Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ИВАН ФРАНКО
МОИСЕЙ - СОВЕСТЬ СВОЕГО НАРОДА (ИВАН ФРАНКО)

В 1905 г. Иван Франко написал своего Моисея, произведение, считается его самым большим поэтическим достижением, достойным сравнения с лучшими поэтами мировой литературы. Поэт был тогда накануне пятидесятого года жизни; он имел уже за собой огромный опыт, полученный в невпиннім соревновании с силами, которые противились прогрессу, а также в той внутренний борьбе с самим собой, что является вечной судьбой каждого настоящего поэта. Он чувствовал уже достаточно силы и имел достаточно перспективы, чтобы взглянуть назад и на свои достижения, и на неуспехи и проверить весь свой Жизненный путь. Он знал, что в том времени он был непререкаемым духовым проводником своего народа, особенно західньої его ветки, и он чувствовал унутрішню потребность выразить свои чувства и сказать тому народу все то, что на протяжении долгих лет соревнования налягало ему на сердце. Он хотел сделать это без едкого тона своих древних священных писаний, когда его перо было нагострене воинственным духом народного трибуна. Он хотел высказать свои идеи на более общей, уселюдській плоскости, и его внимание привлекла библейская тема - лицо Моисея. Поэт нашел немало пунктов сходства между Мойсеем и собой самим, с точки зрения и пророка и поэта. Оба они в имени своего духового руководителей вели свои народы к неизвестному и неопределенному будущему. Оба стояли перед вечной проблемой, что встречает каждого настоящего проводника: он видит свой народ как возможное орудие Бога, которому суждено довершить больших дел, и одновременно он должен соревноваться со своими земляками, особенно пленными земными делами и еще не взрослыми к тому, чтобы стать тем духовым инструментом. Здесь начинается величие трагедии.

За обрамуванням библейской темы поступки и слова Моисея являются инкарнациями собственных мыслей поэта. Поэтому мы должны вернуться немного и остановиться над теми побудниками, что привели поэта к его темы - темы, заторкає проблемы с участков религии и философии, социологии и морали - проблемы, что были совместные и библейскому пророку, и модерном украинскому поэту.

Прежде всего мы не должны забывать того, что "Моисей", поэма определенно на религиозную тему, была написана революционером, который на протяжении долгого времени был защитником т. н. научного социализма. В 70-ых гг., во времена студий молодого Франко в львовском университете, социалистические идеи казались ему единственно способными решить скомпліковану и запутанную ситуацию, которая существовала тогда в Галичине, отсталой австрийской провинции, заселенной украинцами и управлюваній польскими землевладельцами... Но Франко должен был сражаться не только с чужими силами, что сдерживали сдвиги масс, но и с назадницьким традиционализмом собственного общества. Хоть Франко знаменито признавался в социалистической литературе и сам написал немало статей на социалистические темы, он никогда не стал ортодоксальным социалистом, который всю человеческую деятельность способен рассматривать только с определенной доктринальной позиции, с подчеркиванием ненависти! до других классов.

Как мы знаем, социализм был не только экономической теорией, но и философией, что вмішувалася в проблемы религии и этики. Даже католические ученые считали его самым уважаемым соперником христианства. В случае с Франком парадокс был в том, что он имел как бы две личности. Он был типичным продуктом рационалистического научного социализма: публицист и политик, пропагандист материалистического мировоззрения и одновременно как поэт, он твердо верил в всепотужну силу духа... Эта борьба между идеализмом и рационализмом есть найхарактеристичніша черта Франко поэзии, и здесь он был только невідродним сыном своего века, растерзанного противоположными идеями. В "Увядшем листе" есть поэмы, которые провозглашают только материю бессмертной, ибо ни один ее атом не может исчезнуть. А все же поэт сам сполна сознательный двойственности своей души и делает ее целью своей собственной иронии и замечание. В минуту тоски и терпения он зовет па помощь сатану (так как это сделал и Бодлер в своих "Цветах зла"), и сатана появляется только на то, чтобы высмеять сам факт того, что он мог быть призван! Вот новизна! Курьез! Вот чудо естественное! Господин рационалист, безбожник - черта зовет, еще и душу напиха!

Из таких размышлений возникает вскоре поэма про Ивана Вишенского, украинского монаха с Атонської горы, аскетические идеи которого о личном спасении становятся в конфликте с его обязанностями как патриота. Здесь примат Духа поставлен высоко более все возможные материалистические доктрины, и эта поэма дает нам уже предвкушение душепотрясних диспутов между Моисеем-Иеговой и Мойсеем-Азазелем. В Моисеи идеальный мир вечного Бога изображен со всей остротой вгляду в философские и психологические его аспекты...

Поэма заканчивается так, как и в Библии: Моисей осужденный никогда не войти в Обетованную страны, как кара за его минутный недостаток доверия к Богу. Он умирает перед воротами Обещанной страны, но народ, возбужденный его идеями, восстает к бою. Авирона каменують и вешают Дафана, и гебреи снова отправляются в неведомое будущее, чтобы "уравнений в ходе Духу путь и умирать на пути".

Так поэт трансформировал библейскую тему, придав ей метафорического значения. В библейских сценах он показывает свои собственные жизненные испытание и страдание, свое собственное соревнование с окружающими, бессознательным своего исторического назначения, и в конце - собственные сомнения и неверия, и отсюда, из пролога к поэме, его голос достигает вершин, невиданных со времен Шевченко. Он показывает видение замученного народа, паралитика на распутье, что, однако, предназначен восстать силой своего Духа и стать хозяином украинской земли от Карпат по Кавказ и занять должное место в кругу свободных народов.

Моисей в Франковій поэме завіщає своему народу "печать Духа", что имеет задание вести его почерез века. В украинской жизни печать Франко духовой силы является огромной творческой мощью, что нарушает массы и побуждает их к все новых жертв, с візіею Обещанной стране и...

Святослав ГОРДИНСКИЙ