Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

НИКОЛАЙ ВОРОНОЙ
БОЖЕ! ЗА ЧТО? (Судный день Николая Вороного)



Николая Вороного реабилитирован дважды - постановлением президиума Кировоградского областного суда от 10 ноября 1057 года (по ходатайству правления Союза писателей Украины) и заключением прокурора Киевской области от 14 ноября 1989 года (на основании ст.1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года "О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессии), которые имели место в период 30-40-х и начала 5в-х лет").

Так произошло потому, что этими правовыми актами было прекращено две следственные дела на поэта, которые хранятся в разных местах: первая - в архиве КГБ УССР (заведена ГПУ УССР 1934 года, закончилась для него высылкой), вторая - в УКГБ УССР по Кировоградской области (заведена Песчано-Бродским отделом УНКВД УССР по Одесской области 1938 года, групповая, для всех посправників имела фатальный конец).

Воистину рукописи не горят, а память человеческая нетленна ее неистребима.

Заведующему Ново-Украинской библиотекой Павлу Андриевскому суждено видеть Николая Вороного, с которым он сблизился за короткое время поэта быта в этом городке, во дворе местного межрайонного подразделения НКВД апрельского дня 1938 года - Николая Кондратьевича вели в партии арестованных (вели в тюрьму Одесского облуправления НКВД УССР).

"Он упал на колени, подняв руки вверх, и со слезами на глазах простонал:"Боже! За что?"- эту жуткую картину Андриевский воспроизвел в воспоминаниях о поэте, которые опубликовал в газете "Украинец", что выходила в Ново-Украинцы за немецкой оккупации (в номерах 19 и 20 по 7 и 11 декабря 1942 года), под псевдонимом "Степной". И уже па начале 1945 года следопыты в военных фуражках этот псевдоним раскрыли и автору "доплатили" гонорар - 10 лет исправительно-трудовых лагерей по ст.54-10 ч. НКК УССР. До этих последних свидетельств о смеркальні дня вернемся ниже, а сейчас остановим свое и физическое, и духовное зрение на тех строках о безнадежный стон Николая Вороного, который, наверное, в тот момент уже чувствовал свою обреченность - давно за ним охотились, более четырех лет... "Он упал на колени..." На родную землю. Сразу вспоминается Антей и его непоколебимость, пока он касался матери-Земли - кормилицы всего живого Геи. И на дворе подразделения НКВД чуда не произошло - то был глас вопиющего в пустыне или точнее - "на нашей, не своей земле"... спогадав поэт в ту страшную для себя минуту исповедь-депресси из "Странствующих элегий" еще в 1902 году - а они вписывались в его трагедию и объясняли ее, даром что появились еще в другую эпоху. Философию нашей страждущей судьбы здесь обозначено на уровне мыслителя.

О родная земля, дорогая моя нене!

Почему, припав к твоей груди,

Я только плачу, как дитя несчастной,

А сил набираюсь, как Антей?

Почему надежда, что взлетит до меня,

Исчезает вдруг прочь с моих глаз?

Почему вдруг я чувствую себя бессилен

И падаю, как тот Икар безкрилим?

Нет! Не тебе, ослабевшие земли,

Подать лекарства на мое бессилие.

Сама ты убогая. На твоей пашни

Осталось именно сухую ботву!

Где же ты возьмешь на боли и сожаления

Целебного и волшебного зелья?

Горькая полынь, болиголов, сорняк

Не утешат боли, не затянут ран.

Тебя я, земля, всю сходил к краю...

И вот теперь среди твоих степей,

Словно по кладбищу, проходжаю

И боль души, этот виплаканий пение,

В своих октавах выливаю...

Пусть в цип трагической повествования будет хотя бы небольшой просвет - ведь у художника такого своеобразного таланта и могучего творческого темперамента был свой звездный час. Это юбилеи, связанные с началом литературной деятельности - 25 и 35 лет. Первый отмечался в эпоху УНР 1 января 1910 года. Материалы о нем пережили все тяжелые времена в архиве бывшей жены поэта Веры Николаевны Вербицкой в Чернигове (аж 1957 года их приобрел Институт литературы имени Т.г.шевченко АН УССР для своего рукописного отдела). Надо отдать должное мужеству этой женщины, которую все время травили за репрессированных мужа (хоть она была с ним давно іі разведена) и сыпа, и которая все же не уничтожила уникальные и опасные для нее документы. Один циркуляр (информация) Украинского телеграфного агентства от 2 января 1919 года о тот юбилей чего во времена репрессий был достоин - видимому, статьи 58 со всеми пунктами:

"Председатель Директории Украинской Народной Республики В.К.Вннниченко поздравил юбиляра от высшего украинского правительства и от себя как гражданина и писателя".

Выступал и главный атаман Украинского войска Симон Петлюра, который сказал:"Вы нам приказываете, а мы должны исполнять". "Оратор вспоминает последний стих юбиляра, в котором говорится:"Поэтому, казачье, легальных май, когда ты любишь родной край", и заявляет, что он и его войско будут всегда идти за атаманом духа".

Сохранились письменные поздравления от А.никовского, Д.дорошенко, исполняющего обязанности военного министра УНР О.Осецького.

Общество "Просвита" села Красноселка па Чигиринщине направил поздравительный адрес с обращением "Славный наш отец!" Там есть такие трогательные слова:"! когда упали віковії путы, когда благодаря Евшан-солью разгорелись сердца наши любовью к несчастной Матери, в 25-летнюю годовщину Твоего юбилея, мы постановили назвать Общество "Просвита" Твоим именем и, идя по Твоим следам, все наши силы и соревнования посвятить великому и святому делу Возрождения Украины".

На вечере, который состоялся в "Молодом театре на Прорезной, с благодарственным словом выступил юбиляр (сохранился черновик-конспект его речи).

"25 лет в таких условиях - когда не подвиг, то тяжкий крест. Мой эстетизм с народа... Я не с барского колени, а крепостническо-крестьянского рода... Я своей эстетикой служил нации, и культуре, и всей человечности"- это лишь фрагменты, которые, очевидно, были наполнены более подробными сентенциями. Одну из них, завершающую, зафиксировано полностью:

"Позвольте еще раз поблагодарить вас, выразить мое самое горячее желание - мою молитву-надежду, которой живу и буду жить дальше.

Пусть наша нация, наш народ украинский войдет в ряды действительно культурных народов, пусть этот народ будет высоконравственный, гуманный, благородный и духовно красивый, пусть все другие народы, глядя на пас, с чувством высокого уважения будут произносить слова "Украина", "украинцы".

Я уверен, что заря новой жизни ясным светом озаряет путь нашего самостоятельного демократического национального существования.

Я счастлив, что первый раз в жизни могу поздравить наш верховный правительство, наше социалистическое правительство. Пусть живет Украинская Народная Республика. Пусть живет соборная Украина как большая независимая нация". Был еще юбилей - 1928 года, признание таланта и заслуг, были планы и перспективы, и в начале 30-х для Вороного, как и многих его собратьев, жизненная пространство совпала в узкую полоску, неумолимо маліла, как шагреневая кожа.

28 марта 1934 года уполномоченный секретно-политического отдела Киевского областного отдела ГПУ УССР Акимов вынес постановление о начале предварительного следствия по делу М.К.Вороного, которому инкриминировалась "контрреволюционная деятельность". Того же дня в ГПУ на Вороного было заполнено анкету обвиняемого, допрашивали его, а также (как свидетелей) Ивана Ле, Петра Колесника, Аркадия Добровольского и Любомира Дмитерко.

Вот образцы этого специфического, культивируемого в кабинетах ГПУ жанра, на которые потом опирались в обвинительных заключениях. Все приведенные ниже показания записаны названными лицами собственноручно. Иван Ле:

"...(Вороной) в прошлом білоемігрант. Праздновал при Петлюре свой юбилей с Петлюрой, «гетман украинской поэзии» с "гетманом украинской армии".

(...) На похоронах Васильченко (писателя) М.Вороний в речи сказал такую контрреволюционную фразу: "При жизни покойник любил украинское сало ii перед смертью его желал, и, к сожалению,- не дали и перед смертью ему хоть кришеник того украинском сала"(...)

М.Вороний масс в прошлом явно контрреволюционные поэзии, но гордится тем, что он перевел на украинский язык "Интернационал "(...)

На обсуждении (доклады о борьбе с украинским национализмом - И.И.) заявил: "Мы учились, мы разбираемся в искусстве, а какой-то, звиняйте, начинающий начинает меня поучать (...) При царизме украинофильство было революционной теорией, іі нас за него избивали, ссылали в тюрьмы. А в 17 году? Разве не украинцы первые поддержали лозунг самоопределения нации? Дальше он не говорил, но так построил свое слово, что получалось: при царизме украинцев били ii сейчас их же бьют - никакой разницы (...) Сын его Марко почему-то уехал в Москву и там работает в журнале "Наши достижения". Думаю, что это демонстрация перед общественностью: смотрите, мол, как нам, украинцам, тяжело на Украине, должны свою культуру бросать іі работать на русскую. И, бесспорно, Марко сделал это с ближайшей родительской советы".

Вероятно, что без отца здесь не обошлось: когда начались массовые аресты, ему хотелось спасти хотя бы сына, который впоследствии вернулся в Киев. Но спасения не было нигде. Кстати, именно в Москве арестовать н. зерова, л. курбаса, несколько деятелей так называемой боротьбистської организации, а Б.Антоненка-Давидовича нашли в Алма-Ате. Да и самого Николая Вороного поведут на Голгофу из маленького степного райцентра.

Любомир Дмитерко в своих показаниях, которые только по протокольной форме отличаются от добровольного доноса, заявил, что Вороной "высказывает свои соображения о деградации искусства, упадок литературы и т.д.". Этого он, Дмитерко, от него сам не слышал, но "это можно услышать в Здании литераторов очень часто". Вороной публично выступал редко, но вне уши Дмитерко с его острым классовым чутьем не промелькнула такая крамола: Вороной "всячески пытался реабилитировать себя, издеваясь над марксизмом" (как именно - этого он не зафиксировал), и на одном вечере вспоминал, как "прекрасно, божественно и тд. читал когда Кропивницкий (кулак и националист)". В викривальницькій эйфории ретивый Дмитерко даже дореволюционного деятеля нашей культуры имело сделал антирадянщиком.

Далее цитирую Л.Дмитерка (слово в слово): "Все творчество М.Вороного или явно буржуазно-эстетская, или националистическая. В большом стихотворении "Евшан-зелье" Вороной проповедует измену во имя националистических идей, то есть уже примерно в 1917 - 18 гг. он проповедует то оружие, которым сейчас пользуются украинские национал-фашисты (...)

Он издал, кажется, в издательстве "ДВИЖЕНИЕ", перевод Пантелеймона Кулиша какой-то драмы Шекспира. В этом издании предисловие или послесловие Николая Вороного, где он прежде всего поет дифирамбы П.Кулішу, этом найреакційнішому помещику, прабатькові украинского фашизма и, во-вторых, вообще контрабандой протаскивает некоторые враждебные утверждения (...)

Анализируя весь этот образ старого трубадура националистической контрреволюции, встает передо мной такой вопрос: нам очень трудно, особенно на Украине, где отдельные коммунисты даже оказались агентами фашизма, проводить ленинскую национальную политику. Для чего нам держать явных врагов, людей, которые, в случае чего, с удовольствием стреляли нам в спину, людей, которые всячески используют возможности для того, чтобы нам вредить. Я считаю, что дипломатничати здесь нельзя. Мне трудно представить, чтобы такой тип, как Вороной, не был организационно связан с фашизмом. И уж, во всяком случае, он органично связан неразрывно».

Петр Колесник:

"Убеждениями своими Вороной - петлюровец, украинский националист (как основное доказательство этого приводится уже упоминавшийся эпизод с умирающим С.Васильченком. - И.И.) (...) Он утверждал (публично), что национализм не представляет никакой опасности на современном этапе (...) Говоря о свое националистическое прошлое, он сводил все к тому, что национализм до Октября имел революционное значение, потому что он, мол, был направлен против царизма и т.д.

В коллективе писателей М.Вороний поддерживает дружеские связи с писателями-националистами типа г. косынки, Є.Плужника, Б.Антоненка-Давидовича (...)"

Аркадий Добровольский:

"До эмиграции он был придворным поэтом Симона Петлюры.

Выступление Вороного весной 1032 года на общественной панихиде по Васильченко, тоже националисту, - в котором Вороной не сдержался от антисоветского, националистического выпада (...) Это выступление я расцениваю как закономерное раскрытие сути Вороного, певца украинских помещиков, плоть от плоти, который, вернувшись из эмиграции, однако остался эмигрантом, а, значит, и националистом".

Все четверо фигурируют в обвинительном заключении, авторам которого весьма пригодились приведенные выше оценки: "Допрошенные свидетели Иван Ле, Колесник, Дмитерко и Добровольский показали то, что Вороной является идеологом украинской буржуазии, что все его труды являются контрреволюционными, и Вороной с момента приезда из эмиграции вел контрреволюционную националистическую агитацию".

Когда задумываешься над мотивами таких показаний, помнишь сентенцию историка д. дорошенко, который в связи с репрессиями против украинских патриотов после поражения Мазепы и появлением вместе с тем среди украинцев прислужников царизма писал:

"Но мало чем лучше были от чужаков и некоторые украинцы, которые выплыли на поверхность в эти печальные времена. Во времена страшного террора с одной стороны и испуга и падения духа - с другой, конечно, очень легко распространяется среди гражданства и упадок морали. Диоды, непереборчивы в началах для достижения карьеры, разные авантюристы, поднимают в такие времена голову и на общем несчастье строят свое собственное счастье".

По делу N 6437 по обвинению Вороного Н.К. по ст.54 -10, 11 УК УССР особое внимание привлекают автобиографические данные поэта, изложенные им собственноручно (листы 11 - 19). Вот отдельные фрагменты этой вымученной исповеди:

"Был тяжелый 1919 год, я недоедал и мерз в своей квартире, у меня началась тяжелая гастритна болезнь (атония и неврастения кишок). Когда пришли поляки, я смалодушничал через расстройство здоровья, поддался искушению отдыха и сытой жизни - я отступил с Петлюрой и поляками. Был в Варшаве атташе при уенерівському посольстве и техническим секретарем "Украинской трибуны", с которой за статью о Мирного меня выбросили (...) Приехала советская делегация во главе с Наумом Калюжным для подыскания помещения для советской миссии. Меня вызвал Калюжный, и я ему сказал, что сижу за рубежом пока по необходимости, через голод в Советском Союзе, и что мечтаю при лучших обстоятельствах вернуться. Калюжный мне это сам предложил, и мы на этом сошлись. Пока что я переехал во Львов, где был директором драматического училища при украинской консерваторы и преподавал на кафедре риторики в тайном украинском университете (...) 1926 года я на предложение коммунистического депутата Сейма (забыл фамилию) подал заявление в наше полпредство о желании вернуться, получил пропуск и 50 долларов помощи".

Далее М.Вороний пишет о свою литературную работу после возвращения на родину: перевел либретто нескольких опер ("Кармен", "Овод", "Риголетто" и др., работал над "Гугенотами", на очереди была "Лакме"), написал киносценарий "Захар Беркут" (принятый, но не использован через дорогу постановку).

"Я вернулся из-за границы с твердым и честным намерением работать для блага Советского Союза, для пролетарской культуры, для строительства социализма, - объяснял М.Вороний, - ... Меня смущает чувство недоверия ко мне со стороны активных товарищей-писателей, подозрительность, которую я чувствую у себя за спиной. Мои ошибки, по сути - мелкие, случайные, которые я допускаю через неловкість и дезоріентованість в моменте, иногда квалифицируют как "вылазки классового врага", что меня просто убивает, мучает, оскорбляет".

И секретно-политического отдела ни к чему было вникать в психологические нюансы адаптации художника, там было не до таких топким материй. Тем более, что их подопечный искренне признался о своих связях до революции с УСДРП, хотя членом этой партии себя и не считал: "в своих убеждениях я был революционным националистом". Это уже было что-то аномальное для следователей, потому что в ГПУ (и не только) националист имел противоположную политическую оценку.

М.Вороний во время допросов решительно отвергал выдвинутые против него обвинения в принадлежности к контрреволюционного подполья:

"После возвращения из эмиграции я политической деятельностью не занимался. Я категорически отрицаю показания Коліуха о вербовку меня в контрреволюционную организацию, поскольку я ему согласия на вступление в организацию не давал и со мной разговоров на эту тему он не вел (...) По поводу предъявленных мне обвинений я категорически возражаю участие в какой-нсбудь контрреволюционной организации и контрреволюционную деятельность".

Однако в постановлении об объявлении обвинения нашли, что Вороной "являлся членом контрреволюционной организации, которая ставила своей задачей свержение Советской власти, и после ликвидации организации продолжает заниматься контрреволюционной деятельностью".

28 марта 1934 Г. Вороного ознакомили с этим документом, и в тот же день он дал подписку о невыезде. Итак, на этот раз он избежал тюремной камеры ГПУ.

В обвинительном заключении Вороном инкриминировали участие в УНРівському правительстве и в ликвидированной 1931 года контрреволюционной организации "Украинский национальный центр*.

Как доказано уже в паш время, это дело, как и процесс С13У, было сфабриковано. Одна из самых известных жертв той фальсификации - историк М. Яворский. Втягивали в круг обвиняемых и М. Грушевского (сохранилась заявление ученого о том, что его допрашивали 8-9 суток непрерывно и несколько раз инсценировали расстрел).

"Одновременно, - читаем далее в обвинении М. Вороного, - вел контрреволюционную националистическую агитацию и пропаганду. Так, в 1932 году он произнес контрреволюционную речь на гражданской панихиде по писателю Васильченко. В 1933 году принял участие в обсуждении доклада тов. Шабліовського о нацдемовщину в украинской литературе, выступление его имел явный контрреволюционный националистический характер".

Дальше - уже цитируемое ссылки на свидетелей и позиция обвиняемого: "участие в контрреволюционной организации отрицает". И, наконец, вывод: "СЛЕДСТВЕННОЕ дело по ст.54-11, 54-10 направить на Особое парада коллегии ГПУ УССР с просьбой применить к обвиняемому Вороного Н.К. высылке за пределы Украины".

Вскоре, 31 марта 1934 года, Особое совещание приняла: "Вороного Николая Кондратьевича посадить в виправтрудтабір сроком на тени года, считая срок с 28 марта 1934, па место ссылки направить одиночным порядком".

В мае того же года Вороном было разрешено па несколько дней уехать в Харьков, тогдашнюю столицу, с апелляцией к руководству ГПУ УССР. В заявлении от 11 мая он просил председателя ГПУ УССР В. Балицкого принять его, но тщетно, поэтому передал на его имя письменное ходатайство.

"Будущий историк, найдя в анналах нашей кипучей жизни этот инцидент с кусочком сала, только с унылой улыбкой покачает головой, а мне вот через это стелется дорога в ссылку в Казахстан, - писал М. Вороной. - Хотел бы думать, что мне, поэту с 40-летним писательским стажем, который оставил свой заметный след в украинской литературе, мне, автору украинского перевода-переделки гимна "Интернационал", что вдохновляет на протяжении 16 лет пролетарские массы на борьбу, мне, кто добровольно вернулся из-за границы для сознательной работы в свой родной Союз, - совсем не место на ссылке, где в чужих, неблагоприятных условиях может не выдержать мое подорванное здоровье и где бесследно погаснут остатки еще живой творческой силы".

Не имея надежды на полную свободу, больной поэт просил определить место ссылки где ближе - Воронеж, Сталинград, даже Свердловск или Кавказ.

Судебная тройка при коллегии ГПУ УССР 9 июня 1934 года неожиданно сжалилась и заменила ему трехлетнюю ссылку в Казахстан высылкой на тот же срок - с запретом проживать в Украине, БССР, Московской и Ленинградской областях.

В обоих делах на М. Вороного никаких документов о жизни во время высылки нет, но из писем сына Марка, который отбывал свой срок на Соловках, к матери Веры Николаевны в Чернигов видно, что Николай Кондратьевич жил в Воронеже, а позже - в Бєжиці. Сохранилась одна его поздравительная телеграмма из Воронежа к сыну в Киев (без даты). Из писем Марка также видим, что отец каждый месяц присылал ему по 50 рублей, хотя, вероятно, и сам бедствовал.

Где-то летом 1937 года М. Вороной появился в селе Глиняное Песчано-Бродского района Одесской области, а осенью переехал в Ново-Украинки. Это уже - по свидетельству П. Андріевського, который в упомянутых воспоминаниях "Вороной Н.К." в газете "'Украинец" рассказал о последних месяцах жизни поэта (он каждый день приходил к П. Андріевського в библиотеку как читатель, приглашал его к себе):

"Он всегда развивал какой-нибудь проект, мнение на улучшение человеческой жизни. И тяжело вздыхая, в конце своей мысли говорил: "Все это напрасно, ведь я труп в понимании советских сатрапов". Ему работы не давали. Куда не піткнеться, везде отказывают. Один раз он устроился в местной газете корректором, но через некоторое время: "Видите ли, вы нам не подходите, ваше прошлое..." И опять безработица, и снова мысли о том, что одного авторского гонорара за "Кармен" не достаточно, потому что жизнь дорожает, а помощи нет. Да и сыну надо послать в далекую холодную Карелию..."

П. Андриевский передает впечатление от первого посещения поэта на его квартире, которую тот снимал: большая комната с вышитыми полотенцами на портретах (все было собственностью Вороного). На одной из стен висела олеографія с портретами репрессированных украинских писателей (Остап Вишня, О. Слюсаренко, А. Панов и др.)

"Самые тяжелые минуты были в Г. Вороного тогда, - рассказывает автор воспоминаний, - когда он вспоминал своего сына Марка, тоже писателя, которого НКВД заслало в Карелию. Марко Вороной напечатал книжку своих стихов, эта книжечка тоже на то время была уже изъята из библиотек. Читая вслух эту книжечку, Николай Кондратьевич всегда плакал. А назавтра собирал последние газеты, особенно "Литературную газету", покупал немного жиров и вместе с газетами отсылал Марку (...)

Основным имуществом его были ящики - шкафы с книгами. Это была весьма ценная библиотека уникумов. "История литературы" с. ефремова, "История Украины" Грушевского, "История литературы" Дорошкевича и много других книг с портретами авторов - вот что он любил безгранично. Много книг было и на иностранных языках (немецкий, английский, латинский, французский и т.д.).

В литературной энциклопедии показывал данные о себе, обваливал на искажение и замалчивание некоторых фактов... Он рассказывал: "Заставляли меня каяться, но я эстет и не хочу пачкать свое естество; что сделал, от того не отказываюсь (...) Чего им надо? Сына взяли, и он где-то скитается в далекой холодной Карелии. Марку, Марку, слышишь ли ты? Семейной жизни лишили... Слоняюсь по родной Украине, чужой, без крова (...)".

О прощальную встречу с М.Вороним уже упоминалось. К сожалению, Андріевський не смог выполнить последнюю просьбу поэта - приберечь его вещи, особенно книги. Хозяйка квартиры объяснила ему, что "все забрали в НКВД".

По протоколам допросов Андріевського можно догадаться, что за общение с опальным поэтом могли быть подведены под криминал невинные жертвы (и это уже в 1945-46 гг.). Вот что спрашивал следователь: "Вы разговаривали с Николаем Вороным о его труда? Кто еще бывал при ваших встречах и разговорах с Вороным? Расскажите, на которые темп у вас происходили разговоры с Вороным? Вы знали, что Николай Вороной, будучи украинским националистом, распространяет украинско-националистическую литературу, и не заявили соответствующим органам? Назовите лиц, с которыми М.Вороний имел тесную связь в городе Ново-Украинцы..."

К чести Павла Ксенофонтовича Андріевського, он никого не назвал из возможных собеседников, а в отношении одного из вопросов, то откровенным ответом подставил себя под прямой удар: "Не заявил я в соответствующие органы, потому что сочувствовал Николаю Вороном".

Последний акт трагедии М.Вороного зафиксировано в архивном следственном деле N 3045 Фпд ("фонд прекращенных дел"), которая хранилась в УКВД по Кировоградской области. Это дело было групповое ("Дело N 66162 по обвинению Павлюченко Логвина Ананьевича и др. (всего 13 человек). Начато 14 апреля 1938 г."). В тот же день арестовали и н. вороного. Как и всех его посправників - "за участие в контрреволюционной военно-повстанческой организации" (даром, что ни у кого не было изъято оружия и никто и понятия не имел, откуда ее им поставили бы). Все 12 - местные крестьяне (в том числе из Глиняного); попали эти небораки под карательным пресс или по разнарядке сверху (для сатанинского плана), или же по инициативе районных энкаведистов: надо же было и им иметь показатели, демонстрировать свою бдительность в действии. Итак, как сказано в постановлении по этому делу, "контрреволюционная военно-националистическая повстанческая организация ставила себе целью свержение Советской власти путем вооруженного восстания, отторжение Украины от СССР и установление на Украине фашистского строя по типу Германии".

Вот что пытались совершить 12 мужланов из глухого степного района и 67-летний поэт, включен в список как давний враг, а, следовательно, и первый подстрекатель.

Обнаружено же какие-то конкретные контрреволюционные действия, которые свидетельствовали бы о подготовке такого глобального государственного переворота? Выявлено и зафиксировано, но вот что:

"С вредительской целью на его конюшне, которую он обслуживал, было намеренно сделано шесть абортов конематок" (Л.Павлюченко).

"Умышленно задушил от племенной матки жеребца" (М.Кудер). "Дискредитировал методы стахановской работы" (В.Осадчий). "Вел националистическую агитацию, направленную на подрыв трудовой колхозной дисциплины" (Г.Войта).

"Намеренно запутал учет трудодней колхозникам с тем, чтобы вызвать недовольство в них существующим строем" (Р.Мекалиш).

"До дня ареста вел вредительскую работу по понижению урожайности, вел националистическую агитацию за "Украину-неньку" (І.Гулик).

"Среди колхозников вел разговоры о том, что Москва сделала Украину своей колонией" (Ф.Запасний).

"Портил сельскохозяйственный инвентарь, отравил формалином двух лошадей" (Д.Кравченко).

Кажется, фантазия работников Песчано-Бродского отдела НКВД может затмить славу В.Войновича, автора нашумевшего бестселлера о солдата Ивана Чонкина и доблестных героев НКВД. О М.Вороного в этом постановлении сказано: "В 1934 г. был осужден коллегией ОГПУ за контрреволюционную деятельность. Завербован известным националистом Шимановичем (устанавливается), завербовал Гулыка, компрометировал мероприятия партии и правительства".

Под обвинением каждого из 13-ти стоит: "признался" (как те показания из них выбивали, мы уже не узнаем), а в конце постановления - вывод: "Направить на рассмотрение особой тройке при УНКВД Одесской области". 29 апреля 1938 года тройка рассмотрела, среди других, и это дело. В выписках из протокола N 175 данного заседания в отношении каждого из группы 13-ти в графе "постановили" значится: "расстрелять".

Есть в деле и 13 выдержек из акта об исполнении приговора 7 июня 1938 года в 24 часа. Правда, в этих выдержках ошибочно указана дата вынесения приговора (5 мая вместо 29 апреля). И при том интенсивном конвейере смерти можно было и запутаться с датами.

Итак, земной путь поэта, который имел право па европейскую славу и счастливую старость, завершился двумя страшными бумажками - олицетворением неслыханного и неограниченного деспотизма.

"Выписка из протокола заседания Тройки при УНКВД по Одесской области 29 апреля 1938 года.

Слушали: дело N... Песчано-Бродского р/в НКВД. 20. Вороной Николай Кондратьевич, 1871 г. рождения, уроженец М.Ростова н/Дону, житель с. Ново-Украинки, того же района, Одесской области, украинец, гражданства СССР, со средним образованием, из мещан.

До ареста без определенных занятий. В 1926 г. вернулся из Польши как реемігрант. В 1934 был осужден Коллегией ОГПУ по контрреволюций!гу деятельность. Сны ЕГО Марко также осужден за контрреволюционную деятельность и отбывает наказание па Соловках.

Был участником контрреволюционной украинской военно-националистической организации.

Постановили: Вороной Николай Кондратьевич. Расстрелять.

Согласно: секретарь Тройки Фишман".

Бланки для подъемников изготовлены в типографии. Внизу на каждом есть отметка "ОДУ - 159 - 15000". То есть для 15 тысяч подъемников. А это же только один заказ!

И завершающий документ - выписка из акта, фотокопия которого подается.

Не исключено, что все 13 жертв нашли вечный покой в общей неприветливой, но братской могиле, в которой похоронены украдкой и без гробов. Если когда-то будет найдена и одесская Быковня, то пусть имена этих жертв отчеканят па одном камне и в том порядке, в котором их , невинных, обрекли па казнь:

1. Павлюченко Логвпн Ананьевич, 1877 г.р.,

2. Кудер Матвей Фомич, 1886 г.р.

3. Кузьменко Иван Емельянович, 1888 г.р.

4. Осадчий Василий Евстафьевич, 1888 г.р.

5. Войта Григорий Емельянович, 1886 г.р.

6. Мекалиш Родион Михайлович, 1900 г.р.

7. Гавриловец Прохор Иосифович, 1901 г.р.

8. Осадчий Василий Антонович, 1895 г.р.

9. Дремлюга Иван Романович, 1882 г.р.

10. Гулик Иван Васильевич, 1911 г.р.

11. Заласний Фока Сергеевич, 1884 г.р.

12. Вороной Николай Кондратьевич, 1871 г.р.

13. Кравченко Дмитрий Васильевич, 1894 г.р.

23 октября 1957 года прокурор Кировоградской области направил протест в президиум областного суда, от которого потребовал пересмотреть это дело. Вот какими мотивами он руководствовался: "Показания не вызывают доверия, записанные конкретно, без указания обстоятельств, через что не видно, откуда свидетели знали о преступной деятельности осужденных: признание осужденных также вызывают сомнение, поскольку они не перепроверенные, не конкретные и не подтверждены другими объективными данными".

Президиум Кировоградского областного суда 10 ноября 1957 года постановление тройки УНКВД по Одесской области от 29 апреля 1938 года в отношении 13 указанных лиц отменила, а дело прекратила "за недоказанностью обвинения". Видимо, тогда наши юристы еще не очень отваживались давать другой мотив - "за отсутствием преступления". Но мученикам, хоть и посмертно, были возвращены честные имена.

Николай Вороной ушел из жизни, не ведая, что его единственного и любимого сына уже поглотила ненасытная гидра сталинской диктатуры (да и в постановлении тройки Марко упоминается как живой).

Краткая справка: Марко Вороной арестован 19 марта 1935 года в Киеве; па закрытом заседании Военного трибунала КВО 1-4 февраля 1936 года осужден на 8 лет исправительно-трудовых лагерей; отбывал наказание па Соловках; постановлением особой тройки при УНКВД по Ленинградской области от 9 октября 1937 года приговорен к расстрелу; приговор исполнен С ноября того же года. Реабилитирован посмертно.

А и действительно:

БОЖЕ! ЗА ЧТО?

Отца и сына.

Родителей и детей.

Земледельцев и піснетворців.

Цвет народа нашего.

Иван ИЛЬЕНКО