Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ИВАН ФРАНКО
Иван Франко - ДО ВСЕХ НАРОДОВ И ВСЕХ ВЕКОВ...

(27 августа 1856 - 28 мая 1916)

Революционного 1905 года Иван Франко написал сонет «Моему читателю», которым благословляет своего читателя на всю жизнь сохранить «чистое сердце и искреннюю душу», не испытать духовного сиротства, в котором поэт скоротав свой возраст. Но это благословение читатель получит при условии, если из поэтических строк ему откроется история всего народа, народные боли и страдания отдельного человека, что заставят живее биться сердце, вызовут гром в душе и слезы в глазах, желание активной работы.

Уже более ста лет живет имя Ивана Яковлевича Франко - гениального сына украинского народа, оставил по себе бессмертную художественное и научное наследие. Из года в год она все прочнее входит в сознание народов независимой Украины и всего мира. Его произведения многотомными изданиями и огромными тиражами расходятся среди читателей разного возраста, разных занятий, разных государств.

Наибольшей любовью поэта, по выражению академика А. Крымского, сотканной и самых нежных человеческих чувств, была любовь к детям. «Жизнь, - говорил Франко,- мне улыбалось, а дети были тем весенним солнечным лучом, которое согревало мое сердце». Поэт умел не только никогда не мешать детишкам своим присутствием, а п незаметно входить в их игры, принимать живейшее участие в них.

Собственно, именно И. Франко первый в украинском писательстве обращается в своих произведениях к детям. Сегодня самые маленькие читатели знают его как автора «Лиса Микити» и рассказчика о тех временах, «Когда еще звери говорили», увлекающихся сказкой «Абу касима».

Сердца школьников пленяют овеянные героической романтикой борьбы образы «Захара Беркута» и «Каменщиков». Уже десятки поколений читают его «Грицеву школьную науку», «Малого Мирона», «Карандаш», «Бориславские рассказы» и много других произведений, которые питают истинный гуманизм, глубокий патриотизм, любовь к искрометного слова, его прометеевского огня.

Читатели Франко никогда не перестают задумываться над идеями «Вечного рєволюцьонера» и «Моисея», над глубоко символическим смыслом и судьбой украинского писателя-полемиста и мыслителя Ивана Вышенского, что стал героем одноименной поэмы.

Ученые - философы, историки, фольклористы, этнографы,литературные критики, писатели идут к Франку как к первоисточнику научных и литературно-художественных знаний, пытаются постичь хотя бы частично неизмеримую глубину его поэтического таланта.

Весь народ поет как свои собственные песни на слова Франко «Безграничное поле», «Месяцу-князю», «Развейтесь с ветром, листочки меленькие» и другие. Его называют титаном труда, что, подобно библейскому Моисею, сорок лет своей жизни отдал неусыпной, а время каторжной работы и неустанной борьбе за социальное и национальное освобождение своего народа. Он лелеял новых борцов, вел молодых художников к вершинам мировой культуры. Чтобы современный читатель смог конкретно представить себе титанічність труда Франко, достаточно назвать несколько цифр. За всю жизнь он написал более шести тысяч художественных произведений и научных трудов, то есть каждые два дня творческой жизни - новое произведение. «Собрание сочинений в 50-ти томах», увидевшие свет,- едва ли охватывают половину наследства И. Я. Франка! Подобную работоспособность до самозабвения, до полного физического и психического истощения в мировой практике отыскать трудно.

Непримиримый враг австрийской императорской власти и польской шляхты, через которую австро-венгерская корона осуществляла господство над украинским населением Галичины, цькований собственными псевдопатріотами и клерикалами из «народовского» и «москвофильского» лагерей, он жил в крайней бедности, зарабатывая на хлеб тем корректурой чужих трудов и переводов. Но Иван Франко проявил такую цельность мировоззрения, характера, убеждений, бескомпромиссность в достижении жизненной цели, которую еще имели Григорий Сковорода, Тарас Шевченко, а из младших его современников - Павел Грабовский и Леся Украинка.

Вместе с Тарасом Шевченко и Лесей Украинкой Иван Франко - один из трех величайших поэтов новой украинской литературы. «Со времени Шевченковского «Поховайте та вставайте, цепи разорвите» Украина не слышала такого сильного, горячего и поэтического слова...» - сказал он о революционной музу Леси Украинки. И мы знаем, что сильное, горячее и поэтическое слово после Шевченко Украина услышала раньше, еще с Франко сборника «С вершин и низин» (1887, 1893) - второй после «Кобзаря» книжки революционной поэзии в украинской литературе.

Его поэтическое творчество росла на революционных традициях Шевченко, ее мотивы и образы питало реальную жизнь и социальная борьба в Галиции последней четверти XIX века. А крылья и бессмертие поэзии Франко - это от собственного гения, которому посильно было постичь все: экономические законы общественного развития, сокровищницу мировой культуры, секреты поэтики, причины трагической жизни народа и его мудрость, выраженную в думах, песнях, пословицах, поговорках.

Более века назад, в 1878 году, со страниц первого революционно-демократического журнала «Громадський друг» сошли строки его «Каменщиков». Еще через четыре года в первой во Львове украинско-польской рабочей газете «Ргаса» было напечатано «Гимн». Эти произведения положили черту, за которой остались годы ученичества, поисков, идейной закалки, а впереди стелились десятилетия титанического труда, борьбы, новых поисков, достижении творческих высот, удары злой судьбы и тяжелые, знесилюючі победы.

Всю жизнь Франко светил огонь отцовской кузнице в родных Нагуевичах, где поэт увидел свет 27 августа 1856 года. Деревню он любил всю жизнь. В самые тяжелые дни оно давало ему приют, кормило, лелеяло моральное здоровье и силу, чарувало красотой природы, обычаями, песнями. Город - давало пищу уму, открывало общечеловеческие горизонте, простилало дороги, которые через «золотые мосты» вели к другим народам и, прежде всего, в славянских братьев. Именно в городе он стал первым рабочим корреспондентом, «показывал новых людей при работе», активно пропагандировал среди народа революционно-демократические идеи.

Он помогает формировать новую украинскую радикальную интеллигенцию, по которой ушел трудовой народ, вопреки травле «народников» и «москвофилов», польской шляхты и австро-венгерских чиновников. Поэт в Франко - борец, революционер, пионер на пути прогресса и борьбы за свободу. Задача поэтического слова Франко видел в обязанности певца отдать всего себя общественному служению народу:

Твоими устами буду говорить

До всех народов и всех веков,

Твоими я тернистыми тропами

Буду вести своих избранных борцов.

Выполнять этот долг было чрезвычайно трудно, потому что в среде галицкой интеллигенции ощущался недостаток «правдивых характеров», царили «мелочность, тесный материальный эгоизм, дволичність и спесь». На поэта, живого человека с ранимым сердцем и нервами, с ограниченными возможностями, сыпались удары и проклятия, и он, подобно Антеєві, молитвенно просил:

Земля, моя всеплодющая мать,

Силы, что живет в твоей глубине,

Каплю, чтобы в бою сильнее стоять.

Дай и мне!

Поэта-борца питает безграничная любовь к людям, слово его налитое огнем, ибо служит правде, оно ломает оковы, борется против несправедливости, поэт работает до упаду.

Декларации, художественное и политическое кредо, революционные гимны и манифесты, поданные в энергичных поэтических образах, наполняют сборник «С вершин и низин» публицистическим пафосом, «что тело рвет к бою». Это взволнованные экспрессивные речи поэта-трибуна, и их публицистичность лучшего, высшего сорта, потому что она согрета эмоциями, кровью поэта сердца, а не окутана снежным одеялом политических размышлений, за которыми, как правило, маскируются демагогия, лицемерие, двурушничество. Такими были во времена Франко произведения «народовского» и «москвофильского» направления. Поэзия же Франко пропагандировал революционно-демократические идеи, предшествовавшие революционной социал-демократии. Это самые ценные, самые высокие достижения всей дооктябрьской украинской поезії. их унаследуют и разовьют грядущие поэтические силы, ибо вся поэзия Франко направлена в будущее.

В лице Франко украинский народ действительно имел

Товарища в борьбе за свободу,

Войовника, что был предводитель нам,

И сеятеле, который сеял лучшую судьбу.

Строителя, что клал величественный храм

Будущини...

Лирический герой поэзии Франко все время в бою, в тяжелых переходах. Его гуманизм не абстрактный, а революционный. Он осознает неизбежность кровопролития, жертв для осуществления гуманистических идеалов, потому что путь к счастью не устлан цветами. И когда «война кровавая понадобиться»,- вина будет в том не пролетария. К такому выводу поэт дошел уже в конце 70-х годов, эту убежденность утверждает его герой. В творчестве Франка, в частности в его поэзии, украинский пролетарий впервые становится героем литературы. Во имя его свободы, благосостояния и счастья работал Великий Каменяр.

И во время борьбы и труда, и короткого отдыха, в тяжких раздумьях на устах лирического героя Ивана Франко звучит песня - интимная, порой грустная, но без слезливости, разочарования или ощущения безысходности.

Отдельные «листочки» и целые «пучки» відгорілих, но полных вулканного жара переживаний вяжутся творческой рукой Франко в сборку высокого поэтического звучания «Увядшие листья»(189б). Поэзии «Увядшие листья» - это пучки лирических шедевров, вырезанных поэтическим резцом на уровне Петрарки или Дайте. «Чего тяжелый свой молот каменярський меняешь на тонкий резец Петрарки?» - спрашивает себя поэт. Но он не менял, а одновременно и ловко владел обеими, ибо поэзия революционного звучания и интимная песня сердца - всегда идут в паре.

Секрет поэтической силы Франка в умении інтимізувати гражданскую, революционную тему, а лирическим стихотворениям, силой выраженного в них обобщения, предоставлять гражданского звучания. Позже выдающийся мастер слова М. М. Коцюбинский скажет о сборнике «Увядшие листья»: «У Франка есть прекрасная вещь - лирическая драма «Увядшие листья». Это такие легкие, нежные стихи, с такой широкой тамою чувства и понимания души человеческой, что, читая ИХ, не знаешь, кому отдать предпочтение: или поэту борьбы, или поэту-лірикові, певцу любви и настроений?»

Большинство стихов Франко подчеркивают видимую субъективность высказанных в них рефлексий и настроений. Приведем лишь одно самораскрытие, саморецензування Франка: «В поэтической форме я желал подать современному русскому читателю ряд рассказов, притч, рефлексий и прочих проявлений чувств и фантазии, которых темы черпані из разных источников, домашних и чужих, восточных и западных, и которые, однако, в'язались бы в одну органическую целость не какой-то одной тенденцией, не одной догмой религиозной или эстетической, а только общим диапазоном морального чувств и темперамента, через который прошли, пока вылились в ту форму». Это о сборнике «Мой Измарагд» (1898). Но через «общий диапазон морального чувств и темперамента» прошли все Франковые «дети страдания» -сборника стихов «Из дней печали» (1900), «Sempег tіго» (1906), «Древнее и новое» (1911), «Из лет моей молодости» (1914):

Что в моей песне боль, и сожаление, и тоска,-

Это лишь потому, что сложилась так жизнь.

Это одно из сильнейших и самых откровенных высказываний Франка о свое поэтическое творчество. В нем оказалось умение выходить за пределы своей личности и достигать широких эмоционально-эстетических, идейно-публицистических обобщений, утверждать духовное здоровье революционно-демократических литературных сил:

И есть в ней, брат мой, еще нута друга:

Надежда, воля, радостное чувство.

Были у Франка свои «дни печали» и воспоминания из молодости лет, древнее и новое, что открыли ему секрет общественной значимости поэтического слова, его эстетического отношения к действительности, - роеtа sempег tіго (поэт - всегда ученик). Учиться в жизни - было требованием эстетического кодекса Франка, и это обеспечивает его поэзии непреходящую идейно-художественную ценность.

Нас и сегодня пленяют идеи и мысли поэта в их неразрывном единстве со словом, поэтическим образом. Именно благодаря этому они продолжают жить и волновать нас, сегодняшних читателей. Это потому, что в стихах Франко публицистика, авторская мысль не тяготеют над личным настроением, над художественным словом, а живут в них. Достаточно с этой точки зрения вслушаться и вдуматься в поэзии «Безмежнее поле», «Весенняя элегия», «Если бы я знал чары», «Каменщики», «Вічний революцьонер», в его сонеты, в бессмертного «Моисея», чтобы увидеть в них классическую единство содержания и формы. Франко исключительный мастер формы. Каждый настроение отражается только в свойственном ему ритме, в различных формах свободного стиха («Чего являешься мне во сне»), он мастер белых п'ятистопних ямбов, анапестів в хореях и чистых хореев, творит собственные ритмические формы в «Моисеи», обогащая казну интонационного фонда украинского языка. Этому способствует созданию оригинальных рим и освоение многообразного строфіки, неисчерпаемое разнообразие канонических и оригинальных форм - сонеты, на уровне изящных образцов Петрарки, дантівської силы терцина в «Моисеи», элегические дистихи, оснащены музыкой внутренних рим, прекрасные октавы, тріолети, песни. Не прибегая к внешней аффектации, не злоупотребляя звукописью, поэзии Франко раскрывают нам богатство украинской поэтической евфоніки. Это неоценимая школа поэзии.

Максим Рыльский считал труд автора «Моисея»-поэмы - Франко - подобным труда автора «Моисея»-скульптуры Микеланджело. Идеалы гуманизма, высокое мастерство их раскрытия в монументальных образах ставят творчество Ивана Франко рядом с творчеством представителей эпохи Возрождения, преподносят украинскую поэтическую классику до уровня мировых образцов.

Поэзия И. Я. Франко обостряет у читателя чувство гражданственности, чувства долга перед народом, в конце перед человечеством. Это чувство самого поэта, а потому мы и верим им и невольно поддаемся их магической силе. Он горел до всего, что работало на будущее народа: добывал из архивных хранилищ средневековые манускрипты и писал революционные гимны, печатал тома апокрифов и писал учебник по политической экономии, записывал и анализировал народные песни и творил поэзии, становились народными песнями, изучал и обобщал наследие классиков и тщательно рецензировал любую художественную или научную попытку своего молодого современника. Он одновременно был сотрудником около 50-ти различных европейских периодических изданий, в которых подавал многочисленные труды, написанные на разных языках, и постоянно боролся за собственную трибуну. Франко не мог прожить и дня без газеты или журнала, в которых бы идеологический тон не был его. А еще надо было содержать семью, работать, чтобы заработать кусок хлеба. И тогда шел в батраки «к своим», как называл сотрудничество с народниками, «к чужим», как говорил о работе в польской прессе.

Почти шестидесятилетнего И. Я. Франко часто видели на улицах Львова в вечерние часы. Он шел с опущенной под тяжестью труда спиной, с перемученими, покрасневшими глазами, в порванной одежде, без воротничка и галстука, и нес буханку хлеба под мышкой.

Осужден судьбой жить только со своей каторжного труда, платил за все мелочи чистым золотом собственного мозга, что причиняло ему невыносимых страданий, пока 28 мая 1916 года в 16 часов изнеможденный, уже обессиленный поэт произнес последнее в жизни мольбы к товарищу: «Э, придите скорее, ибо я готов еще умереть».

Около сорока лет своей жизни отдал Великий Каменяр служению порабощенному народу. Он поддерживал все передовое и мыслящее в галицко-украинской общественности, спопеляв ретроградное, отжившее, враждебно. Но доживал гений свои последние дни буквально на милостыню, погребен был в чужой одежде, в чужой гробнице. А незадолго перед этим галицкий сейм принял уплачивать досмертну пенсию одном обычном сивоголовому мужчине. Принял и записал на свой карб гуманистический поступок...

И не поржавели золотые россыпи произведений Ивана Франко. Золото разума остается не подвластным руини. Оно вечно. Сияет оно для всех народов и для всех возрастов. И первым делом для духовного потребления своего народа, который поэт любил до самоотречения.

Иван Франко имел полное право устами своего Моисея сказать украинскому народу:

Я же весь век свой, весь труд тебе дал

В незламнім рвению,-

Пойдешь ты в путь веков

Из моего духа печатью.

Идет наш народ в путь веков, неся с собой печать духа Великого Каменяра. Ибо именно Франко внес в литературу новый революционный смысл, умножил духовные сокровища своего народа и поднес его к вершинам мирового величия.

Василий ЯРЕМЕНКО