|
Статья
АЛЕКСАНДР КОПЫЛЕНКО
ТВОРЧЕСТВО А. КОПЫЛЕНКО СКВОЗЬ ПРИЗМУ УНИВЕРСАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО АНАЛИЗА
А.В. Пашник,
соискатель (Гуманитарный университет, г. Запорожье)
В статье анализируется проза О. Копыленко с использованием одной из современных методологий литературоведения - универсально-культурного анализа текста. В творчестве писателя определяются основные онтологические и культурно-исторические доминанты, что позволяет проследить специфику авторского мировосприятия, особенность передачи его в тексте, а также изучить и детально проанализировать базовые тенденции культурного
процесса 20-30-х годов в целом.
В современном украинском литературоведении значительное место занимает проблема изучения творчества писателей 20-30-х гг. ХХ ст. Однако больше всего внимания обращается на художественное наследие художников "расстрелянного возрождения" - М. Хвылевого, В. Подмогильного, Г. Косынку и других и часто игнорируется поколение так называемого "красного возрождения", или, по словам Г. Корогодского, "пленного возрождение", одним из представителей которого и является Александр Копыленко. В прозаическом наследии этого автора мы можем зафиксировать актуальные проблемы украинского возрождения 20-30-х: отображение нового ритма бытия в постреволюционный период, попытка постижения предельных оснований бытия и т.д.
Несмотря на это, прослеживаем спорадический интерес украинских литературоведов к его текстам. Проза писателя активно исследовалась в 20-30-е (Я. Савченко, Л. Подгайный и др.), позже - уже в 60-е годы (Б. Шнайдер, П. Свидер и др.), а в 80-е (С. Крыжановский, О. Килимник, В. Мельник). Однако, по нашему мнению, целостного осмысления творчества художника на сегодня еще не осуществлен, что и является одним из центральных задач нашей статьи. Кроме того, целью исследования выступает реализация универсально-культурного анализа на материале творчества писателя путем выявления мировоззренческих констант, которые помогают раскрыть не только специфику картины мира художника, но и проследить особенности отражения в тексте автора определенной историко-культурной эпохи.
Понятие универсально-культурного анализа в современном литературоведении является достаточно новым. Изучение универсалий в литературоведческих исследованиях осуществляется, как правило, на базе трех основных подходов: 1) структуральную - разрабатывается философом О. Кирилюком [1] и его школой [2] (сюжет произведения разлагается на структурные компоненты (схемы), и таким образом определяются доминантные линии, которые подлежат интерпретации с точки зрения существующих универсалий); 2) культурологический - фиксируем, в частности, в трудах литературоведа В. Хализева [3] (анализируются определенные культурные универсалии и их реализация в художественном тексте как непременная основа философского осмысления действительности); 3) литературоведческого - рассматривается в исследованиях Л. Лиманской [4], И. Волкова [5] и др. (определяются отдельные художественные инварианты). По нашему мнению, необходимо предпринять попытки сочетания базовых подходов, то есть проследить специфику реализации универсалий как на разных уровнях текстуальной организации.
На обозначения понятия "универсалий" используются различные термины: "инвариантные структуры", "начала", "категории предельных оснований", "мировоззренческие константы", "константы бытия", "общечеловеческие инвариантные формулы", "универсальные реалии" и др. В связи с близостью значения терминов "инвариант" ("элемент, совокупность элементов, которые в определенной комбинации сохраняются при всех вариантах данного явления" [6:226]) и "універсалія", а также необходимостью избегать тавтологічних структур, будем использовать их как синонимы.
На наш взгляд, классификация универсальных категорий может иметь такой вид: 1) онтологические категории предельных оснований - инвариантные структуры рождении, жизни, смерти и бессмертия (в этом пункте мы абсолютно согласны с мнением О. Кирилюка о том, что именно эти категории являются универсальными аспектами бытия [1]); 2) культурно-исторические константы: а) собственно культурные (универсалии дома, танца, песни, банкета и др.); б) міфопоетичні (в частности, четыре стихии - огонь, вода, земля, воздух); в) культурно-исторические реалии (на почве украинской культуры - степ, село и др.); г) цивилизационные универсалии (железо, деньги и т.п.). Культурные константы експлікуються всегда на фоне доминанты определенной онтологической универсалии.
В творчестве А. Копыленко находят выражение онтологические и культурно-исторические универсальные структуры, доминантные для всей прозы периода украинского ренессанса начала ХХ века. Одной из базовых тенденций творчества писателей в 20-х гг. выступает функционирования инвариантной категории бессмертие (іммортальної универсалии), тесно взаимодействует с генетивними структурами. Общий подъем постреволюционного времени обусловило актуализацию "революционного романтизма", или, как отмечал М. Волновой, "романтики вітаїзму", что была обозначена такими особыми чертами іммортальності, как героизация человека (главным образом, не отдельного индивида, а массы), гиперболизация ее возможностей, акцентирование направленности в будущее, стремление "всемирной революции". В каждом из этих аспектов находим выражения концепции бессмертия человека (социума), что стало возможным благодаря новым условиям реальности. Однако через большую динамику событий, неоднозначность в восприятии их писателем временем фиксируем антитетичність отображения реалий.
Характерным проявлением универсалии бессмертие есть образ массы, которая покоряет себе окружающий мир, стремясь к тотальному господству во вселенной, а значит, к вечности. О. Копыленко, как и, скажем, М. Ирчан, указывает на силу такой социальной консолидации и таким образом осуществляет космізацію хаотичного по своей природе массы: "...мы - великаны, потому что мы - масса..." [7:181], а поэтому "...биография отдельного гражданина должна потеряться, втонувши в водопаде наших дней" [8:60]. Однако отличительной чертой творчества А. Копыленко является то, что масса в прозе писателя приобретает амбівалентного трактовки и часто выступает хаотическим началом с элементами негативной конотативної семантики (как и
А.В. Пашник. Творчество А. Копыленко сквозь призму универсально-культурного анализа
в творчестве Б. Антоненко-Давидовича, В. Подмогильного и др.): "Розпливалась толпа (....) катилась тисячонога громадное животное - тисячоногий змей" [8:316]. Такая нивелировка творческой роли массы и акцент на индивидуальности героя активно начали оспариваться критикой в начале 30-х годов как оторванность от реальности, мелкобуржуазная провокация. Поэтому, скажем, в статье Л. Подгайного находим осуждение О. Копыленко за пропаганду "надкласового гуманизма": "Копыленко основном рисует не так революционную борьбу бедняцкого крестьянства, как индивидуальные подвиги, храбрость и чудеса смиливости отдельных единиц" [9:74].
Рождение нового мира (генетивна універсалія) часто коррелирует с актуализацией категории смерти (мортального варианта). В общем універсалія смерти в творчестве прозаика доминирует в таких базовых позициях, как отрицание "старого" мира через артикуляцию смерти конкретных персонажей во время индивидуальной борьбы или военных событий; указание на смерть как необходимый этап рождения "нового" мира; физическая гибель женщины как возможности продления жизни или смерть ребенка и др. Так, например, в рассказах "Македон Блин", "Весенние закоулки" и других положительный герой физически уничтожает врагов нового строя. Понятие смерти как естественной части процесса рождения нового можем зафиксировать, скажем, в рассказе "Твердый материал": "Только у нас будут новые да Винчи, Рафаэли - они родятся в крови после борьбы" [10:156]. Гибель женщины, будущей матери, или потеря ею ребенка, имеющиеся в структуре текстов О. Копыленко (Прися в романе "Освобождение" - самоубийство, Марьяна - делает аборты; Христя из одноименного рассказа погибает беременная, Марьяна из повести "Буйный хмель" - теряет ребенка из-за изнасилования и т.п.), по нашему мнению, может символизировать подсознательное ощущение писателем угрозы "светлом будущем", на которое ориентирует курс новой реальности, ведь изменение социального ритма бытия влияет на подсознание человека и вызывает мортальну агрессию. Следовательно, если на текстуальном уровне авторских интенций доминирует універсалія бессмертие, то на подсознательном функционирует инвариантная категория смерти, что создает определенную антитетичність отражение историко-культурной ситуации в творчестве писателя.
Воплощение культурно-исторических универсалий в прозе О. Копыленко подчиняется воспроизведению реалий постреволюционного периода. Особое внимание писатель обращает на пространственные координаты бытия человека, а следовательно, отражает трансформацию концепта "дом", которая реализуется в настоящее время в общественном сознании. В 20-30-е гг. происходит радикальная смена акцентов с индивидуально-личностного пространства дома на внешний, "массовый", коллективный, и внимание сосредотачивается на улицах города, заводах, вокзалах (семантика вокзала артикулирует разомкнут пространство). Основной категорией пространственной организации выступает хаос. Но в творчестве писателя он соотносится с універсалією жизни, т.е. получает значение першохаосу, после которого состоится космізація пространства. Так, в рассказе А. Копыленко "Дом на углу" реализуется противостояние хаотического жизнеутверждающего движения и холодного статического покоя в противопоставлении двух домов: многоэтажного жилого дома "на углу" и университета, функционирование которого определяется непрерывным движением масс. Хаос, который царит в университете, даже в вечерние и ночные часы, является проявлением жизни, воплощенным, в частности, в универсалии песни: "В университете как будто не спят всю ночь. Хоть в восемь часов утра уже звонят на завтрак, но ночью пение, шум там слышен далеко за полночь. Пение из окон высокого здания университета летят далеко на все концы и раздражают тишину" [7:342].
Універсалія дома коррелирует с генетивним инвариантом в романе "Рождается город", который раскрывает проблему "социалистического строительства". В произведении осуществляется постоянная актуализация концепции обновления, возникновения "нового", стремление к созиданию нового мира через рождение городов: "Живые, полные движения, нашего кипучей жизни... Я бы хотел, чтобы новые города вырастали ежедневно" [7:66]. При этом организация пространства для индивидуальной жизни тесно переплетается с цивилизационным пространством, воплощенным в концепте "завод", который не противопоставляется дома, а наоборот, порой выполняет его функцию. Ситуации задивляння героев в даль на горизонт, который заслоняют собой силуэты заводов, можно прочитать как подсознательную ориентацию на превалирование цивилизационных универсалий в будущем жизни социума: "Просто на север лежали заводы, охватив пространство и закрыв собой горизонт" [7:70].
Постоянной актуализацией цивилизационного пространства выступает и реализация инвариантной категории железа, которая является трансформационным фактором воплощения универсалии дома в прозе 30-х гг. в целом. В романе А. Копыленко "Рождается город" доминантным материалом выступает "сталь" - строится город "Стальгород", в котором "живут новые люди новой, стальной эпохи..." [7:61], что должны работать со "стальной дисциплиной" и т.д. Подобную концепцию мы встречаем и в тексте романа "Освобождение", который также отражает рождения новой жизни в новом государстве на фоне поисков самореализации отдельного индивида и акцентирует противопоставление традиционности (камень): для нового города "вместо камней будет бетон и сталь" [8:18]. Універсалія железа выражена также через дескриптор железной дороги, которая является атрибутом новой жизни, "стальной тропе", что обеспечит бессмертие новой индустриальной цивилизации. Железная дорога не только очерчивает пространство строительства, но и сам цивилизационный топос заводов: "Уже хитрым переплетением рельсов обвязала вокруг эти заводы железная дорога (...) Все рельсы стальными стежками совпадали на новой станции - Стальгород" [7:71]. Следовательно, по нашему мнению, именно по цивилизационной універсалією железа и ее непосредственными или опосредованными дескрипторами (машина, завод) связана в произведениях писателей "красного возрождения" мечта о будущем, то есть реализация онтологической категории бессмертие. Так, в романе А. Копыленко "Освобождения" главный герой Савва так представляет себе будущее нового мира: "Фабрика, завод, машина производит для каждого сладкую конфетку счастья. Живи, твори, вихваляй день и славу победы природы (...) Давно уже забыли люди, что есть неурожай, холод зимы и осенняя морось. Зиму можно превратить в лето и осень в весну (...) Планета Земля колеблется вокруг оси, как бутоньерка, приколота к груди своего вечного пути" [8:84]. Как видим, здесь имеются несколько негативных аспектов доминирования цивилизационных параметров существования человечества, которые, однако, трактуются как вполне позитивное явление: необходимость "победы природы", то есть окончательного покорения природы и образования вследствие этого хаотического пространства бытия, что проявляется в возможности произвольного чередования времен года, актуализации только благоприятных климатических условий весны и лета. Агрессивное господство над природой выражается также в лозунге "Солнце должно быть нашим рабом!.." [8:83].
Концентрация на концепте будущего сказалась на восприятии реальности как временности, хаотичного пространства, который будет космізовано новым обществом. Поэтому воспроизведение сегодняшнего места существования сопровождается артикуляцией нестабильности, призрачности, неподлинности помещения: "Комнатка чем-то напоминала макет (...) ...кое-кто и называл эту комнату каютой" [7:28]. Непостоянство топосу усиливается ощущением хаотического движения имманентно статических атрибутов бытийного пространства: "В этом временном домике и вещи казались временными. Во второй комнате, куда вышла Рая, столы стояли неровно. Они будто гуляли и забыли, где их место. Они жили самостоятельно (...) Стол Гали всегда стоит под каким-то причудливым углом, сдвинутая под стену. Так бывает, когда не успели в комнате установить мебель или собираются их сейчас грузить, перевозить в другое место" [7:11]. Таким образом, динамика реальности указывает на ее лиминальность в процессе перехода в будущую жизнь.
В творчестве А. Копыленко находим и реализацию универсалии степи, составляющей ментальности украинского народа. Однако, поскольку основное внимание автора сакцентировано на урбанізмі, на трансформации инвариантной категории дома, степь в текстах писателя является спорадической реалией, которая семантизує неактуален статический космос, что не соответствует современному темпоритмові бытия. Поэтому персонаж, который стремится дистанцироваться от динамики города, выражает, например, в рассказе "Esse homo!", стремление убежать в степь: "...я уже не могу терпеть больше своего погреба. Даже уже кажется мне, что я совсем не люблю большого города, а люблю степь" [8:294]. Неоднозначность в трактовке культурно-исторической универсалии степи может засвидетельствовать роман "Освобождение", в котором декларируется необходимость покорения степей, то есть, динамізування неактуального для современности пространства: "Перед ним лежали степи, что их надо было пахать, засевать. Соревновался с огромными просторами степи, бросая туда в прожорливую пасть сел машины" [8:159]. Універсалія степи в творчестве А. Копыленко может приобретать также традиционной соотнесенности с мифологемой земли в ее генетивній функции. Так, в романе "Освобождение" писатель раскрывает связь "женщина-земля" именно через дескриптор степи: "...веет от нее плодовитым степью. Широкими полями пшеницы... В ней спрятано то лучшее, что есть в крестьянской девушке, которая приходит в город" [8:70].
Итак, в творчестве А. Копыленко 20-30-х гг. ХХ века отражены основные сдвиги в сознании индивида, связанные с постреволюційною действительностью. Как и для прозы М. Ирчана, И. Днепровского и других авторов, для текстов писателя в идейно-пафосном уровне характерно доминирование универсалии бессмертие (іммортальної структуры), тесно взаимодействует с інваріантною категорией рождения. Однако в структуре сюжета, на уровне персонажной в творчестве А. Копыленко фиксируем мортальний инвариант, что может свидетельствовать о подсознательно антитетичну оценку новой реальности. Среди культурно-исторических универсалий базовое место занимает отражение трансформации варианта "дом", связанной с переориентацией индивидуально-личностного пространства на внешний, "массовый", коллективный, а также с активным функционированием цивилизационных реалий. Это обусловливает и уменьшение активности ментальных структур, в частности, универсалии степи. В общем, как видим, специфика постреволюционной действительности, которая определяла особенность рецепции реальности в творчестве писателей 20-30-х годов, активно повлияла на реализацию в текстах онтологических и культурно-исторических инвариантов. Необходимость целостного осмысления литературного процесса, в частности, социокультурных трансформаций, отраженных в прозе писателей этого периода, обусловливает актуальность дальнейшего исследования обозначенной проблемы.
1. Кирилюк О. Универсалии культуры и семиотика дискурса. Миф. - Одесса: Рось, 1996. - 143 с.
2. Универсальные измерения украинской культуры / НАН Украины. - Одесса: Печать, 2000. - 216 с.
3. Хализев В.Е. Теория литературы. Учеб. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 2000. - 398 с.
4. http://open_museum.rsuh.ru/KONF/an-tez02.htm
5. Волков И. Теория литературы. - М: Просвещение; Владос, 1995. - 256 с.
6. Лексикон общего и сравнительного литературоведения. - Черновцы: Золотые литавры, 2001. - 636 с.
7. Копыленко А. Сочинения в четырех томах. - К.: Гос. изд-во худ.літ., 1961. - Т.2. - 380 с.
8. Копыленко А.И. Буйный хмель: Роман; Повесть; Рассказы. - К.: Днепр, 1990. - 416 с.
9. Подгайный Л. Мелко-буржуазная творческая метода: О творчестве О.Копиленка // Критика. - 1931. - № 11-12. - С. 69-94.
Копыленко А. Сочинения в четырех томах. - К.: Гос. изд-во худ.літ., 1961. - Т.1. - 487 с.
|
|
|