А.С. Березюк,
кандидат педагогических наук, доцент
(Житомирский педуниверситет)
В статье анализируется педагогическая тема творчества Леси Украинки, которая способствует делу воспитания и обучения детей и молодежи, углубленному усвоению наследия великой писательницы, повышению качества гуманитарного образования, ее научного уровня, интересам современной национальной школы.
Талант Леси Украинки соединил страсть Прометея, мудрость философа и талант художника-мастера. Она обнаружила творческое дарование во многих разновидностях труда, имя поэтессы овеяно особой всенародной любовью. К сожалению, Леся Украинка не оставила нам развернутого и систематического изложения своих педагогических мыслей, однако образовательно-воспитательная деятельность великой писательницы развивалась по продуманными педагогическими принципами, что опережали ряд учебно-воспитательных теорий своего времени.
Леся Украинка подвергла тщательному анализу состояние образования и школы своего времени, развила ряд важных положений о воспитании всесторонне развитых, волевых людей, показала всю несостоятельность официальных канонов в воспитании и отдавала предпочтение демократической, глубоко народной функциональной системе обучения и воспитания.
Выдающаяся поэтесса отстаивала родную культуру, родной язык, национальные традиции в воспитании и все воспитательные проблемы она розв'язула в свете задач гражданского воспитания. Мысли Леси Украинки о народном образовании нельзя отделить от всей системы его взглядов и убеждений.
С самого раннего детства Леся Украинка интересовалась вопросами образования и культуры, учебно-педагогической литературой. Кроме того, что она составила сборник “Детские игры, песни и сказки Ковельского, Луцкого и Новоград-Волынского уезда Волынской губернии (1902 г.), написала сборник “Народные мелодии с голоса Леси Украинки” (издан ее мужем К. Цветком в 1917-1918 гг.), она еще 19-летней девушкой написала учебник.
Педагогические наклонности поэтессы и нехватка качественных учебников натолкнули ее на мысль написать для младшей сестры учебник древней истории восточных народов. В 1891 г. книга на 15 печатных листов была закончена. И работу над учебником Леся Украинка считала незавершенной. Только в последние годы жизни она дала согласие на печатание этого учебника.
В учебнике писательница постоянно направляет мысль читателя на размышления о судьбе своего народа, сопоставляя прошлое жизни с современным. Древняя история восточных народов проникнута уважением к трудящимся, сочувствием к ее освободительной борьбы, гневом против порабощения.
В 90-х годах ХІХ ст., когда развернулась ожесточенная борьба капиталистических держав за колонии, это звучало очень по-современному, помогало читателю сориентироваться в политической ситуации.
Учебник “Древняя история восточных народов” является ярким свидетельством глубокой осведомленности Леси Украинки с историей многих народов.
Михаил Павлик отмечал, что на свой возраст она была гениальной женщиной, в каждом ее слове он видел ум и глубокое понимание поэзии, образования и человеческой жизни [1:29] .
В вопросах образования Лесю Украинку беспокоил направление деятельности царских чиновников, что запрещали организацию школ для народа. Как и все украинские просветители-гуманисты, она критикует систему образования, которая не обеспечивает обучение всех детей трудящихся.
В статье “Голос одной русской узницы”, характеризуя царскую Россию, она писала, что эта страна напоминает неограниченное размерами Бастилию, для тех, кто любит свободу, Родину, народ. В ней царят голод, невежество, воровство, лицемерие.
Истинном положении школы того времени Леся Украинка раскрыла в очерке “Школа”, опубликованном в журнале “Народ” 1895 года. В 1891 году поэтесса посетила свою подругу Маню Биковську, которая учительствовала в волынском селе Поддубцы возле Луцка. Там она увидела чрезвычайно тяжелые условия педагога, нищие обстоятельства, в которых учились дети. Все это Леся Украинка рассказала в своем очерке-образку.
Она выступила против преступной политики царизма, направленной на ограничение бюджетных ассигнований для народных школ, на угнетение учителей и учеников.
Писательница показывает запустение начальной школы на Волыни, невыносимые страдания учительницы этой школы, небольшое помещение, отсутствие элементарных условий, низкий уровень учебников, небольшой срок обучения, тяжелые условия проживания учителей.
Изображенная в произведении школа находится в запущенном состоянии, о чем свидетельствует ее интерьер: из классной комнаты пахло сыростью, сама комната была с неровным земляным полом, стены все в трещинах” [2:10:273].
Школа была под властью священника, который не был заинтересован в том, чтобы крестьянские дети получили надлежащее образование. Учебных программ у учительницы нет. За короткое время, в течение которого дети ходят в школу, они едва изучаются читать и писать без больших ошибок. Много времени занимает обучение церковному пению. В школе крайне мало учебников. Библиотека для внеклассного чтения состоит только из церковных книг. Запрещенными (видимо, попом) были книги: “Родное слово” К.Д. Ушинского, хрестоматия И.И. Паульсона, издание “Посредник”, хотя на самом деле эти книги одобрены Комитетом грамотности.
Положение учительницы нищее. Она проживает через стену от классной комнаты. В ее квартире голые стены, потрескавшийся потолок и печь, лавка, стол. За свой труд учитель получает мизерную плату, которую собирает ей из сельской общины священник.
Критиковала Леся Украинка остро и тогдашние средние школы, в которых процветали муштра и зубрежка. Она писала, что ей приходится толочь с братом склонения и дієвідмінювання латинского языка всю зиму и всю весну, а больше всего теперь перед экзаменами, потому что экзамены с латинского языка были даже сложнее, чем по математике.
“Я чем дальше, тем больше убеждаюсь, - продолжает он в письме к М.П. Драгоманова 30 августа 1892 г., - как хорошо, что мама не отдала меня в гимназию, потому что гимназия хоть бы не сломила меня, то все-таки подавила бы” [2:10:164].
С большой радостью Леся Украинка приветствовала движение протеста учащихся против закоснелой системы обучения, царившие в средних учебных заведениях того времени. Высоко ценя умственные способности народа, она писала: “Я думаю, что наши люди от природы очень умные, потому что их даже волынские школы не могут глупыми сделать, а для этого немало потрачено усилий” [2:10:162].
С демократической позиции рассматривала Леся Украинка роль учителя народной школы, который должен воспитывать молодежь, вдохновлять ее на честные, хорошие дела. О идеал учителя она пишет в письмах к учительницы Антонины Семеновны Макаровой. Так, в письме из Киева от 23 января 1894 года писательница беспокоится о судьбе талантливой учительницы, которой за работой совсем ннколи жить для себя.
“Уже одно то, что в школе есть человек неплохой, не черствая педантка, и притом честная, есть большая польза для детей”, - отметила Леся Украинка [2: 10:272].
В письме отчетливо чувствуется уважение к благородному труду учительницы, которая просит поэтессу быть ее учителем жизни. Она обещает Антонине Семеновне помочь приблизиться к идеалу служения людям.
Идеал лучшего учителя Леся Украинка показала в образе героя-патриота Антея (“Оргия”), который говорил своим ученикам, что после окончания школы надо еще много учиться в жизни, много читать книг, пробивать себе путь в науку, никогда не зазнаваться, не останавливаться на достигнутых успехах, всегда продолжать совершенствовать себя. Народным учителям она отводила важную роль в обществе и одновременно ставила к ним большие требования: “Если учитель ... добрый, образованный, и ученики знают то, что нужно знать...”[2:6:174].
В некоторых своих произведениях Леся Украинка возбудила важные социально-педагогические проблемы. Цель семейного воспитания писательница видела в формировании человека-борца. В рассказе “Ошибка” она пишет, что достичь этой цели можно только развивая природные наклонности ребенка. Весь уклад семьи Косачей был направлен на то, чтобы дети лучше понимали красоту родного края, его традиции, обычаи, не стеснялись работать и любили труд.
Труд и трудовое воспитание молодежи занимают видное место в деятельности Ларисы Петровны. Она была сама образцом неутомимого труженика. Преодолевая болезнь, Леся Украинка до последних дней не прекращала творческую работу и все ее жизнь была бесконечным трудом и борьбой.
В повести “Над морем”, в рассказе “Дружба” Леся Украинка показала, что из семей бедных, трудолюбивых людей выходят честные, достойные граждане, а из обеспеченных семей, где труд не стоит на почетном месте в воспитании, наполняют общество никому не нужны, а часто вредны для окружающих людей моральные пустоцветы.
Леся Украинка также занималась вопросом образования взрослых, настаивая на организации коллективных чтений для народа. С этой целью ею был составлен каталог изданий для таких чтений. Особое место здесь отводилось популярным брошюрам, которые правдиво освещали отечественную и мировую историю, давали истинное представление о важнейших социально-политические проблемы.
Лесю Украинку можно считать одной из лучших детских писательниц того времени. Ей были чужды низкопробные, надоедливые произведения для детей, которые вызвали у маленького читателя скуку и отвращение к прекрасному, приучали к сытой мещанской жизни. В детских произведениях писательница искусная и оригинальная, как и во всем своем творчестве. Использование народно-поэтических образов, разумное толкование философских понятий, педагогический такт и основное ? воспитание любви и уважения к родному народу и природы - вот самое ценное в творчестве Леси Украинки для детей.
Среди произведений, которые написаны специально для детей и про детей, две прозаические сказки - “Лелія” и “Беда научит”, стихи “Вишенки” и “Колыбельная”, цикл “В детском кругу”, специальный сборник “Детские игры, песни, сказки...”.
Педагогические взгляды Леси Украинки стали значительным вкладом в становление украинского школьного образования, в теорию и практику обучения и воспитания детей и молодежи, сыграли определенную роль в развитии мировой педагогической мысли.
Список использованной литературы
1. Мищенко Л.И. Леся Украинка: Пособие для учителей. - К.: Советская школа, 1986. - 303 с.
2. Украинка Леся. Сочинения: В 12 т. - К.: Наукова думка, 1979 (цитируется в тексте по этому изданию, указывая том и страницу).
|
|