Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЛЕСЯ УКРАИНКА
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛЕСИ УКРАИНКИ НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА

Г.В. Грибан,

кандидат педагогических наук, ст. преподаватель (Житомирский педуниверситет )



В статье раскрывается значение литературно-текстового материала из произведений Леси Украинки во время изучения

украинского языка, который способствует обогащению речевой культуры учащихся, развития их образного мышления, чувства

стиля, а также активизации творческих литературных способностей школьников.

Изучение языка с опорой на литературный текстовый материал способствует обогащению речевой культуры учащихся, развитию их образного мышления, чувство стиля, а также активизации творческих литературных способностей школьников.

Использование произведений Леси Украинки в процессе изучения определенных грамматических понятий, явлений, категорий вносит в процесс познания те стимулы, которые делают его эмоционально насыщенным.

Известно, что лексическое значение слова связано с предметом, явлением, действием, признаком и т.д. Привычные нам слова, например, огонь, заря, весна в художественном тексте набирают нового образного содержания (“предрассветные огни”, “звезда надежды”, “весна тревог” и др.). С помощью подобных слов могут быть схарактеризовані те явления жизни, которые выходят далеко за пределы лексического, объективно-привычного значение названных слов. Обратимся к тексту отрывка поэзии “Предрассветные огни” Леси Украинки: Ночь темная людей всех уставших скрила Под черные широких крыла. Погасли вечерние огни, Все покоятся во сне. Всех обладательница ночь покорила [1: 48 ]. Как видим, насыщение глаголов помогает глубже раскрыть надежду поэтессы на то, что темная обладательница-ночь будет преодолен. В тяжелые минуты жизни поэтесса умеет “без надежды надеяться” и несет свой жизненный оптимизм людям. Она уверена, что даже после ее смерти “На свете загорится заброшенный огонь” ее песен.

Другой пример. Которым неинтересно материал с языка служебные слова-союзы, и как он сразу же “оживает”, если учащиеся будут осознавать их эстетическую функцию, которая может меняться в зависимости от художественной цели. Так, эстетическую направленность служебных слов хорошо иллюстрировать на примерах использование подчинительных союзов:

Хотела бы я песней стать Усюю минуту ясную, ЧТОБЫ свободно по миру летать, ЧТОБЫ ветер разносил эхо.

ЧТОБЫ вон аж под ясные зори Понеслись пением звонким, Пасты на волны прозрачные, Изобиловать над морем шатким [1: 87] или:

Где те струны, где голос мощный, где это слово крылатое, ЧТОБЫ спели о том лихолетье, Счастьем и горем богатое?

ЧТОБЫ понесли все скрытое в стенах прочь на просторные площади, ЧТОБЫ перевели на человеческий язык Песню, что звонят кандалы? [1: 213] Обращение к литературе на уроках языка развивает у учащихся познавательный интерес.

Такие уроки свидетельствуют, что грамматический материал, который рассматривается с помощью художественных текстов, воспринимается учащимися с большим интересом, чем тогда, когда анализируются отдельные слова, словосочетания или предложения.

Ученики перестают смотреть на язык как на чисто формальный средство передачи смысла, который словно сам по себе ничего не выражает. Школьники обогащаются пониманием того, что именно формирование содержания зовет к жизни соответствующие формы речи, которые и являются предметным существованием содержания произведения.

Скажем, суффиксы типа - есеньк-, -еньк - принято называть суффиксами уменьшительно-ласкательное значение. Поэтому и целесообразна иллюстрация - текст “Колыбельной” Леси Украинки:

Месяц яснесенький Луч тихий Бросил нас. Спи же ты, маленький, Поздний-ибо время [1: 31].

Грибан Г.В. Произведения Леси Украинки на уроках родного языка

Здесь хорошо было бы рассмотреть суффиксы как словотвірні средства, активно влияют на читательское восприятие в соответствии с общей поэтической тональности, авторского замысла. Так, названный суффикс-еньк - использован и в тексте Л.украинки “Вишенки”:

Поблескивают черешенки В письме зелененькім, Черешенки манят глаза Детишкам маленьким [1:179].

В первом тексте суффикс-есеньк - воспроизводит любовь матери к своему ребенку, Во втором тексте суффикс-еньк-выражает теплое, искреннее, по-матерински нежное отношение к детям, восхищение красотой родной земли.

Так, организуя изучение поэзии Леси Украинки “Досвітні огні”, целесообразно повторить с учащимися определение синонимов, напоминая об их роли в художественном тексте, и предложить школьникам подобрать из поэзии группы слов-синонимов, которые характеризуют события, явления, предметы. Например, к существительному огне можно выписать глаголы-синонимы (зажгли, зажгли), а синонимы-прилагательные воспроизводят различные оттенки ночи.

Во время анализа поэзии “Колыбельная” дети могут выполнить подобное задание, но несколько сложнее - выписать из стихотворения эпитеты и подобрать к ним синонимы. Например:

месяц яснесенький, (светленький...)

луч тихий (спокійнесенький, нешумный...);

Хвилинонька тяжелая (тяжелая, нелегкая, трудная...);

годинонька горка (тяжелая, невеселая...).

Такое задание дает возможность увидеть, как на уроках языка школьники усвоили сведения о прилагательное, научились находить в тексте определения, “видеть “их роль в литературных произведениях.

По нашему мнению, подобные задачи наиболее эффективно развивают внимание к слову и понимание его выразительно-смысловых оттенков, когда текст, на основе которого они выполняются, близкий, знакомый или определенной степени заинтересовывает учеников.

Поэтому, как подтверждено практикой, очень эффективно рассматривать грамматические явления на примерах уже проработанных произведений. Так, например, при изучении материала о сложные предложения целесообразно использовать ранее изученные стихи Леси Украинки.

Покажем варианты работы со сложным предложением на дидактическом материале из произведений Леси Украинки.

A. Урок-практикум. Синтаксический анализ предложения.
Пример одного текста и заданий для анализа.

Вы скажите своему господину, Что заплати не желаю, Потому что когда я дарю, То обратно не одбираю [1:319].

Не поэт, кто забывает О страшных народные раны, Чтобы себе на свободные руки Золотые надеть кандалы [1: 320].

1. Выразительно прочитайте отрывки из стихотворения, определите главную мысль, тему.

2. Сделайте анализ сложных предложений.

3. Объясните средства связи и знаки препинания.

Б. Интегрированный урок (русский язык и музыкальная культура). Использование сложных предложений в стихах Леси Украинки, положенных на музыку (“Стояла я и слушала весну”, “Хотела бы я выйти в чистеє поле”, “Хотела бы я песней стать”).

B. “Синтаксическая олимпиада”.

Задания олимпиады предусматривают: 1.Знаходження главных и второстепенных членов предложения в таких отрывках: Моя душа никогда не забудет Того подарка что весна дала, Весной такого не было и не будет..[1: 89].

Я знаю,

Что сердце мое - украинское,

В котором огни засветились предрассветные.

Я - Нимфа лесная... и слово

Уста мои німії оживило

И я совершила чудо...

Я поняла,

Что забвение не суждено мне [2:407].

2. Вспомните и запишите строфы из стихотворения Леси Украинки, соответствующие следующим схемам:

а) [-], (...), (...).

б) [ ..., ( ... ), ...] ; [...] , ( ... ).

3. Лебединая песня " Леси Украинки, ее гениальная драма-феерия “Лесная песня”, которая получила всенародное признание,
олицетворяет не только красоту природы, но и могучие духовные силы народа, его стремление к свободе. Поэтому, стоило бы

Грибан Г.В. Произведения Леси Украинки на уроках родного языка

использовать отрывки из драмы-феерии при проведении синтаксической олимпиады. Обратимся к тексту Леси Украинки “Лесная песня”:

Не пренебрегай души своей цвета,

Потому что из него выросло любовь наша!

Цвет от папоротника обаятельнее -

он сокровища творит, а не открывает.

У меня языков зродилось второе сердце,

Как я его узнала. В ту минуту

Огнисте чудо случилось...[2:387]. Найти в тексте сложноподчиненные предложения, проанализировать средства связи между частями. Начертить схемы подчиненных предложений.

Ориентация во время изучения языка на литературные тексты позволит, во-первых, показать красоту и силу языка, ее выразительные особенности, гибкость и богатство, во-вторых, эффективно усвоить теоретические и практические вопросы, ибо только таким образом можно пробудить интерес к языку, сочетать изучение грамматики с выразительным чтением, а значит, рассчитывать на сознательное и эффективное усвоение предлагаемого для рассмотрения материала ( теоретического и практического).

Изучение языка на основе анализа текста в единстве содержания и формы будет способствовать воспитанию внимания к слову, познанию слова, обогащению речевого запаса, формирование читателя и слушателя, развития чувства языка, умение видеть все оттенки значения слова, выработку эстетического вкуса, пониманию красоты слова, глубины его выразительности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Леся Украинка. Сочинения в 2 т. - К.: Наукова думка, 1986. - Т.1. - 596 с.

2. Леся Украинка. Сочинения в 2 т. - К.: Наукова думка, 1986. - Т.2. - 722 с.