Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Нестандартные уроки по украинской литературе

Тема урока. ПРЕМЬЕРА КНИГИ МИХАИЛА ГРУШЕВСКОГО "ПРЕДОК".

Цель урока: ознакомить учащихся с книгой Михаила Грушевского "Предок", раскрыть еще одну грань дарования выдающегося отечественного историка и ученого - талант беллетриста; способствовать воспитанию у школьников интереса к истории украинского народа, чувство национальной гордости и культа общественного долга.

Оборудование. Портрет М. Грушевского, фотоматериалы о его жизни и деятельности, выставка произведений, иллюстрации к ним, учебники по истории Украины.

Ход урока.

И. Объявление темы и цели урока.

Учитель. "Ничто не погибает навеки, кроме бесполезного'". Это - слова историка Сергея Белоконя о творческом наследии Михаила Грушевского, имя которого долгие годы выпекали огнем из памяти украинского народа. В советские времена Г. Грушевского объявили представителем буржуазного национализма, а труды ученого с мировой славой - антинаучными целом и антиисторическими частности. Этими ярлыками изобилует статья о. Михаила Грушевского в УЛЕ2. Но он воскрес и "осветил своим могучим талантом нашу непростую дорогу, рассказав всему миру, что мы, украинцы, - не население, а народ" . "Сегодня, - подчеркивает Сергей Белоконь, - много людей зачитываются книгами М. Грушевского как духовными молитвенниками нации" . И не только фундаментальными историческими и литературоведческими трудами, но и беллетристикой. На сегодняшнем уроке мы будем говорить о художественную прозу Михаила Грушевского, которая вошла в книгу "Предок". Но перед тем, как будет представлено книжку, познакомимся с ее автором. Пристально вгляньмося в его портрет, в эти редкие фотографии и сердцем запомним их - перед нами черты лица великого украинца - патриота, выдающегося историка, литературоведа. Краткий рассказ о жизни и деятельности М. Грушевского готовили ученики-біографи. их и послушаем.

1-ый ученик. Михаил Грушевский - не только первый Президент Украин-ской Республики, выдающийся историк, исследователь украинской литературы, но и писатель, переводчик, этнограф, публицист. До этого весомого перечня титулов великого украинца следует добавить не менее веские - руководитель научного общества имени Т. Шевченко во Львове, Украинского научного общества в Киеве и "Литературно-научного вестника", газет, журналов, один из основателей Украинской Академии наук, академик. Деятельность Михаила Грушевского получила не только общенациональное, но и международное признание.

2-ой ученик. Прожил Михаил Грушевский 34 года в XIX и 34 года в XX в. Родился 29 сентября 1866 года в городе Холм (теперь Польша), а умер 25 ноября 1934 года в Кисловодске. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Его отец служил на Северном Кавказе. Молодые годы Михаил провел именно там. Получил превосходное образование. С юношеских лет почувствовал жадный влечение к своей далекой Родины, к ее песням и прошлого. Университетское образование получил в Киеве. Тогда переехал во Львов, работал на кафедре украинской истории в Львовском университете.

3-й ученик. Фундаментальным трудом Михаила Грушевского есть его где-сятитомна "История Украины-Руси", в которой ученый выводит истоки Украинского государства со времен, предшествовавших Киевской Руси.

"Ваша история Украины, - отмечал президент Украинской АН В.И. Липсь - кий, - это огромный труд, составлена оригинально, с использованием силы различных источников, многих первоисточников, это полная, научная и подробная История нашей земли, начиная почти от легендарных времен..." . А львовский академик К.И. Студинский подчеркивал: "Вы своим бистрим глазом заглянули глубоко в духовные сокровища украинского народа, в его прошлое..." .

4-ый ученик. Эпохальным явлением стала также незавершенная работа "История украинской литературы", в которой М. Грушевский, по словам профессора Д. Чижевского, "есть европейский ученый, - знаком с европейской литературой, что для исследования в области украинской литературы и фольклора является необходимой предпосылкой" .

Оставил нам М. Грушевский и свое художественное наследие. Вся его проза и два драматические произведения были собраны в книге "Под звездами", изданной в 1928 году. Сегодня же мы представляем другую книгу Михаила Грушевского.

Учитель. Но ... предоставим слово нашим рекламным агентам.

(4 учащихся рекламируют издания.)

1-ый ученик. Вас интересует наше прошлое? Вы хотели бы почувствовать связь со своим далеким предком? Подать ему руку через пространство и время? Вы стремитесь стать перед вечностью, что сквозит в вас с молчаливой бездны неба? Если да - прочитайте книгу Михаила Грушевского "Предок".

2-ой ученик. Она увидела свет в Киеве в 1990 году. Составитель и автор послесловия "Украинский феникс" - историк Сергей Белоконь. Издание иллюстрировано редкими фотоматериалами. Вот посмотрите (демонстрирует некоторые фотографии, комментируя их).

3-й ученик. Вас не разочарует ни содержание книги, ни ее оформления. Начи-нається она предисловием автора "Как я был белетристом". Если кто не знает, что такое беллетристика, то значение этого слова может найти в кратком толковом словничку, который мы вам дарим (раздает ученикам карточки, на которых объясняются некоторые слова).

КРАТКИЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРИК.

Аутентичный - подлинный.

Беллетристика - художественная литература, преимущественно романы, повести, рассказы.

Вахляр - веер.

Экстаз - крайняя, высшая степень восхищения.

Кирея - верхний длинный суконный одежду.

Лядский - польский.

Мистерия - 1) в странах античного мира и Древнего Востока - система культовых обрядов в честь некоторых богов; 2) средневековая религиозная драма на библейские сюжеты.

Райца - советник, член магистрата.

Рекреация - каникулы.

Скипетр - украшенная драгоценными камнями и резьбой посох, что является символом, знаком царской власти.

Студент - воспитанник Киево-Могилянской академии.

Схоластика - формальные знания, оторванные от жизни и практики; мертвая, сухая наука.

Толмач - переводчик.

Триумф - успех, победа, торжество.

Фабула - хронологически последовательное изображение событий в художественном произведении. Зам. Байка, байка.

Фолиант - объемная книга большого формата.

Швабский - прусский.

4-ый ученик. Давайте вместе рассмотрим это издание. Как видим, в него вошли произведения из трех книг: "Из юных дней" (4 тв.), "Sub divo" (5 тв.), "Из старых карточек" (4 тв.). После произведений идет послесловие Сергея Билоконя "Украинский феникс", а дальше - "Библиография и комментарии" и "Словарик".

Интересно ли вам, каким псевдонимом подписывал свои произведения М. Грушевский? Найдите это в "Библиографии и комментариях". (Ученики находят подпись "М. Заволока".)

Учитель. Рекламное агентство "Буква" познакомила нас с книгой "Предок", ее содержанием. Начинается она из автобиографического рассказа "Как я был когда белетристом". Из него узнаем, что сначала М. Грушевский хотел посвятить свою жизнь писательству. "Письменность, литературный труд мерещились мне лучшим уделом на земле, а обостренное национальное чувство и культ общественного долга, прививаемые родителями, в сумме сделали для меня своего рода задача жизни - вести работу на ниве украинского писательства, в интересах украинского жизнь" . Но позже, как мы знаем, Михаил Сергеевич увлекся историей. Его первые художественные произведения были одобрительно восприняты И. Нечуй-Левицким и Дмитрием Марковичем. Рассказы и очерки Михаила Грушевского - незаурядное явление в нашей литературе. О чем же эти произведения? Это вопрос готовили ученики-литературоведы.

1-ый ученик. "Бех-аль-Джугур", "Бедная девушка", "Нерабочее Грицко Кривой", "Светлейший сват" - рассказы из книги "С юных лет". Первое из них - это, по словам автора, "экзотический образок", который рассказывает об оккупации англичанами Судана, борьбу с восстанием Магди, обуздание местных магометан. Автор осуждает насилие и эксплуатацию колониальных народов, симпатизирует порабощенным арабам, которые наделены чувством собственного достоинства и свободолюбие. Вот как пишет об этом поручик английского войска Суфлі в письме к любимой: "Но тяжело видеть, как ненавидят нас те арабы. Они рады умереть, все муки стерпеть, чтобы нам не поддаваться, чтобы не принять того сокровища культурного, что мы несем им" .

2-ой ученик. Главной героиней рассказа "Бедная девушка" есть учительница. Это - покривджена судьбой человек, который не умеет преодолевать жизненные трудности, противостоять тем, кто ее обижает. "Она оглянулась на свою жизнь и видела там не именно одна беда: увидела она там ложь, ложь без конца; она уже считала себя не "бедной девушкой", а обиженной. Она теперь гнівалася на жизнь, на людей: помогли они ей, подкрепили, поздравили, хоть словом ласковым обозвались потом, оскорбив, скривдивши ее?.. И не хочет она и слова их ласкового: изрубленного слезами не загоїш!.. Они уничтожили ее и потом нявчать сладко: "бедная девушка", "бедная девушка". Сколько раз слышала она это с собой и которая бы рада была теперь эти слова бросить им, чтобы они подавились ими... А перед глазами становились воспоминания, как поневірялась она, как обижали ее... К этому времени она терпела, теперь не могла терпеть. Воспоминания пекли, досаждали ей, она корчилась, как от боли, на своем постели"10. "Она почувствовала, что не может жить так больше; не было в ней ничего, кроме родительской науки, а теперь эта наука уже больше не гоїла ран ее душе; она бросила ее... Что же теперь делать? И, тщетно пытаясь надумать, она тосковала и мучилась...

И сразу вздумала, как будто не от нее самой вилинула мысль - умереть" . Так погас молодую жизнь...

Учитель. Правдиво, ничего не приукрашивая, обрисовал автор одну человеческую жизнь. Правильно ли, по вашему мнению, поступила девушка?

(Ответы учащихся.)

Учитель. Действительно, рассказы М. Грушевского "Бедная девушка" побуждает читателей к размышлению над судьбой человека, поисков выхода из трудных ситуаций, закалка силы воли, способности противостоять трудностям, подниматься к протесту против несправедливости.

Рассказ "Светлейший сват" из этого цикла мы рассмотрим подробнее чуть позже (в классах, работающих по программе для общеобразовательных учебных заведений), а сейчас поговорим о произведения из книги "Sub divo". Снова предоставляем слово нашим литературоведам.

3-й ученик. Рассказы из этой книги очень интересные. Заголовок, как отмечает автор, трудный для перевода - "под голым небом". Его Михаил Грушевский выбрал для того, чтобы передать "то чувство, когда человек видит себя перед лицом вечности или вселенского пространства..."12 . Именно такими настроениями проникнуты произведения из этой книги - "Ночь", "Предок", "С похорон", "Тестамент" и "На горах".

Рассказ "Ночь" - это своеобразный гимн вечному обновлению жизни.

Пасхальная ночь. Триумф возрождения, обновления природы и человеческой души. Все наполнено невыразимой радости: и просветленная церковь, и голоса на хорах, и старый батюшка, который будто сбросил с плеч "своих восемь десятков", и люди, что идут то к церкви, то "до темного кладбища, чтобы дать выход радостном экстаза". "Слышать близость солнца. Птицы заново поднимает крик на деревьях. Пупінки и пучки распускаются, спішачи увидеть свет. Листья и побеги, только что выбившись из земли, раскрываются навстречу дню. Свіжонароджені поколения насекомых радостно оглядываются в этом безмерно широком и блискучім мире.

Люди идут, шатаясь, как пьяные, - упоенные радостью, уставшие экстазом.

С тяжелым гіллячок приходят на них капли росы, брошенные в беспамятстве.

В холодном передрозсвітнім воздухе слышно, как поднимаются волны ароматов близкого дня.

Все трепещет приглушенной, едва сдержанной жаждой жизни, его употребления и умножения в бесконечность.

И слышится, как солнечный луч проникает где-то-где-то уже совсем близко, чтобы ударить между эти причаєні силы и объявить совершенную мистерию жизни" .

4-ый ученик. Рассказ "На горах" - небольшой размышление, но сколько в нем спрессованных чувств! И самое главное из них - тревога за будущее земли.

Живописный уголок Карпат. Гора Букивец. Здесь сохранились последние потомки бывших больших буковых лесов. "Стоят давно и простоит, наверное, еще долго в сознании, что им не на кого передать жизнь своего рода, - как старые династии, лишенные кровных наследников, живущих порой так бесконечно долго, не желающие передавать своих скиптрів и государств в чужие руки.

Они помнили другими свои окрестности, этот родной уголок, который могли обнять со своего высокого шпиля. Широко синели тогда леса, густые, непроглядны, и изредка между ними ясніли долины, оставлены лесом или протереблені мужем, что приходил сюда временами со своими стадами, подсекал деревья и пускал на них огонь, чтобы расширить пастевні для своих зверят" . Человеческая рука уничтожила "красный тыс". Нет и кедру. Погибают даже неприхотливые и выносливые еловые леса. Не могут возродиться "под топором мужа, под ногами его скота". "Нищает, вырождается и замирает жизнь..." Высыхает земля. Она становится "одной страшной долиной мучения и издевательства, перед которой бледнела всякая воображение и дерев'яніла мысль. С тревогой и страхом тогда спрашивали у себя одни одних эти горные верхи - пользуясь волн, когда облака оседали и закрывали их от бдительного ока этого незносного надзирателя:

- Что будет наконец? Чем кончится это все?

- Выродится когда-нибудь и переживеться безвозвратно эта руїнна сила?

- Перекусають себя, наконец, на смерть эти заїлі насекомые и увільнять землю от своей неситої злобы и уничтожения? - И старые корявые буки на верхах Буківця пытаются протащить свой возраст, чтобы увидеть этот конец"'15.

Учитель. Актуальны сегодня мысли и тревоги Михаила Грушевского? (Ответы учащихся.) Этот рассказ надо прочитать тем, кто делает пустотой нашу землю! И не только прочитать, но и одуматься, сделать все, чтобы не допустить экологической трагедии.

Интересными являются и четыре рассказа из книги "Из старых карт". Они писаны в 1911-1914 гг. Это - произведения на исторические темы, но автор брал "только историческую обстановку, а не фабулу". Оригинальным содержанием отмечается рассказ "Разговор с Кривоносом". Рассказчик задремал и во сне встретился с казачьим атаманом. Эту встречу попытаются воссоздать наши юные актеры.

(Инсценировка отрывка из произведения.)

Действующие лица: Рассказчик. Максим Кривонос. Автор.

Автор. Карпаты. Черная гора, верхом Спиц. Большие Ребра с белыми полосами прошлогоднего снега. Вот Черный Грунь и Букивец, а за ними - широкая долина Прута. Все это такое знакомое одинокому путешественнику. И он засека. Никакого следа человеческого. Чудо, которого он еще никогда не видел... Устал. Сел, задремал.

Рассказчик. (Идет навстречу старому мужчине, снимает шляпу.) Добрый день!

Кривонос. Здравствуй и тебе, вашець!

Рассказчик. (Пристально присматривается к старому.) Я не встретил вас в этой окрестности.

Кривонос. Не узнаешь меня разве, вашець? Я - Кривонос, Максим Кривонос, когда слыхивал.

Рассказчик. О, как же я вас сразу не узнал? Не приходилось видеть хорошего портрета вашего. Но люди на Украине вас помнят. Только не знают, что вы до сих пор живете.

Кривонос. Люди думали, что я умер, возвращаясь из Замостья. Но это неправда. Я ушел из-под Замостья, когда гетман не послушал моего слова, не захотел идти на Варшаву, и с того времени живу здесь.

Рассказчик. Я такого не слышал. Никто из нынешних людей, видимо, также не знает.

Кривонос. Не знали и тогдашние. Я не хотел делать мятежа в войске и уехал так тихонько, что никто не знал, даже сам гетман. Рад я видеть тебя у себя! Советов, что нынешние люди интересные в своей истории.

Рассказчик. Стараюсь познать славные дела предков.

Кривонос. Спасибо, сынок, на добром слове. Правду говоришь. Дела были великие и славные, и знать их стоит каждому. Горько мне было, когда гетман не послушал меня. Мы имели тогда большую силу и могли прогнать ляха.

Рассказчик. Гетман видел, что люди были утомлены войной.

Кривонос. Молодой ты, не понимаешь всего. Тогда мы могли навсегда очистить Украину от врагов. Люди не бывают уставшие, когда они слышат, что им говорят делать именно то, что надо. Вот смотри, сколько войска у меня! (Оба смотрят в даль и выходят.)

Автор. На царинка откуда начали идти люди. им не было края. Кривонос махнул рукой и за волну ревнув стоголосий пушечный выстрел.

...Странник встрепенулся и проснулся.

Учитель. Вот так в общих чертах мы ознакомились с книгой Михаила Грушевского "Предок". А сейчас подробнее поговорим о рассказе "Светлейший сват", которое вы прочитали.

Вопросы для беседы с учащимися.

1. Где и когда происходят события, описанные в рассказе?

2. Назовите главных персонажей произведения.

3. Что вы узнали о Грише Пісченка?

4. Как вы оцениваете его решение присоединиться к казакам?

5. Почему такое решение не понравилось отцу Кириллу?

6. Прочитайте отрывок рассказа от слов "с тех пор Как мир миром..." до слов "...они теперь там и нужнее" (с. 94-95). Сопоставьте прочитанное с сведениями о Корсунскую битву, представленными в исторических источниках (учебники по истории Украины).

7. Как проявил себя Гриша в битве под Корсунем?

8. Как характеризует его Богдан Хмельницкий?

9. Как в произведении изображены Настеньку? Понравилась ли она вам?

10. Как Хмельницкий помог Грицькові?

11. Зачитайте портрет гетмана (с. 107). Каким автор показал в произведении Хмель-ницкого?

12. Какие черты героев рассказа вам понравились?

13. Чего, по вашему мнению, можно научиться у Гриши?

14. Как вы думаете: легко ли ставить общественные интересы выше собственных?

15. Какое впечатление произвел на вас рассказ "Светлейший сват"?

Учитель. Мы обсудили прочитанное вами произведение, а теперь выясним, кто же был самым внимательным читателем. (Класс делим на четыре группы, задания выполняются группой письменно на розданных учителем листах бумаги, каждый из которых разделен вертикальной линией на две равные части.) Не пользуясь текстом, вам нужно ответить на три вопроса, записав их по порядку слева. А потом передать листе другой группе.

Вопрос.

1. Назовите исторические сражения, которые упоминаются в рассказе "Светлейший сват". (По 1 баллу за каждую правильно названную битву.)

2. Какие города упоминаются в произведении? (По 1 баллу за каждый правильно названный город.)

3. Как в рассказе описано обряд сватовства? (5 баллов за полный ответ.)

После выполнения задания (продолжительность работы над ответами 6 минут)

группы обмениваются листами и, пользуясь текстом, проверяют задания, вычеркивая неправильные ответы и записывая дело правильные. Затем подсчитываются баллы и объявляется победитель. Подводятся итоги урока, делаются выводы о познавательную и художественную ценность произведений М. Грушевского.

В классах с углубленным изучением украинской литературы анализируем рассказ "Предок".

Вопросы и задания для учащихся. (Они работают в группах по 5-6 нол.)

1. С чем у вас ассоциируется слово "предок"? Составьте "ассоциативную паутинку" (на отдельных листах бумаги).

2. На обратной стороне запишите всех персонажей рассказа. (Задания проверяются и оцениваются.)

3. Прочитайте отрывок произведения от слов "Иду и прислушиваюсь..." до слов "...тихомирний шум" . Охарактеризуйте слуховые образы.

4. Прочийте отрывок рассказа от слов "Солнечные лучи..." до слов "...у них" . Нарисуйте картину, которую представляете при чтении отрывка.

5. Охарактеризуйте образ. (Учитель раскладывает на столе карточки, на которых написаны названия образов произведения - лес, солнце, дождь, костер, день. Представитель каждой группы вытягивает одну из карточек. После минутного обдумывания ученики характеризуют соответствующие образы.)

6. Составьте диалог "Встреча с далеким предком". (Разыгрывается диалог между группами.)

ОБРАЗЕЦ ДИАЛОГА

- Как был одет предок?

- Он был совсем голый, только стопы ног были обернуты в протертую козью шкуру.

- Как описана его внешность?

- Тело почти полностью покрыто буйным темными волосами. Такое же волосы покрывавшими широкие удлиненные челюсти. Брови густые. Лоб широкий и наклонное.

- Почему он выглядел "зморено и худо"?

- Потому что голодал. Соседнее враждебное племя разгромило его племя. Нечеловечески повбивано мужчин, забрали женщин, а тех, что остались, изгнаны между каменистые обрывы, где почти невозможно "поймать что-либо человеку".

- Что было единственным оружием предка?

- Палка "с грубо приправленным остроконечным камнем".

- Почему он боялся ночи?

- Потому что ночью ему было холодно. Угнетала темнота, которая была для него олицетворением злых сил, что поглотили солнце. А еще он боялся хищных зверей, которых там было много.

- Какие мечты "перелетали среди дремоты через его уставший мозг"?

- Ему представлялся образ мужчины, который спокойно спит, защищенный от холода, ночи, зверей. Он совсем не боится тьмы , потому что взял с собой "в эту деревянную пещеру кавальчик солнца". Его покой стережет "заколдованный пес".

- Что возвращало дальнего предка к жизни?

- Первые проблески дня. Солнце. Свет. Он приветствовал их и благодарил за то, что еще раз "ему удалось вырваться из рук враждебных сил".

Учитель. Выразительно прочитайте последние два абзаца произведения. Как вы понимаете их? (Ответы учащихся.)

- Можете ли представить свою встречу с далеким предком? Что бы вы сказали ему? (Ответы учащихся.)

- Укажите особенности языка произведения. Какие художественные средства использует автор, чтобы воссоздать картины природы, мысли рассказчика, предка?

- Были ли вы в гостях у природы"? Расскажите об этом.

- Нужно рассказа М. Грушевского нынешнему поколению? Что вы взяли из него для себя?

Учитель. Последние вопросы будут темой небольшого сочинения-размышления, который вы напишете дома. Итак, как видим, произведения Михаила Грушевского актуальны и сегодня. Они отличаются не только волелюбно-гуманистическим содержанием, но и высокими художественными качествами. В их эпицентре - человек, ее размышления, ее настоящее и прошлое. "Я писал, - признается автор, - когда меня охватывало желание поделиться настроениями, гадками, образами, которые обседали меня и не давали покоя, ища своего высказывания. Я не мог его дать, ни в своих научных трудах, ни в публицистике, - а они не хотели оставаться" закрытыми детьми" моей мысли'"18.

Беллетристика - это лишь одна ветвь могучего древа таланта Михаила Грушевского. Но, как метко отметил эмиграционный литературовед Богдан Романенчук, Михаил Грушевский "если и был в литературе гостем, то только отнюдь не случайным, а редким'"19.

18

Литература.

1. Белоконь С. Михаил Грушевский //Литературная Украина. - 1988, 21 июля.

2. Грушевский М.С. Предок: С беллетристического наследия // Сост., послесловие и примеч. С.1. Белоконя. - К.: Радуга, 1990. - 247 с.

3. Грушевский М.С. История Украинской литературы: В 6-ти т. 9 кн. - Т. 1 // Сост. В.В. Яременко. - К.: Лыбидь, 1993. - 392 с.

4. Украинская Литературная Энциклопедия: В 5-ти т. - К.: Глав. Ред. УСЭ им. М.П. Бажана, 1988. - Т. 1.: А-Г. - 536 с. - С. 510.

 

5. 1 Белоконь С. Украинский феникс. - В кн.: Михаил Грушевский. Предок. - К.: Радуга, 1990. - С. 237.

Украинская литературная энциклопедия.: В 5-ти т. - К.: Главная редакция УСЭ им. М.П. Бажана, 1988. - Т.1.: А-Г. - С. 510.

Белоконь С. Украинский феникс: В кн.: Михаил Грушевский. Предок. - С. 237.

Там же.

Грушевский М. История украинской литературы: В 6-ти т., 9 кн. - Т. 1 / Упорядн. В.В. Яременко. - К.: Лыбидь, 1993. - С.7.

Там же. - С. 8.

Там же. - С. 9.

Грушевский М. Как я был когда белетристом. - В кн.: Грушевский М. Предок. - С. 6.

Грушевский М. Предок. - С. 31.

Там же. - С. 47.

Там же. - С. 48.

Там же. - С. 243.

Там же. - С. 118.

Там же. - С. 177-178.

Грушевский М. Предок. - Там же. - С. 119

Там же. - С. 120.

18 Там же. - С. 12.

19 Там же. - С. 240.