10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛЕСЯ УКРАИНКА
Личные размышления о творчестве Леси Украинки...
Если бы я встретила Лесю Украинку (представим такую фантастическую путешествие во времени), я бы ее спросила: «Трудно, Леся, быть мужественной? Трудно нести свой крест?» Именно так я воспринимаю творчество нашей соотечественницы.
О Лесе Украинке всегда говорили как о человеке мужественного характера. А когда мы вообще говорим о мужестве? Только тогда, когда ее нужно проявить. На мой взгляд, Леся Украинка всей своей жизнью показала, что такое настоящее мужество.
Нежная, хрупкая внешне, эта юная девочка еще с детских лет усваивала уроки мужества с рассказов, что приходилось слышать от родных и близких, от крестьян, до которых Леся относилась очень дружелюбно. И это впоследствии отразилось в ее вдохновенных произведениях.
Особенно поражает меня драматическое произведение «Боярыня», который лишь недавно стали изучать в школе. И не потому, что он написан очень талантливо и мастерски, а кругом тех проблем, которые возбудила поэтесса в своем произведении. Едва ли не впервые в литературе того периода писательница затронула глубинных основ отношений Украины и России, показала, какая огромная пропасть разделяет эти народы под гнетом царизма. Когда сейчас я слышу, что все мы - братья-славяне, меня это раздражает. Потому что мы имеем какое-то общее языковое корни, но не более. Ведь исторический путь мы прошли разный. Почему до этого времени никто не разграничивает понятия исторического пути развития и процесса созидания языка? Эти пути опять-таки были разные. Да, когда-то была Киевская Русь, которая охватывала нынешнюю территорию Украины, частично России и незначительную территорию нынешней Беларуси, но дальше пути разошлись в историческом плане, а народы продолжали жить на своих территориях, исповедуя свою веру, придерживаясь своих традиций. А традиции были не только на уровне семьи, они начали формироваться и на уровне государства. Собственно, это мы и наблюдаем в произведении «Боярыня» Леси Украинки. Вспомним, что еще в XVI в. женщина в Украине имела равное избирательное право и мог быть избран в органы правления на местном уровне рядом с мужчинами, то это совсем не соответствовало реалиям Московского государства. Там и намека на такую возможность не было. Дискриминация женщин в Московии наблюдалась на всех уровнях, разве что большое богатство давало возможность женщине заявить о себе, но только о себе, потому что никому из таких и в голову не приходило поднять свой голос в защиту тех, кто тоже мог бы внести что-то полезное для развития общества или государства, но молчали, потому что были женщинами и слепо следовали сложившимся традициям. Представьте, как быть Оксане, что выросла свободной и независимой в своих поступках. Единственное, на что она имела учитывать, - это уважение традиций (а они были достаточно демократичными) и уважение к другим людям, которые живут рядом. Поэтому и не выдерживает она этого вынужденного гнета в виде дикарских традиций, что подавляют и физически, и духовно. Не может она ради любимого обуздать свое естество, хотя и пытается. Ибо как можно запретить человеку дышать? Вот и Оксана не смогла научиться ни дышать, ни жить в свободном проявлении своей личности.
Не удивительно, что это произведение долгое время не печатался. Видно, те, от кого это зависело, отнюдь не хотели, чтобы люди узнали что-то новое. Ведь было так удобно причесывать всех под одну гребенку, ссылаясь на славянское единство и общность. Для чего было кому-то знать, что мы, может, и есть что-то общее в языковом коренные, но исторические условия долгое время были очень разными. И разница эта существенна, она прячется в глубинах не только истории, но и этнического воспитания не одного поколения. Именно поэтому произведение «Боярыня» Леси Украинки вызывает большой интерес, а писательница - глубокое уважение за ее мужество написать такое произведение.
Поэтому постижение своей истории, своих корней поможет понимать и нашу человеческую общность и наше отличие ради будущего, чтобы каждый народ нашел крепкие и прочные корни своего существования, чтобы вместе мы гордились тем, что все разные по исторической памятью, но равны как люди, что заботятся о будущем и прокладывают пути к единству, не оглядываются назад, а смело идут навстречу как равноправные друзья.
|
|