Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЛЕСЯ УКРАИНКА
ВОПРОС КЛАССИФИКАЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ СЮЖЕТОВ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕСИ УКРАИНКИ

М.В.Шевчук



В статье рассмотрены проблемы классификации традиционного сюжетно-образного материала. Предложенная классификация традиционных сюжетов в творчестве Леси Украинки, в которой системой распределения этих сюжетно-

образных структур является выделение генетических групп.

Использование и обработка традиционных сюжетов является характерным признаком творчества Леси Украинки (как отмечала писательница, «я mit Todesverachtung (с презреньем к смерти - М.Ш.) бросалась в дебри всемирных тем (как, например, с Кассандрой своей), куда земляки мои, за выемкой двух-трех одважних, предпочитают не вступать...» [1:400]).

Традиционные сюжеты - это определенные стали сюжетно-образные структуры, что на протяжении веков переходят из одной литературы в другую, от одного автора к другому и становятся своеобразными универсальными моделями видения мира и человека. Важной проблемой современного сравнительного литературоведения является проблема классификации традиционных сюжетно-образных материалов. Одной из систем распределения является выделение генетических групп [2:4], что позволяет определить инвариант традиционного сюжета и начертить его содержательно-идейные доминанты. Именно эта система является ведущей в нашей классификации обработок традиционных материалов Лесей Украинкой. Итак, традиционные сюжеты можно разделить на такие большие генетические группы:

- легендарно-мифологические;

- исторические;

- фольклорные;

- религиозные (канонические и неканонические);

- библейские (а также сюжеты из других религиозных книг);

- литературные.

Заметим, что эта классификация достаточно условна, поскольку, например, группа библейских сюжетов в связи с универсальным характером инвариантного источника - Библии - имеет в себе легендарно-мифологические, исторические, фольклорные пласты. Группа легендарно-мифологических сюжетов включает в себя, кроме античных, еще и сюжеты других времен и народов мира.

Леся Украинка использовала для обработки почти все генетические группы традиционного сюжетно-образного материала. В творчестве писательницы встречаются также обработки синкретичних сюжетов (с точки зрения происхождения), а также таких, которые имеют несколько инвариантов или сюжетов-образцов. Леся Украинка использовала различные уровни заимствования - традиционные темы, мотивы, сюжеты, образы. Однако в исследовании мы будем обращаться к трех уровней заимствования: образа, мотива, сюжета, поэтому в перечень традиционных материалов включены только такие стали образование. Всего этих образований, которые легли в основу поэтических, драматических и прозаических произведений или стали ассоциативно-метафорическим материалом для них (мельчайшие элементы сюжетов), мы насчитали пятьдесят семь. Иногда один традиционный сюжет обработан в нескольких произведениях. Добавим, что Леся Украинка использовала широкий диапазон традиционных тем, но исследования этой проблемы лежит за пределами нашей работы.

В круг нашего изучения не включены также вопросы об типологические темы (мотивы), например, таких, которые относятся к понятию «тема лирического произведения» и бытуют в группе типологически родственных произведений разных писателей [3:481]. К таким темам относятся, скажем, мотивы тоски по родине (ностальгия) или сумму по молодости, что прошла и т.д. Близко к этой группе стоят образование, что в современной науке получили название «топосы» (Э.Р. Курціус) [4:92].

Заметим, что в приведенном ниже реестре обработок традиционного сюжетно-образного материала в творчестве Леси Украинки мы использовали общепринятую название определенного сюжетного образования, а в некоторых случаях собственное определение, что связано с различиями в названиях, которые встречаются в научной литературе.

Термин «мотив» мы применяем к определению части традиционного сюжета, которую использует автор. Кроме этого, заметим, что нас интересует именно сюжет как семантико-художественный комплекс (структура) [2:4].

Наше видение традиционного сюжета близкий к выдвинутого А.Е. Нямцу понятие «традиционной сюжетной схемы», которая является «условно реконструированной событийно-семантической структурой, обладающей системой интегральных и дифференциальных признаков, которые в совокупности образуют эстетически осмысленную социально-идеологическую и морально-психологическую модель сущностных сторон человеческого бытия» [5:16]. Отметим только, что, по нашему мнению, традиционная сюжетная схема может строиться на основе одного протосюжету или сюжета-образца, а не только выводиться из всех произведений разных культурно-исторических эпох и условно объединяться в единое целое в соответствии с событийной логики эволюции традиционного материала [4:16]. Таким образом, мы разграничиваем понятия традиционного сюжета как схемы и инварианта. Определение инварианта в этом случае является результатом историко-литературных исследований, когда логично очерчивается традиционно фиксированная у многих авторов разных времен и народов определенная семантико-событийная модель традиционного сюжета. Заметим, что такую модель можно определить для каждого традиционного сюжета, и в этом случае мы будем использовать понятие «версия варианта сюжетной схемы».

В нашем реестре мы стремимся обозначить многообразие уровней географического функционирования традиционных сюжетов, которые использовала Леся Украинка, - национальные, региональные, полірегіональні сюжеты.

Реестр имеет целью классифицировать традиционные сюжеты в творческом наследии Леси Украинки с учетом различных аспектов систематизации этих образований.

Нужно добавить, что мы рассматриваем как традиционные те сюжеты, которые в течение определенного времени существуют в литературе и с различными степенями активности используются художниками. Для нас не является важным сугубо количественная характеристика их существования, то есть частотность обработок или популярность в мире. Кроме этого, мы специально не акцентируем внимание на разграничении случаев контактно-генетических или типологических связей, которые стали причиной усвоения автором материалов. Традиционные сюжеты существуют в определенной универсальной плоскости, образуют своего рода мегатекст [7:10], гипертекст, который становится источником для творческой обработки традиционного сюжетно-образного материала. Однако, заметим, что указания автора, а также другие факты, которые помогают установить конкретный источник для обработки, имеют большое значение, потому что часто это намечает пути и аспекты этой обработки.

При возникновении предельной ситуации, когда трудно (проблематично) определить генетический тип сюжета, мы будем полагаться на текстуальные признаки его обработки Лесей Украинкой, то есть на проявление варианта, протосюжету или сюжета-образца. В таком случае сюжет “Ифигения в Тавриде”, например, относим к литературным, потому что мы имеем прямые указания на то, что писательница использовала как протосюжет трагедию Еврипида [6:4].

В нашем реестре, следовательно, мы фиксируем традиционные сюжеты, мотивы, образы и такие части традиционных сюжетов, как образ-деталь, образ-имя и тому подобные вкрапления в тексте.

Легендарно-мифологические сюжеты.

Это группа, которая включает в себя традиционный сюжетно-образный материал, что имеет источником античные мифы, мифы народов мира, а также легенды и легендарные истории. Полірегіональні (международные). Прометей Леся Украинка использовала образ-деталь как часть традиционного сюжета, выделив из мифа о Прометее:

1) мотив похищения огня: «Товарищу на память» (1896 г.), «Кассандра» (1907 г.);

2) мотив создания человечества: «В катакомбах» (1905 г.);

3) мотив богоборчества совместно с мотивом Прометея страждущего: «Сон» (1891 г.), «Fiat nox!» (1896 г.), «Ифигения в Тавриде» (1898 г.), «Всегда терновый венец будет лучшим...» (1900 г.), «Ніобея» (1902 г.), «Осенняя сказка» (1905 г.).

Мойра (Судьба)

Использовано как образ-деталь в значении символа слепой власти судьбы: «Кассандра» (1907 г.).

Ящик Пандоры

Использовано как образ-деталь: «Кассандра» (1907 г.).

Дионис-Адонис

Использован мотив о воскресшем Адониса и его превращение в бога сезонного обновления природы (древнегреческий миф): «Руфин и Присцилла» (1908 г.).

Орфей

Использован мотив из древнегреческого мифа о камни, что двигалось от волшебного пения Орфея при строительстве Фив (нового города): «Орфеєве чудо (легенда)» (1913 г.).

Ніобея

Использована часть мифологического сюжета - убийство Аполлоном и Афиной детей Ниобы: «Ніобея» (1902 г.).

Медуза Горгона

Использован образ-деталь: «Кассандра» (1907 г.).

Региональные.

Осирис

Использован мотив об убийстве бога Осириса богом Сетом из египетского мифа: «Весна в Египте. Хамсін» (1910 г.).

Национальные.

Урай

Использован образ-деталь: «Лесная песня» (1911 г.).

Фольклорные.

Эта группа очень близка к легендарно-мифологических традиционных сюжетов и включает в себя фольклорные сюжеты народов мира. Заметим: о фольклорных сюжетов очень трудно определить границы (уровни) географического функционирования в связи с нефіксованістю и условной анонимностью фольклора.

Полірегіональні.

Превращение в дерево

Использован мотив: «Калина» (1901 г.), «Лесная песня» (1911 г.).

Растение с убитого

Использован мотив (калина на могиле убитого): «Ритмы, II» (1900 г.).

Водяной

Использовано части сюжета (вид, функции, поведение, поступки фольклорного персонажа): «Лесная песня» (1911 г.).

Русалка

Использовано:

1) сюжет «русалка с утопленницы-самоубийцы» (самоубийство от несчастной любви, превращения в русалку, месть неверному любимому): «Русалка (поэма в народном стиле)» (1885 г.);

2) часть сюжета о русалках (вид, функции, поведение, поступки фольклорного персонажа): «Лесная песня» (1911 г.).

Оборотень (оборотень)

Использован сюжет про оборотня (заклятие человека в волка): «Лесная песня» (1911 г.).

Бедствия свекровь (дочь-птичка)

Использован сюжет: «Такова ее судьба (образок из жизни)» (1888 г.).

Судьба

Использован мотив ответственности человека за свою судьбу: «Лесная песня» (1911 г.).

Ох (хитрая наука)

Использован сюжет: «Сказка про Оха-чудодія» (1906 г.).

Свирель, которая говорит

Использована часть сюжета (с волшебного дерева вырезается свирель, поет или проговаривает): «Калина » (1901 г.), «Лесная песня» (1911 г.).

Упыри (вампиры)

Использованы образы-детали:

1) мреця, что выходит из могилы: «Мечта далекая, мечта минулая...» (1901 г.), «Мои дорогие, ко мне ходите! Я са
ма...» (1904 г.);

2) кровопийцы, что ослабляет жертву и медленно убивает ее: «Вот ночью пробудились мысли...» (1905 г.).
Спящая царевна

Использован образ-деталь (царевна спит в стеклянной горе): «Нет ты не умрешь, ты счастье поховаєш...» (1902 г.).

Любовь человека и фантастического существа

Использована схема (скелет) сюжета - случайная встреча, зарождение чувств, отношения, разрыв отношений, смерть одного или обоих влюбленных через объективные или субъективные причины: «Лесная песня» (1911 г.).

Региональные.

Гуси-лебеди

Использован образ-деталь (гуси-лебеди как сказочный средство побега): «Осенняя сказка» (1905 г.).

Вила

Использованы мотивы из сербского фольклора - о братания юношу с вілою и про турецкую неволю: «Вила-посестра» (1901 г.).

Леший

Использована часть сюжета (вид, функции, поведение, поступки фольклорного персонажа): «Лесная песня» (1911 г.).

Национальные.

Перелестник

Использовано:

1) часть сюжета (перелесник как демон страсти, что влюбляет в себя жертву и постепенно сводит ее с мира): «Лесная песня» (1911 г.);

2) перелесника как символ болезненной страсти: «Как я люблю эти часы труда...» (1899 г.), «Eppur ti tradiro» (1904 г.).

Куць

Использована часть сюжета (вид, функции, поведение, поступки фольклорного персонажа): «Лесная песня» (1911 г.).

Мавка

Использована часть сюжета (вид, функции, поведение, поступки фольклорного персонажа): «Лесная песня» (1911 г.).

Нищета

Использована часть сюжета (вид, функции, поведение, поступки фольклорного персонажа): «Лесная песня» (1911 г.).

Потерчата

Использована часть сюжета (вид, функции, поведение, поступки фольклорного персонажа): «Лесная песня» (1911 г.).

Исторические сюжеты.

Региональные.

Ранние христиане

Использована схема сюжета, а также узловые моменты этой схемы (приход неофита в христианскую общину, изменение моральных и религиозных взглядов, конфликт с официальной властью (семьей), гонения, мученическую жизнь, смертная казнь): «Руфин и Присцилла» (1908 г.), «Иоганна, женщина Хусова» (1909 г.), «Адвокат Мартиан» (1911 г.), «В катакомбах» (1905 г.).

Национальные.

Освободительная война под предводительством Б. Хмельницкого

Использованы мотивы: «И ты, некогда, боролась, как Израиль...» (1904 г.).

Библейские сюжеты.

Несмотря на универсальность и огромный ареал распространения, снимаем отношении этих сюжетов распределение на уровне географического функционирования. Заметим, что отнесение того или иного сюжета библейской игру-

пи обусловлено фиксацией его инварианта (но не всегда протосюжету) в книгах Ветхого и Нового Заветов. Протосюжети многих библейских сюжетов лежат в плоскости мифологии народов Востока, имеют историческое происхождение, легендарное или религиозное (каноническое). К собственно библейских сюжетов добавляем сюжеты, которые происходят из неканонических религиозных книг, в частности апокрифические сюжеты.

Старозаветные сюжеты.

Пророк Иеремия

Использованы мотивы из книги пророка Иеремии и книги «Плач Иеремии»: «Еврейские мелодии, II» (1899 г.), «Плач Иеремии» (1902 г.), «Где те струны, где голос мощный...» (1902 г.), «Народ пророку» (1907 г.), «Кто даст моим глазам потоки слез?» (1902 г.).

Саул и Давид

Использован мотив об игре Давида на гуслях для успокоения одержимого духом царя Саула [И Кн. Царей, 16:14-15; 18:6-7,9-11]: «Саул» (1900 г.).

Иаков борется с Богом

Использован мотив о благословении Израиля после битвы патриарха Иакова с Духом [Кн. Бытие, 32:23-32]: «Если бы я знал, что им нет спасения...» (1898 г.).

Дочь Ієфая

Использован сюжет о пожертвовании Богу дочери полководца Ієфая (Іфтаха) за победу над врагом [Кн. Судей, 11:30-39]: «Дочь Ієфая» (1904 г.).

Самсон

Использован сюжет о жизни и смерти в плену силача Самсона за коварство его жены Далилы [Кн. Судей, 13-16] «Самсон» (1888 г.).

Египетский плен

Использовано части сюжета о египетский плен еврейского народа [Кн. Выход, 1:8-14]: «В дома работы, в стране неволи» (1906 г.), «Израиль в Египте» (1904 г.), «И ты, некогда, боролась, как Израиль...» (1904 г.).

Пророк Моисей

Использован мотив сомнений Моисея в своем пророческом даре [Кн. Выход, 4:10-17]: «Пророк (с библейских мотивов)» (1906 г.).

Вавилонский плен

Использованы мотивы сюжета о вавилонском порабощения евреев:

1) из псалма 137-го «На реках вавилонских...»: «Вавилонский полон» (1903 г.);

2) мотив разрушения Иерусалима [IV Кн. Царей, 25:1]: «На руинах» (1904 г.), «Еврейская мелодия» (1899 г.), «Еврейские мелодии» (1899 г.).

Выход из Египта

Использованы мотивы из книги Исход [Кн. Выход, 12-40]: «Если бы я знал, что им нет спасения...» (1898 г.), «В пустыне» (1898 г.), «И ты когда-то боролась, как Израиль...» (1904 г.), «В пуще» (1897-1909 гг.).

Каин

Использован образ-деталь: «Граф фон Ейнзідель» (1905 г.).

Евангельские мотивы.

В случае Евангелия в качестве источника традиционных материалов имеем дело с членованим на мотивы эпическим разветвленным сюжетом (добавим фактор четырех канонических книг) жизни, мученической смерти и Воскресения Ису-са Христа. Эти мотивы подчинены сложной структуре Нового Завета, но одновременно с определенных историко-литературных причин выделились из нее как вполне самостоятельные и, в большинстве случаев использования, становятся за основу новых сюжетов.

Побивание младенцев

Использован мотив о плач Рахили над убитыми младенцами [Матф., 2:16-18]: «Проклятие Рахили» (1898 г.).

Воскресение Иисуса

Использован мотив [Матф., 28]: «Одержимая» (1901 г.), «То может случится и второе чудо...» (1900 г.).

Иисус в пустыне

Использован мотив искушения Иисуса дьяволом в пустыне [Матф., 4:1-11]: «Одержимая» (1901 г.).

Гефсиманский сад

Использован мотив страданий Иисуса в Гефсиманском саду [Матф., 26:36-46]: «Одержимая» (1901 г.).

Чудо Вероники (Нерукотворный Спас)

Использован мотив: «Я видела, как ты хиливсь наземь...» (1900 г.).

Голгофа

Использовано:

1) мотивы страдания Иисуса на Голгофе: «Всегда терновый венец будет лучшим...» (1900 г.), «Одержимая» (1901 г.);

2) мотив о помощи прохожего Иисусу нести тяжелый крест [Марк., 15:21]: «Что даст нам силу?» (1903 г.).

Иуда Использовано:

1) мотив предательства Иуды: «Руфин и Присцилла» (1908 г.);

2) мотив «поле крови», купленного Иудой за тридцать срібляків [Апост., 1:15-19]: «На поле крови» (1909 г.). Иисус и Мария-мироносица

Использован мотив о помазания миром ног Иисуса [Ионная, 12:3-8]: «Жертва» (1909 г.).

Литературные сюжеты.

Полірегіональні.

Гретхен (сюжет о Фаусте)

Использован образ-деталь: «Мгновение» (кон. 90-х-нач. 900-х).

Ифигения в Тавриде

Использован сюжет: «Ифигения в Тавриде» (1898 г.) и образ-деталь: «Кассандра» (1907 г.).

Дон Жуан

Использован сюжет: «Каменный хозяин» (1912 г.).

Роза и соловей

Использован сюжет (любовь соловья к розе): «Певец» (1884 г.).

Тристан и Изольда

Использовано части традиционного сюжета:

1) мотив о изгнание Тристана: «Изольда Білорука» (1912 г.);

2) мотив трагической любви Изольды (образ-деталь): «Каменный хозяин» (1912 г.). Кассандра (троянский цикл мифов)

Использованы сюжеты о троянской войне, разрушение Трои и убийство Агамемнона (контаминация сюжетов): «Кассандра» (1907 г.).

Предложенная классификация позволяет систематизировать традиционные сюжетно-образные материалы в творчестве Леси Украинки по принципу выделения генетических групп, а также форм и видов их усвоения и обработки этих материалов (сюжет, мотив, образ, образ-деталь и т.д.), что важно для обрисовки проблемы традиционных сюжетов в оригинальной литературном наследии писательницы.

1. Украинка Леся. Собрание сочинений в 12 томах. - К.: Наукова думка, 1979. - Т.ХІІ. - 696 с.

2. Волков А. Традиционные сюжеты и образы (очерк теории ТСО) // Библиотека еженедельника «Зарубежная литература». - 1998. - Ч.25-28 (89-92). - С.3-14.

3. Литературоведческий словарь-справочник / Р.Т. Гром'як, Ю.И. Ковлів и др. - К.: ВЦ «Академия», 1997. - 752 с.

4. Журавская И.Ю. Некоторые вопросы методологии исследования литературных взаимоотношений // Содружество литератур и современная идеологическая борьба. - К.: Наукова думка, 1974. - С. 55-124.

5. Нямцу А.Е. Миф и легенда в мировой литературе: Теоретический и историко-литературный аспекты тра-диционализации (ч.І). - Черновцы, 1992. - 160 с.

6. Резанов В. Леся Украинка: современность и античность: К вопросу о литературные источники произведений Леси Украинки. По случаю 15-летия смерти писательницы. Драматическая поэма «Кассандра». - Нежин: Держдрукарня, 1929. - 68 с.

7. Антофийчук В.И., Нямцу А.Е. Проблемы поэтики традиционных сюжетов и образов в литературе. - Черновцы: Рута, 1997. - 200 с.

Шевчук Марина Валерьевна - аспирант кафедры зарубежной литературы Житомирского государственного педагогического университета им. И. Франко. Научные интересы:

- теория литературы;

- история украинской литературы.