Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Оксана Лятуринская
ОКСАНА ЛЯТУРИНСКАЯ В КРУГУ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ УКРАИНСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Л.С. Монастырецкий,

кандидат филологических наук, профессор;

В.И. Василюк,

аспирант (Житомирский педуниверситет)



В статье рассматривается творчество малоизвестной украинской писательницы Оксаны Лятуринской, которая занимает

видное место среди поэтов пражской школы

Оксане Лятуринской принадлежит одно из ведущих мест среди деятелей культуры украинского зарубежья и, осо-особенно, в кругу поэтов-эмигрантов, которые объединились в так называемой "пражской поэтической школе". Ее творческий рост происходило наряду с известными теперь на Украине поэтами Есть. Маланюком, Ю. Дараганом, О. Стефановичем, Л. Мосендзом, О. Ольжичем, О. Телигой, Н. Левицкой-Холодной и др. Оказавшись волею обстоятельств вне Ба-тьківщиною, они мечтали о возрождении государства, о развитии национальной культуры, родного языка, о действие льнисть на благо Отечества, границы которой для них были закрыты. Их энергия звала к действию, к творчеству в сфере духовной, ибо освободительные соревнования уже закончились, а выводы из уроков прошлого были неутешительными. Результатом осмысления этих уроков, как и результатом творчества стали произведения. Маланюка, Ю. Липы, Л. Мосендза, О. Лятуринской, О. Ольжича и др.

Через много лет в сборнике "Тоска", где доминируют мотивы прошлого, боль по утраченной родине и дру-зямы, А. Лятуринская писала:

И, как четки, перебирай имя:

- за воина Николая, Евгения,

за Юрия, Олега... Боже мой!

Кого из них спом'януть за упокой? [1:409].

Как видим, до этих имен достаточно легко добавить фамилии поэтов-современников А. Лятуринской, и станет понятно, о ком идет речь.

Среди многих общих черт поэзии пражан (стилевая манера, історіософічність, национальный рост и нацио-нальная форма, тематическое направление, гармоничность образов) стихи О. Лятуринской отмечаются индивидов-льністю ее поэтического голоса (мужество, нежность, песенность, пластика). Это и было основанием для друзей поэт-си высказывать свои впечатления и восторг и чувствовать ее поэзию с разных точек зрения. Современники О. Лятуринской оставили ряд отзывов и воспоминаний о ее творчестве и нелегкой жизни эмигрантки. Среди них Есть. Маланюк, В. Самчук, Ю. Шерех (Шевелев), В. Барка, Г. Лащенко, А. Соловей, П. Форманюк, Н. Левицкая-Холодная и др. Эти воспоминания нельзя лучше характеризуют О. Лятуринську как поэтессу, скульптора, художника, пере-кладача, эссеиста...

"Помню первое впечатление, как я ее увидела, - пишет Галина Лащенко. Милое лицо и запрос в глазах - выражение, которое свойственно глухим. Во взгляде темных "вишневых" глаз любопытство и наивность. Вечно живой интерес к миру. И жизнь ранило на каждом шагу - и от того гнев, который поражал некоторых, преимущественно тех, кто мало ее знал" [1:450].

Если говорить о многогранный образ В. Лятуринской, предстает в воспоминаниях ее друзей, то, по нашему мнению, лучше всего его художественно обрисовал Евгений Маланюк в стихотворении "Паломничество":

Вплоть пуща зашумит волынская

И на бархат и злотоглав

В сапьянцах легких Лятуринская

Получается кормить пав.

Гадает о весне бывшую.

Любовь виціловує в слова

И выпускает - сокол - песню

С гаптованого рукава [2:268].

Указывая на место О. Лятуринской в кругу поэтов "пражской школы", Есть. Маланюк писал: "Оксана Лятуринсь-ка, рядом с О. Ольжичем - это, может, то самое ценное, что в области новейшей поэзии породила наша эмиграция как таковая. Оба они - это уже дети эмиграции, это поколение, что в эмиграции росло и формировалось. Поэтому фактор стиля играет в их творчестве выдающуюся роль, и рішальну. Нас, молодежь 20-х годов, эмиграция встретила, все же, 18-25 летними, и мы в вояцьких рюкзаках принесли какие-то материальные следы Родины, а в груди - глоток родного воздуха. Они вырастали в условиях эмигрантского "кессона", в сжатой атмосфере острого историзма" [3:5].

Продолжая мысль о месте В. Лятуринской и ее поэзии в литературе, Есть. Маланюк не без оснований отмечал: "... если бы Ольга или Ярославна писали стихи, то те стихи были стихами Оксаны Лятуринской. В нашей исключением-профсоюзной сутках личность О. Лятуринской представляется одной из самых ярких "русских жен" нашей поэзии" [4:32].

Подчеркивая стилевом совершенства сборника "Гусли", Есть. Маланюк высказывал мнение, что "эта усовершенствовать-лість, эта стилевая завершенность уж как бы настораживают. Действительно, совершенство стиля поэтессы стоит на самом краю той опасности, что называется стилизацией. Один шаг, и живет трехмерное жизнь ее поэзии может обернуться в плоскую совершенство трехмерной графики, в окаменевший без рухмертвої красоты.

Но автор умеет вдержатись на этой строгой границы, и ее поэтические эмали переливаются, пульсируют и шума-ют вечной жизнью подлинного искусства" [4:30].

О особый поэтический мир В. Лятуринской искренне отзывался и ее земляк-писатель. Самчук. Он писал: "Вынырнула она на горизонте поэзии позже, в 30-х годах, когда-то появилась ее первая сборник первых стихов с запоминающимся названием "Гусли", с которой отходит Печенег, а выходит уже Лятуринская, где она, переступив ме-жу праслов'янщини, полностью становится зачарованной жар-птицей суток древних русичей" [3:6]. Писатель ведет речь о творческий рост В. Лятуринской, от первых стихов, подписанных псевдонимом Печенег, достигла знач-ных вершин, которые проявились в сборнике "Гусли" - выход за пределы символических основ, новые стилевые приметы, тема-ческое разнообразие...

Спустя десятилетия, подытоживая творческое наследие О. Лятуринской уже после ее смерти. Самчук опять же на высоких регистрах говорил о достижении поэтессы: "Ее прозрачная, светло солнечная вневременная поемність кра-си была соткана из личного шелка, с излишне уязвимости, с гиперболического ощущение пространства, в котором, казалось-лось, не было пределов досягаемости, безразлично, как это было давно и далеко. Это была поэтесса из настоящей божьей милости, предназначенной лишь избранным" [3:5].

О творческой эволюции А. Лятуринской, ее постоянные поиски в области поэзии написано и сказано немало. Зок-рема, Бы. Рубчак и Бы. Бойчук, отмечая поэтический дар поэтессы, не без оснований замечают, что "ее поэтическое искусство на первый взгляд очень неприхотливо. Но на самом деле оно с большой внимательностью мозаично затруднено и определяется чудо достойной изысканностью техники. Ее поэтические миниатюры - это маленькие самобытные вселенные, спус-нени замечательных неожиданностей и творческих воткрытую... Контроль ее произведений основывается на скупости средств, аскетизме, лаконичности, а при том - напряженной сосредоточенности: на том, что Маланюк, писал о ее творчестве, назвал "строгой бережливостью слова" [3:5].

Высоко поціновуючи сборника О. Лятуринской "Гусли" и "Княжа эмаль", Василий Барка утверждает, что они "отмечены приметами глубины и правдивости в выражениях сердца - даже когда стихи ковано под железную строгой рість летописи". Подчеркивая величия таланта О. Лятуринской, ее погруженности в историческую память народа, А. Ольжич особо подчеркивал, что творчество поэтессы "органично связана с национально-народной творчіс-тю". На этой характерной черте творчества А. Лятуринской акцентировал внимание и В. Державин, утверждая, что она "засадично ищет связи с напівмістичною и религиозной символикой нашей народной песни" [3:4].

О широкий круг друзей В. Лятуринской и поклонников ее творчества, о тех, кто был рядом с ней в трудные для поэтессы времена, рассказывает в своих воспоминаниях Павел Форманюк. Среди названных им имен встречаем М. Чирського, Г. Лисовского, Н. Билецкую, А. Антоновича, Ю. Русова, В. Сичинского, Яра Славутича и др. "И хоть каждый, или каждая из них, - вспоминает П. Форманюк, - высказывались о О. Лятуринську в другой образ и про другую грань ее характера, но заключение было созвучно: О. Лятуринская, в первую очередь, в них была - как взі-рець высокой морали нашей женщины на чужбине" [5:78].

Кое-кто из друзей В. Лятуринской посвящал ей стихи. В Частности, Есть. Маланюк в 1949 году посвятил ей стихотворение "Камень":

Взгляни на камень: он молчит

Молчанием мудрости и веры.

Гремит война, звенят мечи.

Беснуется кровь. Бурлят водовороты

И он холодный и наг - На перекрестку. Мчатся машины.

Проходит отряды шаг ноги

Проходит все. Только он как правда

Найбезумовніша, - застыл -

С незримым выражением пренебрежения.

И тот его каминный смех

Не видят прохожие орды [6:153].

В 1947 году в "Антологии украинской поэзии в Канаде" напечатал стихотворение, посвященное О. Лятуринской, Яр Славутич:

Мощное наводнение, всевладно хлынет,

Тебя поздравляю, солнце стопромінне,

Моей плоти омивальний течение,

И порывает с блестящих вершин.

Тебя принимаю, корогве Яровая,

Співних романов душистый венок,

Тебя, что буйно льешь, словно загара,

Гінкої радости пьянящий глоток

Потока силы! Я тебе одном,

Тебе, что вырвалось из чащи облаков,

В заприсягненні молюсь ясном

И словом пристасти приношу дар

Ибо только ты, отбросив кирею,

Оповиваєш далее голубые,

Мой дух пылает счастливой землей

И расплывается в тебе! [7:24].

Например, Н. Левицкая-Холодная своих стихов (сборник "Стихи старые и новые", Нью-Йорк, 1986) часто ис-ристовує как эпиграфы отрывки из стихов А. Лятуринской. Это, в частности, такие как "Ность-это оазис тишины у нас в Лагере", "Нет отчизны? - Другой не надо! Никогда не вросте в сердце чужбина", "И зрине конь в высь, как в походной доспехах" и др.

Не обходила О. Лятуринская вниманием и своих друзей. Она оставила интересные воспоминания и отзывы о О. Телигу, В. Самчука, Ю. Дарагана, Есть. Маланюка, О. Стефановича и других деятелей украинского зарубежья. О О. Телигу, например, она писала: "Люблю в ней живо творчество, силу, отвагу, щедрость. Жить, жить и не менять жизнь за медяки. Раздавать усміхи, рассыпать усміхи, рассыпать жемчуг. Как крылатая Нике, порывать за собой..." [8:448].

Высоко оценивая картины художника-импрессиониста Олексы Булавицкого, О. Лятуринская писала, что "в его картинах есть "язык сердца", чувства, искренность и большая сентиментальность художника... В своих портретных работах Булавицкий, кроме оптических проблем светотени, цвета, колорита, - ищет характерности души субъекта. В его пейзажах - настроенность, в мертвой природе - интимность. Почти везде - лиризм, поэтичность, отпечаток мягкого нрава". Этот отзыв О. Лятуринской свидетельствует о ее глубокие профессиональные знания законов малярного мыс искусства, умение заприметить особенности стиля художника.

Не менее теплый и искренний воспоминание оставила О. Лятуринская и о Ю. Дарагана, хоть по жизни с ним не встре-чалась. В ее воображении "Дараган - гридень бога и солнца, не Ра, а Даждьбога, такой ясный - ясный и звонкий, как серебряная труба. От него убегает "за лиман" зима, синоним всего темного и злого. Ее нагоняють его белые лошади и топчут.

Он собрат Дуная, Добрыня со двора Владимира - Красного Солнышка, скачет по полю серым волком, летают соколом...". Основание для такой оценки творчества Ю. Дарагана дала ей сборник стихов поэта "Колчан" [9:23]. Ви-рші Ю. Дарагана, глубоко укорененные в родную украинскую землю, были созвучны О. Лятуринской, его душе и мыслям, направленным на родную Волынь.

Свои чувства и уважение Есть. Маланюкові Оксана Лятуринская выразила в посвященном ему стихотворении "На дальнюю дорогу":

Он звал посестрою и побратимом

И был за сестры и за собрата.

И прислюб верности он дал мне, мне, словно области,

чего хотя бы с горяча

не составил чужаки!

И насадил при слюбі перстень с сардониксом,

И украл ожерелье золотое опріччя [10:385].

В течение многих лет О. Лятуринская поддерживала дружеские связи с В. Самчуком, что также давало ей основание для оценки творчества своего земляка. Наряду с положительными отзывами о монументальность его прозы О. Лятуринская замечала, что писатель не стремится к "широкого ознакомления с общим искусством и его проблемами". Это замечание свидетельствует о собственные поиски В. Лятуринской, о ее творческое совершенствование. Ведь традиционность в ее поэзии тесно переплеталась с новаторством, стремлением подняться к вершинам искусства.

В "Собранных произведениях" (Торонто, 1983 г.) О. Лятуринской находим очень теплые слова об о. Ольжича, поэзией которого она восхищалась. С О. Ольжичем поэтесса не была знакома, но их объединяла любовь к Украине, идея государственности и духовности нации.

Не претендуя, как и другие коллеги, которые исследуют творчество писателей украинской диаспоры вообще и

0. Лятуринской частности, на полноту выбранной темы, мы пытались обобщить достижения в исследовании твор-
чості поэтессы, проследить в воспоминаниях ее современников творческой эволюции писательницы и ее нелегкий жизненный путь,
осмыслить роль и место ее фигуры в нашей национальной культуре.

Вполне понятно, что глубокие исследования творчества А. Лятуринской будут возможны с появлением на Украине-ни ее произведений. Не говорим уже за всю творческую наследство, а хотя бы о издание на Украине ее "Собранных произведений", что вышли в Торонто 1983 года.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Юрий Шорох. Третья стража. - К., 1993. - С. 409-454.

2. Атом сердца. Украинская поэзия первой половины ХХ века // Оксана Лятуринская. - К., 1993. - С. 291-293.

3. Тарас Салила. Одна из самых ярких "русских жен нашей поэзии"// Русский язык и литература в школе. - 1992. - № 7-8. - С. 3-6.

4. Ильницкий М. Словам-строгость и глубину // Слово и время. - 1993.- № 2. - С. 30-39.

5. Форманюк П. Воспоминание об Оксане Лятуринську // роде наш красный... Волынь в судьбах края и человеческих документах в 3-х т. - Луцк, 1996. - Т. 1. - С. 69-85.

6. Маланюк Есть. Невичерпальність. - К.: 2001. - С.153.

7. Муза любви и борьбы. - К., 1995.

8. Оксана Лятуринская. Поэзии Елены Телиги // Елена Телига. Сборник. - Детройт - Нью-Йорк - Париж, 1977. - С. 47-448.

9. Оксана Лятуринская. Юрий Дараган // Слово и время. - 1994. - № 8. - С. 23-24.

10. Кононенко П. Княгиня украинской духовности // Хрестоматия украинской литературы и литературной критики ХХ вв.: в 3-х т. - К., 1994. - Т. 2. - С. 384-389.