Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

НИКОЛАЙ ХВЫЛЕВОЙ
ПУТЬ К ИСТИНЕ НИКОЛАЯ ХВЫЛЕВОГО

Емельянова Н.М.
Донецкий национальный университет

В творчестве отечественных мыслителей нашла свое выражение уникальная отечественная ментальность. В то же время нельзя отрицать то влияние, которое оказала на них экспрессивная мнение западных философов, прежде всего Маркса и Ницше. Именно в этом направлении шла эволюция взглядов М. Волнового: от революционного романтизма к переоценке ценностей, от общей идеи до экзистенциального "единичного".

По выражению Донцова, любая революция начинается в сфере духовного: формируясь в метафизическом "пространстве", она сходит потом в плоскость фактов. Духовная революция Волнового основывалась на осознании трагического столкновения личностных духовных запросов с безжалостной социальной машиной, что не терпит никаких отклонений от движения ее механизмов. Отбросив позицию "винтиков", мыслитель отважно противостоял официальной идеологии. Его слово выражало и тоску по утраченной свободе ( личной и национальной, и провоцировало соотечественников на осознанный бунт. Предметом его философской рефлексии была ценностная полость существования идеологизированной "большинства", что препятствует настоящий самореализации.

Донцов охарактеризовал Волнового как человека с расколотым "я"; действительно, в нем хаотично переплетались гениальные и безумные идеи. Сам он, глубоко переживая "темный" путь родины и не отделяя себя от народа, писал: "Мы не политики. Мы поэты. Нет у нас северной жестокости. Мы романтики" [1, с. 33]. Драматизм судьбы "романтиков" определялся драматизмом самой эпохи, которая тонула в рационалистической бездны. "Мы видим, что западная цивилизация гниет и в ней гниет человечность" [2, с. 448], ( утверждал Карно, герой "Повести о санаторійну зону". Понятно, что это гниение в равной степени касалось и действительности, в которой жил и творил Волновой. "Нивелирующая отара", что делала ставку на количество в ущерб качеству, становилась силой, которая без больших усилий подмывает под себя "романтиков".

Подобно тому, как Гоголя со всех сторон обступали "морды" и "рожи", Волнового преследовала "харя непобежденного хама". В анонимном письме, адресованном Анарху ("Повесть о санаторійну зону"), есть характерные строки: "Кто там у вас переоценивает ценности ради своего прекрасного желудка?" [2, с. 464]. Эта фраза могла бы принадлежать ніцшевському Заратустре, который исповедовал новые ценности. Обращаясь к людям, "которые мигают", озабоченных в первую очередь своим маленьким душевным спокойствием, Заратустра замечает, что они удобно устроились: "Нет пастыря, одно лишь стадо!.. Все умны и знают все, что было... Они еще ссорятся, но скоро мирятся ( иначе это розстроювало бы желудок" [3, с. 16]. Возражения обывательских ценностей побудило юного Волнового к стремлению оборвать все наследственные связи со старой традицией и сжечь "навоз" буржуазной культуры. Но этот писаревсько-базаровський максимализм постепенно заменялся одухотворенным поиском "нового" человека, которую Он именовал "истинной", Ницше ( "выше", а Волновой ( "неизвестной".

Темная ночь действительности, на которую жалуется героиня "Сентиментальной истории", потерялась в тайном Космосе. Желание познать "полуабстрактную даль" собственными силами оказалось для нее химерой: борьба с Богом обернулась страшной экзистенциальной безысходностью. Но легенда о "фантастического доброго ангела" продолжала жить в ее измученном сердце. Да и самый Волновой, который разделял, казалось бы, позицию антихристианства, все-таки приходил в своем творчестве к образу Спасителя. Подобно К'єркегору, он верил в "великую и простую философию": через законы, которые были объявлены незыблемыми, можно перепрыгнуть. То, что в авторитарном умственном пространстве именовалось необходимостью, для украинского мыслителя, как и для датского философа, приобретало статус феномена, преодолеваемого горячей верой. Если у Кьеркегора эта экзальтированная вера служила условием перехода от жалкой обыденности до свободного существования самодостаточного индивида, то у Волнового вера означала торжество и личностного, и национального освобождения. Он предусматривал: когда земля оторвется от солнца и полетит в бездну, "тогда будут смешные революции и автокефалии..., и будет первотвір" [1, с. 37].

Трепетная вера Волнового в радостное грядущее не основывалась на позиции пассивного ожидания; наоборот, он, как и его соотечественник, настаивал на необходимости активно-бунтарского мироздания. В противовес "закона большинства" он провозгласил идею бунта во имя полноты самораскрытия человеческого "я". Он с горьким сочувствием воспринимал "человеческое, слишком человеческое": "Это философия всемирной "кобылки": даже гений, если его вдруг укусит блоха, мгновенно забывает мировые проблемы и думает только о маленькую блоху" [2, с. 442]. Но, прощая другим естественные слабости, Волновой был беспощаден к самому себе. Не в силах существовать в рамках "философии серенького дня", он разделил мученическую судьбу мыслителей, которые положили свое раненое сердце на алтарь человеческой свободы. Нигилистическую настроенность он мужественно преодолел пылкой верой в возрождение души, которая проясніла.

ЛИТЕРАТУРА
Волновой М.Г. Синие этюды: Новеллы, рассказы, єтюди. ( К., 1989.
Волновой М.Г. Повесть о санаторной зоне // Синие этюды. ( М.: Сов. Писатель, 1990.
Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. ( М.: Изд-во МГУ, 1990.