Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Наталена Королева
Традиции Леси Украинки в творчестве Наталены Королевы

И.В. Голубовская,

ассистент

(Житомирский педуниверситет)



В статье рассматриваются некоторые особенности поэтики Наталены Королевы в русле литературных традиций Леси Украинки.

Трудно переоценить значение наследия Леси Украинки для дальнейшего развития литературы. Традиции писательницы творчески восприняла и продолжила самобытная белетристка Наталена Королева.

Кармен-Альфонса-Фернанда-Эстрелья-Наталена де Кастро Лачерда и Медінаселі де Кордова и Фигероа Дунин-Борковская (именно такое имя будущая писательница получила от своих благородных родителей) прожила долгую нелегкую жизнь. Биография писательницы, необычная, драматическая, часто бурная , могла бы стать за основу приключенческой повести (Р.Федорів даже считает , что в жизнеописании Н.Королевої много “белых пятен”, которые следует тщательно исследовать ) [1]. Вспомним хотя бы о том, что род ее матери, по семейной легенде, происходит от самого Понтия Пилата [2:8]; по отцовской же линии белетристка является потомком киевских князей и может считаться единственной и последней Ярославной [3:10].

Как и Леся Украинка, Наталена Королева отличалась стремлением к знаниям (она получила диплом врача, археолога и художника), владела многими языками (испанском, польском, итальянском, арабском, французском, персидском, латинском), наконец, была разносторонне творчески одаренная (кроме литературного таланта, имела талант к рисованию и пению).

Неоспоримым фактом является интерес Леси Украинки в мировой истории. Однако поэтесса интересовалась “преданьем старины старой” не с позиции кабинетного ученого - она искала в прошлом разных народов ответы на важные вопросы современности. М.Зеров справедливо заметил, что ее вавилоняне и египтяне имеют современную психологию, а ее американские пуще, средневековая Испания, Рим и Египет - то только более-менее прозрачные псевдонимы ее родного края [4:392].

Наталена Королева - профессиональный археолог: она писала научные статьи и участвовала в раскопках. Две неразделимые половины ее творческого “я”- художник и ученый - нашли гармоничное воплощение на страницах повестей “Сон тени”, “1313”, “Предок”, “Из сказок жизни (Роксолана)”). Писательница серьезно и ответственно относилась к работе исторического беллетриста, всегда основательно изучала эпоху, ее реалии. Н.Королева подчеркивала: “...чтобы писать о чем-то, надо изучать, знать подробно окружения, психику и т.д. Иначе - “накормишь капуцинов картофелем” в XII веке, когда в Европе не было еще ни картошки, ни капуцинов” [5:9].

Однако утверждать, что писательница интересовалась историей исключительно ради нее самой, было бы неправильно. В своих повестях Наталена Королева не вызывает проблем, важных для человечества: ответственность ученого за последствия научного открытия (“1313”), эмансипация женщины (“Из сказок жизни (Роксолана)”) и т.д.

Не случайным, по нашему мнению, было обращение обеих писательниц и к литературной легенды. Так Леся Украинка создала одноименный цикл, в состав которого вошли поэзии “Ра - Менеїс”, “Жертва”, “Легенды”, “Саул”, “Трагедия”. В “программном” произведении автор обрисовала картину вечной несправедливости человеческого бытия. Однако “против сих легенд красных белый свет блідним кажется”[6:211]. Д. Донцов отметил, что в тех страшных временах поэтессу захватывали большие страсти, что оправдывало и жестокость, и несправедливость. Повседневная жизнь представляется тогда бледным и мертвым, без бед, но и без движения, без борьбы, без того, что есть величайшее в жизни: без нравственного героизма[7:60].

Легенды Леси Украинки отличаются напряженным сюжетом, часто с трагическим финалом. В своих произведениях он касается проблем, важных для всего творчества: художник и его творение (“Сфинкс”), народ и власть (“Ра - Менеїс”), обыденное и вечное (“Жертва”), поэт и его призвание (“Саул”). Выразительное интеллектуальное, философское начало является характерным признаком цикла.

Целенаправленный интерес к жанру литературной легенды проявляла и Наталена Королева. Ее перу принадлежат два сборника - “Путник”[8] и “Легенды старокиевские”[9]. Последний цикл, состоящий из 25 оригинальных произведений, отличается эстетическим совершенством, тематическим своеобразием и жанровым новаторством. К сожалению, сборка дошла до украинских читателей со значительным опозданием (первая публикация состоялась во время второй мировой войны). “Легенды старокиевские” - незаурядное явление в истории украинской литературы ХХ столетия. По мнению О.Мишанича, писательница расковала жанр литературной легенды, удачно совместив языческий, античный, скифский и старорусский миры с библейским, христианским [10:634].

Показательно, что и Леся Украинка, и Наталена Королева на роли главных героинь часто выбирали сильных, незаурядных женщин.

Памятную галерею преданных и страстных характеров создала автор “Голубой розы”: Мириам (“Одержимая”), Кассандра (“Кассандра”), Тирца (“На руинах”), Долорес (“Каменный хозяин”), Мавка (“Лесная песня”). Да и жизнь самой Л.П.Косач-Цветки является образцом несгибаемой воли, исключительного мужества.

Небуденні женские фигуры привлекали и Н.Королеву. Среди главных героинь ее произведений нечего искать обычную женщину, мать и хозяйку: это связано с жизненными обстоятельствами писательницы. Она, в частности, вспоминала: “Училась я то в Испанию, то во Франции, то в Риме. Поэтому знаю много вещей, о которых женщины обычно не знают (по образованию я археолог). Но не умею шить, вышивать, вязать. Варить научилась, как вышла замуж за Василия Королева в Чехах” [11:13]. Літераторку привлекали сильные натуры, потому что такой была она сама. Ноэль (“Без корней”), Эстрелья (“Дорогами и тропами жизни”), Изи (“Сон тени”), Олеся (“Из сказок жизни (Роксолана)”) - женщины, которые не ждут милостей от судьбы, а собственноручно творят ее. “Жизнь дает себя окульбачити!” [12:41] - эти слова могли бы стать лозунгом не только Роксоланы, но и других героинь белетристки.

В общем творчество Наталены Королевы - незаурядное явление в истории отечественной литературы первой половины ХХ века. Как справедливо заметил О.Мишанич, она внесла в украинскую прозу новые темы с античного и европейского мира, успешно продолжив традиции Леси Украинки. В этом самая большая ее заслуга [10:633].



Список использованной литературы

1. Федорив Р. Королева, ходила в другие миры // Октябрь. - 1988. - №7. - С.52-56.

2. Королева Н. Слово от автора // Вселенная. - 1996. - №2. - С. 8-10.

3. Копач О. Наталена Королева. - Виннипег: Тиражом УВАН, 1962. - 36с.

4. Зеров.М. Леся Украинка // Зеров М. Сочинения в 2-х т. - К.: Днепр, 1990. - Т.2. Историко-литературные и литературоведческие труды. - С.359 - 401.

5. Королева Н. Путями и тропами жизни: Повесть // Рукописный отдел ИЛ НАН Украины. -Ф.164/3. - 442 с.

6. Украинка Леся. Легенды // Леся Украинка. Собрание сочинений в 12 т. - К.: Наукова думка, 1975. - Т.1. Поэзии. - С. 211.

7. Донцов Д. Поэтесса украинского рісорджементу (Леся Украинка) // Украинское слово: Хрестоматия украинской литературы и литературной критики. В 3 кн. - К.: Рось, 1994. - Кн.1. - С.149-184.

8. Королева Н. Путник: Легенды. - Торонто, б.р. - 64 с.

9. Королева Н. Легенды старокиевские // Королева Н. Предок: Ист. повести. Легенды старокиевские. -К.: Днепр, 1991. - С. 438-632.

10. Мишанич О. Дивосвіти Наталены Королевы // Королева Н. Предок: Ист. повести. Легенды старокиевские. -К.: Днепр, 1991. - С. 633-653.

11. Королева Н. Автобиография // Королева Н. Без корней: Жизнеописание современницы. - Кливленд, Огайо: Украинское врачебное т-во Пол. Америки, 1968. - С.12-18.

12. Королева Н. Из сказок жизни (Роксолана): Повесть // Рукописный отдел ИЛ НАН Украины. - Ф. 164/1.- 64с.