Статья
ИВАН ФРАНКО Улас Самчук
УКРАИНСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ - ОБЕРЕГ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И САМОБЫТНОСТИ НАРОДА (ИЗ НАБЛЮДЕНИЙ НАД ПРОЗОЙ И. ФРАНКО И В. САМЧУКА)
И.М. Комінярська,
старший преподаватель (Кременецкий гуманитарно-педагогический институт имени Тараса Шевченко)
В статье прослеживается проблема национальной идентичности и самобытности украинского народа и роли
интеллигенции как выразителя и защитника его интересов. В компаративном аспекте исследованы
произведения и. Франко и В. Самчука, в которых эта проблема отражена достаточно глубоко.
Национальная идентичность - сложное органическое и исторически обусловлено и сформировано явление, которое следует рассматривать в единстве внутренних и внешних связей, опираясь на его истоки, традиции и особенности воплощения. Базисной основой этого единства является идея государства, которая предусматривает реализацию и взаимодействие трех принципов: национальной идентификации, историчности, этничности и духовности.
Как явление духовной сферы национальная идентичность возникает из национального бытия народа, где гармонично сочетается идеальное и материальное. Идеальное касается духовного бытия нации, материальное - способности влиять на жизнь людей, определять их ценности и поступки. Проблему национальной идентичности следует рассматривать на двух уровнях - слова и действия. Задача первого - влиять на наше сознание вербально, накапливать специфические эмоции, формировать и развивать психологическую готовность, осознанной необходимостью перехода на второй уровень - уровень активности. Он без уровня слова теряет всякий смысл, временную и идеологическую ориентацию.
Двигателем первого уровня является творческая интеллигенция. Только она способна довести на национальную сознание народа до определенного предела, объединить и активіз ува ты массы на пути к утверждению нации. Интеллигенция - это социальная, интеллектуальная и движущая сила, состоящий из лиц, профессионально занятых умственным и творческим трудом, расцветом и распространением культуры и науки [1: 844].
С конца XIX в. в Украине, по словам Франко, происходит "интернационализация литературных предпочтений и интересов", освоение опыта западноевропейских литератур. Украинская литература засвидетельствовала свое стремление стать на уровень с мировыми литературой. Творчество целой плеяды талантливых художников, среди которых гениально одаренные Иван Франко, Леся Украинка, Василий Стефаник, Михаил Коцюбинский и другие, определяла новые тенденции в украинской литературе, которые позже продолжат писатели-эмигранты, в частности, В. Самчук, И. Багряный, Есть. Маланюк и др.
Особенно уникальными, на наш взгляд, для понимания сути национальной идентичности, роли и значения этого феномена в жизни национально ориентированной интеллигенции и всей нации являются произведения Ивана Франко и Уласа Самчука. Они представляют собой научную заинтересованность как в литературно-историческом, так и в обще-философском аспектах.
Условия безгосударственности повлекли монопрофесійність национальной интеллигенции. Чаще всего ее представляли профессиональные художники (ученые, литераторы, журналисты) при отсутствии профессиональных чиновников (политиков, государственных служащих, военных). В результате профессиональные ученые становились политиками, профессиональные литераторы - чиновниками, профессиональные журналисты - военными (Г. Грушевский, В. Винниченко, С. Петлюра являются наиболее характерными примерами). Однако те, кто продолжал профессионально работать как художники, профессиональные литераторы частности, объективно выполняли в обществе функцию значительно более объемную, чем та, которая определялась родом занятий. Эту закономерность подчеркнул еще И. Франко, заметив, что трагедия украинского писателя в том, что он не может быть просто писателем. Украинские писатели становились идеологами, которые формировали национальное сознание и побуждали народ к действию. Общественный резонанс их творчества был прямо пропорциональным осознанию ими своей роли среди украинского гражданства.
И. Франко создал сто пятнадцать произведений малой прозы, среди которых рассказы, новеллы, образки, эскизы и т.д. В прозе большом его перу принадлежат десять романов и повестей. В исторической утопии " Захар Беркут" Франко воспроизвел идеальный гражданский порядок на Прикарпатской Руси XIII века. Он старался, чтобы его современники и последующие поколения определенным образом подражали тот образцовый общественный строй, идеальное государство, чтобы украинцы в организации своей общественной жизни ориентировались на высокий образец гражданского единства и пламенного патриотизма. Впоследствии И. Франко напишет историософский роман "Перехресні стежки", в котором переносит внимание с вопросов общественных на индивидуальные, показывая, какие проблемы могут ожидать общественного деятеля на его сложном жизненном пути.
Роман " Перехресні стежки" принадлежит к циклу произведений И. Франко, что поднимают проблему инте лігенції и народа. И хотя стержнем романа И. Франко есть образ Рафаловича, однако " Перекрестные тропы" отличаются широким изображением жизни современного ему мира. Картины и правда жизни героев освещаются через этико-общественные оттенки. Автор моделирует конфронтацию между человеком и обществом. Иван Франко в романе поднимает важные проблемы для современников: как и кому должна служить интеллигенция, возможна перестройка жизни, какую линию поведения следует избрать интеллигенту, что определяет его этническое "я", как активизировать крестьянина, чтобы он защищал собственные интересы, воспитать в нем заинтересованность общественными делами и преодолеть депрессивность его сознания, как искоренить неверие в возможность улучшения жизни.
Название ром ану " Пере хрес ни сте жки" является символической и определяет проблематику, связанную со сложным и духовными, мента ль ними, национальными, правовыми и политическими вопросами, которые решаются в обществе. В XXXIX главе есть сцена встречи Рафаловича с крестьянином, который заблудился в тумане и не знал дороги домой. Герой рассуждает: "Вот сей старый, что заблудился в близком соседстве родного села, что стоит посреди ровного пути и не знает, в какую сторону ему домой, - это не символ всего нашего народа? Замучен тяжелой судьбой, он бродит, не можучи попасть на свой путь, и стоит, как отсей заблудший крестьянин, среди пути между прошлым и будущин, между широким, свободным розвоєм и несчастным видением. И не знает, куда ему идти. Не имеет силы ни надежды дойти до цели". И Евгений вздыхает: "Кто укажет тебе дорогу, кто подведет тебя. Мой бедный народ?" [2: 322]. Это должно сделать национально сознательная интеллигенция, такие люди, как Рафалович, которые по-настоящему заботятся о своем народе и все делают для улучшения его жизни.
Главный герой - Евгений Рафалович стоит на таких идейных принципах, которые защищают право украинцев на удовлетворение своих культурно-национальных потребностей, реальных экономических и национальных факторов жизни: "... по мере того, как будет расти наша экономическая сила, мы будем добывать себе и национальные права". Он призывает "поднимать народ к политической самодеятельности, будить в нем политическое сознание" [3: 371]. Именно интеллигенция, говорит он отцам Семеновичу и Зварычу, должна "указать народу законные формы, развязать ему язык и стараться познать его нужды, его обиды и болячки, его способ мышления" [3: 370]. Евгений Рафалович немало достиг в сфере национального возрождения, потому что его окрыляет "святая вера в народ, в непропащу моральную силу родной нации, в ее лучшую будущину" [3: 373-374]. Но для этого нужна работа, тяжелая, кропотливая, даже незаметная.
По своему жанру " Перекрестные тропы" - философско-психологический роман, который наполнен дебатами по актуальным проблемам общественной жизни Галичины. Что представляет собой украинский народ Галичины? Или это только фермент, піджива для других народов, тягловая или рабочая сила, которую можно жестоко эксплуатировать, обманывать, держать в невежестве, темноте, повиновении чтобы продолжать свое господство? Какова роль интеллигенции в национальном самосознании народа? Чувствует интеллигенция свой общественный долг перед этим народом? Что нужно делать, чтобы улучшить духовное и экономическое состояние края? Прав один из героев произведения - Вагман, доказывая мнению Рафаловичу: "Пока вы, русины, не имеете своих помещиков и миссионеров, до тех пор вы не жаден народ, а только куча нищих и невольников" [3: 369]. В художественном произведении жизнь общества умело и тонко сочетаются с бытием человека, историческое время - с днями, часами, минутами отдельного человеческого существования, привлекают внимание романиста вечные вопросы бытия, связанные с определенными символами, которые свойственны народному мировосприятию.
Некоторые литературоведы называют роман " Перехресні стежки" "одним из первых идеологических романов в украинской литературе" [4: 468]. Но, по нашему мнению, роман И. Франко не стоит считать таким, ибо речь в нем идет не столько о борьбе идеологий, как человеческие характеры, художественное видение мира и морально-этические принципы, которые исповедуют его герои, находясь в тревожных обстоятельствах. Протагонист Рафалович излагает свою программу действий. Он собирается созвать вече: "Мы интеллигенты. Должны указать народу законные формы, развязать ему язык и стараться познать его нужды, его обиды и болячки, его способ мышления" [3: 370]. Вече, по его мнению, должно стать школой для народа "политической жизни".
Роман "Перехресні стежки" дает свое видение важной проблемы - народ и его элита, то есть интеллигенция. Творение добра для человека, служение народу - жизненное кредо Рафаловича: "... моя профессия такой, что должен уйматися за невинными и покривдженими" [3: 371]. И. Франко остро нарушает национальные и духовные проблемы эпохи, тонко и умело подчеркивает в произведении плоскости общественной жизни и жизни отдельного человека, его духовный мир и чувства.
Итак, роман И. Франко " Перекрестные тропы" является уни ной и универсальной формой изображения эпохи и человека, социальных, ментальных, национальных и духовных аспектов бытия - национальной идентичности интеллигенции нашего народа. Уникальность произведения. Франка заключается и в том, что в Галичине, которая юридически принадлежала Австро-Венгерской империи, где были сильные воздействия и где среди украинской общины, в частности интеллигенции, бушевали разнородные общественно-политические и культурные тенденции, он сумел сформировать национальную идею, которая должна была сплотить украинское общество.
И. Франко во многих произведениях придавал большой роли украинской интеллигенции, которая "должна быть прежде всего интеллигенцией ... с широким образованням, с выработанным характером, с искренним чувством к народу, а следовательно, интеллигенция должна зіндентифікуватися, слиться с народом" [5: 39].
Улас Самчук - литератор сознательно стал "летописцем украинского пространства в эпоху, которую сам видел, слышал, переживал". Для этого он имел выработанную идеологическую концепцию и выполнял это задание "с последовательной очередностью" [6: 15].
В статье "Влияние писателя на формирование общества" Улас Самчук писал: "с тех пор, Как начали действовать на планете определенные идеологические движения... от того времени появился особый взгляд на литературу как на средство пропаганды. Писателя начали расценивать и использовать не как творца, а как средство. Ему накинули тему, мнение, даже стиль и говорили "дать продукцию". То есть сделать определенный плакат, использовать магическую силу литературного искусства для всугерування определенных идеологических истин читательским массам... Литература, особенно художественная, влияет, инспирирует, по своему формирует движения, общество, нации, но только в том случае, когда она настоящая" [7: 195; 65; 1,2].
В докладе "Идейные мотивы моего творчества" Улас Самчук добавляет: "Почти все идеологические, а также религиозные движения очень высоко оценивают средства художественной литературы для выражения своих задач. А некоторые из них, как например коммунизм, использует художественную литературу, как одно из средств самой влиятельной своей пропаганды. В рямцях моего личного творчества, все эти вопросы брались на внимание" [8: 195; 87; 41].
В статье "Из книги битія", написанной в период Кладки, Улас Самчук выстроил ряд тождественных, по его мнению, понятий: Украина - речь - слово - дух - литература. Он утверждал: "Начиная Иваном Котляревским и кончая актом 22 января 1918 года, народ Украины строил свою независимость только исключительно своим словом" [9:8-9].
Роман "Юность Василия Шереметы" Уласа Самчука относится к числу тех универсальных жанровых разновидностей украинской прозы середины ХХ века, где одновременно сочетаются элементы автобиографической документалистики с художественным домыслом. В произведениях такого типа авторская память будто растворяется не только в ряде исторических фактов и событий, а конкретнее, что очень важно, в впечатлениях, чувствах, эмоциях действующих персонажей.
Улас Самчук сознательно выбирает для себя ответственную миссию летописца украинского пространства, одновременно создает исключительно свой архетип. " Мне хотелось бы в художественном высказывании передать главные этапы нашей, богатой на драматичные моменты суток. Нам суждено видеть, слышать и переживать больше, чем можно было надеяться в течение одной жизни человека. Мы были свидетелями исключительных событий... Уникальный не только для нашего времени, но и для время в писаной истории вообще. Не повредит также быть сознательным, что в сумме причин, вызвавших восстание этих великанських событий, большое место занимает наличие такого простого факта, как появление на кону исторической сцены нас, украинцев. Нас, как отдельной исторически действующей духовности, и всего, что с этим понятием связывается", - писал он в предисловии к первому тому романа [7: 5].
Свое литературное дарование В. Самчук направил на воспроизведение в слове собственного видения новейшей истории Украины и заявлял что хочет "быть летописцем украинского пространства в эпоху, которую сам вижу, слышу, переживаю". Очевидным является тот факт, что его творчество тематически запрограммирована удивительной биографией художника, которую он идентифицировал с биографией своего поколения. Пуская в свет "Юность Василия Шереметы", автор этими словами фактически наметил основные направляющие своего нового творческого замысла.
Главный герой произведения "Юность Василия Шереметы", ученик шестого класса Кременецкой украинской гимназии, который 1 сентября 1922 года возвращается от родительской плуга до школьной скамьи. В разговоре с Федором Шереметой ( отец Василия), его сосед Николай Жив'юк рассуждает , что "Бог сотворил людей так: ты есть господин, родился господином и ним. А ты опять мужик, родился мужиком для навоза и будь доволен..." [7: 19]. А Федор все же настаивает на том, чтобы сын его учился: "Может, Бог даст, выйдут и из него люди, и он освободит немного места тут, на этой скибе. Крепкий парень, круглый, словно огурец, выкроенный по-отечески" [7 : 18] . Улас Самчук в таком разговоре сопоставляет и сравнивает мнению персонажей относительно образования молодого поколения, чем подчеркивает этническую мораль героя произведения. Для усиления характеристики образа героя писатель использует народные поговорки и пословицы: " Сладкий хлеб, что естся в по те лица" [7 : 20].
Роман "Юность Василия Шереметы" отражает идеи, психологию, характеры и быт украинской гимназической молодежи 20-х годов. Это документ большой художественной силы. Своеобразная действительность оккупированной поляками Волыни воспроизведена с многими волнующими деталями. Перетканий задушевными мечтами любознательного украинской молодежи, ее страстным исканием истины в несправедливом мире, ее зажигательными дискуссиями на общественные и культурные темы, первыми юношескими вспышками искренней любви, волшебными пейзажами волынской земли, -этот роман принадлежит к лучшим достижениям нашей романистики.
Хроника "Юность Василия Шереметы" является логическим продолжением и в некоторой степени повторением " Волыни" . Хроника охватывает один школьный год, в котором заканчивается психологическое развитие юноши и в котором проходят большие изменения в его мировоззрении. На первом плане ставит автор идеологический развитие юноши, а на втором - биологический. Систематически показывает В. Самчук своего молоденького героя в школе и вне школы, изображая интерес тогдашней молодежи, их ступени, дискуссии, развлечения, их чувства и мысли. Хронику здесь можно воспринимать как психологическую студию, так и как летопись современного автору поколения, что росло и формировалось в 20-ых годах в условиях польского господства, где польские правительственные круги успели "накинуть" свою воспитательную систему и своих учителей украинским школам. Интересным является тот факт, что Улас Самчук устами главного героя как представителя ителигенции этноса подчеркивает, что в условиях польского господства он (главный герой) сохраняет и утверждает свою принадлежность к украинской нации: "... Украина, Иван, это мы. Вы, я и все. От себя, Иван, не убежите" [6: 100].
Улас Самчук в романе осветил идеологические течения, которые пленили нашу молодежь в 20-ых годах - национализм и коммунизм. Василий Шеремета стоит от них в стороне. Он не может понять, почему эти идут в "лево", а те в "право", и почему не идут прямо. Он очень четко понимает, что идти прямо - самое трудное. Для этого нужно и ума, и силы, и независимости.
Но самостоятельность не легко дается юноше. Он оказывается на грани добра и зла. Все же он побеждает свою слабость, путешествуя к могилам казаков, погибших возле Берестечка. Здесь, на могилах воинов, саблей пытались добыть свободу, понял, что волю народа решает не только сабля, но и мысль" . На том историческом кладбище решает Самчуки протагонист свое будущее: он уйдет в мир, получит знания, обретет богатство, не для себя, а для своего народа. Он желает видеть Украину не бедным, а богатым, не порабощенной, а свободной.
В романе " Юность Василия Шереметы" автор пытался дать положительный тип героя - человека свободного от всевозможных воздействий. Улас Самчук остро выступает против политиканства молодежи, потому что политические деятели вдевают ее в свои грязные дела и отрывают от науки, чем вредили самой молодежи, а значит будущей интеллигенции.
В обоих произведениях "Волынь" и " Юность Василия Шереметы" Самчук обрисовал с фотографической обстоятельностью молодость свою и молодежь своего поколения. Он показал физически и духовно здоровую молодежь, которая думает о будущем своего народа, заботится о нравственности, желает учиться и творить добро. В этом заключается художественная ценность произведений. Самчука как летописца сложной эпохи и бескомпромиссного борца за идею украинской государственности.
Следовательно, несмотря на свои политические и эстетические предпочтения и позиции, духовные пророки нации и их последователи основное внимание направляли на поддержку и утверждения национальной идентичности украинской интеллигенции как носителя ценностей народа и его культуры. Наследие Ивана Франко и Уласа Самчука яркое этому подтверждение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Куньч З.Й. Универсальный словарь украинского языка. - Тернополь: Учебная книга. - Богдан, 2005. - 848 с.
2. Ткачук Николай. Жанровая структура прозы Ивана Франко. Бориславский цикл и романы из жизни интеллигенции. - Тернополь, 2003. - 381 с.
3. Франко И. Собр. тв.: В 50-ти т. - Т. 20. - К., 1976 - 1986. - С. 371.
4. История украинской литературы: В 2-х т. - Т. 1. - К., 1987. - С. 468.
5. Франко И. Или возвращаться нам обратно к народу? // Мир. - 1881. - Ч. VІ. - С. 39.
6. Самчук Улас. Юность Василия Шереметы: Роман. - Ровно: Волынские обереги, 2005. - 328 с.
7. Отдел рукописных фондов и текстологии Института литературы Национальной академии наук Украины. Номер 195; единица хранения 65; номер листа 1; 2.
8. Отдел рукописных фондов и текстологии Института литературы Национальной академии наук Украины. Номер 195; единица хранения 87; номер листа 41.
9. Соломия Павлычко. Великая литература // Русский язык и литература. - 2000. - Ч. 5. - Февраль. - С. 8-9.
|
|