди, но и природа знают молитвы. В новелле «Сыновья» одинокий старый Максим стремится оставить свидетелями по себе... цветка: «Как умру, то тай на моем поле чічки растут и най своими маленькими головками говорят отченаш за деда...» [2, 175].

Знание молитвы для ребенка - большая ее заслуга, что доказательство ее ума и «взрослости». Михайлиха из новеллы "Маменькин сынок" гордится своим сыном, говоря: «три года и прочь очинашу береси. Такой древнегреческий...» [2, 18]. Так же «мудрый» и Семенко из новеллы «Кленовые листья», который говорит о себе: «Ану запитайтеси мамы, какой я умный! Я очинаш знаю целый...» [2, 119].

Однако молитва - бессильна без искренней веры. Само по себе произнесение заученных слов, неосмысленных и непринятых к сердцу, она является проявлением лишь кажущейся «набожности» (новелла «Набожная»). Так же никогда не занимает должное место в ментальном мировоззрении неверующего человека и другой христианский концепт - Церковь.

Полісемантичність лексемы и концепта «Церковь». В евангельском понимании «Церковь», означает совокупность людей, верующих в Иисуса Христа. Как понятие христианской этики, оно имеет несколько значений, а именно:

  • объединение единоверцев христианской веры;
  • христианская вера, исповедание;
  • место собрания верующих (храм), местная община, приход христиан;
  • совокупность всех (живых и умерших), кто верует в Иисуса Христа как Бога и Спасителя" [8, с. 209-210].

В новеллах Стефаника церковь - это место собрания верующих, храм, где все молятся и слушают Слово Божье. Андрюшу в новелле «Маменькин сынок» вознаграждают за хорошее поведение тем, что позволят пойти к Церкви. Крестьяне посещают храм часто, поэтому для целой общины большая странность, что Иван Дидух (новелла «Каменный крест») «в церковь ходил лишь раз в год, на Пасху» [2, 47]. Нарушение сакрального места также явление для сознания людей неслыханное. Показания о том, что «старая Романиха из-под церкви доску несла» вызывает негодование общественности: «как из-под церкви рунтати?», «как то церкову обворовывать!» (новелла «Заседания», [2, 59]). Пожилые супруги из новеллы «Древность» составили между собой договоренность о посещении церкви: «В церкви ходил что второй воскресенья, потому перепускався со старой: она на первую Богородицу, он на вторую, она на Пасху, а он на Рождество...» [2, 88]. Однако дело не в количестве посещений: муж и жена из новеллы «Набожная» каждое воскресенье в церкви ходят, но позволяют себе ругаться после этого.

Пребывание в святом, намоленном месте изрядно влияет на персонажей произведений Василия Стефаника. В новелле «Древность» читаем: «(дед Дмитрий) в церкви бил поклоны, давал на тацку запліснілі грейцарі и спочений (отдохнувший - Е.Д.) выходил враз с людьми...» [2, 89].

Божье Слово можно услышать везде, если для него открытое сердце. Это одна из мировоззренческих идей художественного мира новелл писателя. Пребывание вместе с другими верующими дарит особое ощущение сплоченности, душевного спокойствия, тепла и поддержки, которых часто не хватает за пределами храма [3, с. 82-84].

Исследователь творчества Василия Стефаника П. Иванишин («Основные аспекты национально-духовной дифференциации»; [28]) замечает единство национальных и христианских первнів ментальности героев писателя. Ярко проявляет этот мировоззренческий синкретизм художественный образ деда Гриши в одноименной новелле. «Именно этот человек из народа, человек с твердо сформированной национальной идентичностью помогает решить сложную этико-религиозно-психологическое вопрос в духе национально-экзистенциальной методологии» [4, 147]. На вопрос молодой (и образованной - профессор!) девушки: «Деду Григорию, что буду делать, мой преложоний хочет, чтобы-м приняла его веру», мудрый и «национально сознательный» дед отвечает: «Милая... не иди к ним в гости как они твоєв віров гидуют, сиди в своем доме и ешь черный хлеб» [2, 187]. Такой взвешенный (многолетний опыт героя) подход дпомагає «выделить свою и чужую веры; от навязчивых апологетов последней следует дифференцироваться, чтобы сохранить свою самость» [4, 148]. Подобная трактовка новелл писателя дает возможность постичь их духовную, философскую и націєсофську проблематику в единой смысловой целости.

Религиозная основа мироощущения героев оказывается еще и как элемент их эстетической культуры. Вот как об этом пишет литературовед М.Коцюбинська: «Герои Стефаника живут не хлебом единым. Эстетическая культура, эстетическое чувство живет в нем, даже загнанное в щелки, даже, кажется, совсем подавлено бедой. Только благоприятная минута, оно добывается наружу [7, 177]. Героиня новелла «Ангел» старая Тимчиха купила образок, потому что на нем «ангелочек... так приветливо дививси и так розы каждом наставлял». Она заботится о красоте сакрального рисунке: «Бывало, зимними вечерами то понароблєю с паперю голубей. Головки позолотю, крылышки посріблю, и как уберу его в те голубчики...». Такая забота озаряет и наполняет особым смыслом одинокую старость: «Лицо бабье подобріло и прояснилось» [2, 31].

Судьба героев Василия Стефаника тесно связана с его собственной. Как писатель, он остро чувствовал свое особое назначение - кузнеца металла «люцкого слова и его любви» (мы приводили его мысли по этому поводу в статье «Василий Стефаник: религиозный нигилист, безбожник, верующий?», №.......).

Призвание художника - почетное и трудное. Таким изображено и осознание собственного творческого «я» Иваном из новеллы «Мастер». Бог ему «прекрасный талант дал в руки»: ставить дома «как и птицы легкая». Однако невероятно ответственное поручение - построить церковь - вызывает душевный разлад, «взламывает» уверенность в собственных силах . В ночных кошмарах церковь преобладает его. Три месяца не может прийти в себя. Потом - теряет, пускается пьянствовать. Однако одна художественная деталь повествования раскрывает все так же необъятное богатство души героя: «Делал из коршми церковь» [2, 20].

Герои Василия Стефаника - безусловно, верующие люди. И именно вера является той основой продолжения лучших человеческих качеств в их душах за нищих жестоких условий их жизни. «Человек пропадает, как перестает любить», - говорит писатель. «Обезлюживание Стефаник воспринимает как величайшую трагедию. То, что является естественным для человека, что составляет ее сущность, - доброта, человечность, душевная щедрость - тогда воспринимается как лишнее, ненужное, вредное...» [7, 168]. И неутешительным итогом звучит риторический обращение героя новеллы «Дети»: «А это же по правде, а где Бог? У этих людей уже нет Бога, ой, нет...» [2, 70].

Давайте прислушаемся к предостережению классика...

Использована литература:

  1. Библия или Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета - К, 1992. - 1528с.
  2. В. Стефаник. Каменный крест. Новеллы - Харьков, 2006. - 256с.
  3. Зеленых Т.И. Вера в Бога как характерная черта художественного мира героев В.Стефаника. // Научные записки. Харьковский государственный педагогический университет им. Г.С. Сковороды. Вып. 3 (39) - Харьков, 2004
  4. Иванишин Петр. Основные аспекты национально-духовной дифференциации. // «Покутская троица» и литературный процесс в Украине конца ХІХ - начала ХХ века. Материалы научной конференции 14-15 мая 2001 года в г. Дрогобыче - Дрогобыч, 2001 - 425с.
  5. Кобзей Тома. Большой резчик украинских крестьянских душ - Торонто, 1966.
  6. Коршунова С.И. Своеобразие эпического рассказа. // Василий Стефаник - художник слова - Ивано-Франковск, 1996. - 272с.
  7. Михайлина Коцюбинская. Читая Стефаника. // Мои горизонты: В 2т., Т.1 - К., 2004. - 336с.
  8. Лахно А., Варенко В. Христианская этика (в понятиях и категориях) - К., 2002. - 216с.
  9. Луцив Лука. Василий Стефаник - певец украинской земли - Нью-Йорк, 1972. - 488с.