Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Иосиф Струцюк
ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ ИОСИФА СТРУЦЮКА "РОМАН" И "РОМАНОВИЧИ" И ВОЛЫНСКИЙ ТЕКСТ

Л.К. Оляндер,

доктор филологических наук, профессор (Волынский государственный университет имени Леси Украинки)

В статье анализируется жанровая содержательность драматических поэм И. Струцюка "Роман" и "Романовичи" ,

своеобразного диптиха; эти два отдельных произведения, связанные друг с другом сквозным историческим сюжетом,

представлены как части единого художественного целого, что является выразителем Волынского текста в эпоху конца XII -

начала ХІІІ и первой половины XIII в.

Драматические поэмы Иосифа Струцюка "Роман" и "Романовичи" как выразители Волынского текста еще не рассматривались ни критикой, ни литературоведением. Обращение к их анализу в обозначенном в заголовке аспекте актуален потому, что без выявления смысловых функций жанровых особенностей диптиха невозможно осознать во всей полноте ни яркость изображения в них события прошлого, ни определенность тех типологических черт Волынского текста, присущие ему на протяжении многих веков. Выяснение роли жанра в выражении художественно-идейных задач позволяет рассматривать диптих. Струцюка в широком контексте произведений, со страниц которых возникает трагически-героическая Волынь - неотъемлемая часть всеукраинской истории. В поэтической форме этот образ, созданный в стихотворении Надежды Гуменюк "Над замком - Владычья башня...", где замок Люберта в Луцке предстает тем символом прошлой борьбы за независимость, который обязывает каждого задуматься над будущим украинского народа и его государства:

Над замком - Владычья башня,

От крови и огня руда.

Под замком зайшлась пожар

Круг замка сошлось орда.

.........................................................

Веками эта осада,

Тревога эта день при дне,

И эта каменная дорога

Без витязя на коне.

Лишь стены, заря и пожар,

Лишь песни печальный аккорд.

И душа - как Владычья башня

Против нашествия орд (здесь и далее выделено мной - Л.А.) [1: 3].

Сложная и багатозмістовна концептосферы стихотворения Н. Гуменюк, выходя за пределы времени его написания, органично связывается с концептосферами тех артефактов, которые были созданы до и после "Владычья башни...". Кровь, огонь, пожар, нашествия осада, орды - это одновременно концепты войны и борьбы за свободу волынской земли; Владычья башня, каменная дорога, песни - концепты памяти и духовной стойкости. Выражение: веками эта осада - вмещает в себе историческую ретроспекцию. Но это не просто прошлое: осада на каждом новом этапе истории, имея свой конкретно-исторический выражение, не остается только в тех далеких временах, она продолжает сказываться на настоящем.

С позиций гипертекста, который состоит в тезаурусе реципиента со всех разножанровых произведений о Волынь, стихотворение Н. Гуменюк можно поставить в центр литературной части Волынского текста и рассматривать его как своеобразный енсіпіт, код, разворачивается, расшифровывается все полнее с каждым романом (В. Самчука, Бы. Харчука, М. Олейника, М. Малиновской, И. Струцюка, А. Криштальського и др.), с каждой повестью, рассказом, поэмой, драмой и т.д. Все это вместе составляет широкую разножанровую панораму. Жанр не является инертным к выражению содержания Волынского текста и требует как теоретического, так и историко-литературного изучения. Однако содержательная функция жанра и Волынский текст является большой темой, которая охватывает и драматические произведения И. Струцюка.

Цель статьи заключается в том, чтобы рассмотреть важную страницу Волынского текста через жанровую специфику диптиха. Струцюка "Роман" и "Романовичи", раскрыть содержательность жанровой функции в системе художественного целого.

И. Струцюк, создавая своими драматическими произведениями фрагменты Волынского текста, всей системой художественных способов - в том числе и жанровой определенностью - дает своеобразную творческую ответ на те нарекания, которые, ссылаясь на Галину Печаль, вспоминает В. Самчук в статье "О прозе вообще и прозу в частности": "не Хватает нашим авторам сильных, ярких, общественных личностей, нет лиц. Средняя массовая человек, хоть история и современность гобзують (насыщенные - Л.О.) личностями яркими и большими. Украинский писатель не сумел почему-то использовать этого материала, а как использует, то как-то богомазно, на ярмарочный манер" [2: 30]. Как бы там ни было, но этот упрек Г. Печали - и В. Самчука - основывался на реальном положении вещей: долгое время через суровые идеологические ограничения украинский государственный, политический, общественный деятель, а то и художник, не находил места в изящной словесности. А если и становился объектом художественного воплощения, то в підмальованому в официальных требований виде, то Бы. Хмельницкий, то И. Мазепа, С. Петлюра и др. Резкая критика на исторический роман П. Загребельного "Я, Богдан" является ярким доказательством этого положения вещей. Надо подчеркнуть, что И. Струцюк своим трудом частично заполняет этот пробел, написав поэтические и драматические произведения с прошлого украинского народа - "Смерть Хмельницкого", "Свидетельствуем перед Богом" (о гетмана Ивана Выговского), "Анафема" (о гетмане Иване Мазепе). Неслучайно писатель, уходя все дальше в глубины истории, обращая свой взгляд на жизнедеятельность великого князя Романа Мстиславича и его сыновей - знаменитого Даниила Галицкого и его брата князя Василька, выбирает жанр драматической поэмы. Этот жанр, уже за характерными ему признаками требует изображения драматизма, остроты конфликта и лиро-эпичности, своими свойствами дал возможность И. Струцюку синтезировать драматизм исторического конфликта с конфликтами политическими, бытовыми, личностными, раскрыть конфликт между материнскими чувствами к своим детям, мечтами женщины о семейной жизни и ее государственными обязанностями, которые налагает на него положение жены Великого князя и матери князей. Не менее важно показать и конфликт в душе князя Романа, от которого государственные интересы требовали быть мечом и надежным щитом [3: 63-64]. И хотя Великий князь всегда стремился к этому, душа мечтала о другом, о естественное семейную жизнь в согласии и труда:

РОМАН

Ой верба, верба и розовые

цветы...

Вернусь из похода, розкину

борту,

ген на холме висію гречку.

И будет гречка расти-цвести,

и пчелы будут гудеть

вокруг.

А выйду я со своими сыновьями -

с малым Данилко,

а еще меньше Васильком...

ТВЕРДЯТА

Так будет, князю. Вот только

вельфов

поб'єм в далекой земле

немецкой [3: 67].

Душевное состояние князя Романа носит не только индивидуальный, но и обобщенный характер. Благодаря народной песни, которая звучит в тексте и ведет поэтико-лирический мотив: Под / этим небом, под высоким, широким, / волынским! [3: 66] - княжеские мирные мечты/мысли, во-первых, выражают желание всего народа, во-вторых, предстают как конечная цель военных походов. Все это реализуется через смислотворчу структуру жанра драматической поэмы, которая объединяет лирическое и эпическое начало в органическое целое. Роль песни в этом жанровом варианте чрезвычайно велика, поскольку именно она в значительной мере выполняет синтезирующую функцию.

И, анализируя художественную ткань этих драматических поэм с учетом жанровой специфики, уже нельзя говорить, что в них герои изображены богомазно, на ярмарочный манер. Со страниц волынского писателя предстают трагические фигуры тех отдаленных эпох, когда шла - потом веками в разный способ продолжалась - жестокая борьба "за утверждение себя на планете" [4: 61].

В основу сюжетов произведений И. Струцюка "Роман" и "Романовичи" положены исторические события на Волыни времен княжения Романа Мстиславича (1200 - 1205 гг.) и Даниила Галицкого (1205 - 1264 гг.), то есть все основные этапы той эпохи, кратко определены историком Иваном Крипьякевичем: "После смерти последнего из Ростиславичей в Галиции, - писал он в 1919 г., - стал князем Роман волынский. Таким образом Галичина и Волынь соединились в одно Галицко-Владимирскую Государство, которое істнувала 1200 - 1340 г. Роман желал укрепить княжескую власть и вел борьбу с сильным галицким боярством. <...> Роман погиб в 1205 г. ... под Завихостом (над Саном). <...> Сыновья Романа, Даниил и Василько при смерти отца были детьми и не могли удержаться на престоле. Галицкие бояре желали избавиться от сильной династии Романовичей и звали к себе разных слабых князей. В Галичине пришло время 40-летней домашней войны. <...> Из этого беспорядка скористали соседи, Польша и Венгрия и решили разделить Галицию между собой (условие в Спишу 1214 г.). Галицкий престол достался в руки угров (1214 - 1233); с того времени венгерские короли носили титул королей Галиции и Лодомерии (Galscsae et Lodomeriae rex). <...> после долгой борьбы Даниил смог изгнать чужаков со своей родины, обуздать боярство и сесть на престоле. <...> Распространил Свою власть и на Киев и поселил там своего воеводу Дмитрия. Но его широкие пляни прекратили Татаре, которые после обретения Киева 1249 г. уничтожили Волынь и Галичину. Даниил был принужден ехать с поклоном к татарскому хану, но не хотел признать власти татар, а сейчас начал готовиться к борьбе с ними" (сохранена орфография оригинала) [5: 39-40]. Сюжетная канва хода событий, определяющих судьбу народа на целые века, составляют эпический пласт диптиха. Однако, довольствоваться только изображением этих узловых моментов истории. Струцюк не мог: этого было бы недостаточно даже для драмы, не говоря уже о драматическую поэму. Как справедливо отмечает известный литературовед, критик и исследователь драматического искусства Эрика Бентли (Eric Bentley) в книге "Жизнь драмы", "сами по себе события еще лишены драматичности (информативный стиль И. Крипякевича подтверждает эту мысль. - Л.А.). Они обретают драматичность, только будучи увидены глазами зрителя. Увидеть в чем-то драматизм - значит, во-первых, воспринять элементы конфликта и, во-вторых, эмоционально откликнуться на эти элементы конфликта" [6: 22]. Следовательно, создание эмоциональной атмосферы является главнейшей задачей драматурга, что берется за историческую проблематику. Очевидно, что большая доля в решении этих задач приходится на жанр, его возможности. Иначе говоря, сам жанр становится одним из главных факторов оживления прошлого, что позволяет реципиенту душой воспринимать события тех далеких времен как современность и в то же время, ощущая их ретроспективу, видеть, осознавать основные магистрали дальнейшего развития истории.

Эмоциональный пласт через специфику жанра создается различными путями. Один из них - характер взаимодействия стилей, что разрешается в определенных жанровых измерениях. В драматической поэме "Романовичи" жанр осуществляет свою эмоционально-смысловую функцию через столкновение контрастных стилей и дискурсов - эпического и летописного: княгиня [Анна] <...>совершила совет с [воеводой ] Мирославом... - и разговорного: Но достаточно, летописцу:об этом я знаю не хуже/ от тебя... Потому что таки пришлось/ идти к Лешко в лядской/ землю [3: 83]. Эти стили естественно соединяются авторской ремаркой: АННА (читает из книги) - и комментарием Анны, который она делает во время чтения, чтобы объяснить своим детям, о чем идет речь: При /настоящим Данила - тебя, сын / - дядя взял себя перед [и]/ вышел из города, а Василька./ - тебя, сын,/ - взял поп...[3: 83].

Важную роль играет введение эмоциональных воспоминаний, дискурса экспрессивных реакций на измену, на раздоры князей. Иногда тому служат сами названия, как-то: "Нечестивые бояре", "Нечестивые судьи" ("Ростиславовича"), непосредственные выражения чувств: "ДМИТРИЙ: Я вас ненавижу, бояре.../ возможно, больше, чем орду,/ потому что те татары, словно облака, / пришли и ушли, а вы..." [3: 133]. Ругательства типа собака, змея одновременно выражают чувства и создают негативный портрет бояр-предателей. Чувство недоверия передается синтаксически: Батый?... Лучшего коня? И отпустил?... [3: 121].

Созданию нужного эмоционального настроя способствует композиция текста и разнообразная ритмическая организация, в том числе грустная стихотворная - эта проблема требует специального исследования.

Итак, диптих. Струцюка свидетельствует, что в украинском изящной словесности продолжает активизироваться жанр драматической поэмы, что вызвано необходимостью пробудить национальное самосознание народа через эмоциональное переживание своей истории, которая носила драматический характер. Причем синтез его факторов все более разнообразится в зависимости от задачи, которую ставит перед собой писатель. Если, например, Л. Костенко, считая необходимым в этом жанре значительно усилить звучание эпических мотивов, видоизменяет структуру драматической поэмы через синтез ее с народной думой - "Дума о братьях неазовских", - то И. Струцюк, имея целью раскрытия судьбы Волынского края и его людей, идет путем уравновешивания в жанровой структуре эпических и лирических начал и введение в нее прозаических моментов жизни. Все это говорит о неисчерпаемость производительных возможностей жанра драматической поэмы, чем и воспользовался удачно волынский драматург в своем историческом диптихе "Роман" и "Романовичи".

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гуменюк Н. Над замком - Владычья башня... // Гуменюк Н. Тайнопись тишине. - Луцк: Волынская областная типография, 2005. - 178 с.

2. Самчук У. Идейные мотивы моего творчества // Улас Самчук. Размышления о литературе. Сб. литературно-критических статей / Сост. М.Я. Гон. - Ровно, 2005. - C. 49 - 67.

3. Струцюк И. Роман и Романовичи. - Луцк: Волынская областная типография, 2002. - 160 с.

4. Самчук У. О прозе вообще и прозу в частности // Улас Самчук. Размышления о литературе. Сб. литературно-критических статей / Сост. М.Я. Гон. - Ровно, 2005. - C. 28 - 40.

5. Крипьякевич И. Обзор истории Украины: Пособие. - К.: Высшая школа, 1995. - 143 с.

6. Бентли Эрик. Жизнь драмы. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 416 с.