Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Юрий Клен
ПРОЗА ЮРИЯ КЛЕНА: ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

О.Ф. Томчук,

кандидат филологических наук, и.о. доцента (Измаильский государственный гуманитарный университет)

Предметом статьи является интерпретация новелл Ю. Клена. Отслеживаются доминантные форматы эпического стиля писателя, типодиференціальні признаки его новеллистики в связи с художественно-философскими установками.

Исследуются проблемный спектр и фабульна разнообразие прозы, выделяются импрессионистические и романтические тенденции в ней, выясняются специфические модусы художественного бытия. Внимание сосредоточено на ме-тафізичному аспекте мироощущение Ю. Клена, его неизменном интересе к сковородиновских идей и барокко-

вых художественных приемов моделирования действительности.

Несмотря на то, что научная интерпретация творчества Ю. Клена достаточно широко представлена трудами авторитетных исследователей (О. Астафьев, Ю. Кузнецов, Ю. Лавриненко, М. Орест и др.) она сегодня находится в сфере научной актуальности. Недостаточно выясненной остается целый ряд проблем, связанных с интерпретацией наследия писателя, до сих пор не отпечатанной в Украине. Главным образом сказанное касается прозы Ю. Клена, помещенной в известном 4-томному "Избранном", организованном Есть. Маланюком. Только новелла "Яблоку-ка" обнародована в последнем издании хрестоматии "Украинского слова" (К., 2001). Анализ отдельных аспектов новеллистики ограничивается фактически единственной статьей В. Сарапин "Неизвестный Ю. Клен".

Тем временем писатель оставил весьма интересную прозаическую наследство, представленную преимущественно новеллами ("Акация", "Яблоки", "Медальон", "Приключения архангела Рафаила"), а также очерками ("Очередь", "Чудо Воскресения", "Сквозь Пасхальные прошлые"). Сюда же можно отнести его мемуарную книгу "Воспоминания о неоклассиков" (Мюнхен, 1947).

В эмиграции Ю. Клен ощутимо было до эпического постижения бытия. Эмоционально освоенный материал, апробированный ранее в лирике, теперь подвергается им психологической проверке в сюжетно розлогіших произведениях - новеллах. Поздний дебют прозы писателя был, таким образом, закономерным. Поэтому не удивительно, что его новеллы стали заметным событием в литературной жизни и получили высокую оценку критики. Есть. Маланюк отмечал способность Ю. Клена-прозаика "видеть фабульную перспективу" и иметь "инстинкт чувство судьбы и линии назначение действенных лиц" [1: 7-8]. Солидарен с ним Ю. Лавриненко подчеркивал, что писатель "будто основывает неоклассическую прозу и дает своим современникам-прозаикам блестящую наглядную лекцию языка, стиля, строения и сюжета прозы" [2].

Проблемный спектр новелл Ю. Клена широкий. Его можно вложить в своеобразную тематическую триаду: "Природа, человек и Бог" (Есть. Маланюк). Как и поэтические произведения, новеллы полны драматизма, какой-то не до конца выявленной, но чрезвычайно острой тоски: за естественной гармонией мира ("Акация"), по неподдельной настоящей любовью и рыцарством ("Яблоки"), за свободой и счастьем чувствовать безграничность и широту пространств ("Медальон"), за рафинированным нравственностью, здеформованою общественными обстоятельствами ("Приключения архангела Рафаила"). Возможно, именно по этой тоски и вырос тот трагический пафос, что им проникнута проза писателя. Несмотря на "внешнюю" (фабульную) разнообразие, все новеллы Ю. Клена тяготеют к одному философско-эстетического ядра. Они связаны с апологетизацією категории "Красота" и постулатов христианского гуманизма. Как отмечает В. Сарапин, идеалом писателя "человек-борец, личность, что вырастает из хаоса общественно-политических событий, лепит собственную душу, постигает глубинную сущность вещей, не смотря на препятствия, которые чинит ей судьба. Сочувствие к человеку, трагический оптимизм - таковы основные мировоззренческие позиции писателя, воплощенные в малой прозе" [3].

Новеллы Ю. Клена обозначены им прессионистическими воздействиями М. Коцюбинского, Г. Косынки, о чем свидетельствует высокая эмоциональность повествования, лаконично-выразительная и экспрессивная описательность, точная фиксация тончайших оттенков чувств героев, яркость и меткость художественных приемов. Однако все они являются индивидуально-своеобразными образцами сюжетной прозы, которая разворачивается в традиционном ключе (четкая фабула, выразительные детали, контрастные события и характеры и т.д.). Отдельные коллизии и образы известны из поэтических произведений. Так, герой новеллы "Медальон" Андрей Гармаш ассоциируется с образами конкистадоров (цикл "В след конкистадорам"), с их неизменным тяготением к романтических путешествий. Хотя в основу сюжета большинства прозаических произведений положен реалистичные картины, такие жанротвірні компоненты, как романтические герои, эмоциональная речь, напряженная интрига, неожиданный финал предоставляют им признаков романтического письма. Героиня новеллы "Медальон" княгиня Сангушко, пытаясь отблагодарить Андрея за его самопожертвенный поступок (он спас ей жизнь), на протяжении долгого времени ищет своего спасителя. Она стремится хотя бы частично оплатить долг, который не смогла отдать Пушкарю, поэтому заботится об обездоленных, заботится о сиротах, калеках. В романтических видений автора побудили тяжелые обстоятельства голода и разрухи послевоенного времени (эти фрагменты описаны им с реалистичной достоверностью). Закономерно, что текст произведения синтезирует два модусы художественного бытия: реальность и иллюзорный мир. В этой новелле, как, собственно, и во всем творчестве писателя, утверждено идеалистические и гуманистические тенденции. Добро и человечность писатель метафизически противопоставляет темным силам зла, что "свирепствовали в истории человечества и бестіяльною нашествием заклекотіли в хмуром ХХ веке, "широко раскрыв дверь в небытие". Он убеждал, что добро должно "наложить панцирь и вступить с инфернальными силами в безоглядный бой" [4: 603].

В прозе наследии Ю. Клена довольно оригинальной является новелла "Акация". Ключом к пониманию этого довольно причудливого произведения, сотканного из его ассоциаций, ретроспекцій, мистических аллюзий могут служить основные идеи Ю. Клена, высказанные им в статье "Бой может начаться" (1946): "Храм Грааля, что сносится в нетленном царстве духа - это большая реальность, чем материальный довкільний мир с его меняющимся лицом. Мы имеем в да ном случае платоновский реализм, который противопоставляем реализму материалистическом" [5: 94]. Перед читателем предстает глубоко лирический образ Анны, которую постоянно преследуют тяжелые бред и предвкушения неизвестного бедствия. Автор вводит немало предметных деталей, которые ассоциируются в воображении героини с роковыми знаками, что выступают зловещими символами человеческой судьбы (сгоревший томик "Анны Карениной", бабочка с поджаренными крылышками, который рассыпается в пепел, и др.). Предчувствие беды особенно обостряется в душе Анны во время ее пребывания на пароходе, где ей все казалось пустым, страшным и странным (похожа на нетлю девочка, подобный недорізаного петуха хромой профессор Ступин). Символический образ молоха-парохода, олицетворяет технический прогресс, постепенно перерастает в чужой и враждебный для героев мир.

Поиски Анной формулы гармонии мира заставляют писателя прибегнуть к ирреального модуса художественного бытия, обратиться к иррациональной сфере. Она живет в болезненно-причудливых снах-візіях; в ее сознании (скорее - в подсознании) реальность существует в хаотичном цепи ассоциаций, в мире абстрактных символов. В ее душе происходит мучительная борьба, мистические предчувствия не дают покоя, болезненная фантазия рисует все новые и новые трагедии, в конце становятся реальностью. На пароходе совершилась катастрофа; в пламени пожара погибают пассажиры. Анна остается жить. Какая-то мистическая сила спасает ее. В последний момент она бросается с палубы на берег, чтобы купить букет душистой акации.

Здесь несомненно художественно реализованы важную для неоклассицизма концепцию Красоты. С виртуозным мастерством художника-пейзажиста воспроизводит Ю. Клен красоту утренней природы, передавая таким образом настроение героини. Как и в цикле "Осенние строки", он создает палитру гармоничного окружающей среды, используя незужиту образность и богатую гамму цвета ("маленький бриллиантовый дождь", "солнце в розмарені волны", "с оттенками изумруда зелень берегов", "покороблена синева Днепра" и др.). Вместе с обновлением природы Анна "сбрасывала часть балласта", что бременем лежал в ее душе.

Обращает на себя внимание мастерство Ю. Клена тонко передавать онтологическую природу запаха, ориентированную на выявление основ бытия в его бинарных сутностях ("хаос" - "гармония"). Речь идет не о обычный запах акации, а про запах бесподобный, что с материальной силы переходит в духовную субстанцию. Писатель фиксирует движение внутренней жизни героини из хаоса к гармонии, от профанного (обычный букет акации) до сакрального (божественное состояние бытия). Букет акации символизирует торжество красоты: "Сквозь широко открытую дверь взглянула Анна на веранду. Росистые ароматы неслись оттуда. На столе, словно предвещая о вечную победу жизни над смертью, в неприкосновенности свежей, в ареоле утреннего солнца, розпадистим кустом белел большой букет акаций" [6: 32].

Интересной представляется и новелла "Яблока", сюжет которой построен по законам авантюрной прозы. Главный герой произведения - молодой казак-запорожец Антон Перебейнос. Возвращаясь из Сечи домой, он попадает в странную передрягу, ее причиной становятся яблоки из сада белоцерковского полковника Колчана. Проезжая мимо, Антон соблазнился их "прохладной округлостью", "тончайшими переливами и нюансами" благовоний, вичакловували в его воображении видива щемних детских воспоминаний и юношеских мечтаний. Автор описывает красоту сада с мастерством совершенного художника-пейзажиста: "Там в привлекательной гуще должны были висеть большая, ядерная антоновка, нежно-белая паперівка, шаршава рената, благоухание их сливались в гамму таких невловних оттенков и переходов, что надо было стать настоящим знатоком ароматов, чтобы (как знаток музыки) различить тончайшие переливы и нюансы..." [7: 73]. Духовно богатая натура Антона способна почувствовать эту "симфонию вечернего сада". В вояцькій души она пробудила странные метаморфозы. Неведомый доселе мир открылся перед юношеским сердцем от звуков клавесина и наспівного девичьего голоса, что очарівнював эту красоту. Мистическая сила ведет его на божественные звуки и запахи. Очевидно, автор имел в виду библейскую легенду о ублажению первого мужа яблоками из райского сада. Из "эдема" юношеских мечтаний Антона вырывает удар в спину и "пара дюжих рук" слугів полковника. Они ошибочно приняли казака кавалера его дочери Оксаны, поляка Антося Кшетуського. Запорожца заставляют обвенчаться с девушкой, чтобы "не допустить компромітації барышни в глазах общества".

Ю. Клен находит счастливую развязку причудливой ситуации в духе романтического сюжета. Волевая и независимая дочь полковника "с отсветом какого-то огня в глазах" не согласилась бы на принудительный брак. Не измена любимого Антося, а рыцарская душа, богатый внутренний мир Антона, выписанный писателем по законам "кодекса чести казацкой", зародили в сердце девушки настоящее чувство. Выясняется, что и для Антона эта неприятность оборачивается истинным счастьем - Оксана оказалась воплощением его "вимріяного идеала".

Вечные поиски гармонии, что так глубоко волновали Ю. Клена, привели его к интересному решению проблемы. Писатель в очередной раз воспользовался идейно-художественными установками украинского барокко, философскими идеями своего кумира Сковороды. В новелле в удивительную гамму сливаются "микрокосм" (внутренний мир героев) и "макрокосм" ("полнолуние", церковь, которая "походила на невесту в адамашковій платья", мелодичные звуки клавесина). Все это создает удивительную гармонию человека и мира. А еще в новелле отзывается сковородиновской идея примата духовного над материальным. В этом произведении автор идет по традициям древнеукраинских писателей в выяснении основных аспектов этой идеи. Новелла "Яблока" своим содержанием убеждает, что в мире всегда побеждают "не чины, золото, поместья и слава, а благородство помыслов и деяний, совесть, честь и свобода" [3]. Возможно, именно с этой целью автор описывает образ полковника и его окружения в эпатажно-юмористических тонах. Он активно использует книжную лексику ("являются толерантность", "копуляция", "пертрактація", "капитуляция" и др.), что никак не соотносится с изображенной ситуацией, а потому вызывает смех (здесь отзываются традиции И. Котляревского в изображении образа пана Возного).

Произведение написано в оживленной повествовательной манере (динамичный сюжет, неожиданные повороты, юмористические "ходы", неожиданная развязка и т.п.). Несколько похожа на добрую, наивную сказку, новелла "Яблока" метафорически утверждает веру писателя в чистое, без меры мощное стремление видеть мир гармоничным, красивым, как та "симфония вечернего сада" полковника Колчана.

Новеллы Ю. Клена отмечаются внутренней одухотворенностью, что противостоит низости, бытовой приземленности. Герои его прозы способны разбудить в себе и в окружающем мире высокие чувства. В остросюжетных лирических новеллах писателя своеобразно сочетается ежедневное с надсвітнім, а за перипетиями сюжета рельефно проглядывает "не всегда постижима, но выразительная духовная сущность" [8: 2].

Важным документальным произведением Ю. Клена является его "Воспоминания о неоклассиков" (Мюнхен, 1947), в которых воссозданы наиболее замечательны черты общественной и литературной атмосферы 20-х годов, освещены важные (нередко малоизвестные моменты жизненной и творческой биографии как самого автора, так и художников из его ближайшего окружения.

Эта мемуарная книга особенно привлекает подробностями частной жизни неоклассиков, упоминаниями об их остроумные и меткие взаємохарактеристики (напр., М. Рыльский о М. Зерова: "непьющий знаменитость"), рассказами о творческие отношения (рецензирование произведений, дружеские советы, обмен самодельными книжками-"гутенбержитами") [9]. "Воспоминания о неоклассиках" является ценным документом о той эпохе, в которой формировался и расцвел талант Ю. Клена и его современников и одновременно жутким свидетельством о "разоблачениях" неоклассиков, репрессии в отношении них - вплоть до физического уничтожения. В этой книге писатель будто вернулся в "тех погибших Архимедов, что с ними в Киеве он воспитывался и вырос как певец украинской духовности" (Ю. Лавриненко). "Воспоминания" одновременно можно интерпретировать и как биографическую проекцию на художественный текст, который убедительно доказывает мастерство Ю. Клена-прозаика.

Систематизация и подробный анализ прозаического наследия Ю. Клена позволит частично подвинуть проблему реставрации истории украинской литературы в ее полноте и объективности. Перспективность исследования очевидна, поскольку фактически вне поля зрения ученых на сегодня остаются отдельные новелістичні произведения; художественные же очерки пока не были объектом специальной научной интерпретации. Детальное изучение прозаических текстов писателя в современном художественном пространстве с его поэтическими произведениями составляет одно из важных направлений дальнейших интерпретаций творческого наследия Ю. Клена. Это даст возможность адекватно оценить ее как завершенную эстетическое явление.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маланюк Есть. Предисловие // Клен Ю. Сочинения: В 4 т. -Торонто, 1957. - Т.2. - С.5-8.

2. Лавриненко Ю. Из жизни и труда В. Бургардта-Ю. Клена // Литературная Украина.- 1991.- 10 октября.

3. Сарапин В. Малоизвестный Юрий Клен // Русский язык и литература. -2000. -Ч.7(167).

4. Орест М. Заветы Ю. Клена // Украинское слово. - Кн. И. - К., 1994. - С. 597-605.

5. Клен Ю. Бой может начаться // Украинское слово. - Кн. 2. - К., 2001. - С. 87-94.

6. Клен Ю.Акація // Клен Ю. Произведения.- Торонто, 1960.- Т. 3. - С. 11-32.

7. Клен Ю. Яблоки // Украинское слово. - Кн. 2. - К., 2001. - С. 72-87.

8. Шорох Ю. Памяти поэта // Арка (Мюнхен).- 1947. - № 6.- С. 2-3.

9. Клен Ю. Воспоминания о неоклассиках. -Мюнхен, 1947. - 48 с.