Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Тарас Шевченко и Кировоградщина




Вступление
 
Шевченко - истинно народный поэт. Всю свою жизнь он служил народу, и никогда от него не отходил, никогда о нем не забывал. И никогда своего украинского мировоззрения не менял. За то, что Шевченко всю свою жизнь верно служил своему обездоленому народу; за то, что всю жизнь верно и горячо любил свою Украину - широкополую и безталанну, Бог и народ полно сохранили память о нем между нами светлой и незабываемой.

Фигура великана Шевченко растет в нашем сознании и в глазах культурного мира из года в год.

Тараса Шевченко понимаем настолько, насколько понимаем себя - свое время и Украину в нем. Он сам приходит в наш день. Но и мы должны идти в его время. Только так между нами и им будет глубже взаимопонимание.

Кировоградщина не относится к тех нескольких в Украине регионов, куда Тарас Шевченко планировал свои приезды из далекой северной столицы России. В нашем благословеннім степовім крае он не писал стихов, не рисовал, не оставил каких-то творческих следов. А события его многочисленных произведений разворачивались на границе нынешней Кировоградщины. Поэтому вполне естественен интерес к мельчайшим деталям, что связывают имя Тараса Шевченко с нашим краем.

Пребывания Тараса Григорьевича Шевченко в нашем крае мы, прежде всего, связываем с известным фактом, что парнем Тарас Григорьевич с отцом где-то в 1823 -1824 годах чумаковал нашим степью.

Рассмотрим русскоязычное издание произведения «Наймичка». Сам великий Кобзарь пишет:

«Во время самой нежной моей юности (мне тогда было 13 лет) я чумаковал тогда с покойником отцом.

Выезжали мы из Гуляйполя, я сидел на возе и смотрел на Новомиргород, лежащий в долине, и на степь...

...Смотрю - опять степь, степь широкая, беспредельная, только чуть мреет вдали что-то похожее на лесок.

Я спрашиваю у отца, что это видно? -Девятая рота, - отвечает он мне. Но для меня этого не довольно. Я думаю, что это - 9-я рота? Степь и все степь...»

9-ая рота. Действительно, что это такое? В этих краях в Аракчеєвські времена были военные поселения, которые имели свои порядковые номера:8,9 .10 рта. В них солдат обучали военному делу . Гуляйполе позже было переименовано в Златополь, долгое время городок был районным центром. Сейчас входит в состав Новомиргорода.

   

В молодой поэтической души парня в пору этой, как он сам говорил, «самой нежной молодости» впервые шелохнулись новые, неведомые чувства - чувства космические, то особое состояние души, когда хочется обнять глазом души целость мира, во времени и пространстве». «В степи ночь ясная, лунная, тихая, волшебная ночь! На степи ничто не шелохнется, ни малейшего движения - только, когда проедешь мимо могилу, на могиле опилки словно шевелится, и тебе чего-то страшно делается» - так вспоминал он свои степные впечатление. Бесконечность степного пейзажа рисовал потом такой, какой ее видел:

«Кругом - степь, как море

Широкое, синеет

За могилой могила,

А там - только мечтает...

Бывал Тарас Григорьевич Шевченко и в нашем городе, бывшем Елисаветграде.

Об этом в «Наймичці» далее читаем:

-А вот и Елисавет! - сказал отец.

-Где? - спросил я.

-Вон на горе циганские шатры белеют.

К половине дня мы приехали в Грузовику, а на другой день поутру уже в самый Елисавет»

«Грустно мне! Печально мне вспоминать теперь мою молодость, мою юность, мое детство беззаботное! Грустно мне вспоминать теперь то степи широкие, беспредельные, которые я тогда видел и которых уже не увижу никогда» (Т.Шевченко.

Полное собрание сочинений в 12 томах, т.3, стр. 117).

Речь идет о Елисаветград и некоторые села нашей области.

Этот отрывок старательно анализируют наши кировоградские исследователи. Отрицают правильность биографических данных Шевченко (то, что проходило это путешествие, когда ему было 13 лет) Владимир Кобзарь и Юрий Матов ос в статье «млечный валкой» (Порог, 1992 г. №2).

Они посчитали, что это за Шевченко данным произошло в 1827 г. Но Тарас чумаковал с отцом, а он «умер еще в марте 1825 г. Поэтому пойти с ним в последний раз в чумачку Тарас мог не позже 1824 г. в десятилетнем возрасте. Авторы объясняют это несоответствие тем, что именно тринадцать лет стали для поэта символом детства. «Вспомним хотя бы:»Мені тринадцятий минало, я пас ягнята за селом...»

Млечный путь, по которому путешествовали Шевченки, совпадает с современной дорогой, пролегающей через Златополь, Новомиргород, Каниж, Володимирівку, Грузское, Кировоград.

Еще одно название - «Девятая рота» уже отошло в небытие.

В статье «Первое путешествие поэта» («Вечерняя газета»,07.03.2001 г.) Юрий Матов ос указывает на « географическую» неточность упоминания: «...и реку, на которой расположен Новомиргород, назвал Тикичем. На самом деле это Большая Высь». Но и объясняет эти неточности тем, что «Служанка» - это художественное произведение и такие детали не имели для автора исторического значения. В этой же статье Ю.Матівос выдвинул гипотезу, что Тарас Шевченко «был в нашем городе не проездом, как это считалось, а находился как минимум несколько дней». Исследователь размышляет над временем путешествия. Он ставит под сомнение статью в «Литературной Украине» от 3 декабря 1987 г., подготовленную Тарасовым потомками Дмитрием и Людмилой Красицькими, которые писали, что поездка состоялась осенью. Ю.Матівос приводит данные П.Зайцева и Конисского, которые считали, что путешествие в Елисаветград произошло скорее летом. Он поддерживает их: «О том, что чумацька валка шла летом - несомненно: в холодное время года на берегу реки не заночуєш». И продолжает уже тему причины поездки: «ехать аж с Маринцев в Елисаветград на рядовой базар тоже смысла не было, тем более продавать яблоки, как о том пишут Красицькі». Он уверен, что позвал их в путь большая ярмарка, которых в Елисаветграде в те времена было четыре в год, и рассказывает об одном из них - подходящий - Петропавловский ярмарка. Следовательно, относительно упоминания Шевченко в повести «Наймичка» о пребывании в нашем городе есть достаточно много замечаний, мнений и исследований. Но самое интересное то, что в памяти великого поэта запечатлелись детали, название нашего города. И приятно то, что эта поездка нашла место в его литературном творчестве.

Гидрографическая карта области подтверждает идентичность еще одного названия, которая угадывается в повести «Наймичка» - Дедова Балка. Так называлась небольшая, длиной 10-12 км речушка в Кировоградском районе, под селом Канежем Ново миргородского района впадает в реку Большая Высь.

Именно здесь, вероятно, вблизи современных сел Владимировки или Могучего ночевали Шевченко: «Степь и все степь. Наконец мы остановились ночевать в Дидовой Балке».

Еще весной 1989 г. по случаю 175-летия со дня рождения Тараса Григорьевича Шевченко на распутье путей, по которым катились чумацкие валки в урочище Дедова Балка установлен памятный знак в честь пребывания Шевченко на Єлисаветградщині.

В Елисаветграде чумацька валка долго не задержалась и отправилась дальше мимо село Клинцы, пересекла Аджарский балку, переправилась через реку Аджамку. Отсюда млечный путь тянулся мимо Фирсові могилы (по 5-6 км на восток от с. Тарасовка на Ингуле). Далее - на Ингуло-Каменку, где в широкой балке, вблизи села Новосавицкого Долинского района находилась ночная стоянка чумаков с колодцем и просторными выпасами по балкам.

Отсюда путь тянулся мимо Высокую могилу (возле с. Раздельное) и мелководный переезд через реку Березовку, что лежит между селами Антонівкою Долинского района и Октябрьским Устиновского района.

Уместно напомнить, что во время путешествия Тараса здесь еще стоял Казацкий собор.

Дальше путь шел на Пятихатки Долинского района, Кривой Рог, Бериславську переправу, Перекоп. Больше 150 км прошел по территории Тарас с чумаками по земле современной Кировоградской области.

Увидел он здесь дикий степь, покрытая ковилою-опилками, побывал на Высокой могиле.

И не могли не поразить его детскую душу на этом пути колонны рекрутов, беглецы-крепостные, которых гнали обратно к господам...

Писал еще поэт о нашем крае? Он бывал в Чигирине и Субботове (они в то время входили в Кировоградской области).

Это - поэзия «Чигирине, Чигирине»:

                               Чигирине, Чигирине,

                               Друг мой единственный...

 

 

В произведениях поэта часто упоминаются реки Кировоградщины, в частности Ингул (в поэме «Гайдамаки» есть строка «Ингул озимую замерзает») и Буг, не говоря уже о днепре.

Еще одно произведение Тараса Шевченко, в котором он вспоминает наш богатый историей Чутовский лес. Это мистерия «Великий льох»:

                               Смеркает. Полетим

                               Ночевать в который слышал.

                               Как что будет делаться

                               Оттуда будет слышно.

                               Схватились білесенькі

                                     И в лес улетели.

                               И вкупочці на дубочках

                               Ночевать сели.

Этими строками заканчивается первая часть мистерии, которая рассказывает о встрече на церкви трех «душ», каждая из которых исповедуется о свой неосознанный грех, за который наказывается.

Слышанная в восприятии поэта неразрывно связана с Холодным Яром, Черным лесом и воспринимается как символ гайдаматчины. Не исключено, что Тарас Шевченко мог сам побывать в Чутовском лесу во время посещения в Александровке польского писателя Михала Грабовского.

Перу польского писателя на ту пору принадлежала не одна книга по истории гайдаматчины, причем написанная на краеведческом материале («Колиивщина и степи», «Станица Гуляйпольская» и др.).

Учеными исследуется гипотеза о возможном приезде Шевченко к М.Грабовського.

Краевед Сергей Шевченко в статье «Кобзарь и наш край: предложение поиска» («Народное слово», 20.05.2003 г.) пишет о польского переводчика и литературоведа Є.Єнджевича, который в романе «Украинские ночи, или родословная гения» описывает приезд Шевченко и Кулиша к Михала Грабовского. Но для установления достоверности этого факта надо исследовать польские источники, говорит автор статьи, возможно письма, архив Михала Грабовского.

Места, о которых писал Тарас Шевченко, имеют интересную историю. В 1919 г. в Елисаветграде действовал полк им. Т.шевченко. В апреле 1919 г. предусматривался мятеж атамана Григорьева и в связи с этим полк был переброшен из Одессы в Елисаветград.

Следует отметить, что полк им. Шевченко пользовался в округе большой популярностью, гостями отважных бойцов-шевченковцев были Г.Нейгауз и К.Шимановський, проживавших на то время в Елисаветграде.

Летом 1828 г. Тарас Шевченко с сестрой Екатериной посетили Мотронинский монастырь.

Монастырь этот знаменит тем, что на кладбище похоронено много гайдамаков. Малый Тарас прочитывал могильные надписи. Эти надписи, воспоминания богомольцев-посетителей, а также-дед будущего поэта Ивана Андреевича, послужили материалом для написания поэмы «Гайдамаки», стихотворения «Холодный Яр», создание картин «Мотрин монастырь». «Дуб».

Что же это за овраг такой? Кто и Матрена, чье имя носит млнастир, лес и деревня Знаменского района? Это грандиозное творение природы - Холодный Яр. Общая длина его с приярками составляет 250 км (там расположено 20 сел, 12 хуторов). Здесь чередуются холмы с долинами, балками и оврагами. Когда-то эта местность была густо покрыта лесами, перелесками, пересеченная многочисленными реками и ручьями. Отсюда вытекают Тяслин и его притоки Серебрянка, Осота, Косилка, Чорнобривко. Здесь растут более 120 видов деревьев, много разных трав, в том числе декоративных и лекарственных.

Богатый животный мир Холодного Яра. Издавна селились здесь люди.

В Холодном Яру сохранились остатки Мотронинского монастыря, основанного еще в XI веке.

От реки Тясмина до верховьев Ингула и Ингульца тянулся когда-огромный лесной массив. Часть его называлась Мотронинским лесом. Дальше, на юг до Красноселье был Чутовский лес, или Слышанная.

У Лукового - Кругликівський, а возле Подлесного - Нерубайський, а завершался лесной массив Черным лесом возле Знаменки.

Все названные здесь населенные пункты и местность возникли в XVII - XVIII веке (теперь это территория Каменского, Городищенского районов Черкасской области и Александрийского и Знаменского - Кировоградской).

Еще с IX века эти угодья принадлежали Ярославу Мудрому одном из киевских князей. Эту местность он подарил своему воеводе Мирославу. Тот построил на плоско гір'ї крепость и окружил ее высокими земляными валами и глубокими рвами. Отправляясь однажды защищать Киев от набегов печенегов, воевода приказал своей жене Мотри беречь крепость от врагов. Мирослав, возвращаясь домой, решил проверить бдительность охранников крепости.

Он переодел своих ратников в одежду печенегов и поднял знамена , захваченные у врага.

Как только часовые заметили «половцев» и известили об этом Матрену, она приказала встретить нападавших градом стрел. Одна из них смертельно поразила Мирослава. Оплакивая мужа, Матрена, для увековечения памяти о нем, построила монастырь, а сама пошла туда монахиней. С того времени эта обитель называется Мотринською, а монастырь - Мотиним. Мотрю же позже церковь причислила к лику святых.

Во время монголо-татарского нашествия он сгорел.

Года 1568 возродился из пепла. Ровно через два века монастырь стал центром борьбы украинского народа с униатской и польской шляхтой. Возле него в Холодном Яру собирал силы на борьбу с врагом Максим Зализняк.

Шли под его знамена крестьяне из Чигирин, Суботов, Трилесы, Осот, Бирок.

Перед тем, как выступить в поход на Умань - гнездо шляхты и униатов - в Мотронинском монастыре повстанцы освятили оружие.

Вчитываемся в волнующие строки Шевченковских «Гайдамаков»:

Давно то прошло,

как малый ребенок,

Сирота в дерюге

я когда-то бродил

Без свиты, без хлеба

по той Украине

Где Зализняк, Гонта

с свяченым гулял.

Из Шевченковских «Гайдамаков» каждый из нас в общих чертах знает о Колиивщине - славное народное восстание 1768 г., которое охватило часть Правобережной Украины, и о его главарей - Максима Зализняка и Ивана Гонту. В восстании принимали участие широкие народные массы. Помните:

...осталися

Дети и собаки, -

Женщины даже с рогачами

Пошли в гайдамаки.

Власти России, Польши жестоко расправились с повстанцами. Нечеловеческих по пыткам подверглись те, кто попал в руки польских властей. Ивану Гонте на третий день издевательств отрубили голову. Максима Зализняка вместе с другими руководителями восстания заковали в кандалы и отправили в Сибирь на каторгу.

На этапе в с. Котельва на Полтавщине, каторжники, перебили охрану и скрылись.

Однако, 35 человек, в том числе и Зализняк, были пойманы, О дальнейшей судьбе Железняка точных данных нет. Есть свидетельства, что ему опять удалось бежать, и он принимал участие в восстании Пугачева.

Письменные свидетельства, предания, отголоски воспоминаний, что живут до сих пор в памяти народной - доказательство того, что семейный зимовник Железняков был в селе Алексеевне Бобринецкого района на реке Сугоклеї.

По реке Сугоклеї, где она впадает в Ингул, были зимовники других запорожских казаков.

Здесь в течение многих лет стихийно формировались небольшие отряды гайдамаков, переходили территорию Єлисаветградщині, поднимая крестьян на борьбу против господ. Весной 1768 г. Максим Зализняк отправился с берегов Сугоклеї в Чигиринские леса, где возглавил борьбу правобережного крестьянства против социального гнета.

Два обстоятельства способствовали к написанию «Гайдамаков». Прежде всего - путешествие в Мотронинского монастыря. Но почему малый Тарас вместе с сестрой Екатериной шел именно к Мотронинского монастыря, ведь это так далеко - почти 80 верст от родной Кирилловки? Гораздо ближе , всего за 25 верст расположен Лебединский монастырь.

Снова вчитываемся в «Гайдамаки»:

Отец деда просит,

чтобы тот рассказал

О Колиивщине, как когда-то бывало...

Все биографы Шевченко сходятся на том, что рассказы деда о Колиивщине - не основной источник для написания поэмы «Гайдамаки».

Ведь дед Шевченко, Иван Андреевич, был одним из тех крестьян, кто по зову Максима Зализняка пришел в урочище Холодный Яр возле Мотронинского монастыря, чтобы взять в руки кол и выступить против польской шляхты.

Фамилия деда Тараса Ивана Андреевича Шевченко, так же как и его сына Григория, в печатных источниках подается удвоенное - Иван Андреевич Шевченко (Грушевский).

Крупнейший биограф Тараса Шевченко П. Зайцев и малого Тараса называет Грушевским.

Кое-кто из биографов при этом добавляет: Грушевский уличное прозвище Шевченко. Почему Грушевский? Вспомним, как возникали фамилии у украинцев. В основу их творения полагались в основном внешние признаки или бытовые - ремесленные.

Например: Кривой, Рябой, Швец. А сына Кривого называли Кривенко, Швец - Шевченко.

А Грушевский откуда? Еще раз вспомним, как рождались уличные прозвища. Практически так же, как и фамилии. Особенно крепко и четко они «приставали» к переселенцам. Здесь предпочтение отдавалось топонимике. Переехал, скажем, человек из Бобринца в Компанеевку, на новом месте обязательно говорили на него Иван Бобринецкий.

Если выставлять такой логическую цепочку, то Грушевский, вероятно, перебрался в Кирилловку из Грушовки.

За пять верст от Мотронинского монастыря лежало село Грушевка. Село как село - сотни подобных разбросано в Приднепровье.

И, если взглянуть на карту - оно расположено в эпицентре восстания путей.

Грушківців в отряде Зализняка было немало, среди них, вероятно, и Иван Швец.

Вернуться в Грушки после поражения восстания Иван не мог, Шляхта жестоко расправлялась с колеями.

Оставалось искать где-то убежища. Так Иван Швец оказался в Кирилловке. Жители села Кирилловки не участвовали в восстании, поэтому гнев шляхты на него не распространялся. Итак Екатерина с Тарасом ходили не столько монастырь, сколько на Родину деда Ивана.

Под впечатлением рассказов деда о гайдамаков парень пытался посетить те воспетые в народе места.

Ведь парню было уже 13 или 14 лет, и у него просыпался талант художника и поэта. Из ничего подобный дар не возникает. Рядом с Грушевкой расположены древние украинские села: Осота, Верки, Ивангород (Александрийский район).

Совсем неподалеку - Мотронівка ( Знаменский район). А неподалеку течет река, которую поэт вспоминает в «Гайдамаках»:

Ингул щозиму замерзает -

Богун не встанет загатить

Шляхетским трупом.

Чтобы давать хотя бы краткую характеристику, скажем реке, надо ее знать,

И до сих пор снится: под горой

Между ивами и над водой

Беленькая хаточка. Сидит

Как будто до сих пор седой дед

Круг хатиночки и забавляет

Хорошеє и кудрявые

Свое маленькое внуча.

Федор Михайлович Шабала (1927 - 1997) уроженец с. Курилівки на Киевщине вблизи Шевченко. Курилівки и Моринцев, всю жизнь увлекался Шевченкианой.

Вдоль многих десятилетий он жил на Кировоградщине. Шабала был на редкость интересным человеком, по-настоящему одаренной личностью. Инженер-строитель по специальности, он увлекался живописью, музыкой, историей, литературой, самостоятельно овладел игрой на баяне, балалайке, пианино.

Причем во всем. За что бы ни брался, он пытался «дойти до самой сути».

Федор Шабала собрал о великого Кобзаря лучшую библиотеку в городе - немало раритетных - несколько дожовтневих изданий «Кобзаря», есть книга М.Полевого (1842 г.), к которой Шевченко выполнил иллюстрации. Есть картины Ф.Шабали по произведениям Тараса Шевченко «Утопленница», «Екатерина».

Несмотря на то, что Федор Михайлович начал рисовать в сорокалетнем возрасте, он оставил нам тысячи произведений живописи и графики, в частности шевченковской тематике. Большинство из них хранится в кібернитично-техническом колледже, где Федор Михайлович преподавал до последних дней своей жизни. Заслуживает внимание работа над родословной Тараса Григорьевича Шевченко . К сожалению, эту работу оборвала смерть Шабалы.

Родословная начинается с прадеда поэта, «отчаянному» гайдамаки Андрея Емельяновича Грушевского - Шевченко (1720-1795рр.), а заканчивается его далекими потомками, которых судьба разбросала по всем-всюду: от Киева, Ессентуков до Нарьян-Мара. Как известно, Тарас Шевченко не был женат, то есть прямых потомков не имел. За то, потомками, ближайшими родственниками Кобзаря принято считать детей его братьев в сестер.

Как известно, в Знаменке долгое время жили потомки Тараса - его внучка Екатерина Красицкая и ее дочь, правнучка Тараса Шевченко Антонина Красицкая, которые создали в м.Знам'янці музей Тараса Григорьевича Шевченко. Они ведут свою родословную от старшей сестры поэта - Екатерины. Той самой, с которой малый Тарас ходил к Мотронинского монастыря.

Когда Екатерина вышла замуж, малому Тарасу было девять лет. Он грустил, что приходится расставаться с родной душой, старшоб сстрою, которая любила и жалела его. И совета не было: Екатерина переехала в соседнее с Кирилловкой село Зеленая Диброва до своего мужа Антона Красицкого. От этого брака родилось двенадцать детей, четверо из которых дали мощные родовые ветви: на сегодня известны имена 231 потомка Красицьких, и это далеко не полный перечень, потому что, например, судьбы детей и внуков Федоры, Катерининої дочери, до сих пор до конца не исследованы.

Екатерина и Антон ушли из жизни рано, их сыну Степану на то время было всего шесть лет. Но мальчик сумел стать на ноги. Уже в конце 90-х годов ХІХ века в Знаменку из Зеленой Дубравы прибыл его сын Егор Красицкий. Приехал, чтобы работать на железной дороге, что тогда было делом достаточно новым. Со временем на улице Базарной (с советских времен Первомайская, ныне - Глибка) он построил дом, где позже будет бывать немало деятелей украинской культуры. Сейчас о той усадьбе напоминает лишь пенек от старой груши, которая когда-то росла на дворе Егора Степановича. Вместе с ним до Знаменки приехал брат Которому, дочь которого Прасковья тоже построилась на той улице. Сейчас Прасковья Акимовна покоится на знаменском кладбище, а ее потомки - Козаченки, Выше господа живут в том числе и в железнодорожном городке.

Значительно позже, уже после войны. В Знаменку приехала Екатерина Максимовна Красицкая ,внучка сестры Тарасовой. Егор Степанович имел шестеро детей. Двое из них - Владимир и Олимпиада жили в Знаменке. Именно Олимпиада Жаль - бабушка нынешнего хранителя фондов Знаменского городского краеведческого музея, в состав которого входит и Кобзарева горница, Вячеслава Евгеньевича Вреда. Он обладает уникальным краеведческим материалом.

В 1961 году. Когда исполнилось 100 лет со дня смерти Тараса Шевченко . на улице Октябрьской был построен дом специально для Екатерины Красицкой и ее дочери Антонины. Того же года там было оборудовано музейную комнату Тараса Шевченко. Фактически руководителем музея стала Антонина Вереміївна Красицкая (их портреты работы художника знаменского Бориса Егорова есть в нынешней експозиціі). Мать и дочь старано собирали материалы, посвященные своему великому родственнику. В 1976 году согласно плану реконструкции отдельных районов м.Знам'янки дом был снесен, а экспонаты некоторое время находились в подвальном помещении, затем перекочевали в Доме пионеров. И только в 1989 году музей поселился на первом этаже дома по улице Глибка, где некогда была усадьба Егора Степановича. Сейчас он называется Кобзарева светлица и имеет статус филиала городского краеведческого музея, который в начале 90-х годов был фактически разорен, а последние два года активно возрождается.

В Кобзаревій горнице есть много уникальных материалов. Чрезвычайно интересное дерево года красицьких, среди потомков которого немало ярких личностей. Самый известный, пожалуй, художник Фотий Красицкий, представитель школы Мурашко, который в свое время закончил, как и его знаменитый родственник, Санкт-Петербургскую академию искусств. Хорошо известен также Дмитрий Красицкий, писатель, автор более десяти книг, он некоторое время был проректором Днепропетровского университета, затем возглавлял один из киевских музеев.

В 1991 году, когда умерла Антонина Вереміївна, в Киеве было организовано культурно-научный фонд семьи Красицьких, президентом которого стала Людмила Красицкая (по Максиму от Демьяна).

Среди экспонатов. Которыми гордится Вячеслав Евгеньевич Жаль, - до сих пор нигде не Публиковавшиеся фото Василия Доманицкого (первого редактора полного издания «Кобзаря», полторы сотни его писем, оригиналы фото Марии Заньковецкой, Николая Садовского, Панаса Саксаганского, Николая Лысенко (его родной брат Андрей больше двадцати лет жил в Знаменке, заведовал железнодорожной больницей, пока в 1905 году полицией был выслан за пределы Украины. Несколько позже Андрей Витальевич работал врачом в благотворительной больнице Андрея Шептицкого. Его дочь Наталья, киноактриса, уехала в Париж, откуда в Знаменку сейчас поступают письма от Наташиной внуки). Нельзя не упомянуть и о материалах, касающихся известного деятеля украинского кооперативного движения Николая Левицкого. Своего времени в доме Егора Степановича Красицкого размещался фактически местный штаб артельного отца. Вячеслав Евгеньевич подготовил объемное исследование об этой незаурядной личности, которое еще ждет своего издателя.

Как стало известно из публикации В.Білошапки в «Народном слове» За 28.01.2003 г. в 2003 году Знаменку посетил американский ученый, историк, профессор Пенсильванского университета Михаил Берноскі. Привело его в Знаменку увлечение творчеством Тараса Шевченко. В этом городе он посетил краеведа, директора музея «Кобзарева горница» -шевченковеда Вячеслава Вред. Михаил Берноскі имеет замысел написать англоязычную пьесу о Кобзаре. Он считает, что «Украина, имея такую фигуру, как Тарас Шевченко, достойная внимания и уважения в мире».

Прослеживая судьбу потомков Тараса Шевченко по родословной, составленным Кабалой, вы обязательно остановитесь на фамилии Леонида Андреева, классика русской литературы. Мало кто знает, что между ними образовался родственную связь.

Фросина Варфоломіївна - дочь троюродного брата и свояка Шевченко через всю жизнь пронесла любовь к дяди Тараса и очень гордилась, что приходится ему племянницей.

10 февраля 1902 г. ее младшая дочь Александра Михайлівнв Велигорська вышла замуж за русского писателя Леонида Андреева.

«Моя хохлушечка» - ласково называл ее муж. Младший сын супругов - выдающийся поэт и мыслитель - мистик ХХ века Даниил Андреев (1906-1959рр.

В целом же родословную Тараса Григорьевича Шевченко по Ф. Шабалою насчитывает более 150 человек.

Одно из его ответвлений - семья Красицьких.

Здесь привлекает внимание судьба художника Фотия Степановича Красицкого (1873-1944гг.) Его бабушка приходилась родной сестрой Тарасу Шевченко. Принадлежность к Шевченкового рода этом, украинскому художнику, счастья не принесла.

В 30-е годы его уволили с должности преподавателя Киевского художественного института из-за «невозможности загрузить работой», потом сократили даже должность учителя рисования в детском доме, где он работал. Его первая и последняя персональная выставка была устроена в конце жизни и экспонировалась всего один день - 23 июня 1941г.

И особенно досталось дочерям Красицкого, а особенно их мужьям. В 1934 г. арестовали мужа средней дочери Фотіни талантливого поэта Алексея Влизько. Он глухонемой, язык понимал только по губам, ему только 26 лет, и от гибели не спасает ничто и следы теряются в застенки НКВД. Фотіну Кпасицьку выслали за пределы Украины на Урал.

Тарас Шевченко имел много верных друзей, знакомых, единомышленников. Были друзья в Шевченко и в нашем крае.

Имя Николая Ивановича Гулака долгое время не было известно широким кругам общественности За жизнью российский царизм запретил печатать любые материалы, связанные с деятельностью этого неординарного человека. Да и после смерти его биография замалчивалась.

А между тем Николай Гулак - стойкий борец за национальное освобождение Украины, выдающийся ученый и педагог.

Он разбирался в истории, педагогике, лингвистике, фольклоре, этнографии, математике, юриспруденции. Досконально владел древними (греческом и латинском), а также английском, французском, немецком, чешском, русском, грузинском, азербайджанском.

Родился Г. Гулак 25 мая 1822 г., в с. Николаевцы Александрийского уезда Херсонской губернии ( ныне Знаменский район Кировоградской обл.) вблизи Пантазіївки. После окончания Тартуского университета уехал в Киев, работал в канцелярии генерал-губернатора.

В декабре 1845 г. вместе с Николаем Костомаровым и Василием Белозерским основал Кирилло-Мефодиевское братство.

В апреле к этой организации поступил и Т.Г. Шевченко. Нелегкая судьба ждала молодых борцов. Т. Шевченко и М.Гулак принадлежали к революционно-демократической группы общества.

В марте 1847 г. Николая арестован и заключен в Петропавловскую крепость, оттуда переведен в Шліссербурзької.

На следствии он вел себя достойно, на требования следователей раскрыть программу тайного общества ответил отказом. В мае 1847р. был арестован Т. Шевченко.

Жандармские начальники знали, что он в этом обществе был одним из главных лиц, но доказать непосредственно членство в том обществе никак не могли.

На допросах Шевченко ведет себя спокойно, с большим человеческим достоинством; отвечает за себя, за свои произведения, ни одним словом не выдает ни одного участника общества, не суетится, не проявляет малейшего страха.

Жандармы догадывались, что перед ними один из самых опасных врагов российской империи, но не способны были понять, что этот широкоплечий, среднего роста мужчина с острым всерозуміючим взглядом темно-серых глаз уже фактически сделал свое дело - послал в народ свое СЛОВО.

«Стойки, благородно-сдержанные, будто из стали вырезаны ответы Шевченко и Гулака вызывают у нас радость и восторг»,- писал Михаил Грушевский.

После разгрома Кирилло-Мефодиевского братства весной 1847 г., и ареста Шевченко, рукописный сборник «Три лета» стала главным основанием для жестокого наказания художника - высылки в казахские степи: он был отдан в солдаты Оренбургського отдельного корпуса под пристальный надзор с тем, чтобы от него «ни под каким видом не могло выходить возмутительных и пасквильних сочинений».

Николай И собственноручно дописал: « Под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать».

Однако реакция поэта в пустынных степях была общеизвестной: «Караюсь, мучаюсь, но не каюсь».

После 3-летнего заточения в каменном мешке Шліссельбурга Гулака сослали в Пермь. Он всю свою жизнь скитался по чужим землям. Умер Николай Иванович Гулак 7 июня 1899 г. в Гяндже (Азербайджан).

Кирилл-мефодіявцями были также Дмитрий Павлович Пильчиков и Александр Данилович Туловище.

Д.П.Пильчиков познакомился с Шевченко летом 1846г., вступил в общество. Уроженец Полтавы, Д.П.Пильчиков значительную часть своей жизни провел в Златополе (Новомиргород), где окончил уездное училище и гимназию в Елизаветграде.

Он дружил с братьями Тобилевичами, М.Л.Кропивницьким, городским врачом П.Михалевичем, другими представителями прогрессивной общественности Елисаветграда.

О.Д.Тулуб, как и Д.Пильчиков, родом с Полтавщины, но жизнь его тесно переплелась с нашим краем: Александр Данилович в 1847-1848 гг. был учителем истории Златопільського уездного училища.

С Шевченко познакомился в 1846 г. В отличие от Гулака, Шевченко, Пильникові Туловище избежал наказания, поскольку следователям не удалось найти доказательств его непосредственного участия в Обществе. Кстати, опубликовал свой труд по истории Златополя. Одной из самых колоритных фигур в окружении Шевченко был Николай Дементьевич Новицкий. Это имя мало известно широкой общественности через различные причины. А между тем Тарас Григорьевич в последний год своей жизни крепко дружил с Николаем Дементійовичем. Для потомков остались бесценные воспоминания Новицкого о Шевченко, их переписка. В частности, письмо от 7 сентября 1860 г., посланный Новицким из Елисаветграда.

Кто же он, приятель великого Кобзаря?

М.Д.Новицький (1833-1906рр.), офицер, позднее генерал-лейтенант, участник Крымской войны 1853-1856 гг., воспитанник Академии генерального штаба. С Тарасом Григорьевичем познакомился после возвращения поэта из ссылки, не раз бывал у него дома. Летом 1860 г. Новицкий получил назначение в Елисаветград, преподавать в местном кавалерийском училище. Николай собирался в дальнюю дорогу. Еще учась в Академии, он много слышал о тех краях, где зарождалась военная слава Суворова и Кутузова, где недавно открыто кавалерийское юнкерское училище.

Он никогда до этого не был на Украине, хотелось побольше узнать о ней. А кто лучше расскажет об этом? Конечно, Тарас. В начале июня Новицкий отъездил на Украину.

«Никогда не забуду нашего прощания, - писал он, - оно было последним, потому что больше я его в жизни не встречал».Шевченко попросил Николая Дементиевича посодействовать искуплению своей родни из крепостничества. Что генерал не без труда сделал.

У самого Новицкого была еще одна неотложная дело в Елисаветграде, о которой он тоже говорил в Петербурге с Шевченко.

Николай Дементьевич охотно воспринял идею Шевченко организовать в Елисаветграде воскресные школы.

Тарас Шевченко заключил для них специальное пособие «Букварь Южнорусский» и выпустил его в Петербурге отдельной книгой за свой счет тиражом 10000 экземпляров, несколько таких экземпляров поступили в Елисаветград.

М.Новицький был человеком широкого кругозора.

С его помощью в Елисаветграде были открыты две воскресные школы для детей малоимущих. Учились они по Шевченковским «Букварем».

С именем Николая Дементиевича связаны еще некоторые интересные страницы истории Елизаветград.

17 июля 1861 г. проездом из Италии в Петербург в Елисаветград к Новицкого заезжал Российский литератор и критик Николай Добролюбов.

Мы знаем, что Добролюбов принадлежал к окружению Шевченко в Петербурге после ссылки, способствовал публикации его произведений в «Современнике». Ему принадлежит помещенная в журнале рецензия на «Кобзарь», которая считается классической и в наше время, потому что дает настоящую оценку творчеству и личности великого украинского поэта, его месту в мировой литературе. О пребывании М. Добролюбова в Елисаветграде остался воспоминание М.Д. Новицкого.

Генерал Новицкий помогал еще одному родственнику Шевченко его племяннику Иосифу сыну Варфоломея Шевченко. По протекции Николая Новицкого Иосиф Варфоломеевич Шевченко в 1872 г. стал курсантом Елисаветградского кавалерийского училища. Во время обучения входит в литературного кружка братьев Тобилевичей.

Больше всего он сдружился с Николаем Садовским, ведь они были ровесники. Мировоззрение Тобилевичей, Кропивницкого передался Иосифу, а они уважали его, как племянника незабвенного Тараса.

Иосиф Шевченко имел также литературные способности. В нашем городе написал и подготовил к печати сборник «кое-что из переводов и самостоятельных произведений».

Стоит обратить внимание на такое обстоятельство - свою сборку Иосиф выпустил под псевдонимом И. Гриненко. Это он сделал сознательно, потому что командование юнкерского училища не поддерживало литературную деятельность своих воспитанников. В книжке - 9 перепевов и 21 собственное произведение. Среди перепевов - произведения Пушкина, Фета, Курочкина, Гейне, Бернса.

Члены литературного кружка были готовы к гражданскому подвигу - и осуществили его. В 1877 г. началась война болгарского народа против турецких поработителей.

Николай Садовский и Иосиф Шевченко влились в отряды добровольцев, которые шли на помощь братьям-славянам.

В боях под Шипкой они храбро сражались с врагом, за что удостоились Георгиевских крестов. Иосиф там был ранен. На родину он вернулся к сожалению тяжело больным, полупарализованным.

И пока хватило сил трудился, не порывал связей с братьями Тобилевичами, Кропивницким, Старицким. Редактировал также воспоминания своего отца Варфоломея Шевченко о великого Тараса.

Умер Иосиф Шевченко в 1900 г. Тяжелая болезнь не позволила в полной мере раскрыться его поэтическому таланту. Однако, прожил он свою короткую жизнь честно и прямо, как пишет он в своем стихотворении:

Цель своей жизни видел,

Чтобы все сказали: он жил честно,

Прославился делом, а не криком,

Что мог сделал для нас:

Его можно назвать мужчиной.

О людях, упомянутых в этой истории, можно сказать словами Великого Кобзаря, что они вместе с Тарасом в разной степени, разными средствами боролись:

За честь, славу, за братство

За свободу Страны,

Не спит поэт. Перо вогнисте

Исписывает страстные строки,

И солнце правды, солнце, чистое

Светится в взмахах руки.

А сердце... Сердце в груди бьется,

И край родной летит как птица,

И вот Тарасу кажется,

Что уже он ходит по полях,

Где мать свободна и счастлива

Колышет родное дитя,

Где колосками звонит нива,

И стала свободной земля.

«...Синеет степь, шепчут травы,

И время, не замедляя шаг,

Певцу, в ореоле славы

Кладет неувядающий венок.

Так писала наша землячка Елена Журлыва о творчестве Тараса Шевченко.

С детских лет мы знакомимся с выдающимся произведением Тараса Шевченко «Катерина».

Внимание каждого непременно привлекает посвящение «Василию Андреевичу Жуковскому на память 22 апреля 1838 года». Дата 22 апреля сведению: этого счастливого дня Тараса выкупили из крепостничества. Но почему поэма посвящена лишь Василию Жуковскому, русскому поэту? Даже великий Брюллов, участие которого в освобождении Тараса тоже значительная, не удостоен такой чести. Случайно ли это?

15 сентября 1770 г. русскими войсками была взята турецкая крепость Бендеры. Среди многих трофеев победителям достался гарем, состоявший из молоденьких девушек-турчанок.

Григорий Потемкин, мастак на всяческие выходки, щедро подарил «живой товар» таким же гульвісам, как и сам. Турчанка Сальха досталась капитану Афанасию Ивановичу Бунину, и тот отправил ее в свое родовое имение в Тульскую губернию.

Сальху помещик, хотя и имел жену, сделал своей наложницей. В 1783 г. она родила внебрачного сына Василия. Чтобы малыша не ждала горькая судьба крепостного, ведь он незакононароджений и должен был всю жизнь принадлежать хозяину,- не лишен родительских чувств Бунин продал младенца бездетной зворянину Андрею Жуковскому.

Усыновив мальчика, тот дал ему свою фамилию, отчество и, понятное дело, дворянское происхождение. Таким образом, родителями родоначальника течения поэтов-романтиков России были русифицированных поляк и чистокровная турчанка.

Но известно, что на формирование характера человека влияют не только родительские гены, но и обстановка, в которой она вырастает. Ребенок с рождения попадает в семью Жуковских. Оказывается, это тоже давний дворянский род. Корни рода уходят в ХМ11століття. Из этого рода происходит полтавский полковник Федор Жученко, который имел хутор в черте современного села Благодатное Волынского района нынешней Кировоградской области, где позже родился украинский поэт, философ, критик и литературовед Григорий Жученко (Яр Славутич). Так вот, Василий с матерью входит в семьи Жуковских.

К счастью, Андрей Жуковский оказался порядочным человеком, дал приемному сыну хорошее образование, а то с ранней юности отдал себя служению литературе.

Вскоре он был уже в Петербурге в окружении известных на то время литераторов: Константина Батюшкова, Петра Вяземского, молодого Пушкина. В 1815 г. едва познакомившись с Пушкиным, Жуковский писал П.Вяземському: «Это надежда нашей словесности»...

Василий Андреевич имел большое влияние на юного Пушкина, однако понимал, что в будущем Александр Сергеевич Пушкин станет гигантом литературной жизни. Василий Жуковский в 1820 г. подарил Пушкину портрет с известным надписью «победителю ученику от побежденного учителя». Когда 29 января 1837 г. умер А.с.пушкин, В.А.Жуковський закрыл ему глаза. В этот же день они оба были приглашены на обед к Петра Вяземского по случаю дня рождения Жуковского, которому в этот же день исполнилось 54 года.

Пушкин, который был младше него отошел, а Жуковский остался. Ему судьба отмерила еще 15 лет жизни.

Среди бурных волн века, Василий Андреевич Жуковский провел корабль жизни с честью и достоинством.

Судьба была щедра к нему, но и он был щедр по отношению к тем, кто нуждался в его помощи - то был нищий на ступенях его квартиры, сам Пушкин.

Он стал чтецом императрицы Марии Федоровны, а в 1826 г. поэту поручили возглавить обучение и воспитание наследника цесаревича, будущего императора Александра II.

Кстати, вместе с цесаревичем Александром Василий Жуковский в 1837 г. посетил 30 губерний от Одессы до Сибири в том числе четыре губернии на территории современной Украины: Киевскую, Харьковскую, Полтавскую, Херсонскую.

Не обошел и Елисаветград - центр военных поселений.

Делегация провела в Елисаветграде несколько дней. Василий Жуковский, как лицо наиболее приближена к цесаревича, остановился в частных домах вместе с Александром. Такими домами на то время были: Месникова и Лагунова напротив преображенской церкви и купца Дружинина (на том месте теперь находится помещение обл.. управления национального банка).

Вполне понятно, что посвящение поэмы «Катерина» Василию Жуковскому была не случайной. Шевченко, безусловно, знал сложную жизнь своего старшего товарища и спасителя.

А Жуковский в свою очередь пронимался сочувствием к трагедии покрытки-украинки, судьба которой была похожа на историю жизни его матери-турчанки.

Судьбы обоих поэтов также похожи между собой.

Шевченко - сын крепостных стал сиротой в 11 лет, Жуковский - сын крепостной, был фактически сиротой при живых родителях. Один из них избежал крепостничества случайно. Второй случай помог вырваться из крепостного права. Крепкую и надежную руку помощи будущему гению украинского народа подала человек, который знал цену свободы и врожденного дарования. (Известно, что к. Брюллов нарисовал портрет Жуковского, который был разыгран в лотерее и за вырученные деньги Т. Шевченко был выкуплен из крепостничества).

Василий Жуковский, как личность, характеризует тот факт, что он радуется каждому творческому успеху своих друзей, прилагает усилия, чтобы их произведения увидели свет.

С усердием он собирал творческое наследие Пушкина, помогал пройти через лапы цензуры «Мертвым душам» Гоголя, уговорил сатрапа Николая И смягчить участь заключенных декабристов. В его рабочем кабинете была выставлена табличка с надписью: «Каждый день-доброму делу, мысли и чувству». Самое величайшее дело. Жуковский совершил 22 апреля 1838 г. За это Украина будет благодарна ему вечно. Известно, что Т. Шевченко очень любил народные песни, пел сам. Современники Кобзаря отмечали особо теплое исполнение им песни «Зоре моя вечірняя».

Недавний крепостной Т. Шевченко сумел за короткое время постичь лучшие произведения русской, украинской и зарубежной музыки, познакомиться с различными жанрами музыкального искусства.

В начале 40-ых годов XIX века, живя в Петербурге, Тарас Григорьевич Шевченко познакомился с уроженцем Елисаветграда, известным оперным певцом Иосифом Афанасьевичем Петровым.

Тарас Шевченко и Осип Петров. Один стоит в ряду величайших поэтов мира, второй - гордость оперной сцены.

Гениальный поэт и оперный певец! 17 апреля 1858 г. Тарас Шевченко слушал оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя»: того же дня делает запись в «Дневнике»:Гениальное произведение! Бессмертный М.Глинка! Петров в роли Сусанина по-прежнему хорош!»

Голос нашего земляка Иосифа Афанасьевича Петрова, основателя русской вокальной школы, пленил сердце Кобзаря.

В том же году Тарас Шевченко знакомится с негритянским актером Айрою Олдриджем, который гастролировал в Петербурге. «У нас теперь африканский актер чудо делает на сцене»,- писал поэт к М.С.Щепкіна, известного российского и украинского актера. Олдридж часто приходил в мастерскую Т. Шевченко

Они подружились, часто пели друг другу песни своих народов.

Известный портрет негритянского актера, который Т. Шевченко нарисовал в декабре 1858р. сейчас находится в Киевском музее имени Тараса Шевченко.

После смерти Великого Кобзаря, чтя его память, Айра Олдридж совершает гастрольное турне по Украине, на Родине своего собрата.

В роли Отелло, трагика видят и єлисаветградські зрители, о чем свидетельствуют восторженные отзывы в местных газетах.

Выдающимся популяризатором творческого наследия Кобзаря начиная с молодых лет и до конца жизни был Марко Лукич Кропивницкий. По мотивам поэмы Т. Шевченко «Слепой» («Невольник») он создал драму «Невольник», сюжет «Титарівни» положил в основу одноименной драмы. Как артист он выполнял роль Хомы Кичатого в драме «Назар Стодоля».

М. Кропивницкий был непревзойденным читателем Шевченковских стихов, знал наизусть почти весь «Кобзарь».

Т. Шевченко написал в 1839 г. поэму «Причинная». В ней были знаменитые строки:

Ревет и стонет Днепр Широкий

Сердитый ветер завива...

Выдающийся украинский драматург М. Кропивницкий который неутомимо пропагандировал творчество Шевченко, часто гастролировал в г. Одессе. Здесь он выступал в труппе М. П. Старицкого. Концерты и спектакли часто посещал одесский учитель Даниил Яковлевич Крыжановский (1857 - 1894), который в свободное время занимался музыкальным творчеством.

С Марком Кропивницким был знаком давно, тянулся к нему не только как к одаренного автора, режиссера, драматурга, а как к земляку - оба были родом из Єлисаветградщині, с раскидистых украинских степей.

Особенно Даниил Крыжановский ценил Кропивницкого исполнителя украинских народных песен. За эту поэтическую наслаждение Даниил Крыжановский решил отблагодарить Кропивницкому - посвятить ему свою песню.

Конечно, песня должна быть на украинском, написанной на какие-то хорошие слова. Наконец слова для песни нашлись - это было начало «Причинной» Т. Шевченко. А потом в одно счастливое мгновение нашлась и мелодия.

При первой же встрече Даниил наиграл Марку Кропивницкому на фортепиано свою мелодию. Не прошло и минуты как песня зазвучала в полный голос - будто была давно знакома знаменитому актеру.

Ноты песни удалось напечатать отдельным изданием с посвящением Кропивницкому, но до людей они не дошли - все экземпляры издания были конфискованы.

С 1876 г. было запрещено ставить украинское слово под нотами, можно было печатать только ноты. И только через 5 лет отменили смехотворный приказ.

Когда украинцы желали принародно спеть родную песню, губернаторы требовали иногда петь ее по-французски или по-московскому. Так было в Одессе, где известный губернатор Зеленый заставил вместо «Ой, не ходи, Грицю, та й на вечорниці» петь «Ой, не ходи, Гришка, да и на пикник...». Песню на слова Шевченко не хотели допускать до людей. И Д. Крыжановский мирится с этим запретом, собирает средства и выдает песню второй раз. Но и этот выпуск было запрещено распространять. Какой выход можно найти из этого положения? М. Кропивницкий решает: песню надо спеть в одном из спектаклей.

Конечно, возможны серьезные неприятности - запрет гастролей, штрафы. Тем более, что песня будет звучать на слова Т. Шевченко. Но решение было принято. В театре должна была идти пьеса М. Кропивницкого «Дай сердцу волю, заведет в неволю», где одного из героев пьесы Ивана Непокрытого играл сам автор.

В четвертом действии пьесы, где Иван Непокрытый сообщает о своем решении идти в солдаты вместо своего собрата Семена, должна была звучать песня «эй, шпориш, шпориш по дороге...».

Марко Лукич вышел на авансцену и, выдержав небольшую паузу, запел:

«Ревет и стонет Днепр широкий,

Сердитый ветер завива...»

Прекрасный баритон Кропивницкого зазвучал особенно повноголосе. Мелодия очаровала, зал подхватил песню.

Полицай, догадавшись, что происходит что-то незаконное, побежал с первого ряда через весь зал на улицу с криком, вызывая милицию: «бунт, демонстрация», «прошу немедленно приехать». Спектакль был прерван, началось дознание. Но песня, которую пытались не пустить к людям, уже вылетела на волю, чтобы стать любимой песней украинского народа.

«Ревет и стонет Днепр широкий,

Сердитый ветер завива...»

Какие правдивые и высокие

Твои, Кобзарю наш, слова!

Ложатся к подножию цветы,

О Канев знает большой мир

Как звонко декламируют дети

Твой неубиваемой «Завещание»

А ветер знай себе поет:

«Ревет и стонет Днепр широкий,

Сердитый ветер завива...»

В последние годы к нам возвращается наша история. Братья Тобилевичи, Лазаревски (а их было шестеро), династии Билецких, Тарновских.

Одни хорошо нам знакомы, другие - меньше, а третьи - совсем неизвестны. Так из мрака небытия всплывают имена некогда славного и многочисленного рода Тарновских и их удивительная усадьба Качановка на Черниговщине, которая во второй половине XIX века приобрела славу культурного центра Украины. Начался расцвет Качановки в 1824коли ею стали владеть Тарновские:

Тарновский-младший имел незаурядные таланты садобудівника, его ставят на одну ступень со знаменитым строителем Версальского парка при Людовике XIV Ле Нотре. У Кочанов эти Василий Васильевич Тарновский за 44 года собрал и создал украинский музей древностей.

Початков ку он обожал. На площади 800 десятин им создан сказочный парк - в нем большой дворец, который имел 80 комнат, зала библиотеки.

Некоторое время здесь жили и творили художники Илья Репин, Константин Маковский, композитор Михаил Глінко. Большими друзьями Тарновских были П. Кулиш, М. Костомаров, М. Гоголь, М. Драгоманов, Марко Вовчок, и много других общественных и культурных деятелей той поры.

И особенно волнующая страница истории Качановки - пребывание Т. Шевченко и его друга по императорской Академий художеств, нашего земляка Григория Честаховского (1816 - 1893). Родился Г. Честаховский в должности Петриковке Александрийского уезда на Херсонщине. В 1821 г. должностей получил название новая Прага. И родители Честаховского и он сам стали военными поселенцами.

С детства Честаховский чувствовал чрезвычайное влечение к живописи. Как то произошло - неизвестно, но на его природные способности обратил внимание новороссийский и бессарабский генерал-губернатор граф Воронцов и в 1843 г. он был причислен к императорской Академии художеств, он пробыл в Академии долго - 11 лет и лишь в 1854 г. Советом Академии искусств Честахівському дано звание свободного художника. Он имел веские заказа: такие как иконостас Елисаветградской церкви Святого Владимира. Известно, что Григорий выполнил ряд портретов высочайших лиц. И, вероятно, художником он был посредственным, а потому Г. Честаховский и дальше служил в Департаменте военных поселений незначительным чиновником. В 1883. его оставили вне штата. Г. М. Честаховский познакомился с Тарасом Шевченко в 1843, когда поступил в Академию искусств.

Поэт уже заканчивал Академию, а Григорий ее только начинал. Он писал: «Мы были земляки, хотя из разных мест Украины: я - с Херсонщины, он с Киевщины. Нас объединяло на чужбине крестьянское происхождение и украинский язык, в этом Петербурге, который так ненавидел Тарас Григорьевич.»

Григорий знал много украинских песен, мастерски выполнял с гитарой. Вспоминает: «Песни те особенно внимательно слушал Тарас, сам принимал участие в их пении. И что мое пение по сравнению с тем, как он пел «Да, их объединяла Украина, ее язык, ее песни.»

Григорий обожал Шевченко, тот в свою очередь платил Честахівському искренней дружбой. Годы ссылки их разлучили. Но когда поэт вернулся в Петербург, их взаимоотношения не только возобновились, но и Григорий стал ближайшим товарищем и спутником последних лет жизни поэта.

«Мы просто не могли существовать друг без друга,» - рассказывал Григорий Николаевич на вечерах у Кочанов эти возле Шевченковского дуба.

Записаны рассказы Григория Честаховского о последние дни и часы жизни Т. Шевченко,, его невероятные моральные и физические страдания.

В последние минуты, когда душа поэта отлетела, у него В. Лазаревский и Г. Честахівсьхий. После похорон поэта, его мастерскую был распечатан и полиция позволила составить опись имущества Шевченко.

Григорий Честаховский был приглашен как эксперт для оценки художественных произведений.

«Грустное, тяжелое задание, - вспоминает Григорий Николаевич, - все стены мастерской были покрыты масляной живописью. Все, что составляло интерес, я скопировал. Все имущество продано друзьям Шевченко. Все, что касалось живописи: краски, кисти, палитру я передал Василию Тарновскому для шевченковского музея. В мастерской остались казенные мебель. Я вышел последним.»

Современники свидетельствуют, что Честаховский сыграл главную роль в перезахоронении поэта возле Канева на Чернечей горе.

Варфоломей Шевченко настаивал похоронить Тараса возле церкви: Честахівському пришлось сослаться на волю поэта, изложенную в его «Завещании», а Варфоломею сказал: «Давайте хорошо делать по-Тарасовому, как желала его душа бессмертна.»

И Варфоломей Шевченко сдался. Мнение нашего земляка поддержали и другие родственники поэта.

Когда было получено разрешение на перевозку праха поэта в Украину, провожать гроб к новой могилы от петербургской общины были отправлены будущего историка Украины О. Лазаревского и художника Григория Честаховского. На всем пути до Украины Честаховский делал зарисовки встреч и проводов праха Шевченко. Они сохранились до нашего времени. Таких зарисовок больше 20. На них видим траурной колесницы, гроб, покрытый китайкой и венками, расстроены фигуры крестьян. Тяжелый свинцовый гроб, покрытый красной китайкой, несли на руках на самую высокую на Днепровских кручах Чернечу гору.

Шла впервые Украина по дороге

В глубину веков и вечных взлетов

Шла за гробом сына и пророка,

За ней по бессмертному пути

Шли хохлы, русины, малороссы

Чтобы отныне называться украинцами.

(И. Драч)

Деятельность Г. Честаховского в Каневе вызвала беспокойство чиновников. Честахівському генерал-губернатор «сделал строжайшее внушение, приказал ему немедленно возвратиться в Петербург к месту служения, и вместе с тем обязал его подпискою не приезжать во вверенный эго князя, край».

И вернулся Г. Честаховский к Шевченкового края, к своим друзьям, чтобы вместе продолжать чтить и беречь память о Тарасе. Кстати, могила самого Г. Честаховского находится в усадьбе Качановке.

Биографы Тараса Шевченко установили около 200 городов и сел, связанных с пребыванием в них большого Кобзаря. Везде, где пришлось побывать Тарасу, живет память о нем. Живет она и в нашем степном крае, куда судьба в детстве забросила будущего поэта. В каждом городе, районе нашей области есть улицы, учебные заведения, названные именем Кобзаря. С/х предприятия носят его имя, созданы музеи, установлены памятные знаки.

В частности, в нашем городе есть улица, которая носит его имя. Улица Шевченко возникла, как и большинство улиц Елисаветграда в середине XIX века. Ничем особенным от других не отличалась, разве тем, что на ней находилась женская и мужская гимназия, земская управа. Называлась и улица Петровской. Весь квартал от женской гимназии до нынешней школы-гимназии №5 занимали «московские лавки», где можно было купить ткани, велосипеды, кожи, меха (каракуль, бобры).

Кстати, старое здание 5 школы перестроено из «московских магазинов» ( на их фундаменте). На углу нынешних улиц Шевченко и Калинина находился «теневой театр» (прадедушка наших кинотеатров). В нем были рисованные картины от руки, в основном на библейские темы.

Комментатор читал текст, озвучивали музыкой.

В 1926 г., согласно решению исполкома городского совета улицы Петровской присвоили имя Шевченко. В наше время на улице Шевченко расположен Государственный педагогический университет им. Винниченко, в бывшей мужской гимназии (Дома офицеров) теперь расположен штаб воинской части Министерства по чрезвычайным ситуациям. На месте московских магазинов и библиотеки им. А. Гайдара в годы войны находился концлагерь. Возле педагогического университета (нынешней 5 школы) и стадиона стояли вышки для охраны пленных. По улице Декабристов и Калинина пленных гоняли на работу. Под опущенными до самой земли ветвями яворов в глубокой скорби стоит бронзовый воин с лавровым венком в руках. Это памятник 72 тысяч замученных здесь воинов. На улице Шевченко находится также обл.. библиотека для детей им. А. П. Гайдара, школа-гимназия № 5 им. Шевченко, памятник великому Калинину, помещения городской детской поликлиники, а на углу улиц Шевченко и Кропивницкого - поликлиника для взрослых. На углу улиц Шевченко и Пашутина в XIX веке жил тогдашний городской председатель Александр Николаевич Пашутин. Дом сохранился до настоящего времени.

На ул. Шевченко родился писатель, наш земляк Юрий Олеша, жила семья выдающегося академика Игоря Тамма. Имя великого Кобзаря тесно связано с творчеством известных писателей, поэтов, художников, художников - наших земляков. Лауреатами Государственных премий Украины им. Шевченко стали наши земляки :

- писатель, поэт Владимир Базилевский за сборник «Вертеп»;

- писатель Алексей Дмитренко за художественно-документальную повесть «Аист»

- писатель Василь Козаченко за цикл повестей «Цена жизни», «Горячие руки», «Молния», «Письма из патрона»

- архитектор Георгий Усатій

- один из авторов «Шевченковского словаря» Федор Саранча. Еще один автор, который обратился к Шевченковской тематики - Терень Масенко - автор трех произведений, которые он посвятил великому Кобзарю: «Благословение на подвиг», «Батальон имени Т.шевченко», «Всемирная слава Кобзаря». Образ Тараса присутствует также на полотнах наших художников.

- Михаил Михайлович Божьей - народный художник Украины, заслуженный деятель искусств. Первые шаги в искусстве сделал в Кировограде на Ковалевке возле реки Ингул в переулке Луговом. Отец художника вспоминал, что в стареньком доме, прямо на полу сын учился рисовать. «Отличница», «Портрет медицинской сестры», что обошли выставки многих стран мира. И, наконец, «Думы мои думы».

- Борис Михайлович Вінтенко. Надолго сохранится в памяти «Колиивщина», где умело изображен образ славного вожака народного восстания Максима Зализняка.

- Виктор Шульга - ново миргородский художник. «Тарас Шевченко запал мне в душу с детских лет и мне захотелось побывать на родине Кобзаря»,- писал Шульга. Мечта осуществилась. Результатом поездки стали акварели, сделанные в местах, связанных с жизненным путем Кобзаря.

Проходили годы. Шевченко в творчестве В. Шульги занял видное место. Родились картины «Маленький Тарас с отцом в Елисаветграде», «Шевченко рисует портрет Пола вкусовой», «За думой дума», «Шевченко в Петербурге и другие. В 1971 г. была персональная выставка акварелей художника в Республиканском доме писателя.

- Вячеслав Попов из Светловодска. Художник-медальер, автор ста юбилейных и других медалей. Талант Попова - неординарный, редкий. Он - участник всесоюзных выставок медалей. Девять его произведений хранятся в монетном кабинете Эрмитажа, вошли в мировые каталоги медалей, экспонировались во многих странах мира. Две медали художник выполнил для Черкасского музея Кобзаря.

Список использованной литературы

 

 

1. Т.Г. Шевченко «Наймичка», «Музыкант», «Близнецы».

2. «Тарас Шевченко: Жизнь и творчество в документах, фотографиях, иллюстрациях.» - Киев. «Советская школа», 1991

3. И. Огиенко (Митрополит Илларион) «Тарас Шевченко» - Киев. 2003

4. «Вечный народ. Не умирает душа наша, не умирает воля...» - Киев. «Лыбидь», 1998

5. «Я очень искренне вас люблю...». Шевченко в рассказах современников. Харьков «Прапор», 2004

6. Д. Чуб «Живой Пушкин»

7. Л. Куценко «Благословенны вы следы» - Литературоведение. Государственное Центрально-украинское издательство (Кировоград) 1995

8. «Слово и время» - 1994 № 4-5

9. Папка краеведческих материалов «Пушкин и наш край»

10. «Порог», 1992 № 2

11. Отечество - 1992 № 5-6

12. «Непокоренный Великан.» Страницы из истории Мотронинский Свято-Троицкого монастыря. - Черкассы 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

 

Феномен Шевченко заключается в том, что он подобен непостижимого, особой силы тарана, пробивающего на своем пути стены разных идеологий и в их обломках и пыли хлынет дальше, - мы же, по этим тараном следуя, узнаем достеменніше не только наше прошлое и настоящее, но и прозираємо за завесу будущего.

Шевченко указал Украине все национальную Правду. И под влиянием произведений Шевченко украинцы превратились в крепкую сознательную нацию, ибо познали свою истинную Правду.

Сейчас Украина самоутверждается для себя и для мира под знаком Шевченко, под знаком Шевченко наш народ возвращает себе национальную самостоятельность и достоинство,

 

Баришникам убогим не понять,

Всю горечь его страждущих слов.

Он, кто познал смертельный пал цикуты,

Явить миру свой народ сумел.