Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЮРИЙ КОСАЧ
МУЗЫКАЛЬНО-НАСТРОЕННЫЙ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЮРИЯ КОСАЧА

Н.В. Лысенко-Ковалева,

аспирант (Институт литературы им. Т.Г. Шевченко НАН Украины)

Предметом статьи является рассказ Юрия Косача "Ноктюрн b-moll". Определяются элементы экзистенциализма в структуре художественного текста. Ключевые понятия: экзистенциализм, экзистенция человека.

Юрий Косач - поэт, прозаик, драматург, один из активных организаторов Стены (Художественного Украинского Движения) в послевоенной украинской эмиграции. Одна из любимых тем Косачевої творчества - изображение характеров, психологии тех соотечественников, которые были причастны к определенных исторических событий, а за трагических обстоятельств явили жизнестойкость и несокрушимость духа. Творчество Юрия Косача стилистически богатая и разнообразная. Одним из стилетворчих элементов прозы Ю. Косача периода МУРу является экзистенциализм. Это неоднократно определяли в своих исследованиях С. Павлычко, В. Агеева, Юрий Шевелев (Гр. Шевчук, Юрий Шерех), И. Василишин, М. Сподарец. Перед нами стоит задача - определить элементы экзистенциализма в структуре художественного текста (в рассказе Юрия Косача "Ноктюрн b-moll".

Рассказы Юрия Косача "Ноктюрн b-moll" впервые было напечатано в 1946 г. в журнале "Наша жизнь". Автор открыто не говорит о том, какого года и в какой стране происходит действие, но мы, проанализировав показаны детали (продажа "на углу конфет из розового суроґату домашнего изделия", упоминание о том, что маму девочки "забрали в лапанку", образ бегства мужа), выясняем: во время Второй мировой войны в оккупированной немцами стране. Главные герои произведения - украинка Рома и Гельмут. В фигуре Гельмута Ю. Косач воплощает "психологический образ гитлеризма в его стыке с Украиной" [1:170]. Сначала перед нами предстает скрипач с тонкими музыкальными пальцами, который имеет привлекательную мужественную внешность ("длинный нос, ... черта на челюсти, ... лоб, брови, ... широкий рот, тонкие, слишком красные губы... спина его, в сером с красными полосками, кремовый цвет рубашки и на темени и едва-едва виден луч лысины..." [2:173]). Вместе с Ромой, которую послали, чтобы помочь освободительной организации уничтожить палача, постепенно убеждаемся, что на самом деле душа этой "белокурой бестии" сочетает в себе дешевую сентиментальность с желанием властвовать, повелевать и иметь рабов. Оказывается, что только внешне эта душа сверкает сиянием высокой культуры (Гельмут с Ромой говорят о Штрауса, Шопена, Листа, Шиллера, Вагнера, Бетховена, Ницше), а в основе ее лежит кнуряче, свиное, катівське, отвратительное и примитивное. А рядом с Гельмутом на "пиру палачей" автор изображает "нормальных, слишком нормальных" людей: "сутулый кнурик Сепп с отстающими ушами, ... его спина с подтяжками и упрямый, сытый шею, отражала кнуряче, толстое прозябание", "Гільдеґард - красавица из Берлина с наглыми, бесстыдными глазами и казалась даже в своем платье голой, роскошно-голой... Миллер элегантна, красавец, ...убийственный, шварцвальдка Эльфе, еще какие-то военные с волосами ежом и колючими глазами шпільців" [2:184-185], которым даже во сне мерещится стадо свиней на зеленом холме. Гельмут выше своих сито-прозябающих коллег, потому что он - "принц, мастер, джентльмен с его высокими раменями, яструб'ячим лицом, господин среди черни, Просперо среди грубіянських, тваринуватих, таранкуватих калібанів, обладатель - мальчик чудо" [2:184]. Но Косач, через сцену любви Гельмута с Гільдеґард окончательно дорисовывает живой образ этого "героя", показав принца Просперо боровом, опасным для окружения. Поэтому Рома, беря револьвер, чтобы уничтожить урода, делает это не из ревности, а из понимания сущности того человека, в которого она влюбилась. Уличив мерзкую сущность "белокурой бестии", а в его лице всего нацизма, смертный приговор ему подписывают не только подпольная организация и Рома, но и читатели.

Именно такие, как Рома - "человек, потеряв прежние ориентиры, разочарована социальными и эстетическими моделями общества, человек, который начал чувствовать абсурдность мира, и, как следствие, недовольство, отчуждение и даже отчаяние, потребовала переосмысления многих явлений, изменения определенных жизненных ориентиров, преодолении духовной пустоты" [3:97], - интересовали экзистенциалистов, к которым причисляли Юрия Косача. Наблюдая за сменой настроения и ощущений Ромы, мы видим человека, вброшенная в жизни и брошенную в этой жизни, человека, который должен осознать себя и определить свое будущее. Но неизвестно, какой мир - реальный или иллюзорный, - является для героини настоящей реальностью. Поэтому автор использует слово "сон": и в характеристике персонажей, и в описаниях природы, и в описании событий, подчеркивая иллюзорность окружающего ("это был сон, или яв?" [2:179]).

Это свидетельствует о екзистенціалістське восприятия окружающего мира писателем, для которого трагическое начало, - иррациональное отношение к жизни - универсальный способ бытия в обществе, потому что настоящий реальный мир - абсурден, а существование, экзистенция человека - это "бытие для смерти" как итога существования.

Элементы экзистенциализма таятся и в построении произведения. Постоянно играет музыка - скрипка, радио, орган - все произведение написано как музыкальное произведение, как "музыкальная барка", которая плывет в неведомое. Воспроизводя причудливый и кошмарный настроение ночи, проведенной в среде палачей, произведение названо ноктюрном, что в переводе с французского означает "ночной". В музыке ноктюрн - это небольшая лирическая инструментальная пьеса , которая выполнялась вечером или ночью. Юрий Косач подает одновременно образ комнаты, в которой сидит Рома и играет музыка ("Рома включила свет, рябь кремового потока втишились, зелень абажура ослабела, вынырнула софа, кресло, футрина белого окна под теплой завесой, картина-цветы... В этой теплой, вплоть душной комнате скрипела пол. Матовый паркет, коричневые стены отражали шорох, репродуцировали кинені давно голоса, скравки предложений віддихів. Роме казалось, что они не сами, но нет, они были такие же и эта рапсодия и вино, шарлат вина. Она уловила запах роз, что стояли в вазе" [2:173-174]), и образ застенки, где орудует Гельмут ("...с обеих сторон за решеткой-стенами люди, лежа, сидя, навкарачках. Палец Гельмутів показывает - этот, этот, этот. Твари пролазят сквозь калитку в решетке и бегом по коридору, нескладные, корявые фигуры. И вновь в той же светлости чугунные лестницы с досадным шаркотінням подошв.

Кое-кто катается на коньках... на Улице первые выстрелы. Как треск ломаччя в августовском лесу, как шишки под ногами. В этом процессе нет ничего индивидуального, это как конвейер. Желтые, серые, землистые лица" [2:180]).

Также в своих философских выступлениях Гельмут выражает один из важнейших постулатов экзистенциализма - концепцию свободы человека и, собственно, свободы выбора: "Вы не знаете берлинцев, это твердый народ. Но имперское политику делать. Может, со временем и с музыкой... Девять десятых немцев ни во что не верят, ни в победу, ни в предназначение расы. Но делают это: раз, из страха перед карой за несповнення приказа, два - чтобы хорошо жить хоть один день, три - через амаге perite (любовь гибели)" [2:175]; "... мы хотим быть страшные, но мы не страшные. Бог дал нам пророка Ницше, но он говорил до маленьких людей, до слишком человечных людей, и мы все приняли на веру, зостаючись в душе Вертерами" [2:183]. Неслучайно Юрий Косач вспоминает о Вертера. Так, по мнению Моклиці, психологический тип Экспрессиониста, все три его разновидности, определяется властью нижней полусферы (подземного мира), а Вертер принадлежит правой, ночной полусфере, а потому всегда под властью эмоций, с чем столкнулись герои повествования: "Ноша эмоций может стать настолько тяжелой, а мир настолько враждебным, что возникает желание убежать от этого в смерть... Чувства Вертера смягчены обреченностью (пассивность правой полусферы), а следовательно сентиментальные. Он не испытывает страха перед смертью, наоборот, для него смерть теплое, материнское лоно, возвращение к защищенности эмбрионального существования" [4:90]. Так же к смерти относится Гельмут, говоря с улыбкой: "Я не верю в сладкую смерть, умирая ежечасно и ежесекундно находя лучшую жизнь..." [2:183], но позже, за мгновение до смерти, потеряв власть над Ромой, перестав быть принцем Просперо, "виновато устало бросил против себя": " Человек бывает все время, как холодное железо... а потом розвезеться. Призраки и смерть. А я когда вам говорил: "Я не верю в какую-смерть", а вот верю. Нет, это значит, нельзя позволять себе сверх силы" [2:187].

Характерным признаком екзистенціалістської манеры письма является портретные характеристики героев повести, которые автор в присущей ему манере подает короткими, но яркими штрихами, используя прием ассоциативного изображения. Так, например, в начале рассказа мы видим только пальцы Гельмута ("плотные пальцы, с шлифованными ногтями - пальцы, пальцы шаткие, не дрожащие" [2:173]), потом его "лицо, собственно, треугольник его" [2:173]. Большой вес придает писатель и цветам в характеристике персонажей. Вообще кольористична гамма является еще одним стилевым признаком рассказы, средством раскрытия внутреннего состояния героев. Характерная гамма с присущей ей хаотичностью и бурхливістю, достигая всех оттенков спектра, передает экзистенцию главных героев: "пальцы в кремовом потоке света от лампы под зеленым абажуром", "красные губы", "футрина белого окна", "в сером с красными полосками", "белокурые волосы" [2:173]; "конусы стекла заворожили чудесный шарлат" [2:174]; "била синева", "губы синие-синие, аж черные" [2:176]; "ток синего блеска", "шарлатні волны вина запинились враз с лоскутами синего занавеса", "синела лишь тафля" [2:177]; "шарлат вина и шарлат уст, шарлат безумной ночи, чтобы только утро не пришел никогда, белый, как смерть"; "светлость надлежащим образом ослепительная, вплоть до червоности, к фіолетовости в глазах. Потом сугробы снега, тоже салатного цвета, переходящие в синеву"; "красно-фиолетовая сліпучість" [2:179].

Характерным признаком рассказа Ю. Косача есть хронология событий произведения. Связь между временными координатами является не внешним, а внутренним, он вырастает из восприятия пространства и времени героями повествования. Сцены в комнате Гельмута, сцены на улице, сцены в подпольной организации, сцены с нацистской застенки меняются и идут одним потоком. Создается впечатление, что в рассказе не существует доминирующего временного и пространственного эпизода, а все они равнозначны и существуют в произведении как выразители душевных и эмоциональных переживаний героев. Автору удалось совместить временные координаты не в ретроспективном плане, а в релятивному. Все это позволяет исключить все второстепенное, все время концентрировать внимание читателей только на важном, создать непрерывное нарастание напряжения" [1:171].

Стилевым признаком повествования является манера письма. Ю. Косач использует рассказ, традиционный описание событий, пейзажные характеристики, однако в произведении появляются и признаки нового стиля, характерного для европейского литературы: длинные абзацы, плавность фразы перерастает в рвучкість, подчеркнутую лаконичность, невыделение прямой речи действующих лиц из авторского текста, описание событий прерывается короткими портретными характеристиками.

Время от времени отрывочная, ассоциативная манера Косачевого письма напоминает поток сознания, в котором нет четко очерченных границ и логически завершенных эпизодов. Это дает возможность автору показать внешнюю и внутреннюю напряжение, усилить динамику событий.

Построив свое повествование как музыкально-настроенный произведение, использовав "непривычные для нашей прозы методы художественного воплощения (метод "наплывов" и "потока сознания")", Косач дает возможность читателям "почувствовать ... все кошмарність, звірячість и беспочвенности нацизма" [1:172].

Итак, историю, что происходила в рассказе, можно резюмировать так: "Рома убила Гельмута". А поскольку событие - убийство - изображена загадочно, таинственно, то есть мистической двойственностью (сон или реальное убийство?), то следует учесть, что в тексте есть речь, которая произносится целиком. Тайна убийства как тайна языка бессознательного требует психоаналитического толкования, но это уже задача дальнейших исследований.

1. Шевчук Гр. Послесловие к "Ноктюрна b-moll" // Проза о жизни других: Юрий Косач: тексты, интерпретации, комментарии // Сост. В. Агеева. - К.: Факт, 2003. - С. 169-172

2. Косач Ю. Ноктюрн b-moll // Проза о жизни других: Юрий Косач: тексты, интерпретации, комментарии // Сост. В. Агеева. - К.: Факт, 2003. - С. 173-188

3. Василишин И. Элементы экзистенциализма в структуре художественного текста (По повести Юрия Косача "Эней и жизнь других") // Научный сборник "Современный взгляд на литературу". - Вып. 7. - К., 2000. - С. 97-109

4. Моклиця М. Модернизм как структура: Философия. Психология. Поэтика. - Луцк, "Башня", 2002. - С. 89-94