Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС начала XX века (1900-1930 гг.)

Владимир Кириллович Винниченко (1880-1951 гг.)

Творческий путь


Владимир Винниченко написал свыше ста рассказов, пьес, сценариев, статей и памфлетов, историко-политический трактат «Возрождение нации», двухтомный этико-философский труд «Конкордизм», четырнадцать романов (один из них незавершенный).

В. Винниченко-художник - яркая индивидуальность, в которой соединились самые существенные черты переходной эпохи - от критического реализма к модернизму.

Важное место во всем творчестве мастера занимает его драматургия, ведь пьесы В. Вин-ниченка сыграли очень важную роль в становлении украинского театра. Творчество Винниченко можно разделить на два периода: первый (1902-1905 гг.) охватывает большую часть его произведений «малой формы» (очерки, рассказы); ко второму периоду относятся рассказы, пьесы и романы, которые появились после революции 1905 г.

Уже с первых шагов своего творчества Винниченко начал рассказывать новое и по-новому («Возле машины», «Контрасты», «Голота», «Напристані», «Рабкраси», «Кто враг?», «Голод», «Салдатики», «КузьтаГри-цунь», «Босяк», «Терень»). Во всех этих произведениях почти полностью отсутствует народнический подход. Автор не идеализирует своих героев, а художественно освещает в борьбе как батраков, крестьян, так и их врагов. Автор горячо проявляет свое отношение к этой борьбе, наполняя повествование революционностью, художественно воплощая классовую солидарность.

Произведения отличаются своей формой, написаны сжато, кратко, доступно для восприятия. Недаром некоторые из рассказов выпускались как агітброшури.

В то же время в других своих произведениях Винниченко остро, ярко и метко высмеивает мещанские увлечения, жизненные «идеалы» («Помолвка»), трусливе украинофильство и оголтелый национализм («Убирайтесь, кацапы, из наших украинских тюрем!»). До революционных произведений Винниченко нужно отнести также его яркие очерки и рассказы из военной жизни («Борьба», «Мнімийгосподін», «Темная сила»), а также из жизни детей (« Комедия с Костем », «Хведько-оборванец »). Впоследствии Винниченко напишет ряд рассказов о революционную интеллигенцию и про интеллигенцию вообще («Луч солнца», «Талисман», «Студент», «Зина», а также - «Странный эпизод», «История Якимового дома», «Мелочь», «Тайна»).

В произведениях малых форм Винниченко проявил высокое мастерство рассказчика, которая заключалась в умении живо, свободно, захватывая рассказывать и ярко, художественно показывать.

Свой второй этап Винниченко начинает драмами: «Дисгармония», «Великий Молох», «Ступени жизни» и другие. Несмотря на то, что в некоторых из них находит свое отражение революционная действительность (например, «Дисгармония»), они все же упаднические, нереволюционные. К упаднических можно отнести и его романы («Равновесие», «Честность с собой», «Божки», «Хочу»). Но, не смотря на недостатки этих произведений, они стали заметным явлением в литературе XX века.

Во многих своих произведениях Винниченко обращается исключительно к охваченной реакцией украинской интеллигенции. Поэтому он пытается художественно решать болезненные для интеллигента проблемы морали, проповедуя «социалистическую» реформу. Этим объясняется и переход к жанру драмы, а впоследствии и романа.

Протестуя против грязи, Винниченко выводит образы «положительных» реформаторов, которые исповедуют свободу и честность личности перед собой.

Развитие индивидуального стиля писателя заключается в усовершенствовании реалистических элементов и в переходе к импрессионизму. Психологический реализм как переходный этап имеющийся в первых романах и большинства драм, которые отличаются остротой и любопытством интриги, построенной на контрастах.

Лучшие произведения Винниченко отличаются большим мастерством. Сюжет, часто банальный и несложный, Винниченко всегда обостряет антитезами, неожиданными внешними эффектами, насыщая свои произведения актуальными проблемами.

Владимир Винниченко - писатель мирового уровня. В годы советской власти его было вычеркнуто из украинской литературы. Однако сейчас важно сохранить его завещание: «Стойте всеми силами за Украину...»

Владимир Винниченко начинал свой путь в литературе в пору обострения политической жизни Российской империи. Крестьянские бунты, поджоги и погромы помещичьих имений прокатились по всей стране и не могли не отразиться в творчестве писателя-ре-волюціонера. Сюжеты ранних произведений писателя буквально выхваченные из живой действительности. Молодой Винниченко открывал такие общественные явления и таких героев, которые были порождением новых исторических обстоятельств.

Винниченко суждено стать летописцем этого сложного времени. Смута же всегда сопровождается падением общественной морали, разочарованием и унынием. Поведение Людей в такие времена понесет непредвиденных изменений.

Вероятно, поэтому так много курьезов встречается г ранних произведениях В. Винниченко. Так, сельский держиморда Самоцвет, ошарашенный угрозой неповиновения и бунта, становится на какой-то момент застраханим и покорным («Суд»), из простого и неприметного крестьянина рождается вожак («Салдатики!»).

В. Винниченко в своих произведениях показывает, что в начале XX века атмосфера общества перенасыщена ненавистью, страхом, желанием мести. И действительно, социальное возбуждение села имело признаки эмоциональной стихии, изменчивой и взрывной, поскольку заговорили-заволновались большие человеческие массы. Настроение - это эмоциональный фон, на котором происходит действие. У Винниченко оно играет немаловажную роль.

В рассказе «Салдатики!» писатель рассказывает о типичной в то время событие, связанное с подавлением крестьянского восстания. Ситуация, которая сложилась в селе после появления прокламаций, изменила его обычная жизнь: оно заволновалось, покатились слухи о том, что крестьяне встают на господ. Голодные крестьяне отбирают у помещика зерно, и для того чтобы навести порядок, к селу приближается карательный отряд, вызванный тем же помещиком. Психологически точно и ярко автор показывает главного героя этого небольшого произведения - крестьянина Явтуха, крестьянского вожака.

Винниченко убеждает читателей, что именно Явтух заслуживает лидерство. Даже портретная характеристика Явтуха свидетельствует о том: у него твердый взгляд, ясные глаза, тихий, спокойный голос. А взвешенный тон, убедительность аргументов в его обращении к солдатам свидетельствуют о природную мудрость, небай-дужість до народных страданий.

Как же случилось, что Явтух, «которого мало даже и примечали в деревне», стал в ответственную для односельчан минуту вожаком? Винниченко медленно, постепенно рисует перед нами путь этого превращения. И так же постепенно, но уверенно мы убеждаемся, что такое преобразование обусловлено самим временем.

Описывая нового лидера масс, Винниченко подает словесный и моральный поединок двух лидеров: неформального (Явтуха) и формального (офицера). Моральная победа - на стороне Явтуха, который снова использует свой аргумент: стрелять в невиновных - это грех! И мы видим, что уже и солдаты идут за этим новым, неформальным лидером, моральная сила которого - в правоте.

Развязка произведения неожиданная и для читателя, и для самих персонажей. Солдаты опустили оружие, потому что что-то сдвинулось в их сознании. Слова Явтуха дошли до их сердец. Взбешенный от ярости офицер убивает главаря, но в следующее мгновение из толпы крестьян выскакивает Николай и ломом убивает офицера.

В этой крайне напряженной ситуации в солдат с глаз словно пелена начала спадать, они задумались, видимо, свою позорную роль.

Явтух своей смертью побуждает крестьян действовать.

В рассказе «Салдатики!» писатель раскрыл психологию лидерства. Финалом произведения Винниченко подчеркивает, что лидер не принадлежит себе. В этом заключается особенность взаимоотношений лидера и массы.