Статья
Николай Зеров
ОБРАЗЫ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СОНЕТАХ М. ЗЕРОВА
В.И. Башманівський,
старший преподаватель (Житомирский педуниверситет)
В статье рассматриваются образы античной литературы в сонетах М. Зерова
М. Зеров всегда интересовался античностью, понимал глубинную суть древней культуры. Этот интерес прослеживается еще во времена его учебы в гимназии и университете. И не удивительно, что в творчестве поэта-неоклассика в 20-30-х годах постоянно появляются образы и мотивы древней эпохи. Ученый не только удачно использовал древние образные схемы, он наполнял их особым, современным звучанием, что дает возможность и сейчас проводить параллели между героями древней Греции и Рима с поетовими современниками. Это говорит о доминирующей роли античности в творческих студиях Г. Зерова, о масштабности его литературных предпочтений.
Неокласик отстаивал позиции гармоничного сочетания лучших образцов античной культуры с национальной. Поэтому в оригинальном творчестве поэта наблюдаем синтез украинской классики античной. М. Зеров постоянно подчеркивал особую миссию древней культуры в процессе строительства новой украинской. Неокласик доказывал большие возможности классической литературы, что была серьезной школой в процессе культурного роста как мировой, так и украинской интеллигенции. Интересной является мысль О. Гальчук о самое существенное риса концепции античности М. Зерова: "Это толкование античности как метафоры культурных традиций и классики вообще, обращение к которой является своеобразной формулой решения проблемы взаимодействия традиций и инноваций в культурном процессе"[1:30]. Действительно, прослідковуючи проблемы сочетания литературных традиций и новых предпочтений, мы можем воссоздать колорит художественных поисков 20-30-х годов, активным участником которых был М. Зеров. Вопросы становления новой литературы побудило неоклассика заниматься литературно-критической деятельностью. В диспутах на тему развития литературы античность, с ее высокохудожественными достижениями, была одним из главных аргументов деятеля украинской культуры. Используя античные образы, писатель доказывал мысль о неразрывности творческих поисков прошлого и современного. Подтверждением этого является целая группа произведений М. Зерова, в которых можем проследить гармоничное сочетание образов прошлого с современными переживаниями лирического героя. Достижения древнегреческой культуры помогают автору решать проблемы современности, дарят поэту вдохновение и силу в творческих поисках. Показательным является сонет "Партенит". В этом произведении неокласик сочетает античные образы и реминисценции с крымскими картинами. Через зрительные образы М. Зеров рисует неповторимую сооружение античной эпохи - храм девы Артемиды. Художник представляет мнение о неразрывности связей между прошлым и современным. Подтверждением этому служат как материальные ценности (храм Артемиды - богини охоты), так и духовные, созданные воображением литератора, - герои древнегреческих мифов, будто снова оживают:
Они живые, чудеса Архіпелага -
Орестов ужас, Піладова доблесть
И смертный Ифигении привет [2:23].
Или же:
И долго еще, купаясь в море,
Поэты увижатимуть в пространстве
Ахейских весла и низкие лодки [ 2:23].
Наверное, недаром М. Зеров обращает внимание на храм Артемиды. Ведь исследуя античность, а особенно VІІ-VІ ст. до н.э., время, когда на побережье Черного моря возникают эллинские поселения, он, возможно, именно там искал суголосся своим мыслям. И храм, воздвигнутый в честь Артемиды, был ключом к пониманию общественной жизни. Так, Артемида была богиней охоты, но и воплощением девичьей чистоты и помощницей женщин во время родов. Возможно, и неокласик, обращая внимание современников на исторические обиды, ждал от них понимания, чистоты и порядочности как в литературной, так и общественной работе.
М. Зерову в одном сонете удалось подать фрагменты вековой истории развития эллинской культуры: фразой "И смертный Ифигении привет" [2:23] автор еще раз доказывает богатство мифов древней Греции. Вспоминает поэт имя дочери царя Агамемнона, которую он принес в жертву богине Артемиде ради Троянского похода (поэт раскрывает разноплановость образных систем). О мести за убийство невинной сестры напоминают слова "Орестов ужас" [2:23]. Используя эти образы, поэт проходит со своими героями процесс своеобразного духовного очищения от идеологической грязи, в который М. Зерова пыталась затоптать ортодоксальная критика. А отсюда, возможно, и античные герои, чьи поступки и ныне часто остаются непонятными, а нередко и неприемлемыми для современного читателя.
Однако культура прошлого - это нераскрытая тайна, которую могут выяснить и исследовать только настоящие романтики. Только в их богатом воображении виринатимуть "Ахейских весла и низкие лодки" [2:23], образы-символы, способные дарить настоящим художникам вдохновение и силу в противостоянии оппонентам, что отвечать на их певучие сны: "Сквозь зубы тисненым: "Трубадуры!.."[2:23].
Создавая новые сюжеты, Г. Зерову удавалось наполнять их живыми образными системами, что несли в себе весь потенциал эстетической и общественной мысли. Переосмысливая античность, писатель тонко чувствует современность. Знание латыни и античной культуры помогало М. Зерову в выработке творческих средств, способствовали большим возможностям в воспроизводстве собственных мыслей и чувств. В творческом потенциале поэта ощутимый большой запас традиционных образов и форм, взятых из античной культуры: Артемида, Орест, Ифигения, Пилад, или же "древняя греческая сага", "партенит", "ахейских весла" и т.д. Античная мифология, даря М. Зерову целое гроно "вечных образов", способствует в воспроизведении тонкостей эмоционального состояния, что, в свою очередь, освещают сущность лірич-ного героя.
Образы античных, в частности греческих мифов в творчестве М. Зерова, подвергаются некоторой трансформации. Для поэта античные мифологические герои были линзой, сквозь которую неокласик отслеживал современность. Подтверждением этой мысли может служить цикл сонетов, названных автором "Мотивы "Одиссеи". В этих произведениях, написанных по мотивам Го-мерової "Одиссеи", наблюдаем синтез образных систем античности и современности. Так, относительно стихов "Лотофаги" (Одиссея, IX, 82-104) и "Лестригоны" (Одиссея, Х, 80-134) Николай Зеров отмечал: "Стихи, которые я в свое время мало кому и читал. Наши критики могут усмотреть в первой аналогию принудительной украинизации, а во второй под лестригонами увидеть себя самих" [2:802].
Благодаря авторским комментариям четко и определенно выделяется культурно-историческое и историко-литературное значение использованных в оригинальной поэзии мифологических сюжетов и образов. Взгляд художника на античность лишен романтической идеализации. М. Зеров часто подчеркивает характерные особенности общественного строя той поры. Это в очередной раз демонстрирует желание поэта доказать неразрывность прошлого и современного.
Античность поэт воспринимает как целостное, но неоднородное явление. Обращаясь к античности, М. Зеров пропагандировал культурные достижения той эпохи. Так, прославляя, с одной стороны, мифологическую базу античности, поэт подчеркивал и на темных страницах той эпохи. Сонет "Oi triakonta" воспроизводит все ужасы господства "тридцати тиранов".
И наряду с этим наблюдаем четкие параллели между эпохами античности и современной поэту событиями, связанными с приходом новой идеологии. Поэт в поисках ответа на вопрос обращается к античности:
А мы? Где же заступ нам на нашу гич,
И тяпка на сорняк, и счет на раны?
Детская слепота? Сократів бич?
Или невтишимий смех Аристофана? [2:62].
Неурядицы демонстрируются через выразительные образы: гич, сорняк, раны. Они возвышаются до уровня символов. Благодаря им происходит мощное воздействие на сознание реципиента. Усилению влияния служит группа вопросительных предложений с использованием имен художников античности, чьи фигуры стали этапными в развитии мировой культуры.
Древнегреческие мотивы наполняют поэзию М. Зерова особыми, неповторимыми картинами. Обратить внимание, на наш взгляд, уместно на сонет "Александрия". В первом катрене возникает удивительный мир, что ждет путешественника:
Угасает день, и море вечереет,
Пасатий ветер нам в парус рвет,
И черный корабль спешит - плывет
В портовых огнів Александрии [2:60].
Пейзажная зарисовка представляет место и время действия произведения. Эпитет "пасатий ветер" дополняет красочность морской картины. А местоимение "нам" приближает реципиента к основополагающей глубины авторской мысли. Каждая строка произведения целенаправленно проектирует процесс роста психологических переживаний, связанных с возвращением к родным берегам. Метафора "парус рвет" воспроизводит не только безудержность желаний лирического героя, но и нетерпение и волнение. Интересным, на наш взгляд, является образ корабля, который благодаря эпитету "черный" и предыдущем содержания приобретает символическое значение. Ведь его можно трактовать как символ дальних морских походов, от которых древесина, которая служила материалом для строительства корабля, почернела, а также усталость мореплавателей. В то же время можем интерпретировать этот образ как составляющую удивительной пейзажной зарисовки, подаренной вечерняя порой. Следующая строка является логическим завершением этой картины, когда береговая линия уже покрыта мраком ночи, а море еще некоторое время відсвічуватиме остатками солнечного дня. Этот момент и запечатлел в строках сонета М. Зеров, показав с одной стороны "черный корабль", с другой - "портовые огни Александрии".
Весь микромир, окружающий художника, находится в ожидании чуда, которое должно появиться за считанные минуты. И уже следующий катрен будто взрывается вот тем волшебным, античным миром:
Вон в полумраке большой город мечтает,
Дрожит и дышит, словно живое [2:60].
Именно таким предстает город мифов, легенд, образов-героев. И не удивительно, что, вималювавши его в своем воображении, поэт не в силах сдержать захватывающие возгласы:
О сердце мира, муз жилье новое,
Наш Геліконе, наша Пієріє! [2:60].
Так, считает М. Зеров, приветствовали город древнегреческие мореплаватели, после длительных скитаний возвращались домой. Таким перед ними стоял древний маяк на острове Форос и открывался перед глазами Гептастадіємський мл.
Однако чувства человека, которая вернулась на родную землю, не мешают поэту видеть реальность, и он, уже в который раз, выступает строгим аналитиком прошлой и современной ему поры. Неокласик не пытается идеализировать античность. Он воспринимает и трактует прошлое с позиций исторической перспективы культурных и технических ценностей, часто в мире античности находя истоки современных проблемных вопросов.
Образцовым из этой группы произведений является, на наш взгляд, сонетоїд "Аристарх", в котором М. Зеров рисует реальную картину литературных баталий, прозрачно и точно, через античные образы, представляя реальность своего времени. Так, угодные идеологической системе художественные поиски современников неокласик трактует как "торжище идей", а носителей красной идеи, которые внедряли политические призывы в литературе, изображает как "александрийских муз потомков и по-последствий". Используя глагол "роились", Г. Зеров насмехается над их погони за сиюминутной литературной модой, отстаивая деидеологизацию литературной жизни с проекцией на настоящую, проверенную веками, творческую работу, определяет настоящие литературные ориентиры:
И был один уголок, где их неутомимый шум
Бессильно затихал: одинокий кабинет,
Где мудрый Аристарх, филолог и эстет,
Для новых поколений, в насмешку дерзкой моде,
Вникал в текст Гомеровых рапсодий [2:82].
Нетрудно почувствовать симпатии М. Зерова к взвешенной и мудрой поведения Арістарха, который, будучи непонятным для современников, создавал для будущих поколений. Должны отметить целый ряд черт, которые являются общими для этих двух художников: а) уважение к выверенных временем достижений литературы; б) ощущение и понимание справедливости собственных взглядов; в) непонимание, а то и непризнание обществом их таланта; г) игнорирование требований относительно фанфарної творчества.
Древнегреческие мотивы в творчестве М. Зерова указывают не только на глубину его знаний, но и подводят к выводу о роль и значение классической культуры в особом, зеровському способе мышления.. Древняя Греция с ее миром мифов и легенд находит в творчестве М. Зерова наиболее важное функциональное применение. Стоит отметить мастерское использование древнегреческих мотивов и образов в цикле "Мотивы", "Одиссей", "Александрийские стихи" и т.д. Античная тема утвердилась в поэзии художника только благодаря неослабевающем интереса к истории и культуре Греции.
Исследуя образцы художественного совершенства, М. Зеров открыл для себя античную культуру, что выделяется своей глубиной, красотой и неповторимостью. Неокласик искал и находил в этой литературе ответы на собственные вопросы, а мифологические образы нередко становились художественной основой для изображения украинского жизнь 20-30-х годов ХХ века. Используя в своих произведениях античные духовные идеалы, Г. Зеров пытался способствовать формированию мировоззрения молодого поколения украинских литераторов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гальчук О. Мир античности в рецепции Николая Зерова // Вестник Кису, выпуск 3.-К., 1999. - С.29-41.
2. Зеров М. Произведения: В 2 т.-К.: Днепр, 1990. - Т.1.: Поэзии. Переводы / Упорядн. Г.П. Кочур, Д.В. Павлычко. - К.: Днепр, 1990. - 843 с.
|
|