Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

УЛАС САМЧУК
Улас Самчук Олесійович




Тема: Биография Власа Алексеевича Самчука.

Цель: Познакомить старшеклассников с жизненным и творческим путем Уласа Самчука. Закрепить изученное о понятии "литературная диаспора". Углубить изученное о приобретения литературы украинского зарубежья. Заинтересовать одиннадцатиклассников творчеством Самчука-романиста, привить любовь к художественной литературе.

Ход урока

И. Актуализация и коррекция опорных знаний

Расскажите о три волны украинских эмигрантов за границу и сделайте краткий обзор литературы украинской диаспоры.

Дополнительный вопрос: Какими украинскими соответствиями переводится греческое слово "диаспора"?

Раскройте трагедию крестьян-эмигрантов первой волны через ранее изученную вами новелле в. Стефаника "Каминный крест".

Дополнительный вопрос: Почему первая волна украинской эмиграции почти не оставила литературных следов?

II. Изложение нового материала

Эпиграф можем взять художественное кредо Уласа Самчука: "Я ставил и сейчас ставлю себе достаточно, как на писателя, выразительное задание: хочу быть летописцем украинского пространства в эпоху, которую сам вижу, слышу, переживаю".

Родился Улас Алексеевич Самчук 20 февраля 1905 года в селе Дермань (нынешняя Ровенская область) на Волыни. Семья родителей была многодетной. От первой жены у Алексея Самчука родилось двое детей, от второй-пять, и уже немолодого крестьянина тревожило, что земли мало, расхватают дети ее по кусок И сами будут всю жизнь бедствовать. А потому тяжело работал, экономил, ездил в миры в поисках хорошей земли и пытался прикупить почвы. Уже в 1907 году бывший бедняк владел пятью десятинами, а в 1913, переехав с семьей в Тилявку, хозяйничал на четырнадцати десятинах.

Иметь Уласа, вторая жена Алексея Самчука, была очень доброй женщиной. И хотя сама она знала только три буквы ("А - как кроківка, Же - как жук, О - как калачик"), и стремилась, чтобы все ее дети учились. Правда, тянулся к науке только Упас, а все остальные "предпочитали зистатися дома и быть дальше земледельцами". Среди близких родственников самым способным был еще двоюродный Уласів брат Григорий, сын дяди Ялисея, который окончил историко-филологический факультет Варшавского университета, стал доцентом Львовского, но в 1940 году попал в советскую тюрьму и пропал без вести.

В повести-эссе "На белом коне" писатель, как и в романе-трилогии "Волынь", выведет их всех - своих родных, близких, знакомых, - покажет силу нации через яркость личностей одной генеалогической ветви.

1917 года Улас окончил народную школу в Тилявці и перешел в двухклассной "высшей" школы при семинарии в Дермани. Мальчик мечтал о педагогическое образование, но в 1920 году поляки, в чьих руках была тогда Волынь, закрыли все вищепочаткові школы. Не теряя надежды, юноша выдержал экзамен в 5 класс гимназии в Кременце, которую ему тоже не дали закончить, поскольку заведение был частный и ученики, которые здесь учились, не освобождались от военной службы. На службе в польском войске Самчук долго не пробыл, дезертировал, нелегально перешел границу и оказался в Германии. Здесь он вступил в Бреславского университета и учился в нем до переезда в Чехо-Словакию. В Праге осуществилась заветная мечта: Самчук окончил Украинский свободный университет и получил высшее образование.

Первая публикация появилась, когда он был еще девятнадцятилетним: в 1926 году варшавский журнал "Наша беседа" напечатал рассказ "На старых тропах". Позже молодой прозаик посылал свои произведения до Львова, где выходили журналы "Колокол" и "Литературно-научный вестник", в Берлин, где имел весьма приличный авторитет украинский альманах "Розбудова нації", в Черновцы, где выдавали "Самостоятельную мысль".

Особенно тесно сотрудничал У.Самчук с "Литературно-научным вестником". Если Евгений Маланюк засыпал это издание своими стихами и публицистикой, то Улас был лидером среди авторов эпических произведений и публиковался весьма часто.

Когда было провозглашено Гуцульскую республику, Самчук оказался в эпицентре событий. Видел кровавую расправу хортистов над сознательной украинской молодежью, вместе с Олегом Ольжичем попал в тюрьму. На основе пережитого был написан роман "Горы говорят".

Крестьянский сын, Улас Самчук в своем творчестве зачастую поднимал тему человека и земли, человека и рода, человека и родного края. Верой в высокий нравственный потенциал села полон его роман "Кулак", а трилогия "Волынь" поражает глубоким знанием психики земледельцев, пиететом семьи, мощными внутренними пластами энергии и высокой морали простых людей. О.Тарнавському, кажется, удалось очень точно расшифровать суть названия романа: "За историческими гипотезами, Волынь - это первая организация наших предков, это предвісник золотой эпохи Киевской Руси. Если примем варяжскую теорию истоков Киевской Руси, тогда Волынь - это славянские печати нашей государственности, а вслед за тем - начала нашего мироощущения и мировоззрения". А С. Пинчук справедливо высоко оценил уровень и место данного произведения среди европейских литературных вершин: "... Величайшим творческим достижением У.Самчука является роман-эпопея "Волынь" - уникальный в украинской литературе. Можно искать аналогий разве что в других литературах: это произведение типологическое родственный с "Крестьянами" С. Реймонта, "Крестьянами" О.Бальзака, "Тихим Доном" М.Шолохова, "Новой землей" Якуба Коласа. Это гимн великому краю Украины-Волыни, его самобытным людям, крестьянскому труду, любви к земле, семейным устоям народной жизни". Произведение увидело свет в 1932 году, и украинские эмиграционные литературные деятели рекомендовали его на соискание Нобелевской премии, но не было соответствующего количества переводов европейскими языками, и через это роман не допустили до конкурса.

В 1933 году Улас Самчук написал роман-вспышка "Мария". Сильнейшего произведения о голодоморе в Украине в 1932 - 1933 годах нет до сих пор. Автор не был очевидцем страшных событий, но помнил голод в двадцатых, когда с советской территории бежали несчастные люди и просили хоть кусочка хлеба. Имел возможность Самчук общаться и с теми, кому посчастливилось ускользнуть на волю в 1933-м. Писатель сопоставляет разные, одна ужаснее другой, рассказы, осмысливал события масштабно: голод уничтожал нацию не только в Украине, а практически во всех регионах, где жили этнические украинцы: на Кубани, Воронежчині, в Западном Ставрополье. Таким образом, искусственный голод планировался сталинской кликой как геноцид, как покушение на украинскую нацию. Желтый князь собрал страшные жатва: ученые до сих пор не могут точно подсчитать, сколько людей тогда погибло, и подают приблизительные, но от того не менее впечатляющие цифры - от 8 до 11 миллионов!

Роман "Мария" Уласа Самчука произведение не только яркого содержания, это роман-самородок, эпическое полотно, неповторимое на языковом и стилистическом уровне. Вот как С.Пінчук очерчивает контурное суть и вес этого произведения: "Что это? Метод? Направление? Так или иначе, - вполне определенная эстетическая система, утверждение торжества жизни в его самых разнообразных проявлениях, даже тогда, когда оно конвульсивную выбивается из небытия или зависает над пропастью".

Героиня романа - духовно сильная натура, она воодушевление вытерпеть и пережить все: безрадостное детство, батрачество, смерть детей, семейные неурядицы, тяжелый труд, - и как раз и уничтожила эту оптимистичную, жизнерадостную, работящую и умную человека советская система: семидесятилетняя бабушка погибает от голода, до этого потеряв всех своих родных, большую и хорошую семью - родителей, детей, внуков.

Когда немцы пришли на украинскую землю, Улас Самчук вернулся с чужбины до Львова. Как и Ольжич. он не питал иллюзий, что новые оккупанты принесут Украине волю, но из чувства синівського обязанности приехал на ту землю, что манила и снилась, приехал, чтобы быть вместе со своей нацией в страшные времена испытаний.

Поскольку в начале войны немцы мирились с тем, что украинские националисты по закоулкам провозглашали государственнические идеи, то для субокупаційних изданий им подходили талантливые украинцы, вчерашние эмигранты. Так Улас Самчук стал редактором газеты "Волынь".

За несколько месяцев, правда, газету закрыли, а редактора арестовали и некоторое время продержали в тюрьме. Почему? Причиной была Самчукова отчаянная смелость. Разве оккупанты могли позволить, чтобы газета напоминала украинцам, что немецкое господство не вечно и то надо и против него вести борьбу? А Улас Самчук в статье "Поднятый меч" откровенно писал: "Только свободная, мирная, взаимно уважающий себя семья народов может управлять судьбой мира. Это не значит, что они имеют только командовать. Нет! Льет это значит, что все они не смеют быть відіпхнуті от керми. все они должны слышаться действительно кузнецами собственной жизни, потому что иначе рано или позднее вернется то самое, что уже не раз диктовалось историей: "Кто поднимет меч, от меча и погибнет".

- Как вы понимаете такое кредо автора: «Я не потому писатель украинского народа, что умею писать. Я поэтому писатель, что чувствую долг перед народом. Бог вложил в мои руки перо. Да будет позволено мне использовать его для хорошего, нужного.»

 

iv Домашнее задание

Уметь рассказывать биографию Уласа Самчука. Составить хронологическую таблицу дат жизни и творчества. Прочитать роман «Мария»