Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Диссидентское движение в Украине (60-70-х гг. ХХ ст.)




Содержание

 

ВСТУПЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Диссидентское движение как одно из самых выдающихся явлений в украинском обществе 60-х гг. ХХ ст.
1.1 Зарождение диссидентского движения
1.2 Цель и основные цели диссидентов
 

РАЗДЕЛ 2. Диссидентство в украинской литературе 60-70-х гг. ХХ ст.
2.1 Деятельность шестидесятников
2.2 Виднейшие представители: Лина Костенко, Василь Стус
2.3 Подавление диссидентства
                            

ВЫВОДЫ
БИБЛИОГРАФИЯ

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ
 

В творческой работе исследуется период диссидентского движения на Украине. Цель работы: рассмотреть причины появления дисидентсва, его проявления и основные цели деятельности диссидентов, диссидентское движение в литературе. Поставленная тема предусматривает определение понятия дисидентсва, причин появления, определение круга основных деятелей и анализ их деятельности, исследование литературного наследия шестидесятников как виднейших представителей дисидентсва в украинской литературе.

Выбранная тема является особенно актуальной при изучении курса „ Современная украинская литература", потому что диссидентство стало одним из величайших явлений в украинской культурной жизни 60-70 гг. ХХ ст., и конечно же очень повлияло на развитие тогдашней литературы. Именно представителями шестидесятников были такие выдающиеся деятели украинской литературы как Лина Костенко, Василь Стус, Григор Тютюнник, Василий Симоненко, Иван Драч, Иван Светличный, Дмитрий Павлычко и много других.

 
 

                               РАЗДЕЛ 1

1.1 Зарождение диссидентского движения

Дисидентсво ( от лат. dissident - несогласный ) - выступление против существующего государственного строя или общепринятых норм определенной страны, противостояние официальной идеологии и политике. Выделяют 3 основные направления течения дисидентсва: правозащитное, религиозное и национально ориентированное, но характерной чертой всех трех направлений была борьба за национальные интересы украинского народа, то есть органичное включение в сферу своей деятельности национального фактора.

В 60-70-х годах в Советском Союзе возникло примечательное явление, когда политику правительства стала открыто критиковать небольшая, но все большее количество людей, которых обычно называли диссидентами и которые требовали более широких гражданских, религиозных и национальных прав. Как после десятилетий террора, в атмосфере жесткого контроля и при всех имеющихся средствах идеологической обработки мог зародиться этот достойный удивления вызов режиму? Диссидентство в большой степени выросло по десталинизации, с ослабления «паралича страха», что начал Хрущев. Его ограничены разоблачения ужасающих преступлений сталинской эпохи вызвали разочарование и скептицизм относительно и других сторон режима. Поэтому попытка Брежнева ограничить либерализацию вызвала протесты и оппозицию, особенно среди интеллигенции.

Заметное влияние на формирование инакомыслия оказывали внешние факторы. Прежде всего это касается антикоммунистических выступлений в странах "социалистического лагеря", в частности 1956г. в Венгрии, затем Польши, Восточной Германии, развертывание мирового правозащитного движения, стимулированного принятой в 1948 и распространенной в Украине с 1963 года "Всеобщей декларацией прав человека".

Диссидентское движение шло в СССР тремя потоками, которые часто сливались. Благодаря легкому доступу к западным журналистам наиболее известным был московский правозащитное, или демократическое, движение, преимущественно состоявший из представителей российской интеллигенции, среди руководителей которой были такие светочи, как писатель Александр Солженицын и физик-ядерщик Андрей Сахаров. Другой формой «антиобщественного поведения» был религиозный активизм. На Украине, как и в других нерусских республиках, диссидентство викристалізовувалося в соревнованиях за национальные и гражданские права, а также за религиозную свободу.

Среди западных аналитиков украинского диссидентского движения существует расхождение относительно условий, которые побуждали людей к открытому протесту. Александр Мотыль доказывает, что до зарождения диссидентства на Украине, как и в Советском Союзе вообще, привел прежде всего политический курс советского руководства, особенно хрущевская «оттепель» и попытки Брежнева положить ей конец. Откровенно проукраинская линия Шелеста, вне всякого сомнения, давала украинской интеллигенции дополнительную побуждение высказывать недовольство Москвой. Всеволод Исаев и Богдан Кравченко подчеркивают, что диссидентство было тесно связано прежде всего с социально-экономической напряженностью. Учитывая организованный Москвой огромный наплыв на Украину россиян они считают, что конкуренция за выгодную работу между привилегированными русскими пришельцами и амбіціозними украинцами часто склоняла последних к поддержке требований диссидентов предоставить Украине большей самостоятельности. Так или иначе, в данном контексте диссидентство было новейшим проявлением возрастного противостояние между украинской интеллигенцией и бюрократией российской империи.

Итак, диссидентское движение зародилось в 60-х гг. в Советском Союзе как форма выступления против существующего государственного строя и политического режима в стране. Его появление было в определенной степени вызвана десталіназацією и новой политикой Хрущева. Развивалось диссидентство трем направлениям: правозащитное, религиозное и национально ориентированное, но характерной чертой всех трех направлений была борьба за национальные интересы украинского народа.

       

1.2 Цель и основные цели диссидентов

Как и в каждой группе интеллектуалов, диссидентов существовало большое разнообразие и различие во взглядах. Иван Дзюба, литературный критик и один из величайших диссидентов, одинаково стремился получить как гражданские свободы, так и национальные права. Он четко выразил свою цель: «Я предлагаю... одну-единственную вещь: свободу - свободу честного публичного обсуждения национального вопроса, свободу национального выбора, свободу национального самопознания и саморазвития. Но сначала и прежде всего должна быть свобода на дискуссию и несогласие». Национал-коммуниста Дзюбу беспокоила большое расхождение между советской теорией и действительностью, особенно в области национальных прав, поэтому он призвал власти устранить ее для блага как советской системы, так и украинского народа. В отличие от него историк Валентин Мороз продолжал интеллектуальные традиции украинского интегрального национализма, открыто выражая свое отвращение к советской системе и надежду на ее крах. Однако вообще украинские диссиденты призвали к проведению в СССР реформ, а не революции или отделения, и выступали против национальных репрессий на Украине и за гражданские права в СССР.

Первые проявления этого движения имели место в конце 50-х-начале 60-х годов, когда на Западной Украине было организовано несколько небольших тайных групп. Выделялась среди них так называемая «Группа юристов» во главе с адвокатом Левком Лукьяненко. Она призвала к осуществлению законного права Украины на выход из Советского Союза. После выявления этих групп их участников на закрытых процессах было осуждено к длительным срокам заключения.

Инерция десталинизации продолжала будоражить беспокойство среди интеллигенции. Проведенная в 1963 г. в Киевском университете официальная конференция по вопросам культуры и языка, участие в которой приняли более тысячи человек, превратилась в открытую демонстрацию против русификации. Примерно в это время студенты и интеллигенция стали постоянно стекаться к памятнику Тарасу Шевченко в Киеве не только для публичных чтений произведений поэта, а также для того, чтобы критиковать культурную политику режима. Подозрительная пожар 1964 г., что уничтожила фонд украинских рукописей библиотеки Академии наук Украины, вызвала бурю протестов ведущих деятелей литературы. Опасаясь, чтобы события не вышли из-под контроля, Кремль решил ударить по диссидентскому движению в Советском Союзе. Следствием этой политики на Украине стал арест в конце 1965 г. около двух десятков тех, кто протестовал особенно громко. Чтобы запугать других, власти решили судить диссидентов открытым судом. Однако эта тактика бумерангом ударила по ним самим, вызвав еще более сильные протесты и оппозицию. Побывав на этих процессах во Львове, молодой журналист и преданный коммунист Вячеслав Чорновил написал «Записки Чорновила» - сборник документов, обличали произвол, противозаконные и циничные манипуляции властей правосудием. В пылкой речи перед большой аудиторией в Киеве осудил аресты Иван Дзюба. Он также подал Шороху и Щербицкому свою работу «Интернационализм или русификация?» - тонкий, эрудированный и безжалостный анализ теории и механики русификации на Украине. После своего ареста в 1970 г. за антисоветскую агитацию и пропаганду Валентин Мороз написал «Репортаж из заповедника им. Берии», эмоциональная и обличительная сила которого направлена против произвола советского официоза и разрушения ним отдельного индивида и целых народов. Чтобы не дать властям изолировать диссидентов друга от друга и от общества, чтобы информировать мир о подробностях преследований в СССР, в 1970 г. украинские диссиденты начали тайно распространять журнал «Украинский вестник». Хоть КГБ и смог ограничить распространение этих материалов на Украине, ему не под силу было предотвратить их проникновение на Запад. Там с помощью украинских эмигрантов они публиковались и пропагандировались, что вызвало у советских властей замешательство и испуг.

 

Итак, как видим, у диссидентов существовало большое расхождение во взглядах. Одни стремились получить национальные права и гражданские свободы, другие призывали к проведению в СССР реформ, но не к революции или отделения, и выступали против национальных репрессий на Украине. Диссиденты открыто осуждали шовинизм, имперскую политику центра, форсированную русификацию. Но как реальная оппозиционная сила диссидентство фактически не имело ни собственных организованных структур, ни целостной общей программы.

  

                              РАЗДЕЛ 2

2.1 Деятельность шестидесятников

 

Сначала очаг украинских диссидентов составляли «шестидесятники» - новое плодотворное поколение писателей, которое добывало себе признание. К нему принадлежали Лина Костенко, Василий Симоненко, Иван Драч, Иван Светличный, Евгений Сверстюк, Николай Винграновский, Алла Горская, Иван Дзюба. Позже к ним присоединились Василий Стус, Михаил Осадчий, Игорь и Ирина Калинец, Иван Гель и братья Горыни. Впечатляющей особенностью этой группы было то, что ее члены являли собой образцовый продукт советской системы образования и быстро делали себе многообещающую карьеру. Некоторые были убежденными коммунистами. Хотя диссиденты действовали преимущественно в Киеве и Львове, они происходили из разных частей Украины. Большинство составляли восточные украинцы, однако многие из них имели те или иные связи с Западной Украиной, где в свое время учились или работали. Другая достойная внимания особенность заключалась в том, что немало интеллигентов были в своих семьях первыми, кто покинул деревню и присоединился в ряды городской интеллигенции. Отсюда и тот наивный идеализм и сложная аргументация, часто присущие их заявлениям. В целом они составляли очень аморфный и неорганизованный конгломерат людей. На Украине насчитывалось не более тысячи активных диссидентов. Однако их поддерживало и сочувствовало им, наверное, много тысяч.

Евгений Сверстюк писал в 1993 году:

"...Среди признаков шестидесятников я бы поставил на первое место юный идеализм, который просвещает, возвышает и объединяет. ...

Вторым признаком я бы назвал искания правды и честной позиции. ... Поэтов тогда называли формалистами за поиски своей индивидуальности. На самом деле - за искания истины - вместо идеи спущенной сверху для воспевания.

Как третью признак я бы выделил неприятие, сопротивление, противостояние офіціальній литературе и всему аппарату строителей казарм."

На последней волне оттепели успело расцвести много талантов, которые потом страдали за это.

В 1962 году увидел свет первый поэтический сборник Василия Симоненко, одного из самых ярких поэтов "украинского возрождения". 1965 и 1973 годов в Мюнхене были опубликованы другие его произведения, но автор этих изданий не увидел. В 1963 году неизвестные преступники жестоко избили его и того же года он умер.

Одной из самых одаренных представительниц шестидесятников стала Лина Костенко. В своем творчестве она обращается к историческому прошлому, извечных проблем духовности украинского народа.

Характеризуя самых ярких представителей литературы того времени. Сверстюк писал, что несмотря на общие черты, каждый из них отличался своей творческой индивидуальностью: "Иван Светличный выводил соцреализм на общечеловеческий пространство и демонтировал теорию партийной литературы. Иван Драч принес первые стихи необычные и непонятные, как будто его и не учили, о чем и как надо писать. Василий Симоненко заговорил с Украиной в тоне чрезвычайной искренности и откровенности. Николай Винграновский тревожно заговорил о своем народе, и метафоры его звучали апокалиптично. Лина Костенко изредка выступала со своими стихами, но то были стихи такой силы звучания, как будто вся советская поэзия для нее несущественна." Совсем не то и не так, как учили в институте, рисовали Виктор Зарецкий, Алла Горская, Галина Севрук, Панас Заливаха.

Итак, шестидесятники - новое плодотворное поколения писателей, к которому

принадлежали Лина Костенко, Василий Симоненко, Иван Драч, Иван Светличный, Евгений Сверстюк, Николай Винграновский, Алла Горская, Иван Дзюба. Происходили они из разных уголков Украины, хотя действовали преимущественно в Киеве и Львове. Они активно проявляли себя не только во время хрущевской оттепели, но и значительно позже, хоть это и было гораздо безопаснее. Много шестидесятников в 90-х гг. стали депутатами Верховной Рады независимой Украины.

2.2 Виднейшие представители шестидесятников

Шестидесятничество несомненно считается одним из самых интересных явлений украинской литературы середины ХХ века. Рассмотрим краткие биографические данные и основные произведения наиболее известных шестидесятников.

Лина Костенко родилась 19 марта 1930 г. в городке Ржищеве на Киевщине в учительской семье. С 1936 г. жила в Киеве, где и окончила среднюю школу. Потом училась в Киевском педагогическом институте. В 1956 г. окончила Московский литературный институт.

В литературу Лина Костенко приходит в післякультівську сутки на волне «хрущевской оттепели» вместе с такими поэтами-«шестидесятниками», как И. Драч, Б. Олейник, Т. Коломиец, В. Симоненко, М. Вінграиовський.

Лина Костенко принадлежала к поколению детей войны. Она мало рассказывается о сво детство, и лишь в стихах проскакивают строки о «балетную школу» заминированного поля и «детство, убитое на войне». Похоже, эта печать войны осталась на души и судьбы Лины Костенко на всю жизнь.
А еще - в начале 60-х была активное участие в работе Клуба творческой молодежи, вокруг которого группировались Дзюба, Сверстюк, Светличный, Горская, Танюк, Симоненко и много других молодых художников. Уже первые акции КТМ - постановки спектаклей по произведениям напівзаборонених Николая Кулиша и Бертольда Брехта, вечера молодой поэзии, вечера памяти Леся Курбаса и Василия Симоненко, поэтические акции возле пам ятника Шевченко - сразу попали «на карандаш» до «компетентных органов». 8 апреля 1963 года на идеологическом совещании секретарь ЦК КПУ по идеологии Скаба открыто дал сигнал к погрому молодых: «Формалистические выкрутасы со словом неизбежно приводят к затемнения идейно-художественного содержания произведения. А что дело обстоит именно так, свидетельствуют некоторые произведения молодых поэтов Винграновского, Драча, Костенко». Новую поэтическую книгу Лины Костенко «Звездный интеграл», которая должна была увидеть свет в 1963 году, было рассыпано, такая же судьба постигла через десять лет и сборник «Княжа гора»: автор не согласилась поменять там ни слова.

Творческое наследие поэтессы достаточно весомый. Первый сборник «Лучи земли» вышла в 1957 г. На сегодня Л. Костенко автор около десяти поэтических книг, среди которых самые известные: «Путешествие сердца» (1961), «Над берегами вечной реки» (1977), «Неповторимость» (1980), «Сад нетающих скульптур» (1987), «Избранное» (1989) и др. Перу писательницы принадлежит исторический роман в стихах «Маруся Чурай» (1979), за который она удостоена Государственной премии им. Т. Г. Шевченко.

В 70-е годы Лина Костенко попала в «черный список», составленный секретарем ЦК КПУ по идеологии Маланчуком. Лишь после его ухода в 1977 году в свет выходит сборник стихов «Над берегами вечной реки», а через два года - специальным постановлением Президиума СПУ - исторический роман в стихах «Маруся Чурай», что пролежал без движения шесть лет. Роман сразу же стал поде ю, восьмитысячный тираж разошелся за несколько дней, так же, как и повторное стотысячное переиздание в серии «Романы и повести» (издательство «Днепр»), осуществленное через три года. А эти й драмы народными артистками Нілою Крюковой и Галиной Менкуш в 1981 году вылилось в суд над «буржуазными националистками»: Костенко и Крюкову обвинили в попытке «организации националистического восстания». В 1987 году «Маруся Чурай» и сборник «Неповторимость» Лины

Костенко был удостоен Шевченковской премии.
С началом 90-х интерес к творчеству Лины Костенко неизмеримо увеличилось . й «Избранное» 1989 года сразу стала раритетом, ее цитируют, о ней пишут книги. Многие из ее коллег-шестидесятников, воспользовавшись моментом, украсил грудь депутатским значком. Она же в то время демонстративно хлопнула дверью СПУ и снова ушла в духовную эмиграцию». Свои поступки она объяснила двумя поэтическими строками: «...и вновь сидят при власти одесную. Грядет цинизм - я в нем не существую».
й отношения с новой властью были почти такими, как и в печально известный «период застоя»: ее старались не замечать, потом попытались «приручить». Но когда в 2000 году по случаю семидесятилетия Лины Костенко Леонид Кучма наградил его орденом Ярослава Мудрого V степени, она отказалась идти на церемонию вручения. «Передайте, что мне государственная бижутерия не нужна», - ответила она на приглашение.
Свое «затвірництво» Лина Костенко возбудила только в сентябре 2004 года, когда согласилась стать доверенным лицом Виктора Ющенко. «Я даю ему свое имя, как знак того, что я ему верю, и если кто-то верит мне, пусть он поверит и Виктору Андреевичу», - сказала тогда Лина Васильевна. Но и после выборов она не променяла свой рабочий стол на большую политику.

Самобытное творчество Л. Костенко, художника непростой судьбы, бескомпромиссного и смелого, лирического и граждански активного, характеризуется идейно-тематическим и жанровым разнообразием лирических и лиро-эпических произведений, творческими поисками в области формы стиха, строфічної строения.

Книги Л. Костенко «Над берегами вечной реки» (1977), «Маруся Чурай» (1979), «Неповторимость» (1980) стали незаурядными явлениями современной украинской поэзии, явлениями, которые заметно влияют на все ее дальнейшее развитие. Перу поэтессы принадлежат также сборник стихов «Сад нетающих скульптур» (1987) и сборник стихотворений для детей «Бузиновый царь» (1987).

Василий Стус (1938 -1985 гг. ) - выдающийся украинский поэт, правозащитник. Родился в с. Рахнивци Гайсинского района Винницкой области в крестьянской семье. В 1940 семья переехала в г. Сталино (ныне Донецк), где отец завербовался на один из химических заводов. В 1944-54 учился в городской средней школе № 150. После окончания школы поступил на историко-филологический факультет пединститута. В студенческие годы Стус постоянно и упорно работал в библиотеке. В студенческие годы Стус вместе с Олегом Пахарем, Владимиром Мищенко, Анатолием Лазаренко, Василием Захарченко, Василий Голобородько был членом литературного объединения "Горизонт". Начал печататься в 1959. В 1961 г. работал учителем украинского языка и литературы в Таужнянській школе на Кировоградщине. В течение двух лет служил в армии на Урале. С марта 1963 - литературный редактор газеты "Социалистический Донбасс". Того же года поступил в аспирантуру Института литературы им. Шевченко АН УССР по специальности "Теория литературы". За время пребывания в аспирантуре подготовил и сдал в издательство первый сборник произведений "Круговерть", написал ряд литературно-критических статей, напечатал несколько переводов из Гете, Рильке, Лорки. Принадлежал к Клубу творческой молодежи, который возглавлял Лесь Танюк. В 1965 во время премьеры кинофильма "Тени забытых предков" в кинотеатре "Украина" Стус вместе с Иваном Дзюбой, Вячеславом Чорновилом, Юрием Бадзьо призвал партийных руководителей и населения столицы осудить аресты украинской интеллигенции, что стало первым общественным политическим протестом на массовые политические репрессии в Советском Союзе в послевоенное время. За участие в этой акции его отчислили из аспирантуры. Работал в Центральном государственном историческом архиве, затем - на шахте, железной дороги, строению, в метро. С 1966-72 - старший инженер в конструкторском бюро Министерства промышленности стройматериалов УССР. В этот период жизни подготовил второй сборник стихов "Зимние деревья", которую, однако, как и сборник "Круговерть", в отечественных издательствах напечатать не удалось. В 1970 в Брюсселе выходит книга стихов поэта "Веселое кладбище". Поэзия Василия Стуса характеризуется лиричностью, мелодичностью, ее основу составляет осознание внутренней свободы, готовности к борьбе за лучшую судьбу народа и Украины.

Литературная деятельность поэта, его обращения в высшие партийные инстанции с протестами против нарушения человеческих прав и критическими оценками тогдашнего режима повлекли арест в январе 1972. В начале сентября 1972 киевский областной суд обвинил его в "антисоветской агитации и пропаганде" и приговорил к 5 годам лишения свободы и 3 годам ссылки. Наказание отбывал в мордовских и магаданских лагерях. После освобождения вернулся в Киев, работал на киевских заводах, поступил в Украинской хельсинской группы, продолжал правозащитную деятельность, в частности, выступал в защиту репрессированных членов УХГ В мае 1980 арестован вторично, признан особо опасным рецидивистом и в сентябре осужден на 10 лет лагерей особого строгого режима и 5 лет ссылки. Лагерными надзирателями уничтожено сборник из примерно 300 стихотворений. В знак протеста против жестокого обращения лагерной администрации с политзаключенными несколько раз объявлял голодовки. В январе 1983 за передачу на волю тетради со стихами на год был брошен в камеру-одиночку. В 1985 Г. Белль выдвинул творчество Стуса на соискание Нобелевской премии по литературе. 28 августа 1985 года Стус объявил бессрочную сухую голодовку. Умер в ночь с 3 на 4 августа в карцере, куда попал за то, что читая книгу в камере, облокотился на нары. Похоронен в с. Борисово. В ноябре 1990 прах Стуса вместе с прахом О.Тихого и Ю.Литвина перезахоронен на Байковом кладбище в Киеве. После смерти поэта в Украине издан сборник "Стихотворения" (1990), "Окна в позапростір" (1992), три тома "Сочинений" (1994-95; ред. Д. Стус и М.Коцюбинська) и воспоминания "Не відлюбив свою тревогу раннюю...". Государственная премия им. Т. Шевченко 1993 (посмертно).

Итак, рассматривая творческое наследие шестидесятников, можно определить Василия Стуса и Лину Костенко одними из величайших представителей диссидентского движения в украинской литературе. Оба писатели принимали активное участие в общественной жизни страны, вступали в кружков и организаций, которые открыто боролись за признание гражданских прав и свобод своего народа. Кроме того, выдающимися деятелями эпохи можно назвать также Дмитрия Павлычко, Ивана Светличного, Григора Тютюнника, Ивана Драча и многих других писатель, чей вклад в диссидентское движение, без сомнения значительным. Многие из них принадлежали к Украинской Хельсинской группы - первой сформированной организации украинских диссидентов.


2.3 Подавление диссидентства

На Украине диссидентское движение было практически разгромлено в начале 80-х гг.

Несмотря на всю отвагу, одухотворенность и идеализм диссидентов и на одиозное поведение их гонителей, это движение не приобрело широкой поддержки на Украине. Одной из причин этого стало то, что, кроме осуждения режима и требований соблюдать законы, диссиденты не сформулировали внятной политической программы. Вопросы, которые они поднимали, не были проблемами повседневной жизни, которые волнуют большинство населения: рабочих и колхозников. Поэтому диссиденты имели узкую социальную базу, состоявшую почти исключительно из интеллигенции.

Но решающей причиной неудачи диссидентского движения была природа системы, что противостояла ему. На диссидентов ополчились все мощные силы советской системы и особенно всемогущий КГБ. Обладая монополией на средства коммуникации, режим всячески препятствовал распространению информации о диссидентах среди общественности. Когда же какая-то информация все же появлялась, то она конечно была искаженной и изображала диссидентов в негативном свете. Имея в своем распоряжении сотни тысяч офицеров, агентов в штатском, доносчиков, КГБ, казалось, был усюдисущим и всезнающим в своем стремлении не допустить вне надзором правительства любой общественной деятельности. Но в отличие от сталинских времен тайная полиция уже не проявляла такого фанатизма и не уничтожала действительных и потенциальных противников. Теперь она пыталась изолировать диссидентов от общества и, применяя к ним методы все большего давления, заставить их покаяться или замолчать. Тем, кто критиковал режим, отказывали в рабочих местах, в возможности получения образования их детям и даже в крыше над головой. Найупертіших приговаривали к длительным срокам заключения или сажали в психиатрические больницы, где им давали препараты, которые разрушают человеческую личность. Уничтожая нескольких, КГБ успешно удавалось запугать многих.

В своей деятельности на Украине тайная полиция была не такой ограниченной, как в Москве. Изолированные от столичных западных журналистов, украинские диссиденты не имели защиты так называемой «зонты гласности», как их выдающиеся русские и еврейские коллеги. Да и проблема национальных прав украинцев не вызвала на Западе большого интереса. Тем временем, опасаясь украинского национализма, режим проводил на Украине особенно жестокие репрессии. Вот почему киевский КГБ имел репутацию найбрутальнішого в СССР, вот откуда непропорционально большое число именно украинских «узников совести».

Однако благодаря самоотверженной борьбе диссидентов в общественном сознании постепенно укоренилось мнение, что украинский народ является не просто придатком к "большого брата", что возможно создание независимого государства. Из среды диссидентов вышло много выдающихся политиков.

Итак, уже в начале брежневского периода с целью подавления дисидентсва стране прокатилась волна арестов. Преследований по политическим мотивам подверглись сотни деятелей украинской культуры. Многочисленные аресты вызвали протесты, однако это не остановило маховика репрессий: в 1966 году состоялись политические процессы над 20 арестованными. Однако в 1970 г. начинается новая волна репрессий, которая набирает особой силы в 1972 г. , когда были арестованы І.Світличний, В. Стус, И. Дзюба. Окончательно диссидентское движение на Украине было разгромлено в начале 80-х гг.

  

ВЫВОДЫ

Диссидентское движение зародилось в 60-х гг. в Советском Союзе как форма выступления против существующего государственного строя и политического режима в стране. Его появление было в определенной степени вызвана десталіназацією и новой политикой Хрущева. Развивалось диссидентство трем направлениям: правозащитное, религиозное и национально ориентированное, но характерной чертой всех трех направлений была борьба за национальные интересы украинского народа.

У диссидентов существовало большое расхождение во взглядах. Одни стремились получить национальные права и гражданские свободы, другие призывали к проведению в СССР реформ, но не к революции или отделения, и выступали против национальных репрессий на Украине. Диссиденты открыто осуждали шовинизм, имперскую политику центра, форсированную русификацию. Но как реальная оппозиционная сила диссидентство фактически не имело ни собственных организованных структур, ни целостной общей программы.

Шестидесятники - новое плодотворное поколения писателей, к которому

принадлежали Лина Костенко, Василий Симоненко, Иван Драч, Иван Светличный, Евгений Сверстюк, Николай Винграновский, Алла Горская, Иван Дзюба. Происходили они из разных уголков Украины, хотя действовали преимущественно в Киеве и Львове. Они активно проявляли себя не только во время хрущевской оттепели, но и значительно позже, хоть это и было гораздо безопаснее. Много шестидесятников в 90-х гг. стали депутатами Верховной Рады независимой Украины.

Рассматривая творческое наследие шестидесятников, можно определить Василия Стуса и Лину Костенко одними из величайших представителей диссидентского движения в украинской литературе. Оба писатели принимали активное участие в общественной жизни страны, вступали в кружков и организаций, которые открыто боролись за признание гражданских прав и свобод своего народа. Кроме того, выдающимися деятелями эпохи можно назвать также Дмитрия Павлычко, Ивана Светличного, Григора Тютюнника, Ивана Драча и многих других писатель, чей вклад в диссидентское движение, без сомнения значительным. Многие из них принадлежали к Украинской Хельсинской группы - первой сформированной организации украинских диссидентов.

Уже в начале брежневского периода с целью подавления дисидентсва стране прокатилась волна арестов. Преследований по политическим мотивам подверглись сотни деятелей украинской культуры. Многочисленные аресты вызвали протесты, однако это не остановило маховика репрессий: в 1966 году состоялись политические процессы над 20 арестованными. Однако в 1970 г. начинается новая волна репрессий, которая набирает особой силы в 1972 г. , когда были арестованы І.Світличний, В. Стус, И. Дзюба. Окончательно диссидентское движение на Украине было разгромлено в начале 80-х гг.


БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Борисенко В.И. Курс украинской истории: С древнейших времен до ХХ века: Учеб. пособие. - К.: Лыбидь, 1996. - 616с.

2. Справочник по истории Украины / За ред. І.Підкови и Р.Штуса. - К.: Генезис, 2002. - С. 211-212.

3. Криль Н. Созвездие ярких звезд на фоне тотальной непогоды // Дивослово. - 2005. - №5. - С.2-8.

4. Наєнко М. История украинского литературоведения. - К.: Академия, 2001. - С.281-287.

5. Сверстюк Есть. Блудные сыновья Украины. - К., 1993. - С. 23-33.