Статья
Юрий Клен
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТАФОРЫ В ПОЭЗИИ ЮРИЯ КЛЕНА
Л.В. Макаренко,
соискатель (Житомирский педуниверситет)
Анализируются в поэтической структуре текста метафоры, которые образно выражают психологическое состояние лирического
героя.
Юрий Клен (Освальд Бургардт) до недавнего времени относился к "забытых" писателей. Причины "забвения" известны: идеологические фальсификации творчества, замалчивание поэта, который не воспринял советского режима и эмигрировал за границу. После первой литературоведческой волны "возвращение имен" (биографические статьи в прессе, обзоры творчества, публикация произведений) пришла пора основательного изучения литературного стяжания этого писателя, который в Украине в 20-х годах принадлежал к "гроздья пятерки" неоклассиков, а в эмиграции входил в "пражской школы".
Актуальным аспектом изучения творчества Юрия Клена является проникновение в художественный мир его поэзии, выяснения эстетической природы образного языка его произведений. На наш взгляд, один из эффективных путей исследования этой проблемы - выяснение особенностей реализации в поэтических текстах Юрия Клена метафоры, что относится к распространенным литературных тропов. Это даст возможность значительно расширить представление о вербальные механизмы создания образов, о конкретную художественную и смысловую роль таких образов в тексте, о черты индивидуального стиля и уровень литературного мастерства поэта.
Особое место в поэтических произведениях Юрия Клена занимают метафоры, которые отражают сложные психологические переживания лирического героя.
В процессе анализа поэтических текстов становится очевидным, что значительную группу составляют метафоры, созданные в результате олицетворение внутренних действий и состояний человека. Базовыми в таких метафорах есть понятие из эмоциональной сферы: душа, горе, жалость, сострадание, смерть, тоска, печаль, ужас, радость.
В частности, можно выделить такие типы этих олицетворений.
1. Метафорические сочетания, констатируют психическое состояние, чувства на определенный момент: "тоской нам налились сердца", "в сердце печаль растет" [1:296], "моя осенняя тоска, ласковая и нежная (...) плывет", "над сердцем усталым несутся облака", "скука обсотувала все вокруг", "я весь горю, горю в бессмертной тоске", "дышит диким, свирепым ужасом огнем насыщенный эфир", "чашами уравновешены все наши радости и печали", "поражения темный боль", "и цветет уже печаль в его словах".
2. Метафорические сочетания, передающие динамику, изменение психических настроений и состояний человека: "с дымом печаль твой летит в трубу, чтобы с ним развеяться среди облаков", "весь ил таверн, берлога, портов вскипел и смерчем полетел по прірвах счастья и отчаяния", "відлине в степь не раз прибой безумия, отчаяния и блуда", "вихрь боли и тоски нас завертел в круге", "тебе задавила душу вновь бедствия минута и уныние?", "порывает тоска в край надземный".
3. Метафорические образования, характеризующиеся необычной сочетаемостью компонентов. Поэтическое вещания, как правило, предоставляет нового стилистического звучания стихам Юрия Клена, творит новые словесные конструкции: "строй восторга ему аж мышцы свело", "степями гунны катили веселый свой гнев", "замер в крике смех", "все поля серпами гнева скошено (...) сердце крукам на растерзание бросаю", "то, может, счастье улетело на крыльях вечера и снега", "за горизонтом в объятиях непревзойденных горячий день упал в обморок", "где гаврами носится голый ужас", "в черепе закаламутивсь разум", "мои страхи ночные крысами носятся в дырах", "я был известный поэт, а ныне только нервов клок", "всех порвать ярость и бешенство", "мара нам видива вышивает", "создадим в поле радостный костер из березы грез, из омелы снов".
4. В отдельную группу следует отнести метафорические сочетания со стержневой лексемой сон (спать). Анализируя фактический материал, выявляем такие случаи использования определенных метафор: "сердце дышит сном и красотой грядущей весны", "сон прикоснулся пучками повіків", "где в травах родных полей моя судьба тихо спала", "а сны мои были паломники к храму дальнего красоты, до таинственного Тибета", "и нежданные сны расцветут в красном венке", "а короля всю ночь душил кошмар", "ты до конца растишь милый сон, что все мысли твои берет в плен", "не мы - в дыму - с мощных мечтаний выращивали сны империй", "склепає глаза нам красный сон".
5. Для поэзии Юрия Клена характерно использование трех вариантов семантического наполнения метафор со стержневыми лексемами пьяный, хмельной, пьянеть на обозначения психического состояния человека, которые через апеллирование к чувственной сферы иллюстрируют эмоциональное состояние героя, его мировосприятие согласно событий и определяют в том или ином контексте несколько экспрессивных оценок, среди которых различаем:
а) положительную экспрессивную оценку: "вдыхай в себя вихрь свободы и пьяной", "опьянение единственный момент, когда ты вновь становишься поэтом!", "от ветра и мороза пьяное, то солнце, что викохувало боярышник", "где в садах п'янкіше пахнут цветы", "цветет вся ширь полей сто раз опьяневшим весной", "хмельная отрада - идти навстречу дням";
б) негативную экспрессивную оценку: "непогоды непреодолимых дней не убили в них траур пьяную, которая погнала в бесполезную даль", "солнце улыбалось пьяно, (...) на белье его ребер выигрывает marche funebre", "морозный, холодный утро приветствует поход тех колонн, а солнце в глаза светит пьяно", "оно [город] тебя затянет и бросит в свой сладкий,
пьяный омут";
в) экспрессивную оценку, передает смешанное чувство наслаждения и опасности, восхищения и страха, порожденное, например, сложными отношениями мужчины и женщины или действием алкоголя: "в них жажда летела пьяно", "И и жажда
весенняя, что буйным цветом процвила, орошаемая дождями и пьяная", "не золотой китайский чай - от него будешь пьян".
Обращаясь к чувственной сферы человека, Юрий Клен создает метафоры, которые передают внутренние движения, разнообразные рефлексии, психическое состояние. Особенностью метафор этого класса нередко является необычная или противоречивая сочетаемость компонентов. Поэтическое вещания Юрия Клена придает нового стилистического звучания устоявшимся конструкциям, выражающим самобытность его индивидуального стиля.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Клен Юрий. Избранное. К.: Днепр, 1990.- 362 с.
|
|