Статья
ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
ОБЩИЕ. В XIX в. в Европе ходят рабочие движения с экономическими требованиями - улучшение заработка, условий труда и защиты от эксплуатации. В связи с этими движениями распространяются идеи СОЦИАЛЬНОЙ справедливости п политической свободы, создаются организации и партии с целью внедрить в жизнь эти идеи. Возникают идеи переустройства общественной жизни на основах демократии и социальной справедливости - идеи социализма, с многочисленными в отдельных странах направлениям понимание социализма и путей его осуществления. Наиболее радикальными оказались последователи Маркса, провозгласивший соціялізм переходовим этапом к конечной цели - введения коммунистического строя, коммунизма.
Идеи коммунизма попадают к России: партия Ленина, совершив в 1917 году революцию, провозглашает себя коммунистической партией. Приход к власти в России коммунистов фатально сказался на всей истории Украины XX столетия. Украина остается колонией Российской империи, восстановленной коммунистами, становится осуждена на постепенное уничтожение - преобразования на зрусифіковану провинцию так называемого Советского Союза, творением, которым маскируется реставрирована Российская империя.
В УКРАИНЕ. Накануне и в ходе событий первой русской революции 1905 года в Украине возрождается национально-конк-вольный движение. Первая мировая война ускорила национальные освободительные движения в Восточной Европе, это привело к распаду Российской и Австро-Венгерской империй, между которыми были поделены земли Украины. В России произошла вторая революция - свержение самодержавного строя в феврале 1917 года. Такие обстоятельства ускоряют развитие национальной освободительной революции на всех украинских землях.
В Киеве 22 января 1918 года провозглашено независимое государство украинского народа - Украинский Народню Республику, во Львове - провозглашено Западную Украинскую Народню Республику. Годом позже, 22 января 1919 года, обе украинские республики объединились в одно соборное государство украинского народа - Украинский Народню Республику.
Захватив власть в России в октябре 1917 года, коммунисты новеллы вооруженную интервенцию против независимых государств народов, которые вышли из состава российской империи. Вооруженная интервенция России закончилась оккупацией Восточной Украины и созданием на этом поприще Украинской Советской СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ Республики в составе Союза Советских Республик, создание которого провозглашено 30 декабря 1922 года.
Западные украинские земли следствием окончания войны были поделены между тремя оккупантами: к Польше отошла Галиция и Західня Волынь, в Румынии - Буковина, к Чехословакии - Закарпатье. Разделение Украины между четырьмя оккупантами задержался вплоть до начала второй мировой войны. Такие исторические обстоятельства сложились в период развития украинской литературы до 40 лет XX столетия.
РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ НАЧАЛА XX СТОЛЕТИЯ. Рядом доминирующего обще в литературе, от начала своего возникновения, реализма - с концом XIX в. в Европе возникают новые художественные и литературные направления - импрессионизм, символизм и другие стилистические и групповые поздние появления, провозглашаемые декларациями и манифестами, что получили общее название - модернизм, то есть, новейшее, новое. Эти новые направления появляются также в украинской литературе и приобретают своего развития, не обязательно такого же, как в Европе.
Современное, новое оказалось в новом мировосприятии, в появлении новой тематики и идей в искусстве и литературе, в применении новых средств изображения, в частности совершенной метафоризации, в применении психологизма изображения событий и человека.
Под действием новых метод творчества и направлений в литературе становится отличным и реализм: возникает определение его с этим отличием - "психологический реализм".
Модернизм в общем его значении проникает к творчеству украинских реалистов: приметам импрессионизма, символизма, применением психологизма в большей или меньшей степени переживает творчество выдающихся украинских поэтов и прозаиков конца XIX в.: Леси Украинки, М.коцюбинского, В.Стефаника, Франко и многих новых авторов, в частности, о. кобылянской и В.винниченко. Украинское искусство и литература становятся наряду с искусством и литературой других народов мира, растут количеством и качеством. Этим ростом заканчивается украинское литературное XIX века и переходит в века XX. Исчезла этнографическая ограниченность, преимущество сельской тематики, фольклорность языка и средств изображения. В украинскую литературу вошли новые стили и направления, пришли новые молодые авторы. Развиваются украинская литературная критика и литературоведение.
Уменьшились в прозе бытовые и пейзажные натуралистические описания, рассказы "от автора", определилось тяготение к лиризму, внимание к ритму прозы, подтекста, изображение событий через восприятие их персонажами, за их психику, эмоции и настроения - все, что вместе связывается с новыми направлениями в литературе, в частности, с импрессионизмом и символизмом. В работе "Из последних десятилетий XIX в." Иван Франко писал: "Новая беллетристика - это необыкновенно тонкая філігранована работа; ее соревнования - приблизиться сколько можно к музыке. Ради этого она необыкновенно заботится о форму, а мелодичность слова, а ритмичность беседы".
Общая тенденция литературного процесса проявлялась в стремлении к освобождению литературы от чрезмерного соціологізму и идеологической програмовости, в движении к освобождению литературы от функции быть иллюстрацией к социологии и политики. М.Сріблянський (Шаповал) так характеризовал эту тенденцию: "Импрессионизм - как манера творчества и как способ мироощущения - такие две внешние приметы новой литературы, и индивидуализм - борьба за освобождение человека от всяких нівеляційних направлений общественной жизни..." {Украинская хата, 1911, ч. 2).
Рядом с новыми большими достижениями украинская литература того времени имела также важные потери - потери эпики за счет роста лирики, количественное увеличение поэзии за счет уменьшения прозы, уменьшение прозаических жанров большой формы, повестей и романов.
В чрезмерно тяжелых обстоятельствах развитие украинской литературы происходит в едином литературном процессе с его ведущей установкой национального освобождения Украины. В критике и литературоведении велась борьба за единую национальную украинскую литературу. Большим трудом в этой области отличились Иван Франко, Михаил Грушевский, Сергей Ефремов и редакторы и сотрудники прессовых органов и издательств: М.Сріблянський, Дмитрий Донцов, Иван Труш и много других. Особенность литературного труда на этом участке заключалась в том, то многим поэтам и прозаикам приходилось быть одновременно критиками и исследователями украинской литературы.
Между згуртуваннями писателей вокруг прессовых органов и отдельных изданий велась интенсивная полемика по вопросам новых направлений в литературе, повышение его художественного уровня и т.д. По этому поводу Франко писал: "Никогда до сих пор на ниве нашего слова не было такого оживления, такой массы конфликтов спорных течений, полемики разнородных мнений и соревнований, тихих, но глубоких переворотов". {Литературно-научный вестник, 1901, ч. (>).
ПРЕССА И ЛИТЕРАТУРА. В единении словесности всех украинских земель наибольшую роль сыграл Литературно-научный вестник, всеукраинский литературный журнал типа лучших европейских изданий. Журнал является ведущим печатным органом украинских писателей революционно-освободительной эпохи в Украине. Редакция журнала подчеркивала, что более всего заботится о том, чтобы ее издание было очагом "совместной духовной работы для галичан, буковинцев, украинцев, чтобы хотя бы на том поле, где не могут разделить нас никакие границы, мы все, по ту и по ту сторону Збруча, слышали себя одной семьей". По свидетельству и. Франко, редакция ЛНВ руководствовалась идеями, с которыми связана неразрывно дело подъема іі развития нашей нации".
Большим препятствием тогдашнего развития украинской литературы, как и предыдущих периодов, было национальное порабощение Украины, разделение украинских земель, отсутствие в Восточной Украине до 1005 года периодической печати и издательств (украинская пресса существовала под Австрией - в Галичине и Буковине, частично в других странах).
Изданиями, которые влияли на литературный процесс, были - журналы Молодая (1900-1903), Артистический вестник (І905), Мир (1900-1907), Будущность (1909), Воскресенье (1911-1912), Новая Буковина (1912-1913), Иллюстрированная Украина (1913-1914); журналы Дело (1880-1914) ii Буковина (1885 - 1910). Не были равнодушны к литературной жизни и другие периодические издания.
Молодая Украина, орган студенческой молодежи, намеревался стать органом молодежи всей Украины, воспитывал у читателей чувство единства галичан и надднепрянцев, выступал против социального и национального порабощения народа; на его страницах обсуждались важные вопросы национального развития литературы. За недостатком средств и под давлением правительственных преследований издание прекратило существование.
Издатели журнала Воскресенье пытались сделать это издание "летописи литературно-научной жизни всей Украины". Журнал Иллюстрированная Украина издавался по образцу крупных европейских иллюстрированных журналов, иллюстрировалось репродукциями с произведений выдающихся художников мира, богатым фотоматериалом, содержал репродукции с Т. Шевченко, О. Новаковского, А. Кульчицкой, И. Северина и других художников.
Газета Буковина до последнего десятилетия XIX в. занимала первое место в публиковать украинской и переводной литературы. Большую популярность в делах литературы имела львовская газета Дело: она стремилась широко охватить эти дела и оказывала им внятного национального толка.
На Приднепровье оставался в действии закон 1876 года, по которому украинская периодика и литература подлежали строгому запрету. И хотя после манифеста 1905 года началось создание периодической прессы, стало возможным довозить с Західньої Украины украинские издания, российское правительство чинил всякие препятствия развитию украинской литературы в Восточной Украине, пытался изолировать ее от Галичины, Буковины и Закарпатья. Однако и в таких неблагоприятных условиях надднепрянская периодика стремится соединиться с периодикой галицкой и буковинской, прилагает больших усилий к оживлению литературной жизни.
По подсчетам журнала Днепровские волны, издававшийся в Екатеринославе (теперь Днепропетровск), до 1912 года получалось украинских периодических изданий - 11 в Галичине, 2 на Буковине; после 1912 года на Приднепровье - 12, в Галичине больше 50, на Буковине - 5, в Америке - 11, всего более 80 газет и журналов. Выходили украинские периодические издания в Канаде, Бразилии и других странах. Под Австрией, в Вене и Будапеште, выходили украинские издания на немецком языке, в Швейцарии (Лозанна) - журнал на французском языке. Благодаря им украинская литература ширилась среди зарубежных читателей.
ПЕРИОДИКА В УКРАИНЕ ПОД РОССИЕЙ имела очень ограниченные возможности развития. Местная администрация конфисковывала тиражи газет и журналов, что не признавали идеологического диктата, арестовывала редакторов, запугивала и арестовывала подписчиков и читателей. Из относительно небольшого числа периодических изданий почти все прекратили существование из-за цензурных притеснений и правительственные запреты.
Вместо запрещенной Общественного мнения - 1906 г. начал выходить дневник Рада, что просуществовал дольше всех - до июля 1914 года (был запрещен перед началом войны). Издавался на средства Есть. Чикаленко. Это был орган культурно-национального направления, придерживался демократических установок, остро осуждал антисемитизм, разжигаемый российскими шовинистическими организациями и прессой в Украине. Журнал уделял много внимания литературе, театру, музыке и искусству.
Большое значение для развития литературы имел журнал Украинская хата, основное место занимали в нем литературные произведения, критика и публицистика, а главной задачей редакция ставила "пробуждение национального сознания" и развитие родной литературы, культуры и искусства.
Кратковременно существовали журналы - Мировая звезда. Засел, Маяк, Согласие, Слово, Борьба, Новая рада - дневник, Наше мнение - в Петербурге, Путь - в Москве и более 10 других журналов разных направлений.
Такая же судьба была немногочисленных журналов - Новая община, Вестник культуры и жизни, Родной край, Украина, Звон, Степь, Основа, иллюстрированного ежемесячника Сияние, Украинский студент, Украинский учитель, педагогического журнала Свет, юмористического - Шершень.
Выходили альманахи, антологии и сборники: Аккорды, Красные цветы, Левада, Сич, Кладка, Волна за волной. Из-за туч и долин. На вечную память Котляревскому, 3 потока жизни, Костер, Досвітні огне, Терновый венок, 3 неволе, Развлечение, За красотой и другие; антология поэзии Украинская муза, тритомова антология Возраст, Все они были калічені цензурой, конфисковались частично и целиком и были окончательно запрещены. Во время войны Россия запретила все украинские издания на оккупированных территориях Західньої Украины.
Василий ЯРЕМЕНКО, Евгений ФЕДОРЕНКО
|
|