Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Юрий Винничук
Роман Юрия Винничука «Мальва Ланда»

Самобытное творчество Юрия Винничука занимает особую нишу в современной украинской литературе. На сегодня, возможно, самым большим его достижением писателя является роман «Мальва Ланда». Значительный, как на наше время, по размеру и богат на литературные достижения произведение, стал квинтэссенцией устрашающе безграничной Винничукової фантазии, смелого юмора, соблазнительного, кое-где похотливого, эротизма. В этом романе, насыщенном удивительными персонажами, сюрреалистическими грезами и волнующими поворотами сюжета, комическое занимает одно из ведущих мест. Что и не удивительно, ведь автор известен также как собиратель и ценитель народного юмора.
В романе комическое концентрируется в отдельном мире, который чем-то напоминает сон или детскую фантазию, в реальности, придуманной автором. Ироничным является уже сама форма, что ее выбрал автор для фантастического мира, в котором разворачиваются события произведения. Сконструирован Винничуком микрокосмос - это львовская сміттярка. Видимо, таким образом автор иронизирует относительно нашего настоящего мира, в котором продукты человеческой деятельности вытесняют природу. Вместо бабочек здесь порхают майтелики, змей заменили электрические провода и т.д. Говорить про иронию, а не о сатиру, нам дает право тот факт, что автор не изображает эту реальность как нечто негативное. Наоборот - это место, где сбываются мечты. Здесь действуют свои правила, физические законы и мораль. Даже время здесь течет в другом темпе. «Лысеющий грубенький курдуплик с настовбурченими, как локаторы, ушами» Бумблякевич - главный герой романа подвергается радикальной трансформации, когда попадает в этот мир львовских отходов. Превращение, однако, происходит не в физической плоскости, а на уровне сознания. Здесь реализуются все созданные в мечтах марева и фантазии этого уже не молодого, однако до сих пор девственного мужа. Здесь он становится объектом желания развратных барышень и образцом мужества и благородства. Даже остогидле странноватое фамилия «Бум-бля-ке-вич» здесь начинает казаться нашему герою благородным и изысканным. Все это дает нам основания провести параллель с карнавальным существованием, описанный Бахтиным, в котором исчезают все привычные общественные условности и запреты.
Смеется Винничук и по поводу излишне романтического украинского национализма. В разговоре с магистром Джавалою и господином Зеньом (образ последнего, кстати, позаимствован из галицкого фольклора, сам по себе уже является комичным) Бумблякевич узнает о том, что сміттярка, кроме всего, является еще и центром украинского государства и координационным центром национальных революционных движений всех порабощенных народов мира, а в перспективе должен стать инициатором создания Великой Мировой Мусорники и, фактически, начать новую прогрессивную цивилизацию. Однако, поскольку упомянутые персонажи предстают во вполне симпатичном добродушному виде, а их планы могут показаться как абсурдными выдумками, так и несколько слишком романтическими мечтами, мы имеем основания говорить о наличии иронии в этом отрывке. Смех Винничука часто имеет национальную окраску. Его объектами, среди прочего, есть комические черты украинцев, галичан, львовян и т.д. Чего стоит только мистическое Море Борщев - эта несбыточная мечта каждого сознательного украинца, воплощенная в удивительном мире мусорники.
Автор использует разнообразные средства создания комического. Среди прочего, особый колорит произведению предоставляет совершенное владение писателем украинском языке. Часто здесь используется игра слов, возникают вымышленные автором неологизмы и т.д. Например, для полноты образа незадачливого милиционера, пришел сообщить госпоже Лучок о внезапной смерти ее мужа, автор приводит его слова в форме ужасного суржика. Необычны и полны содержанием фамилии получают персонажи романа, оригинальными названиями наделяет автор разнообразных фантастических существ и причудливые предметы. Похожих примеров использования языковых средств создания комического можно привести множество. Это свидетельствует о том, что автор имеет чрезвычайно тонкое чувство языка, что не так уж и часто случается в современной украинской литературе.
Кстати, доброжелательно улыбается Винничук и над украинским литературным средой. В частности, пафос и импозантность некоторых современных писателей воспроизводит, как он сам себя называет, живой «классик сміттярської литературы» и бывший политический заключенный Транквилион Пупс. В общем именно небуденні красочные характеры являются наиболее распространенным почвой для появления комического в этом романе. Вспомните Лютеция - человека с женским телом и мужской головой, «теоретика диалектического убийства» Лимонного Убийцу и Помидора, по мере познания сущности вещей, ковыряясь в носу.
Характерной особенностью творчества этого автора есть своеобразное описание физической любви. В нашей культуре оно преимущественно воспринимается в виде чего-то низкого, постыдного и нецензурного Хотя, возможно, такая ситуация является не оправданной и в целом негативно влияет на нашу жизнь, однако. Зато Винничук, используя вычурные метафоры и сравнения, описывает плотские утехи так вдохновенно, поэтично и изысканно, что в нашем воображении они предстают как некий чрезвычайно благородный, чуть ли не священный процесс. Такая соразмерность создает комический эффект. Читатель находится в состоянии поэтически-эротической возбужденности и в то же время не может удержаться от улыбки.
Примером карнавального существования можно считать приключения Бумблякевича, а впоследствии господина Циммермана, в городе С. Пожалуй, единственный персонаж в книге - господин Лидер, относительно которого можно уловить нотки сатиры. Он изолирует от мира все город и заставляет его жителей верить в целый ряд иллюзий. Здесь достаточно выписать необходимую справку - и человека считают мертвым. Пожизненно заключенные арестанты в воображаемой тюрьме строят воображаемый памятник своему начальнику, который одновременно исполняет обязанности бургомистра, судьи, палача и т.д. Однако, когда этот, казалось бы, вполне отрицательный персонаж и сам попадает в сети собственных иллюзий, он сразу перестает быть таким однозначным и приобретает также ироничных рис. Возможно, события, происходящие в третьей части романа можно считать высмеиванием абсурдности современного общества, его зависимости от СМИ и склонности верить во все то, что ему обещают политики. В целом все произведение пропитано идеями актуальными как на время написания (2000 г.), так и сегодня. Имеются в виду общественно-политические проблемы, которые в книге переплетаются с основной линией сюжета, то есть с событиями, прежде всего, во внутреннем мире Бумблякевича. Эти проблемы были и продолжают быть насущными для Украины, которая находится на пути своего государства.
В то же время раздел о городок С. является своеобразной антиутопией Винничука. Ведь впоследствии мы узнаем, что это был научный эксперимент специальных службу, целью которого было создание замкнутого среды с обществом, что вполне покорилась авторитарной власти. То есть этот раздел является сатирическим элементом произведения и Бумблякевич здесь предстает в роли единицы, что не вписывается в это идеальное общество.
Можно сказать, что произведение Винничука в определенной степени является пародией на различную мистическую литературу. Разнообразные оккультные явления упоминаются здесь излишне часто. В частности, откровенно несерьезным кажется эпизод с упырями и черной магией в родовом замке Шруботягів.
Несколько насмехается автор также по поводу чрезмерной идеализации любви. Это, во-первых, проявляется в том, как Бумблякевич протяжении всего романа ищет встречи с Мальвой Ландой - идеалом, в значительной степени, как может показаться, созданным его собственным воображением. В конце концов эти поиски завершаются ничем как в основном и бывает в реальной жизни. Во-вторых, любовь в произведении Винничука всегда в определенной степени находится в телесной плоскости. Автор словно отрицает возможность отстраненно духовного существования этого явления и иронизирует по поводу человеческих попыток представлять его в таком виде. Однако речь здесь идет именно о иронию, поскольку этот комизм не является злым и не направлен на высмеивание чувств Бумблякевича. Наоборот, читатель на протяжении всего произведения склонен сопереживать этому герою в его романтических приключениях.
Кстати, имя «Мальва Ланда» Винничук позаимствовал у деятеля правозащитного движения в СССР диссидентки Мальвы Ноєвни Ланды. Поскольку найти здесь какие-то параллели довольно сложно, видимо, автор таким образом тоже шутит, или, возможно, он таким образом играет с нашим сознанием, ища какие-то скрытые ассоциации и воспоминания.
Безусловно присутствует в этом произведении и юмор. Это, прежде всего, разнообразные бытовые вещи. Например, отношения Помидора и его жены-русалки. Отдельно следует сказать о черный юмор, известным знатоком которого Они считали и до этого. Он имеется здесь в значительной степени и используется очень искусно. Вспомним эпизод, в котором Лимонный Убийца душит русалку, или когда Человек находит у себя дома останки кота Мацька.
Стоит отметить, что в романе органично отражается постмодерный характер нашего мира и культуры. Автор иронизирует по поводу всего, для него нет каких-либо ограничений. Шутя, он даже вспоминает печальные события Расстрелянного Возрождения. Все персонажи имеют неоднозначный противоречивый характер. Они сочетают в себе серьезное и комическое. Для них не существует какой-то единой жесткой морали.
Итак, мы видим, что в романе «Мальва Ланда» комичность присутствует в значительной мере и появляется она в разном виде. Смех автора универсальный, он направляется на все аспекты человеческой жизни. Есть тут и сатира, и юмор, и пародия, и бурлескно-карнавальный элемент. Автор создает их, пользуясь своей причудливой невероятной фантазией и отличным знанием языка. Возможно, именно таких текстов больше всего нуждается широкий круг читателей сегодня и в еще большей мере на момент издания книги. В наше время жизнь людей часто окутано обыденностью и такая литература позволяет отвлечься от ежедневных дел, развлечься и одновременно задуматься над какими-то абстрактными вещами. Ведь, как это чаще всего и случается, комическое здесь сочетается с серьезным. Автор в свой особый способ изучает человеческую природу, отношения, человеческие желания и страхи.