Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

КОБРИНСКАЯ НАТАЛЬЯ (псевд. - Наталья с Озаркевичів, Струтинская Анна и др.; 08.06.1855, с. Белелуя, ныне Ивано-Франковской обл. - 22.01.1920, м. Болехов) - прозаик, публицистка, литературовед, исследователь фольклора, общественная деятельница женского движения в Галиции.

Происходила из высококультурной священнической семьи. Образование получила дома под руководством отца, с помощью братьев и самостоятельно; слушала лекции в Цюрихском университете. Мировоззрение формировалось под влиянием тогдашних идей (от К. Маркса к Ф. Ницше), лектуру (Т. Шевченко, И. Франко, западноевропейская классика), общение с И. Франком и Г. Павликом, движения за женские права, который заініціювала в Галичине созданием «Общества русских женщин» (1884). На то время была уже автором первых прозаических произведений. В них художественно проанализировала то, как развитие общества меняет ханжеское среду («Дух времени»), как сложно бедной умной девушке устроить свою жизнь («Ради кусника хліба»), Ее первые рассказы напечатаны в «Заре» (1884). Уже эти произведения, как и следующий этюд «Судия», обнаружили интересные приобретенные приметы: универсальное истолкование обобщающего образа («дух времени» - продвижение суток), лирический психологизм, музыкальное интонирование психологических пейзажей, художественные находки ретро - и інтроспекцій.

Имея целью «влиять на развитие женского духа через литературу», писательница занималась вещания женского альманаха «Первый венок» (при содействии И. Франко и Елены Пчилки вышел 1887 г.), где помещено было два первых из названных ее произведений, ряд публицистических выступлений о женском движении. В 1883 - 1886 гг. выдала 3 выпуска сборника «Наша судьба». В 90-е годы из-под ее пера выходит рассказ «Избиратель», которое отражает сложные процессы рост крестьянского самосознания, формирование чувства ответственности героя Акима за «русскую казненную землю», и повесть «Ядзя и Катруся». Это панорамная студия судьбы барышни и крестьянки-злидарки, контрастности двух миров, двух существований.

Впечатления от пребывания в Киеве 1899 г., знакомства с ведущими культурными деятелями Украины формируют очерки «В Нечуя» и «Из путешествия по Украине». Рассказ «Янова» и «Жидовская ребенок» раскрыли юмористическую жилку писательницы, психологический эскиз «Душа» и очерк «Рожа» обнаружили интересное оперирования мистическим и демонологическим компонентами. Фольклорная фантастика сыграла в прозаика роль жанротворчого фактора (цикл литературных сказок, представленный изданием «Сказки», 1904). «Рожа», «Чортище» и другие сказки показали приобщения автора к литературного модернизма и поэтому критически оценивались С. Ефремовым и советскими литературоведами. Внимание к сверхъестественных явлений объединяет Н. Кобринскую («Хмарниця») с И. Франком (рассказ «Под оборогом»), Г. Коцюбинским («мольфарською» страницей «Теней забытых предков»). Влияние тенденций символизма (экспериментальные «Блудный метеор», «Омен», «Святой Николай» и другие произведения) не умаляет художественной ценности этой части ее прозы, наоборот, обогащает нашу литературу новыми зображально-выразительными средствами.

События Первой мировой войны привели формирования сборника - цикла из 10 произведений малой прозы (4 из них утеряно). Исследовательница символических образов народной словесности (статья «Символизм в народной песне») творчески осмыслила один из образов казацкого эпоса (миниатюра «Лошадь»), Перед «Действующей приключением». Стефаника обрисовала детей на линии фронта (новелла «Оставленный»), создала мартиролог и реквием по жертвам народа (финал новеллы «На кладбище»), передала разрушение семьи и края («Калека»), трагедию братоубийственной для украинцев войны («Братья»).

Содержательные мысли о литературе содержат статья Н. Кобринской «Ответ на критику женского альманаха в «Заре» с 1887» (здесь есть комментарии к собственным произведениям, полемика вокруг произведений «женского» писательства, в «Первом венке»), переписка с И. Франко, М. Коцюбинским и др. Н. Кобринская выступала как рецензент рассказы Д. Лукьяновича «За Кадильну», исследовала фольклоризм драмы М. Старицкого «Не ходи, Грицю, та й на вечорниці» и т.д.

Лит.: Бабьяк П. Г. Наталья Кобринская / Библиограф, указатель. Л., 1967; Денисюк И., Криль К. Поборница // Кобринская Наталья. Избранные произведения. К., 1980; Кравченко Ульяна. Наталья Кобринская // Слово и время. 1990. № 3.

В. Погребенник