Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЛЕСЯ УКРАИНКА
БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В РАЗДУМЬЯХ НАД ГЛУБИНАМИ ЛЕСИНОГО СЛОВА

К.Я. Климова,

кандидат педагогических наук, преподаватель (Житомирский педуниверситет)


В статье рассказывается об особенностях использования произведений Леси Украинки на занятиях по курсу “Основы культуры и техники речи” на факультете подготовки учителей начальных классов

Полетим к ней, молодые и страстные, Словно ручьи весенней к быстрой Случи. Чтобы услышать Лесин голос уже с будучини, Исполненный страдания и боли за родную Украину.

(Валентин Грабовский. “ Лесине вече”). Проблема формирования языковой личности будущего учителя в последнее время все больше привлекает внимание методистов высшей школы. К сожалению, термин “гибкие педагогические технологии вузовского обучения” иногда приобретает чисто формального значения - мы ограничиваемся изменениями в структуре учебных планов, в последовательности различных форм занятий, введением новых систем контроля и оценки знаний и т.д. Но попробуем за каждым нововведением увидеть личность будущего учителя как объекта нашего педагогического воздействия - такой подход нарушает принцип общности труда преподавателей и студентов: “Важным является принцип максимума того, кого учат, тогда обучение органично превращается в самообучение, а воспитания - самовоспитания” [7:4]. Не случайно мы уделяем внимание развитию ораторских способностей завтрашних классоводов: им решать нелегкая задача, стоявшая перед современной начальной школой - уже с первых лет обучения раскрыть перед детьми удивительные краски родного языка, научить детей не просто читать, а понимать смысл прочитанного стихотворения, рассказы, испытывая при этом эстетическое наслаждение от каждой встречи с героями произведений великого Кобзаря, незабвенного Ивана Франко, мужественной и мечтательной Леси Украинки. Именно поэтому основательная языковая подготовка на пед-фаці органично объединяется с подготовкой риторической личности студентов.

Для того, чтобы научить будущих учителей начальных классов основ литературоведческого и лингвистического анализа текстов, сформировать у них практические навыки выразительного чтения художественного произведения и овладения приемом расписывание его речевой партитуры, следует несколько изменить традиционный вузовский подход к методике преподавания учебного курса “Основы культуры и техники речи”, введенному на педагогическом факультете. По нашему мнению, можно заметно активизировать продуктивную (творческую) деятельность студентов, если: 1) постоянно, а не периодически обращаться к монопредметного обучения при проработке тем, общих для курсов “Основы культуры и техники речи”, “Детская литература и основы теории литературы”, “Современный украинский язык”, “Современный русский язык”, методик преподавания языков, музыкальных дисциплин; 2)материалом к практическим занятиям по культуре речи будут высокохудожественные поэтические, прозаические и драматические произведения, тщательно отобранные преподавателем-вещателем; 3) на каждом занятии дифференцированно подходить к студентов, выявлять в них индивидуальные исполнительские возможности, рекомендуя для выразительного чтения тот или иной художественное произведение; 4) на занятиях и факультативах по риторике преподаватель сам будет владеть основами ораторского искусства и актерского мастерства, подавая будущим учителям пример для подражания.

“Учитель - не актер, но он - профессионал, и от него требуется искусство красноречия”, - отмечает Н.Д.Бабич [4:142]. Поэтому хорошая традиция создания любительских студенческих театров в педагогических вузах способствует не только развитию звукового и художественного вещания, но и воспитанию (в том числе и самовоспитанию) у будущих учителей бережного отношения к жемчужин украинской классической литературы, взлелеянный на плодотворному почве народной речи. На практических занятиях по курсу “Основы культуры и техники речи” мы сеем в душах студентов зернышка увлеченности актерским искусством, что нередко дает плодотворные всходы: будущие учителя стараются совершенствовать обнаруженные в них актерские способности. Опрос, проведенный во многих группах, свидетельствует, что почти все студенты педфака признают занятия по выразительному чтению разножанровых произведений наиболее интересными.

Вступительное слово преподавателя перед изучением раздела “Содержание, подготовка и непосредственность словесного действия” должен быть образцом мастерского владения языковыми средствами (вспомним О.Реформатського, который писал о том, что “вузовская лекция - это слияние писателя с актером-исполнителем в одном лице и в одном акте” [8:155). Поэтому начинаем разговор об особенности выразительного чтения художественных произведений именно по драматургии. Относительно сходства эстетического воздействия слова учителя и слова актера вспоминаем кропотливую работу над культурой сценической речи в труппе Полтавского театра. Исследователи творчества м. кропивницкого пишут: “Полтавская любительская деятельность открыла путь в большое искусство многим учителям полтавских народных школ (Ю.Шостаківській, Г.Затиркевич-Карпинській и др.). А выдающийся актер украинской сцены Ф.левицкий отмечал, что “это была высшая школа языкознания: не было ошибок в ударениях не только в словах, но и в целых фразах. Это был настоящий показатель правильного украинского языка” (Марко Лукич Кропивницкий. - К., 1955. - С. 298)”. Наряду с произведениями Квитки-Основьяненко, Нечуй-Левицкого, м. старицкого и других любимых писателей, заметим, что драматургия Леси Украинки у студентов вызывает искреннее восхищение. Им интересно узнать о том, что на родине Леси в Новограде-Волынском с 1919 года начал действовать самодеятельный драматический коллектив, в состав которого входили учителя. Любители в 1959 году почтили память выдающейся землячки постановкой “Лесной песни”. “Когда закончилась работа, мы другими глазами смотрели на мир, на людей, каждый хоть на

Климова К.Я. Будущие учителя начальных классов в раздумьях над глубинами Лесиного слова

сантиметр подрос как человек. И все благодаря Лесе Украинке”, - позже писал режиссер театра Я.Горілий [5:140]. Очаровала своей красотой весь бывший Союз новоград-волынская Мавка - актриса театра Майя Сидорчук, чей портрет был помещен на обложке журнала “Огонек”.

Обращаясь к дивоцвіту Лесиной творчества - “Лесной песни” (1911г.), - студенты, как правило, выбирают для выразительного чтения диалоги Нимфы с Лукашем, особенно финальный. Создать образ Мавки - это доступно студенткам? Мы стараемся помочь им увидеть волшебную полісянку, такую похожую на них, молодых и жизнелюбивых, услышать ее голос, интонации, представить жесты и мимику, передающие душевные страдания героини. Читаем рассказ “Свидание с Мавкой” из книги Валентина Грабовского “Лесин Завещание” об образ, созданный заслуженной артисткой Украины Л.І.Литовкою: “Сколько глубины и оттенков, нежности и ласки в позе актрисы, в голосе и глазах! Естественно и чисто звучат его монологи: “Спит озеро, спит лес и тростник”, “Нет! я живая! Я буду вечно жить! Я в сердце имею то, что не умирает”, “О, не журися за тіло”[6:98]. Наибольший эффект имел конкурс на лучшее исполнение монологов Нимфы, проведенный среди первокурсников в осеннем парке.

В списке рекомендованных для выразительного чтения произведений Леси Украинки назовем отрывки из драмы “Каменный хозяин” (1912 г.), поэмы “Старая сказка” (1893 г.), монолог Гамлета “To be or not to be?” (“Стой, сердце, стой...”, 1896 г.), произведения из цикла “Легенды” (“Твои письма всегда пахнут зов'ялими розами...”, 1900 г.), стихи из цикла “Семь струн”.

Работая над чтением стихов на практическом занятии по культуре речи, студенты, в соответствии с рекомендациями учебной программы, сосредотачивают внимание на таких вопросах, как:ритмическая структура стихотворения, организация его языка, осмысления манеры чтения с опорой на содержание, ритмику, рифму, размер стихотворного произведения. На подготовительном к чтению этапе мы анализируем образ лирического героя, его настроения, мысли и чувства [3].

Использование межпредметных связей в процессе изучения поэзии разных жанров имеет большое значение для комплексной подготовки будущих учителей к дальнейшей творческой деятельности, направленной на воспитание и обучение младших школьников. Курс “Детская литература и основы теории литературы”, предложенный студентам в пятом - шестом семестрах, предполагает обращение к лирической поэзии Леси Украинки и сказок, записанных ею из народных источников. Но уже на первом курсе будущие учителя подбирают для выразительного чтения стихотворения из циклов: “В детском кругу”, “Мелодии”, “Крымские отзывы”. Заметим, что студенты также выполняют при изучении темы “Технические показатели вещания” ряд упражнений из учебника Н.Д.Бабич, где текстовой основой являются произведения Леси Украинки: “Стояла я и слушала весну” (фразовый акцент), “В катакомбах” (тональная пауза), “Эй, шаленая постное! И в кого удалась ты такая непокорная!” (обращение в начале фразы). Выполняются и партитуры приведенных текстов.

Учитывая проблему использования межпредметных связей, цикл “Семь струн” (1890 г.) представляет особый интерес для студентов, получающих дополнительную специальность “Музыка”. На занятии по технике речи звучат мелодии, подобранные к каждому исполняемого стихотворения:гимн, торжественные, веселые, колыбельные песни, - которые являются музыкальным сопровождением для чтецов. К органическим общей атмосферы занятия стал его эпиграф: “Чувство музыки было в ней такое мощное, что часто она садилась за рояль и импровизировал музыку к своим стихам. Музыкальная одаренность и дала ей возможность создать такую настоящую музыкальную ораторию, как “Лесная песня”, а также семь стихотворений - “Семь струн” от “до” до “си” - своеобразную музыкально-словесную сюиту” (Є.Кротевич). Своеобразной методической находкой, которая всегда имеет положительные результаты, является проведение на занятии конкурса на лучшую иллюстрацию к произведениям поэтессы, выбранных студентами для выразительного чтения. Особенно хорошо выполняются студентами пейзажи. Цвета, использованные художниками, соответствуют цветам Лесиной пейзажной лирики . Зачитуємо высказывания литературных критиков: “Кто хоть раз прочитал эту вещь, где так прекрасно сочетаются краски и звуки, тот никогда уже не забудет ее, потому что перед глазами будет стоять нежная акварель весны, а серебряные ручейки переливаются в словах:“Тающего снега платочки сивенькії...”(А.Костенко. Леся Украинка. 1971),”Характерной особенностью пейзажной лирики Леси Украинки является почти повсеместное применение ею в описаниях природы краски красного и образа огня, пламени (особенно накануне революции 1905 г.)” (А.Каспрук. Леся Українка.1963р.).

Обращение к творчеству гениальной поэтессы на занятиях, где формируется культура и техника речи будущих учителей начальных классов, чрезвычайно актуален - мы обогащаем не только речи, но и духовный мир молодежи. Об этом свидетельствуют сочинения-размышления над глубинами Лесиного слова, написанные студентами на одном из обобщающих к курсу “Основы культуры и техники речи” занятий по темам: “Путь на Голгофу величественная тогда, когда человек понимает, зачем и куда она идет”, “Никто не имеет большей любви, как тот, что душу положит за друзей”, “Стояла я и слушала весну, Весна мне много говорила”, “Фантазіє! Ты, сила волшебная, что построила мир в пустом пространстве”, “Только то ненависти не знает, кто целый век никого не любил”, “Ой ли так красиво в какой стране, как здесь, на нашей родной Волыни?”.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Леся Украинка. Избранное. Поэзии. Поэмы. Драматические произведения. - К.: Днепр, 1974.- 630 с.

2. Гуць М.В., Россошинська Н.Л. Леся Украинка: Жизнь и творчество в док., фот., ил.. Альбом. - К.: Рад. школа, 1979.- 280 с.

3. Программа педагогических институтов. Основы культуры и техники речи для студентов специальности 2121 “Педагогика и методика начального обучения”. - К.: 1988.- 16 с.

4. Бабич Н.Д. Основы культуры речи. - Львов.: Мир, 1990.- 232 с.

5. Станиславский М.Д., Рубинштейн Л.А. Театр Житомира. - К.: Искусство, 1972. - 152 с.

6. Валентин Грабовский. Лесин завещание. - Житомир.: Полесье, 1997. - 132 с.

Климова К.Я. Будущие учителя начальных классов в раздумьях над глубинами Лесиного слова

7. Войтко В. Личностно-ролевая форма построения учебно-воспитательного процесса в вузе // Проблемы
высшей школы. - К.: Высшая школа, 1987. - Вып. 63. - С.18-208.

8. Красильникова Е. О некоторых особенностях устной речи // Язык и личность. - М.: Наука, 1989. - С.174-179.

9. Поповский А. Мастера сцены о культуре речи // Культура слова. - К.: Наук. думка, 1990.- С.10-11.