Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

НАРОДНЫЙ ЭПОС
Дума о Самийла Кошку

Ой из города из Трапезонта выступала галера,
Тремя цвітами процвітана, рисованная.
Ой первым цветом процвітана -
Златосиніми киндяками пообивана;
А вторым цветом процвітана -
Пушками арестована;
Третьим цветом процвітана -
Турецкой белой каймой покровена.
То в той галере Алкан-паша,
Трапезонськеє княжя,
Гуляет,
Себе ізбраного люда имеет:
Семьсот турок, янычар штириста
Да бедного невольника півчвартаста
Без военной старшины.
Первый старший между ними пребывает
Кошка Самойло, гетман запорозьський;
Второй - Марко Рыжий,
Судья военный;
Третий - Мусий Грач,
Военный трубач;
Четвертый - Лях Бутурлак,
Ключник галерський,
Сотник переяславский,
Недовірок христианский,
Что был тридцать лет в неволе,
Двадцать четыре как стал по воле,
Потурчився, побусурманився
Для панства великого,
Для лакомства несчастного!..
В той галере от пристани далеко одпускали,
Черным морем далеко гуляли,
Против Кефи-города приставали,
Там себе большой да длинный опочинок имели.
То представится Алкану-пашаті,
Трапезонському княжаті,
Молодому паняті,
Сон дивен, барза дивен, удивление...
То Алкан-паша,
Трапезонськеє княжя,
На турок-янычар, на бедных невольников восклицает:
«Турки,- говорит,- турки-янычары,
И вы, біднії невольники!
Кто бы мог турок-янычар сей сон одгадати,
Мог бы ему три грады турецькії дарить;
А кто бы мог бедный невольник одгадати,
Мог бы ему письма писать освобождении,
Чтобы не мог никто нигде задевать!»
Сие турки зачували,
Ничего не сказали,
Бедные невольники, хотя хорошо знали,
Себе промолчали.
Только обзовется между турок Лях Бутурлак,
Ключник галерський,
Сотник переяславский,
Недовірок христианский:
«Как же,- говорит,- Алкане-паша, твой сон одгадати,
Что ты не можешь нам поведать?»
«Такой мне, небожата, сон приснился,
Хотя бы никогда не появился!
Кажется: моя галера цвіткована, рисованная,
Стала вся ободранная, на пожарі спускана;
Кажется: мои турки-янычары
Стали все впень порубленные;
А кажется: мои біднії невольники,
Которыи были в неволе,
То все стали по воле;
Кажется: меня гетман Кошка
На три частые рассек,
В Чорнеє море помотал...»
То скоро тее Лях Бутурлак зачував,
К ему словами говорил:
«Алкане-паша, трапезонський княжату,
Молодой паняту!
Сей тебе сон не будет ни мало задевать,
Скажи мне получше бедного невольника ухаживать,
3 ряда сажати,
По два, по три старії кандалы и новой ісправляти,
На руки, на ноги надевать,
3 ряда сажати.
Красной таволги по два дубця брать,
По шеям затинати,
Кровь христианскую на землю проливать!»
Скоро-то сие зачували,
От пристани галеру далеко одпускали.
Тогде бедных невольников
К опачин руками принимали,
Щироглибокої морской воды доставали.
Скоро-то сие зачували,
От пристани галеру далеко одпускали,
До города до Козлова,
К девки Санджаківни на любовное свидание спешили.
То до города Козлова прибывали,
Девка Санджаківна навстрічу виходжає,
Алкана-пашу в город Козлов
Зо всем войском затягала,
Алкана-пашу за белую руку брала,
В горнице-дома зазывала,
За белую скам'ю сажала,
Дорогими напитками поила,
А войско среди рынка сажала.
То Алкан-паша,
Трапезонськеє княжя,
Не барза дорогостоящей напитки употребляет,
Как к галере двух турчинів на підслухи посылает,
Чтобы не мог Лях Бутурлак
Кошку Самойла одмикати,
Упоруч себя сажати!
То скоро ся сии два турчини к галере прибывали...
То Кошка Самойло, гетман запорожский,
Словами говорит:
«Ай, Ляше Бутурлаче,
Брат старесенький!
Когда-то и ты был в такой неволе, как мы нонче,
Добро нам поступи,
Хоть нас, старшину, одімкни -
Пусть бы и мы в огороде побывали,
Панское свадьбы хорошо знали».
Говорит Лях Бутурлак:
«Ой, Кишко Самойлу, гетман запорожский,
Батько казацкий!
Добро ты соверши,
Веру христианскую под ноге підтопчи.
Крест на себе поламни!
А еще будешь веру христианскую под ноги топтать
Будешь у нашего молодого господина за родного брата
пробовать!»
То скоро Кошка Самойло тее зачував,
Словами говорил:
«Ой, Ляше Бутурлаче,
Сотник переяславский,
Недовірку христианский!
Хоть ты того не дождался,
Чтобы я веру христианскую под ноге топтал!
Хоть буду до смерти беду да неволю принимать,
А буду в земле казацкой голову христианскую
возлагать!
Ваша вера плохая,
Земля проклята!»
Скоро Лях Бутурлак тее зачуває,
Кошку Самойла в щеку затинає;
«Ой,- говорит,- Кошка Самойлу, гетман
запорожский!
Ты у меня будешь в вере христианской укоряти,
Буду тебя паче всех невольников ухаживать,
Старії и новой цепи направлять,
Цепями за поясницу втрое буду тебя брать!»
То те два турчини тее зачували,
К Алкана-паши прибывали,
Словами говорили:
«Алкане-паша,
Трапезонськеє княжя!
Безопасно гуляй!
Доброго и верного ключника имеешь:
Кошку Самойла в щеку затинає,
В турецкую веру ввертає!»
То Алкан-паша,
Трапезонськеє княжя,
Великую радость мало,
Пополам дорогостоящей напитки разделяло:
Половину на галеру одсилало,
Половину с телкой Санджаківною уживало.
Стал Лях Бутурлак дорогостоящей напитки пить-підпивати,
Стали умыслы казацкую голову ключника разбивать:
«Господи, да у меня что и спити и ісходити,
Только ни с кем о вере христианской разговорить».
К Самийла Кошки прибывает,
Рядом себя сажає,
Дорогого напитка мечет,
По два, По три кубка в руки наливает.
То Самойло Кошка по два, по три кубка в руки брал,
То в рукав, то в пазуху, сквозь хуста третью вниз
пускал.
Лях Бутурлак по единому выпивал,
То так напился,
Что с ног свалился.
То Кошка Самойло да угадал:
Ляха Бутурлака к кровати вместо ребенка спать клал,
Сам восемьдесят четыре ключи из-под голов вынимал,
На пяти человек по ключу давал,
Словами вполголоса говорил:
«Казаки-господа!
Хорошо имейте,
Один второго одмикайте,
Кандалы с ног, с рук не бросайте,
Полуночної часа дожидайте!»
Тогде казаки один второго одмикали,
Оковы с рук, с ног не бросали,
Полуночної часа ожидали.
А Кошка Самойло чего догадав,
За бедного невольника цепями втрое себя принял,
Полуночної часа ожидании.
Стала полуночная час наступать,
Стал Алкан-паша с войском к галере прибывать,
То до галеры прибывал,
Словами говорил;
«Вы, турки-янычары,
Помаленьку ячіте,
Моего верного ключника не збудіте!
Сами же хорошо между рядами прохожайте,
Всякого мужчину осмотряйте,
Ибо нонче он подгулял,
Чтобы кому льготы не дал».
То турки-янычары свечи в руки брали.
Между рядов прохожали,
Всякого мужчину осмотряли,
Бог помог - за замок руками не принимали!
«Алкане-паша, безопасно почивай!
Доброго и верного ключника имеешь:
Он бедного невольника из ряда посажав,
По три, по два старії кандалы и новой посправляв,
А Кошку Самойла цепями втрое принял».
Тогда турки-янычары в галеру вхожали,
Безопасно спать легли;
А котрії хмельні бывали,
На сон изнывали,
Круг козловской пристани спать легли...
Тогда Кошка Самойло полуночної часа дождав,
Сам между казаков встал,
Оковы с рук, из ног в Чорнеє море пороняв;
В галеру вхожав,
Казаков побужає,
Саблі булатнії на выбор выбирает,
Казаков говорит:
«Вы, панове-молодцы,
Кандалами не стучіте,
Ясини не вчиніте,
Нікотрого турчина в галере не збудіте...»
Казаки хорошо зачували,
Сами сбрасывали с себя оковы,
В Чорнеє море бросали,
Ни одного турка не пробудили.
Тогда Кошка Самойло до казаков говорит
«Вы, казаки-молодцы,
Хорошо, братие, имейте,
От города Козлова забігайте,
Турок-янычар упень рубите,
Которых заживо в Чорнеє море бросайте!»
Тогде казаки от города Козлова забегали,
Турок-янычар упень рубили,
Которых в живых Чорнее море бросали.
А Кошка Самойло Алкана-пашу с кровати взял,
На три частые рассек,
В Чорнеє море побросав,
Казаков говорил:
«Панове-молодцы!
Хорошо заботьтесь,
Всех в Чорнеє море бросайте,
Только Ляха Бутурлака не рубите,
Между войском для порядка
За яризу военного зоставляйте!»
Тогде казаки хорошо имели,
Всех турок в Чорнеє море пометали,
Только Ляха Бутурлака не срубили.
Между войском для порядка
За яризу военного зоставляли.
Тогде галеру от пристани одпускали,
Сами Черным морем далеко гуляли...
Да еще в воскресенье барза рано пораненьку
Не седая кукушка закуковала,
Как девка Санджаківна круг пристани похожала
Да белые руки ломала,
Словам приговаривала:
«Алкане-паша,
Трапезонськеє княжату,
Зачем ты на меня такое великеє пересердіє имеешь,
Что от меня сегодня барза рано выезжаешь?
Когда бы была от отца и мамы
Стыдно и надругательства приняла,
3 тобой хоть единую ночь переночевала!..»
Скоро ся тее говорили,
Галеру от пристани одпускали,
Сами Черным морем далеко гуляли.
еще в неділеньку,
В полуденную и годиноньку,
Лях Бутурлак от сна пробуджає,
По галере взирает,
Не единого турчина в галере нет.
Тогде Лях Бутурлак с кровати вставає,
К Самийла Кошки прибывает,
В ноги бросается,
Словами говорит:
«Ой Кишко Самойлу, гетман запорожский,
Батько казацкий!
Не будь же ты на меня,
Как я был на останцы вика моего на тебя!
Бог тебе да помог победить неприятеля,
Да не умітимеш в землю христианскую входить!
Хорошо ты учини:
Половину казаков в оковы к опачин должности,
А половину в турецькев дорогеє платье наряды,
Потому что еще будем от города Козлова к городу Цареграда
гулять,
Будут из города Цареграда двенадцать галер выбегать,
Будут Алкана-пашу с телкой Санджаківною
По залетах поздравлять,
То как будешь ответ отдавать?»
Как Лях Бутурлак научил,
Так Кошка Самойло, гетман запорожский, совершил:
Половину казаков к опачин в оковы посадил,
А половину в турецькеє дорогеє платье нарядил.
Стали от города Козлова к городу Цареграда
гулять,
Стали из Цареграда двенадцать галер выбегать
И галеру из пушки трогать,
Стали Алкана-пашу с телкой Санджаківною
По залетах поздравлять.
То Лях Бутурлак чего догадав,
Сам на чердак выступал,
Турецким беленьким завивалом махал;
Раз то говорит по-гречески,
второе по-турецки.
Говорит: «Вы, турки-янычары, помаленьку, братия ячіте,
От галеры одверніте,
Ибо нонче он подгулял, на упокої почивает,
На похмелье изнывает,
До вас не встанет, головы не сведет,
Говорил: «Как буду обратно гулять,
То не буду вашей милости и век забывать!»
Тогда турки-янычары ед галеры одвертали,
До города Цареграда убігали,
Из двенадцати штук пушек гремели,
Ясу воздавали.
Тогде казаки себе хорошо заботились,
Семь штук пушек себе арестовали,
Ясу воздавали,
На Лиман-рику іспадали,
К Днепру-Славуте низенько уклоняли:
«Хвалим тя, господи, и благодарим!
Были пятьдесят четыре года в неволе,
А теперь не даст нам бог хоть время по воле!»
А в Тендрові-острове Семен Скалозуб
3 войском на заставе стоял
Да на тую галеру поглядывал,
К казаков словам приговаривал:
«Казаки, панове-молодцы!
Что сия галера или блудит,
Или миром тошнит,
Или много людей царского имеет,
Или за большой добиччю гоняет?
Вы хорошо имейте,
По две штуки пушек набирайте,
Тую галеру с грозної пушки поздравьте,
Гостинца ей дайте!
Если турки-янычары, то упень рубите!
Если бедные невольники, то помоч дайте!»
Тогде казаки говорили:
«Семен Скалозубе, гетман запорожский,
Батько казацкий!
Где ты сам боишься
И нас, казаков, страшишся,
Если сия галера не блудит,
Ни миром тошнит,
Ни много люда царского имеет,
Ни по большой добиччю гоняет,
Это, может, есть давний бедный невольник из неволи
бежит».
«Вы веры не доймайте,
Хоть по две пушки набирайте,
Тую галеру с грозної пушки поздравьте,
Гостинца ей дайте!
Как турки-янычары, то упень рубите,
Если бедный невольник, то помоч дайте!»
Тогда казаки, как дети, неладно начинали,
По две штуки пушек набирали,
Тую галеру с грозної пушки поздравили,
Три доски в судне выбивали,
Воды днепровской напускали...
Тогда Кошка Самойло, гетман запорожский,
Чего одгадав,
Сам на чердак выступал,
Червония, хрещатії давнии хорогви из кармана вынимал,
Распустил, к воде опустил,
Сам низенько уклонив:
«Казаки, панове-молодцы!
Сия галера не блудит,
Ни миром тошнит,
Ни много люда царского имеет,
Ни по большой добиччю гоняет -
Сие есть древний, бедный невольник
Кошка Самойло из неволи бежит;
Были пятьдесят четыре года в неволе,
Теперь не даст бог хоть на время медленно...»
Тогде казаки в каюки скакали.
Тую галеру за рисованные облавки брали
Тогде: златосинії киндяки - казаки,
Златоглави - атаманы,
Турецькую білую габу - казаки, на беляки,
А галеру на пожар спускали,
А серебро, злато - на три частые делили:
Первую часть брали, на церкви накладывали,
На святого Межигорского спаса,
На Трехтемирівський монастырь,
На святую Січовую покрова давали,
Которе давним казацким сокровищем строили,
Чтобы за их, вставая и ложась,
Милосердного бога молили;
А другую часть между собой делили;
А третюю часть брали,
Очертами садились,
Пили да гуляли,
С семип'ядних пищалей стучали,
Кошку Самойла по воле поздравляли:
«Здоров,- говорят,-здоров. Кишко Самійле,
Гетман запорожский!
Не погиб ты в неволе,
Не погибнешь и с нами, казаками, по воле!»
Правда, господа,
Полегла Самийла Кошки председатель
В Киеве - Кану монастыре...
Слава не умрет, не ляжет!
Слава славная
Среди казаками,
Между друзьями,
Между рыцарями,
Между добрыми молодцами!
Утверди, боже, племени царского,
Народа христианского,
Войска запорожского,
Донского,
3 всей чернью днепровской,
Низовой,
На многия лета,
К концу вика!