Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЛЕСЯ УКРАИНКА
ТРАГЕДИЯ СЕМЬИ КОСАЧЕЙ

Л.С. Монастырецкий,

кандидат филологических наук, профессор (Житомирский педуниверситет)



В статье прослеживаются судьбы членов семьи Косачей и их трагедия, которая является беспримерным надругательством над украинской духовностью в ХХ веке.

Не смотря на течение времени, творчество Леси Украинки - славной дочери украинского народа, писательницы с мировым именем - и сегодня вызывает большой интерес у читателей и литературоведов нового поколения. К сожалению, немало трудов Леси Украинки утеряно, некоторые находятся в иностранных и частных архивах, а те, что печатались на Украине с советских времен, подвергались соответствующему “редактированию” и подлинность их текстов еще предстоит распознать. А потому каждое документальное источник, который поступает в Украину, каждое свидетельства современников и исследователей творчества знаменитой поэтессы раскрывают все новые и новые страницы ее подвижнической жизни и трагической судьбе ее семьи.

Как известно, могучая творческая индивидуальность Леси Украинки сформировалась в семье высокого интеллекта. В этой семье звучало родное украинское слово и задушевная песня, царил дух древней истории и глубокое уважение к своего национального корня. Все члены семьи горячо любили свою землю, народ, Украину. Это и принесло им тяжелые испытания в послеоктябрьский период, когда сталинская репрессивная машина безнаказанно калечила человеческие судьбы, уничтожала украинскую интеллигенцию физически и духовно.

Конечно, одной из первых в списке “неблагонадежных” и “попутчиков” попала мать Леси Украинки - известная на то время украинская писательница, академик Елена Пчилка. Еще до революции эта неутомимая женщина потеряла мужа, сына Михаила и дочь Ларису - Лесю Украинку. После смерти Леси она перебралась в Гадяч, намереваясь заняться изданием журнала “Родной край”. И власть не позволила. Характеризуя свое душевное состояние, в письме к Ольге Кобылянской от 16 октября 1913 Ольга Петровна писала: “Живу, не слабую. Еще давнишнее тяжкое горе, смерть любимого сына, так горько закалила мое сердце, что уже разбить его не может ничто. И так буду жить, буду работать, пока смогу, пока меня преодолеет природная сила, от нас не зависящая”[ 1 ]. И на этом испытания не закончились. Начинались новые. В течение 1917-1919 г.г. О.Пчілка редактирует в Гадяче “Газету Гадячского земства”, пишет ряд пьес для детей, оперу “Две волшебницы”, издает сборник рассказов и стихов “Книга Різдвянка”. Особое внимание в своей культурологической деятельности в годы национального и духовного возрождения О.Пчілка уделяла воспитанию молодежи в украинском национальном духе. С этой целью она часто выступала в школах с рассказами о украинских писателей, помогала организовывать литературные вечера и праздники. Во времена Украинской Народной Республики (1918 г.) способствовало переименованию “Гадячской мужской гимназии” на Гадяцьку мужскую гимназию имени М.Драгоманова. За выступление на крестьянской конференции в 1920 году, в котором советская власть заметила крамолу, О.Пчілка была арестована. А разве много надо было доказательств, чтобы обвинить писательницу? Тогда каждое, даже осторожное слово украинского интеллигента, который был причастен к национально-освободительного движения, считалось “контрреволюционной пропагандой”. Однако, благодаря судьбе, нашлись защитники и помогли освободить О.Пчілку из-под ареста. После короткого пребывания в дочери Изидоры в Могилев-Подольскую Елена Пчилка приехала в Киев и до конца жизни работала в ВУАН. Волна массовых репрессий конца 20-30-х годов сполна коснулась семьи Косачей. Причісуючи одним гребнем всех, кого можно было заподозрить в принадлежности или инкриминировать эту принадлежность к некой “шпионско-диверсионной” или “контрреволюционной” организации, сталинская репрессивная машина активно выискивала “врагов народа”, “буржуазных националистов”, “национал-уклонистов”, “боротьбистов”, “петлюровцев” и т.д. В этом плане Елена Пчел-ка, ее дочери и зятья и другие родственники, которые не были сторонними зрителями того, что творилось в Украине “именем революции и маузера”, как раз подходили на роль “контрреволюционеров”.

Первым под “карающий меч революции” попал муж дочери Ольги - Михаил Кривинюк. Обвинен в принадлежности к Союза освобождения Украины (СВУ), он пройдет Лукьяновскую и Харьковскую тюрьму, показательное судилище в Харьковском оперном театре. Его, как и других заключенных, возить на это судилище на открытой машине через весь Харьков... Из тюремных застенков он вернется на волю совсем немощным человеком.

В 1930 году в Вологодской Губернии будет выслано мужа Изидоры - Борисова Юрия Григорьевича. Арестован по доносу коллег из Украинского научно-исследовательского института сахарной промышленности за “подрывную деятельность”, Юрий Борисов будет выращивать сахарную свеклу на Вологодщине. После возвращения в Киев - снова арест в 1938 году и соответствующий приговор.

Недремлющее око карательных органов пристально следило за каждым членом этой семьи и находило “компромат” для арестов. Так, в начале 1939 года органы ГПУ арестовали и мужа Леси Украинки - известного юриста и фольклориста Климента Квитку. Его тоже обвинили в принадлежности к СВУ и в других “преступлениях”.

Не оставляла новая власть “без внимания” и Елену Пчилку. В 20-м году вся собственность Косачей в Гадяче была национализирована. Так стирали с лица земли “дворянские гнезда”. Было забрано семейный альбом с фотоснимками, портрет отца, портрет умершего сына Михаила, письма, гравюры, мебель и т.д. Характеризуя этот период жизни своей семьи, О.Пчілка в письме к знакомому О.иванова в Могилев-Подольский писала: “Ваша Жена перешлет Вам, как живем (тесноватенько, не очень выгодно), а о жизни духовной не розпишешся... да И зачем мне разводить Вам, как трудно, как мерзко переживать всю ту фигню, что переживаешь, видишь теперь вокруг! Вы все

это хорошо знаете и находитесь сами. Может быть только то, что как здесь больший “центр”, больше и всякого паскудства! Боже, сколько всякого хамства, “подхалімства”! Цур ему...”[ 1 ].

Осенью 1929 года на квартиру к О.Пчілки пришли агенты ГПУ с ордером на право обыска и ареста”. Немощная и парализована вісімдесятилітня женщина оказалась “нетранспортабельной”, что и спасло ее от смерти на тюремных нарах. Но такого надругательства берегиня великого рода пережить не смогла.

В октябре 1930 года Елену Пчилку похоронили на Байковом кладбище рядом с Лесей и мужем. В глубокой скорби стояли возле могилы дочери Ольга и Изидора, а зятья в это время находились в тюрьмах. Не было речей. Присутствующие на похоронах прощались с покойницей, молча бросая комочки земли в могилу. Только Михаил Грушевский сумел сказать: “Вечная память Тебе на родной земле!”

Несмотря на террор, охвативший всю Украину, лучшие ученые 20-х годов продолжали исследовать творчество Л.украинки и издавать ее произведения. В течение 1923 -1925 гг. вышло семитомне, а в 1927-1930 годах - дванадцятитомне издание произведений Л.украинки. К его наследию обращались и издали монографии М. Зеров, М.Драй-Хмара, А. Музычка, а также литературоведы О.Білецький, Ф. Якубовский, А. Шамрай, Бы. Якубський и др.

Не меньшие испытания пришлось пройти и Ізидорі Косач-Борисовой. Обвинив ее в шпионаже и распространении контрреволюционных слухов, тройка НКВД своим постановлением от 20.ХІ.1937 года выслала уже немолодую женщину на 8 лет в так называемый ОнегЛАГ. В письме к Н.Крупської от 6.ХІІ.1938 г. Изидора просила помощи в реабилитации и возвращении на волю и сделать это в “имя советского правосудия”. Неизвестно, дошел ли этот лист к Н.Крупської. В феврале 1939 года она умерла. А советское правосудие молчало. Освобождение пришло случайно. При вручении академической пенсии наркомом образования Ольге Кобылянской она спросила его о судьбе семьи Косачей и Старицких. Нарком оказался в неудобном положении, а при возвращении в Киев сделал все возможное для освобождения Изидоры из концлагеря. По этому поводу в 1939 году сестру Изидоры Ольга Косач-Кривинюк принимал Хрущев.

Вторая мировая война принесет новые испытания этой многострадальной семье. За неделю до ее начала до сына Михаила в Свердловск поехал Михаил Кривинюк - муж Ольги и до Киева уже не вернулся. В 1944 году он погиб под колесами паровоза. При неизвестных обстоятельствах в 1941 году погиб в концлагере и Юрий Борисов - человек Изидоры. Попадет в немецкий плен меньший сын Кривинюків Василий, который после финской войны служил в Мозыре. Сбежав из плена в октябре 1941 года, он добрался до Киева. Какая судьба ждала бы его после освобождения, уже тогда было известно.

С приближением Красной Армии Изидора, Ольга и ее сын решили уехать во Львов. Взяли с собой только домашний архив. Потом судьба забросит Ольгу с сыном Василием в Прагу, где она встретится с третьей сестрой Оксаной, а Изидора с дочерью Олесей и внуками переберутся в Вену. Больше сестры не встретятся. В ноябре 1945 года Ольга умрет от болезни печени в Аугсбурге и навечно останется в чужой земле. В 1990 году жена покойного Василия Кривинюка передала на Украину единственный экземпляр рукописи труда Ольги Косач-Кривинюк “Леся Украинка. Хронология жизни и творчества.”

С 1950 года и до конца своих дней в США жила Изидора Косач-Борисова. Она жила богатой духовной жизнью, переписывалась с автором художественной биографии Л.украинки Анатолем Костенко, с которым познакомилась еще в концлагерях, печатала воспоминания о Л и о своей семье. Умерла Изидора 12 апреля 1980 года в возрасте 92 года. Часть архива Изидоры до Института литературы им.т.шевченко НАН передала в 1989 году ее дочь Ольга Сергіїва. Как не странно звучит, но попала под сталинские репрессии и сама Л.украинка. За что? А, видимо, за то, что в драме “Боярыня” коснулась темы российско-украинских отношений еще в XVII веке, раскрыла их сложность, проследила разницу в самом образе жизни двух народов, осмыслила судьбы людей, попавших в лапы азиатского деспотизма... Из творческого наследия Л.украинки было изъято все, что возбуждало национальное сознание и принадлежность к украинскому перворождения. По утверждению тогдашней литературной критики, “Предрассветные огни” мало не предвещали октябрьскую революцию 1917 года... А написано это стихотворение Лесей Украинкой совсем по другой причине...

Перед войной произведения Л.украинки вообще изъяли из школьной программы и ввели уже во время войны как классика украинской литературы.

Какие же следы остались на Украине от этой семьи?

К сожалению, усадьба в Гадяче и дача Зеленый Гай, построенная для Леси Украинки, уничтожены дотла. О них напоминают в Киевском музее Л.украинки только окно и дверная ручка с Зеленой Рощи.

Благодаря энтузиастам, и особенно директору музея Леси Украинки в г.новоград-Волынском Вере Емельяновне Римской, эта усадьба сохранилась лучше всего. Из всех сил стараются сохранить свою святыню и работники музея л. украинки в Колодяжном, годами ожидая ремонта обоих домов Косачей.

Годы и трагическая судьба семьи Косачей не преуменьшили их роли в области украинской духовности. Потомки этого рода и сегодня живут в разных странах, свято храня память о свою берегиню Елену Пчилку и бессмертную в своем творческом наследии Лесю Украинку. В Екатеринбурге сейчас живет семья племянника Леси Украинки Михаила Кривинюка, в США - дочь Изидоры - Ольга Сергіїва и сын Юрия Косача тоже Юрий Косач с семьями, в Будапеште - Наталья Драгоманова - Бартой, в Цюрихе - внуки Оксаны Косач - Шимановской, в Латинской Америке - Ариадна Драгоманова, в Канаде - семья Василия Кривинюка. В августе 2000 года умерла в Киеве последняя из Косачей - известная переводчица Валентина Болдырева. Остались потомки рода Косачей в Черновцах. Только в 1989 году были реабилитированы Изидора и Юрий Борисовы.

Трагедия семьи Косачей - это беспримерный глумление над украинской духовностью в ХХ веке. Пусть он будет уроком для следующих поколений, которые не должны допускать подобных трагедий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Цит. по:Борисюк Т. Трагедия великого рода // Литературная Украина. - 1991: 1 августа.

2. Мороз Н.А. Летопись жизни и творчества Леси Украинки.- К.: Наукова думка, 1992.- 630 с.

3. Одарченко П. Украинская литература.- К.: Факел, 1995.- 405 с.

4. Роде наш красный. Волынь в судьбах земляков и человеческих документах.- Луцк, 1996.- 904 с.