Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЛЕСЯ УКРАИНКА
СИМВОЛИКА ЦВЕТА В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕСИ УКРАИНКИ

А.П. Шегеда,

студентка (Житомирский педуниверситет)

В статье говорится о цветовой символике в творчестве Леси Украинки. Автор показывает способность цветов

эволюционировать и вызывать ассоциации.

Поэзия Леси Украинки насыщена красками и различными их оттенками. Среди всего этого богатства Лесиной палитры доминирует несколько цветов: красный, черный, золотой, чаще, чем другие, также встречается белый. Случайно ли это?

Как известно, “в художественном произведении цвет функционирует уже не как непосредственная природная данность, объективно-означальна реалия, а как одна из поэтических категорий, что приобретает определенного идейно-эстетического значения”[2:142]. То есть, символическим цвет становится тогда, когда приобретает такой же, как и символ, способности косвенно указывать на сущность какого-либо явления, когда красное - это не только закат или роза, но и риск, борьба, стремительность, жажда, энергия ...

А.Ф. Лосев видел сущность символа в том, что он, в отличие от метафоры, может вызвать у читателя длинный ряд ассоциаций, тогда как метафора является самодостаточной для ее понимания:

“И если метафора есть самодовлеющая действительность, а тип эту действительность адекватно отражает и спустя обобщает, то символ в прямом смысле вообще не говорит ни о какой действительности, а только намекает на нее, только создает условия для ее понимания, только есть функция действительности, подлежащая разложению в бесконечный ряд, и только в результате этого разложения указывает нам на то или иное приближение не явно данных вещей к их явной данной...” [4:158].

Таким образом, цвет, появляясь рядом с конкретным образом, органично вливается в него, семантически дополняет его. Если же этот образ символичен, то, понятно, что и цвет приобретает символической семантики, сам становится символом, намеком на что-то. На что именно косвенно указывать цвет-символ, зависит уже от авторского замысла. Поэтому один и тот же цвет может иметь разное символическое значение в разных произведениях одного писателя. Цвет, если в нем сохранены качестве символа, рождает свое ассоциативное поле с собственной семантикой, которое определено контекстом, ходом событий в тексте.

В стихотворении Леси Украинки “В небе месяц зіходить смутное...” выведено символический образ красного лунного луча:

В небе месяц зіходить смутное, Между облаками вид свой прячет, Его луч красный, смутное Вне облаками светит-горит [3:36].

То, что лунный луч красный, привлекает внимание читателя, ведь в природе такого окраса в лучей луны нет. Уже сама необычность такого художественного обозначения (красный) для месячного указывает на то, что это - условное определение скрывает в себе элемент символического. Что же символизирует цвет? Для чего необычность определение?

Красный цвет в поэзии Леси Украинки часто выступает определением к различным предметам и явлениям действительности. Чаще всего читателю встречаются символические образы красных, или кровавых, осенних роз, багряного золота, багровых цветов, аленького искры... Иногда красный сочетается в контексте с черным.

Относительно строк из поэзии, то в их контексте красный цвет имеет такое значение: страстный, тот, что хочет пробиться сквозь преграды, это - стремление, борьба, вызов, противостояние... Ряд ассоциаций, которые вызывает красный цвет в данном контексте, можно продолжить. Эти строки стихотворения Леси Украинки можно было бы понять и буквально, как описание ночного неба, ночи вообще, и тогда это был бы просто пейзаж, все вроде было бы понятно... Кроме, опять-таки, “красного луча” месяца. Почему он красный? Почему не бледный, не белый, не серебряный?.. Это загадка, которую читатель должен отгадать. Поскольку в природе не существует красного лунного света, то, скорее всего, речь идет не о природном явлении.

О чем же?

Далее в этой поэзии Леся Украинка выводит образ ясной звезды с гордым лучами, которая не повинуется ночной темноте, которую ничто не пугает, но...

Гордый луч в той зари, И в нем тоска пылает огненная... <...> того, что одинокая она По безмірнім пространстве бродит? [3:37].

Такая персонификация наталкивает на мысль, что заря - это человек или человеческая натура, гордая, неодолимая, бесстрашная и в то же время одинокая. Это могут быть также гордые надежды и мечты, мысли, стремления... Звезда - это символ.

А красный луч месяца?

Это - символ души, которым не суждено было осуществиться, стремлений, которые разжигают жажду, несут беспокойство, которым, увы, не устоять против силы ночной тьмы - лжи, подлости, равнодушия, испытаний судьбы. Красный луч - это нечто, что имеет две противоположные сущности - борьба, энергия и сила, противостояние и стремление, но и бессилие, неспособность устоять, уныние и печаль.

Теперь понятно, почему месяц грустный: потому что не может его луч одолеть туман, пробиться сквозь облака (также символический образ). Лунный луч печальный и красный. Красный, потому что именно этот цвет вызывает ассоциации с чем-то страстным, стремительным, непокорным. Сам собой красный цвет может вызвать множество ассоциаций, активизировать то, что уже есть в подсознании читателя и связано определенным образом с восприятием именно этого цвета. Но появление красного в контексте несколько конкретизирует цвет-символ, направляя поток ассоциаций читателя в определенное русло, очерчивая, таким образом, семантическое поле цвета-символа. Так появление слова “грустный” словно подчеркивает границы семантического поля цвета-символа: красный и грустный - тот, что стремится, но не достигает цели; то, что борется, но еще не может победить; то, что противостоит, но не долго.

Понятно, что создание художественного образа, в частности символического, происходит на уровне подсознания. Нельзя сказать, что художник нарочно придумывает внешнюю форму символа. Она “подсказана” подсознанием. Понимание символа читателем, очевидно, происходит последовательно: сначала через восприятие символа на подсознательном (интуитивном) уровне благодаря появлению ряда ассоциаций ряда, а затем - через “дешифровки” символа благодаря осознанию содержания этих ассоциаций, их связи с явлением или предметом действительности. Относительно загадочности, которая присуща авангарда, А.М. Макаров пишет так:

“Эстетика авангарда - это в основном эстетика тайного, незнакомого, интригующе загадочного. <...> Это своеобразная эстетика познания. <...> Всякая таинственность заставляет активно думать и переживать” [5:275].

Необычное всегда волнует, не оставляет равнодушным, заинтересовывает читателя. Так происходит с необычным эпитетом “красный” в стихи Леси Украинки. А для символистов и неоромантиків, как известно, главным было взволновать читателя любыми средствами. Главным, однако, была форма. Необычность формы позволяла поэтам достичь своей цели - взволновать.

Сама же Леся Украинка с иронией написала об этом в юмореске “Музыкальные химеры”: Нет, музо, любой гречненька, остроумная, аккуратненький, а о сюжете зря, не надо нам ига! Нам надо лишь настроения, мы очаруєм игрой оттенков, красок и слов [3:270]. Итак, выделено три признака цвета-символа:

1) способность, как и символ, косвенно указывать на сущность определенного явления, вызывая ряд ассоциаций, связанных с определяемым явлением;

2) возможность необычного сочетания цвета с образом-символом и благодаря этому привлекать внимание читателя до символического образа;

3) наличие собственного семантического поля, которое определено контекстом.
Цвет-символ способен эволюционировать, переходя в другой контекст.

“Символика цвета, переходя из одного художественного произведения в другое, постоянно эволюционирует” [2: 143].

Явление эволюции значение цвета-символа имеющееся и в поэзии Леси Украинки.

Красный цвет в некоторых стихах заменяется более красноречивым - “кровавым”. В поэзии “Воспоминание из Евпатории” кровавый - лишь оттенок красного, но семантика цвета-символа теперь другая, измененная кольористична деталь.

От огней стражей две дороги на море встретились

Полоса мертво-зеленый и кроваво-красное знамя [3:232].

В этих строках два цвета с оттенками, которые сами по себе достаточно выразительные, говорящие. Но полностью раскрыть их символику можно только благодаря, опять же, контекста.

В начале стихотворения вимальовано морской пейзаж, море перед штормом. Крадутся волны, чернеет небо, нависли черные тучи. Все как будто притаилось, только где-не-где, словно предсмертным последним приветом, говорит заря до зари [3:232]. И вот - две полосы света: мертво-зеленый и кроваво-красная. До их появления все было черное, серое, темное, мрачное... Непогода, приближение шторма, чего-то страшного, таинственного, неизвестного и страшного. Появление еще двух цветов настраивает уже по другому, но то настроение, которое придают поэзии предыдущие строки, не исчезает; то

напряжение, что было вызвано первыми строками, еще больше нарастает благодаря приведенным выше двум строкам. Вражеская таинственность начале стиха становится теперь действительно враждебной и угрожающей, ведь мертво-зеленый - это уже наверное что смерть, и, может, еще что-то... Что? Чего ждать? Кроваво-красный - это уже кровь... Какая? Жертвенная? А может от убийства? Или от самоубийства? Ассоциации со смертью, кровью вызваны лишь оттенками цветов-символов. А что же сами цвета? Ждем поэзию дальше - и становится понятным значение цветов-символов.

Мертвенно-зеленое - мертвые чувства, волновали душу лирического героя когда-то; то, что когда-то зеленело и жилье, давало жизнь. Теперь этого нет:

Где то всеподілось, что тогда нам мрілось,- ясное, торжественное? [2:233]

Было - и нет...

Светилась на волнах кроваво-красная знамя - предсказательница битвы, неизбежного соревнования со страшной силой, предвестница боли, плача и печали.

Кроваво-красный цвет в этом стихотворении Леси Украинки - это символ неизбежных жизненных соревнований, неизбежных ударов судьбы, беспокойства, невыдержанности, то, что идет напролом, уничтожая все, что становится на пути как препятствие. Что окажется вседолаючою силой? Чувства лирического героя или “шторм”, что хочет уничтожить все? Этот цвет - предупреждение о том, что может принести буря на море. Такая буря произошла в жизни лирического героя. Теперь он вспоминает это, глядя на полосу света в бурных водах, “на эту черную бездну “ и море, в котором “что-то черное и зле3....” Последние же строки стихотворения словно заканчивают ряд ассоциаций, вызванных образами поэзии, цветами-символами в частности. То черное, что усугубило все вокруг - это угроза, опасность. Бездна и мертвая тишина - то опустошенная бурями и истощена противостоянием этим бурям душа, а две полосы света - воспоминания, оставленные в сердце, мысли и чувства лирического героя, вызванные болью за то, что произошло когда-то.

Я смотрю на эту черную бездну. Где то спит моя думонька, где? Где бы не спала, навеки пришлась, Так, как любэ жизни молодое!...[3:233].

Ассоциативное поле цветовых символов Леси Украинки достаточно широкое, что свидетельствует о высоком уровне мастерства поэтессы. В то же время, при всей своей ассоциативной широте, цвет-символ не выходит за пределы определенного семантического поля, подчеркивая означаемое явление или предмет, давая характеристику обозначаемому.

Символика цвета способна эволюционировать, переходя в другой контекст. Например, багряный вмещает в своем семантическом поле, в зависимости от контекста, то радость и счастье [3:215], то тоску, скорбь, грусть [3:208], то энергию, стремление, победоносную борьбу [3:261]. Но, несмотря на такую полярность значений, багряный - это всегда что-то торжественное и величественное. Таким образом, семантика цвета меняется, но не полностью; существует семантическая доминанта для каждого цвета - одно или несколько значений цвета-символа, которые остаются неизменными.

В Лесиних произведениях много красного, багрового, кровавого частности. “ты не хотел меня взять...” [3:208], “Цветков, цветков, как можно больше цветов...” [3:203], “Ты хотел бы цветков на моей дороге?” [3:213] - это стихи, в которых сочетаются образы-символы цветы и кровь. Цветы - символ человеческих чувств, пылких, страстных, кровь - символ боли, душевных ран. Символический образ цветов, сочетаясь с другим цветом в других стихах Леси Украинки, приобретает иной семантики.

Итак, в семантическом поле цвета-символа имеется семантическая доминанта.

Насыщенность поэтических произведений Леси Украинки красным (после проникновения в сущность этого цвета-символа) позволяет сделать вывод о том, что поэзия Леси Украинки - это поэзия надежд, стремлений, противостояния и борьбы; она полна страстных чувств, иногда грусти, иногда радости, но все эти переживания сопровождаются стремлением к чему-то высокого, величественного.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Литературоведческий словарь-справочник /Ред.Гром'як Р.Т., Кузнецов Ю.И., Терешко В.И.- К.: ВЦ “Акаде-мия".- 1997.- 752 с.

2. Кульчинская М.Поетика цвета в романах Василия Барки // Актуальные проблемы современной филологии. Літературознавство.Збірник научных праць.Випуск VII.- РГГУ.- 1997.- С.141-152.

3. Леся Українка.Твори в 2-х т.-Т.1.- К.: Наукова думка, 1986.- 608 с.

4. Лосев А.Ф.Проблема символа и реалистическое искусство.- М.: Искусство.- 1986.- 367 с.

5. Макаров А.М. Пять етюдів.Підсвідомість и искусство: Очерки по психологии творчества.- К.: Советский писатель.- 1990.- 285 с.