Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Эпоха Просвещения и ее основные черты

Просвещение - это цивилизационно-культурная течение периода перехода от традиционного к индустриальному сус пільства. Интеллектуальные представители ее проповедовали социальную и политическую эмансипацию третьего сословия (мещан и крестьян); установление "царства разума", основанного на естественном равноправии людей, политической свободе и гро мадянській равенства; ставили целью распространение знаний: дать народу образование и "просветить" монархов относительно содержания "ис тынного" человеческого общества. Тем самым новейшие посту латы повлекли надлам старой феодальной организации.

Идеи Просвещения оказали такое огромное влияние на все направления духовной жизни европейского общества, что дали название новой культурно-исторической эпохе. Кстати, упоминается дувана эпоха, в отличие от предыдущих, сама дала себе имя: термин "просвещение" используют идеологи О світництва - Вольтер и Гердер. Окончательно закрепила этот термин в науке статья И. Канта "Что такое Просвещение?" (1784 г.).

По времени эпоха Просвещения - это середина XVII - XVIII вв. Идеи Просвещения прорастают сначала в Англии, затем во Франции, позже - в Германии, Италии и в других странах Европы. Развитие европейской культуры так или иначе проходило под знаком идей Просвещения. Но самый многочисленный, обогащенный яркими талантами отряд просветителей сформировался во Франции: именно отсюда, несу на себе печать французского гения, идеи Просвещения распространились по всей Европе.

Прежде чем дать общую характеристику культуре эпохи Просвещения, остановимся на характерных общих ре сах и специфических отличиях Просвещения в разных странах. Характерными чертами Просвещения являются:

1. Стремление его представителей к перестройке всех общественных отношений на основе разума, "вечной справед ности", равенства.

Продолжая начатую на рубеже XVII-XVIII вв. рационалистическую систему в европейском культурном развитии, исповедовало Просвещение настоящий "культ разума", видя в нем тот "архимедов рычаг", с помощью которого можно перевернуть всю систему общин ского и духовной жизни. Провозглашенное просветителями царство разума по своей исторической сущности было не чем иным, как идеализированным здравым смыслом буржуазии, кот ра готовила себе идейные основы прихода к власти.

Однако, несмотря на свое всевластие, разум должен был считаться с тем, что имеющиеся условия (абсолютистской власти еще была достаточно сильной) не позволяли осуществить практическое преобразование общества.

2. Движущей силой исторического развития и условием торжества разума просветители считали распространение передовых идей, знаний, а также улучшение морального состояния общества.

Определяющим моментом культурной жизни эпохи О світництва была безграничная вера в преобразовательные возмож ности образования. Передовые люди того времени прилагали значительные усилия для распространения знаний среди всех слоев общества, отводя просвете ведущую роль в прогрессивном разви тия человечества в русле общего блага и справедливости. Следует отметить, что Просвещение понималось шире, чем о сте распространение знаний и образования, оно включало в себя нравственное и гражданское воспитание, а также утверджен ния "истинных" представлений о мире, обществе и человеке - в противовес "ложному" идеям старого мира. Постулаты Просвещения не несли в себе революционного пыла, однако именно они положили начало то социальное возвышение, которое завершилось Французской буржуазной революцией 1789 - 1794рр.

3. Они стремились расковать умы людей и тем самым способствовали их политическому раскрепощению.

4. Просветители верили в человека, его разум и высокое по кликанье. Этим они продолжали гуманистические традиции эпохи Возрождения.

Обусловлено особенностями исторически-национального развития Просвещение в разных странах имело и существенные отличия:

1. Английское Просвещение, например, отличалось от французского определенной ограниченностью и умеренностью своих целей. Это было обусловлено рядом факторов и насампе ред тем, что английское Просвещение не опережал буржуазную революцию, как во Франции, а шло вслед за ней. К тому же, Английская буржуазная революция XVII в. выс ходила в религиозной оболочке, ее идеологическим знаменем был пуританізм, который противостоял господствующей англиканской церкви и королевского абсолютизма, ее завершением стал классо вый компромисс 1688-1689 гг. Буржуазия поделилась вла дой с новым дворянством, подключив последний к буржу азного способа ведения хозяйства, что также наложило свой отпечаток на характер просветительской идеологии в Англии.

2. Французское же Просвещение XVIII в. было значительно высшим этапом в развитии идейной борьбы буржуазии, ^ И* поднималась. Оно возникало специфическими условиями ,ч, • Франции XVIII в., где борьба между феодализмом и антифео дальними силами набрала относительно бескомпромиссных, резких форм.

3. Особенность Просвещения безгосударственных, зависимых народов заключается в том, что оно тесно переплеталось с формированием культурно-этнической солидарности, с националь ным возрождением, особыми стимулами для которых ста ли гердеріанство (протест против деспотизма) и романтизм. Историческим примером может служить период Гетьманщи ни в Украине.

Если говорить об общей характеристике художественной культуры эпохи Просвещения, то следует отметить, что она является новым открытием, новой ступенью на пути развития мировой планетарной художественной культуры, ей свойственно такое художественное восприятие, как интимность, лиризм, острая спо стережливість, проникновения в человеческие страсти и харак теры. Вместе с тем, достижения художественной культуры эпохи Просвещения, достигнуты ценой утраты универсальной полно ты в изображении духовной жизни, цельности в воплощении эс тетичних идеалов общества, свойственных искусству попе редніх лет.

Вместо своевольного индивидуалиста эпохи Возрождения и регламентированного подданного периода классицизма в XVII в. героем искусства становится гражданин, который утверждает свободу в рамках политики. Д. Дефо, Д. Свифт, Г. Филдинг, Г. Лессинг, А. Лесаж, П. Бомарше, Вольтер, Д. Дидро представляют в своем творчестве разумное, саму естественность человека. Для них разрешения всех коллизий обусловлено просветлением жизни, умом, знаниями.

Просветительский рационализм интенсивно наполню вался гуманистическим содержанием. Так, если в классицизме "разумность" произведений искусства была показателем их художественных качеств, то теперь она воспринимается и как дополнительное свідоцт во его моральных ценностей. Красота и добро все теснее сближаются через посредство истины. Отсюда - морали заторський пафос самого искусства Просвещения и понять о интерес к проблеме возвышенного. Реализм О світництва уже не выдвигает таких могучих титанов, как мыс искусство Возрождения. Величие духа, невероятное напряжение общечеловеческих страстей заменяется несколько ловкие стю находчивого героя.

Искусство демократизируется и обращается к жизненного материала самых разных слоев, привлекая низы су щества. Внимательно прослеживается общественную жизнь людей. Ведущим жанром в литературе становится социально-бытовой роман. Плоскость внимания художников все время расширяется. Классицизм как доминирующее направление в литературе и искусстве уступает сентиментализма (сентимент - чувства), а при близительно с 60-х годов XVIII в. - также и романтизма.