Статья
ЗАДАЧА АССОЦИАТИВНОГО ХАРАКТЕРА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА
(в процессе изучения украинской литературы)
С.И. Мирошник,
заведующая учебно-методическим кабинетом украинского языка и литературы (Киевский областной институт последипломного образования педагогических кадров)
В статье проанализированы вопросы разработок заданий ассоциативного характера, тестов в психологии и методической науке. Обоснована значимость использования обозначенных задач в процессе изучения украинской литературы с целью развития творческой деятельности старшеклассника. Ключевые понятия: творческая деятельность, ассоциация, творческие работы ассоциативного характера.
Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема формирования у учащихся опыта творческой самостоятельной деятельности. Это вполне закономерная социальная потребность, поскольку обществу необходима интеллектуальная, компетентная личность, способная критически мыслить, творчески действовать, применять полученные знания в нестандартных ситуациях, неординарно решать проблемы или создавать что-то новое.
Задача формирования творческой, всесторонне развитой личности является одним из ведущих среди поставленных перед средней общеобразовательной школой в связи с модернизацией содержания образования. В "Концепции общего среднего образования (12-летняя школа)" подчеркнута необходимость развития ученика "как жизненно и социально компетентной личности, способной осуществлять самостоятельный выбор и принимать ответственные решения в разнообразных жизненных ситуациях" [1:6] и указано на значимость выработки умений практического и творческого применения приобретенных знаний школьниками [1]. Понятно, что решение этой проблемы требует принципиального изменения подходов к организации учебно-воспитательного процесса: школа должна быть ориентирована на использование разработанных образовательных технологий и методических систем (комплексов методов и приемов обучения, заданий и упражнений), которые побуждали бы учащихся к активной творческой деятельности. Собственно, на это ориентирует учителя-словесника и действующая программа по украинской литературе: "Нужно научить учащихся творчески мыслить, творчески действовать. Во время изучения литературы учитель не требует накопления знаний и умений, а разрабатывает такие методические технологии, в основе которых заложено постоянное обогащение учащихся творческим опытом, формирование механизма самоорганизации саморазвития" [2:5].
В научной литературе творчество чаще всего трактуется как "деятельность человека, направленная на созидание духовных и материальных ценностей. Деятельность, проникнутая элементами нового, совершенствования, обогащения, развития" [3:1234].
Дидактами четко определено творческий компонент содержания образования в учебно-воспитательном процессе. По мнению И.Я. Лернера, умственная деятельность учащихся имеет творческий характер, когда происходит:
- самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
- определение новой проблемы в традиционной ситуации;
- видение структуры объекта, определение его функций;
- комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности в процессе решения новой проблемы;
- создание принципиально нового метода, способа, подхода, объяснение [4:102].
Проблема формирования и развития творческой деятельности ученика в методике преподавания украинской литературы в последнее время освещалась учеными Н.И. Волошиной, Е.А. Пасечником, Б.И. Степанишиним, Г.Л. Токмань и др. Методисты считают, что реализации данного вопроса будет способствовать, в первую очередь, использование активных методов и приемов обучения, учебных занятий новых видов, внеклассная работа. Считаем, что указанные способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся следует дополнить такими, что имеют направление на развитие ассоциативного основу в процессе познания. В конце концов, этому способствует литература как учебный предмет: "Каждое произведение вызывает у читателей (в данном случае учеников) целую цепь ассоциаций, воспоминаний, мыслей, связанных с их жизненным опытом, с тем, что они видят в жизни... Художественное произведение, которое изучают в школе, можно сравнивать со снежным шаром, тянет за собой целую лавину мыслей, проблем, дискуссионных вопросов" [5:75-76].
В современной психологии существует утверждение, что ассоциативность свойственна почти всем видам познавательной деятельности - мышлению, памяти, воображению. Ассоциации трактуются как связь между отдельными нервно-психическими актами - представлениями, мыслями, чувствами, вследствие которого одно представление, чувство, образ, лицо и и др. вызывает в памяти другое [3:26]. Согласно теории рекомбинации в процессе познавательного творческого мисленнєвого поиска личность по-новому моделирует и комбинирует старые обиды, полученные с помощью ощущений, восприятий [6:1]. Эта работа осуществляется путем проб и ошибок. Для мозга человека свойственна сложная аналитико-синтезирующая деятельность, в процессе которой образуются новые временные нервные связи на основе имеющихся, то есть происходит перегруппировка ассоциаций. Ученый К.К. Платонов считает, что роль ассоциаций в мышлении любого вида (особенно наглядно-образного, наглядно-действенного) или иной познавательной поисковой деятельности является весомой [7].
Психологи также советуют использовать ассоциации с целью развития памяти [8]. Важную роль в запоминании и воспроизведении материала, по их мнению, играет рифмовки слов. В таком случае слова, которые запомнили ранее, рифмуются с другими, новыми, то есть используются как стержневые.
По методу "локи" для запоминания новых слов нужно представить место, в которое помещаем каждый образ. Затем, чтобы вспомнить список слов (фраз), необходимо мысленно пройтись по этим местам и представить образ, который они
содержат. На действенность такого метода указывал и К. Ушинский: "Учите ребенка пяти слов, и она долго будет мучиться над ними, но свяжите двадцать таких слов с картинкой, и она запомнит их блестяще" [8].
Поскольку творчество является сложным явлением, которое не сводится лишь к воображения, мышления или чувств, в ее "развертывании" происходит синтез всех названных процессов, нетрудно понять, что научная методика стоит перед необходимостью разработки технологий, которые бы имели отчетливую направленность на развитие ассоциативно-образного мышления, творчества школьников.
Ассоциативность мышления, творческого воображения, фантазии детей используются в разработках игровых методик с целью развития литературно-творческой деятельности и художественно-словесных способностей учащихся. Например, такая система заданий разработана учеными Ивано-Франковского областного института последипломного образования педагогических работников для развития практического словесного творчества учащихся [9]. В систему игровых заданий включены такие: "Поиск ассоциаций", "Создание ассоциативных цепочек", "Поиск сравнений", "Поиск вариантов окончания произведения-миниатюры", и т.д. Основным целевым назначением этой учебно-развивающей системы является формирование читательских и литературно-творческих способностей учащихся 5-11 классов и развитие способности детей к творчеству вообще. Дидактической целью этих задач является создание новых словесных конструкций (метафоризации), что достигается за счет развития ассоциативного основу творческого воображения, улучшение качественных показателей ассоциативного потока-широты, глубины, скорости, управляемости, которые являются важными для любой сферы творческой деятельности; формирование способности видеть в одном предмете (явлении, образе) признаки и функции других предметов, умение спонтанно и легко порождать фантастические образы на почве обыденных событий.
Методист К.Н. Балина предлагает собственную методику исследования жанровых особенностей, содержания, языка художественных произведений и анализа персонажей на основе ассоциативных игр [10].
Учитывая специфику литературы как школьного предмета и вида искусства, предлагаем учителям-словесникам внедрять в учебно-воспитательный процесс задачи ассоциативного характера (творческие работы). Такие письменные работы мы условно называем произведениями ассоциативного характера, поскольку в них старшеклассники излагают собственные мысли, размышления, впечатления или укладывают личные мысленные образы, этюды, зарисовки, монологи и т.д., которые являются ассоциациями на определенный литературный образ, произведение, отрывок из него.
Целенаправленное использование в процессе обучения таких задач, по нашему мнению, поможет развить у каждого школьника нестандартность мышления, творческие дарования, сориентирует старшеклассника на поиск новых идей, фактов, образов, то есть, способствовать творческому самостоятельному становлению старшеклассника.
Несколько подобная практика описана в руководстве Б.И. Степанишина, когда ученики писали сочинения-размышления сразу после прочтения художественного произведения, не знакомясь с отзывами литературной критики о нем [11]. В таких творческих работах школьники высказывали собственные мысли, размышления, выводы, вызванные литературным произведением.
Ассоциативный сочинение-зарисовка по отрывку из художественного произведения
Цель: развивать ассоциативное основу мышления, воображения, формировать умения и навыки творческой деятельности.
Школьникам предлагается вниманию избран учителем отрывок из произведения, который имеет важное значение в содержании произведения: образ-символ, реплика, монолог-размышление или слова-характеристика, раскрывающие идейную нагрузку художественного произведения, сущность характера или действий персонажа, выражения идейно-эстетического идеала художника и т.д. Нужно за определенное время создать произведение-образ, который является ассоциацией на услышанное, выразить собственные мысли и чувства, которые вызвал отрывок из произведения. Довольно часто в собственных доработках школьники совмещают эти два вида работы: создавая собственный образ, они дополняют произведение размышлениями, суждениями о нем или наоборот.
Ярким образцом отрывке из произведения, что способствует образованию у старшеклассников ассоциативных образов, "картинок", "зарисовок" размышлений есть, для примера, описание собора в романе Олеся Гончара "Собор" образ Марии, которая работает на поле (по повести В. Самчука "Мария"). Стоит использовать именно в этом плане много "зарисовок" из повести М. Коцюбинского "Тени забытых предков" отрывки из романа в новеллах Ю. Яновского "Всадники". Такой вид работы поможет, по нашему мнению, не только развить самостоятельную творческую деятельность школьников, но и глубже проникнуть в идейный замысел писателя, раскрыть характер или особенности определенного персонажа, его мировоззрения, значимость в произведении, то есть, способствовать полноценной литературном образовании.
Ассоциативный произведение "Продолжение художественного произведения"
Цель: развивать и расширять ассоциативное основу творческого воображения, фантазии, формировать умения и навыки укладки собственного видения развертывания сюжета, развития образа и т.д.
В процессе композиционного анализа художественного произведения учащимся предлагается на определенном этапе остановиться, "забыть", как развиваются события в произведении далее, и "нарисовать" собственно продолжение сюжета. Такую "остановку", например, можно сделать, прорабатывая содержание романа Панаса Мирного "Разве ревут волы, как ясли полные" перед встречей Корточках Варениченка с барским сторожем, когда главный персонаж впервые совершил большой грех, изливая обиду и ненависть к существующему строю в убийство ни в чем невиновного человека. Страшно и от того, что собственный поступок не вызвал никакого осуждения совершенного в душе Корточках, даже горьких размышлений. Поэтому, по нашему мнению, перед упомянутым отрывком из произведения следует предложить детям составить собственное видение дальнейших событий, не меняя измерение произведения. Считаем, что этот вид работы не только способствовать реализации творческой самостоятельной деятельности учащихся, а поможет им задуматься над проблемами, которые сформировали характер главного персонажа, лежат в основе его поведения и позволит им задуматься, пересмотреть свои поступки, выработанный стиль общения с окружающими.
Ассоциативный произведение-образ "Создание образа"
Цель: развивать воображение, способность спонтанно и легко вырисовывать новые художественные образы, формировать умения и навыки творческой деятельности.
Во время анализа художественного произведения, в котором имеются яркие или символические образы, можно предложить старшеклассникам создать собственный образ личности, природы и т.д. Скажем, с этой целью можно использовать отрывок из автобиографической повести В. Довженко "Зачарованная Десна" с описанием реки детства писателя и поставить задачу написать собственный образ реки (в художественном стиле), что является близкой каждому из учеников, а изображения В. Гончаром родной Г. Баглаю улицы является толчком к ученических сочинений "Улица моего детства (юности)" и т.д. Анализируя поэзию Д. Павлычко "Когда мы шли вдвоем с тобой", целесообразно предложить оды-надцятикласникам описать образ собственной любви (в поэтической или прозе форме) или картинку личной встречи с любимым человеком.
Часто, создавая тот или иной образ, ученики прибегают к ассоциациям памяти, переосмысливая услышанное или увиденное ранее, создавая на его основе новый образ. Толчком к этому является внимательная, вдумчивая работа учащихся с содержанием произведения, удачно подобранный и выразительно продекламировано отрывок из прозаического произведения или лирическое произведение, что вызывает такие ассоциативные воспоминания, мысли, чувства. Это не является случайностью, поскольку, как отметил И.Я. Франко в трактате "Из секретов поэтического творчества", художественная литература за богатство языка и смысловых образов может вызвать безгранично большое количество и разнородность зворушень, большую, чем произведение любого другого вида искусства.
Ассоциативный импрессионистический сочинение "Описание эмоционального состояния персонажа"
Цель: развивать образное мышление, умение адекватно выражать эмоциональное состояние, переживаемое персонажем, его мысли, размышления, чувства; формировать творческую деятельность.
Для выполнения задания этого вида ученикам предлагается определенный отрывок из произведения, где автор довольно кратко описал внутреннее состояние персонажа или вообще выпустил это из поля зрения. Такое задание можно использовать, анализируя образ Ивана Искры, когда он молнией летел к Бы. Хмельницкого после решения суда в г. Полтаве о казни Маруси Чурай, дополнив, развернув его мнению, для более глубокого понимания идейного нагрузки романа Ю. Яновского "Всадники" мысленные размышления старой Половчихи на берегу разбушевавшегося моря. Этот вид деятельности будет способствовать более глубокому проникновению старшеклассника во внутренний мир персонажа художественного произведения, пониманию его поступков.
По утверждению психологов, традиционная детская игра как вид творческой деятельности не исчезает, как таковая. В старшем возрасте она приобретает другую форму, воплощаясь в художественно-словесном творчестве. Практика свидетельствует, что старшеклассники занимают активную позицию при написании сочинений ассоциативного характера. Внедрение таких задач, на наш взгляд, не только помогает формированию творческой самостоятельной деятельности учащихся, но и раскрывает их таланты, развивает умение чувствовать силу слова, работать с ним. Одновременно это способствует развитию их образного мышления, устраняет опасность штампов, клише.
1. Концепция общего среднего образования (12-летняя школа) // Информационный сборник Министерства образования и науки Украины. - 2000. - №2. - С. 3-22.
2. Программы для общеобразовательных учебных заведений с украинским и русским языками обучения. Украинская литература. 5-11 классы. - К.: Школьный мир, 2001. - 156 с.
3. Большой толковый словарь современного украинского языка / Составитель и гл. ред. В.Т.Бусел. - К.: Ирпень: Перун, 2001. - 1440 с.
4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
5. Недилько В.Я. Методика преподавания украинской литературы в средней школе. - К.: Высшая школа, 1978. - 247 с.
6. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политизат, 1990. - 494 с.
7. Платонов К.К. Занимательная психология. - С.-П.: Питер, 1997. - 284 с.
8. Дубравська Д.М. Основы психологии: Учеб. пособие. - Львов: Мир, 2001.-280 с.
9. Юрченко З.В. Игровые методики развития художественно-словесных способностей учащихся 5-11 классов / Практическая психология и социальная работа. - 2000. - №2. - С. 9-13.
10. Балина К.Н. Художественное произведение сквозь призму ассоциаций // Актуальные проблемы научно-методического обеспечения преподавания зарубежной литературы в учебных заведениях Украины: Сборник материалов конференции / под ред. Ю.И. Ковбасенко. - К., 2001. - С. 9-14.
11. Степанишин Б.И. Преподавания украинской литературы в школе. - К.: РВу Проза, 1995. - 254 с.
|
|