Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС начала XX века (1900-1930 гг.)

Конец XIX - начало XX века - один из самых сложных периодов не только в общественной жизни, но и в искусстве. Предреволюционные годы, Первая мировая война были годы, в которые, по словам Винниченко, наступила «будто полная смерть нации». Общество теряет духовные ориентиры, не знает, во что верить и куда идти. На распутье стояла и литература. Не довольствуясь формами критического реализма, она тоже не знала, в каком направлении развиваться.

Своеобразие литературного процесса этого периода заключается в том, что молодое поколение украинских писателей, расцвет творчества которых приходится на этот период, под влиянием социально-культурной ситуации в Украине и нового опыта европейских литератур все больше осознает ограниченность критического реализма, необходимость изменений, отхода от традиционных проблем и форм их изображения.

Вызревали протест против натурализма, узкого просвітянства, «грубого реализма», желание как-то приблизиться к новейших течений европейской литературы, разрушить стереотипы и нормативы реалистического бытописания.

Это период рождения новой реалистической литературы, что питалось идеалами научного социализма и вела борьбу против просвітянства, что вироджувалося, против декадентства и «чистого искусства».

В этот период во всех европейских литературах начиналось становление модернизма - художественной системы, принципиально отличной от художественной системы критического реализма и которая характеризуется разнообразием художественных методов и стилей. Перед писателями стояла задача осмыслить кризис в социальной среде и искусстве и найти пути дальнейшего развития культуры.

Мощным толчком для развития литературы стали революционные годы, которые всколыхнули общество. Украинский народ, а с ним и его литература вошли в новую эпоху. То была действительно великая историческая эпоха. Народ, осознав свою силу, стал, по выражению Михаила Грушевского, «на пороге Новой Украины».

Впервые за долгие столетия украинская книга свободно встретилась со своим читателем. Развиваются пресса и журналистика. На протяжении четырех бурных лет национально-государственного возрождения сформировались основы целого ряда литературно-художественных школ и направлений, среди которых и те, что не исчерпали себя и сегодня: революционные романтики (В. Эллан, В. Чумак), неоклассики (А. Крымский, Г. Рыльский, П. Фили-пович, В. Отроковський), символисты (Я. Савченко, Д. Загул, В. Кобылянский, В. Ярошенко), футуристы (Г. Семенко), кларнетисты (П. Тычина, Аркадий Сказка, В. Свидзинский, О. Слисаренко).

Лесь Курбас заложил новый экспериментальный «Молодой театр», который позже вылился в блестящую эпоху «Березілля». Триумфального подъема одержал национальный дореволюционный реалистический театр под руководством Николая Садовского.

Основано Украинскую академию наук. Закладываются Академия Искусств и Архитектурный институт. Начинает работать ряд издательств: «Сияние», «Путь», «Колокол», «Печатник», «Почва», «Криница» и другие. Выходят литературно-критические месячники и альманахи: «Літеатрально-научный вестник», «Путь», «Універсальнийжурнал», «Нашеминуле», «Литературно-критичнийальманах», «Книжник», «Музагет», «Наша мысль», «Искусство», «Подшивки борьбы», «Гроздь» и другие.

Национально-освободительная революция 1917 г. дала толчок для развития украинской литературы. Рядом с признанными художниками - В. Винниченко, О. Кобылянской, В. Стефаником, О. Олесем, М. Філянським, М. Вороным, Г. Чубчиком, П. Карманским, В. Пачовським - происходит творческое становление молодых талантливых поэтов: П. Тычины, М. Рыльского, П. Филиповича, Я. Савченко, Д. Загудела, А. Слисаренко, Г. Семенко, В. Эллана, В. Чумака, М. Зеро-ва и других.

В годы национально-освободительной революции украинские писатели были со своим народом. Некоторые из них погиб на фронте (Г. Евшан, А. Заливчий), некоторые от пуль убийц, подосланных врагом (И. Стешенко, О. Ефименко, М. Леонтович), от пуль деникинской разведки (Г. Михайличенко, В. Чумак, Клава Ковалева), в подвалах ЧК (Григорий Чупринка, Александр Грудницкий). Все они - не только носители украинского слова и украинского сознания, а и воодушевленные трибуны и просто рядовые борцы украинской революции.

Среди писателей есть и такие, что не держали в руках оружия, но не выпускали пера, а значит были со своим народом. Это такие мастера слова, как А. Олесь, В. Самойленко, Г. Філянський, С. Черкасенко, М. Вороной, П. Тычина, Д. Загул, М. Зеров, Я. Савченко, Л. Курбас, В. Слисаренко, Г. Семенко, П. Филипович, М. Рыльский.

Конец 1920 г. вылился в катастрофу, которая замыкает сутки Украинской Народной Республики, а с ней и литературный процесс этой эпохи. От 1921 г. украинская литература вступает в новый период своего развития, обнаруженный многими стилями, направлениями, идеями.

Литературный процесс эпохи Украинской Народной Республики после 1920 года пошел двумя путями:

1) литературный процесс в советской Украине;

2) литературный процесс за ее пределами:

- в Западной Украине;

- в эмиграции.

Этот феномен был обусловлен общественно-политическими обстоятельствами Украины, в результате которых, с одной стороны, украинские земли отошли к другим государствам, а с другой - значительное количество известных и преданных народу писателей была вынуждена уехать в эмиграцию и начать там литературный процесс.

На рубеже ХІХ-ХХ веков украинская малая проза стала явлением европейского масштаба. Плеяда талантливых новелістів - среди которых и писатели западноукраинских земель - стремительно расширяла эстетические горизонты украинского писательства, утверждала новые стилевые направления. В таком блестящем контексте произведения Василия Стефаника были встречены самыми авторитетными тогдашними критиками как явление значительное и совершенно новаторское.

Литература Западной Украины, кроме Стефаника, представленная такими именами, как Ольга Кобылянская, Петр Карманский, Василий Пачовский, Михаил Яцкив, Богдан Лепкий, Роман Купчинский, Юрий Шкрумеляк, Василий Бобинський, Михаил Руд-ницький, Антон Крушельницкий, Василий Гренджа-Донской и ряд молодых писателей - Игорь-Богдан Антонич, Вадим Лесич, Святослав Гординский, Богдан Кравцив и много других.

Литературный процесс в советской Украине начинает в сентябре 1921 г. сборник «Октябрь», после долгой паузы стал манифестом нового поколения писателей. Открывался сборник «Универсалом». Это было своеобразное обращение трех малоизвестных украинских писателей - Николая Хвылевого, Майка Йогансена и Владимира Сосюры - в украинских пролетариев. Не присоединяя себя к одной существующей школы или литературного направления («неоклассиков», «футуристических безмайбутників», имажинистов, ком-футуристов и т.п.), они объявляли «новую эру пролетарской поэзии», пророками которой стали Шевченко и Франко. А литературный критик того же кружка Владимир Коряк в своей статье «Этапы» высказался за уничтожение всех традиций в связи с началом «новой эры». Поэтому среди теоретических проблем, выдвинутых литературным процессом этого периода, возможно, центральной является проблема определения художественного метода и проблема сочетания традиций и новаторства в литературе.

Однако, не смотря на всю наивность и патетику высказываний молодых литераторов и критиков, они имели большое значение, потому что начали новый идейно-художественный период становления украинской литературы.

Ведущей идеей литературы 20-х pp. есть гуманизм, а носителем и выразителем этой идеи - человек. Эта идея включала в себя целую гамму проблем: социальных, моральных, культурных. К ней склонялась все украинские писатели, не зависимо от того, где они творили - в советской Украине, в Западной Украине или в эмиграции.

20-е гг. характеризовались борьбой разных стилей и направлений за высокий уровень художественного видения мира.

Именно в этот период поэзия, проза, драма впервые до-достигли разнообразного жанрового и художественного проявления: от лирически-песенной поэзии Андрея Панова - до современных, наполненных острой иронии произведений Николая Бажана, Василия Мисика и Евгения Плужника; от реалистически-бытовой повести Андрея Головко и импрессионистической новеллах Григория Косынки - к социально-утопического романа В. Винниченко; от революционно-бытовой и психологической драмы Якова Мамонтова - к новой философско-трагедийной, активно-романтической драмы Николая Кулиша.

На 20-е гг. приходится рост украинской литературной критики и научного литературоведения. Молодые украинские писатели и литературоведы во главе с Сергеем Ефремовым, Владимиром Пере-тцом, Николаем Зеровым, Александром Белецким, Павлом Филиповичем, Николаем Волновым, Владимиром Юринцем, Андреем Речицкий, Яковом Савченко и многими другими начали исследование тысячелетней истории украинской литературы: от фольклорной суток - до новых послереволюционных образцов.

Впервые до украинского читателя дошли лучшие произведения зарубежной литературы, а мировая литература стала объектом исследований квалифицированных украинских исследователей и критиков.

На этот период приходится расцвет украинского театра, в частности «Березиля» с Курбасом на главе. Вместе с театром растет национальная драматургия Николая Кулиша, Ивана Днепровского, Ивана Кочерги, Мирослава Ирчана.

Достигает значительного развития украинское изобразительное искусство. На мировую арену выходит украинское киноискусство. Фильмы Александра Довженко «Звенигора» и «Земля» и до сих пор представляют Украину на мировом экране.

Поколение молодых мастеров слова обеспокоено тем, что украинство в большинстве своем недооценивают собственную значимость. Вследствие векового рабства, физического и психологического унижения у народа появился комплекс низшей стоимости и провинциальности. Поэтому одной из господствующих идей 20-х гг. была идея борьбы с так называемым «малороссийским комплексом», которая нашла свое проявление в литературе. Эта идея пронизывает комедию «Мина Мазайло» и «Патетической сонату» М. Кулиша и много других произведений, включая «Вальдшнепы» Николая Хвылевого, «Вертеп» Аркадия Любченко, «Смерть» Бы. Антоненко-Давидовича, «Разговор сердец» М. Бажана, «Мастер корабля» Ю. Яновского, «Черное озеро». Гжицкого, «Нас было трое» В. Досвитнего, «Работные силы» М. Ивченко, «Город». Подмогильного.

Это была эпоха активного романтизма, «украинского ренессанса», который положил конец вековой гегемонии русской литературы в Украине. Украинская литература стала на собственный суверенный путь развития, ориентируясь на достижения мировой литературы.

Новая эпоха свидетельствовала, что рождалась и утверждалась сознание молодой нации, сознание народа, «что вверх идет, хоть был закрытый в погреб». И теперь этот народ поверил в свое будущее. Это было становление народа и становления его литературы, которая утверждалась на высоких художественных позициях двадцатых годов.

Годом «великого перелома» стал 1929 p., потому перечеркнул все достижения и достижения двадцатых годов. Постановление ЦК ВКП(б) от 22 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» окончательно прекратил бурную жизнь литературы. Наступила эпоха навязанного «сверху» творческого метода «социалистического реализма», который стал единственным творческим методом писателей советской страны.

Литературный процесс вступил в жуткую эпоху «проклятых лет». «Украинский ренессанс» встретился со страшной действительностью. Украинским писателям нельзя было не писать, ибо это расценивалось бы, как проявление протеста против режима. Надо было или писать так, как того требовали, или идти на гибель. Большинство - свыше 220 писателей - была уничтожена. Меньшинство - около тридцати шести - писала. К ней привлекались молодые писатели, и литературный процесс снаружи продолжался.

Началась страшная эпоха «культа личности», которая определила идейно-художественную направленность литературы. Начали появляться программные и пропагандистско-партийные произведения, выдержанные идеологически, но художественно бесцветные и ложные. Лишь несколько изданных в те годы произведений можно выделить из массы серых и бездарных - «Кварцит» О. Досвитнего, «Всадники» Ю. Яновского и «Людоловы» Зинаиды Тулуб, но все эти романтические произведения посвящены героической борьбе прошлого.

Поэзия превращается в примитивную пропаганду с боевыми военными маршами, лозунгами и гимнами вождю.

Подобная кризис отразился и на украинской драматургии. Драма этих лет - это не художественное изображение жизни, а примитивная пропаганда антинародных, антиисторических и антинаучных политических лозунгов и установок партии в эпоху террора и «культа личности».

Украинское литературоведение фактически перестало существовать. В те ужасные годы не вышло ни одной солидной монографии, ни одного учебника по истории украинской литературы. Не вышло ни одного академического издания классической литературы. Целый ряд произведений, которые не соответствовали духу того времени, было просто выброшено из полной сборки.

Итак, тридцатые годы - это годы террора и уничтожения всех основных писательских кадров. Для литературоведения, критики и художественной литературы это - мертвая сутки.