Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ИВАН НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ
Роман «Тучи» И. С. Нечуя - Левицкого в литературном контексте эпохи (70 - 90 годы XIX века)

Дудинова Н.А.

Республиканское высшее учебное заведение „Крымского государственного университета" (г. Ялты) Евпаторийского педагогического факультета

Особую актуальность приобрела в настоящее время потребность нового прочтения и тщательного квалифицированного анализа художественного наследия писателей, которые творили в период 70-90-х годов XIX века. Это касается произведений на тему интеллигенции, которые требуют переосмысления и подробного изучения. Требует этого и многогранное творчество одного из величайших художников XIX века - Ивана Семеновича Нечуя-Левицкого.

Его творчество исследовалась в течение многих лет. Это, прежде всего, труда И. Франка, А. Шамрая, Есть. Кирилюка, А. Грушевского, О. Белецкого, труда второй половины XX века - Крутікової Н., Обывателя Г., Непорожнього И., Мандрыки М. Тараненко М. и др. Наибольшего внимания в исследованиях было обращено на крестьянскую тематику в творчестве Ивана Нечуя-Левицкого, его выдающиеся произведения «Кайдашева семья», цикл «Баба Параска и баба Палажка», «Николай Джеря». Значительно меньше акцентировалось внимание на произведениях из жизни интеллигенции. До сих пор малоисследованными остаются произведения «Облака», «Над Черным морем» и другие.

В эти годы украинский народ был разобщен границами чужих его ментальности империй, и это сдерживало его духовный прогресс, негативно сказывалось на художественно-литературном процессе. Отмена крепостного права в 1861 году, следующее проведение в России земской, судебной, городской, военной и школьной реформ приводят к кардинальнихзрушень в общественном мнении. Прогрессивно настроенная интеллигенция становится основной силой народнического руху.Активізація общественного научного и культурно-образовательного жизнь отразилась на творчестве многих украинских писателей. Но политика жестоко преследовала все украинское, начиная еще в 1863 году Валуевским циркуляром, была снова еще в более суровой форме подтверждена Эмским указом царя 1876 года и инструкцией 1881 года.

Литературный процесс 70-90-х годов характеризуется интенсивным развитием прозы. Наряду с И.С. Нечуй-Левицким и Панасом Мирным в литературу вступает ряд активных писателей (Д. Маркович, М. Павлик, О. Маковей, Елена Пчилка, Н. Кобринская, Е. Конисский, М. Старицкий, Бы. Гринченко, Д. Мордовец).

Отдельное место в прозе 70-90-х годов XIX века, и особенно в прозе И. Нечуя-Левицкого принадлежит повестям из жизни интеллигенции, которые, хоть и имеют другой объект изображения, чем это было в сельской повести, отражают общие принципы характеров и сюжетоскладання: та же параллельность историй нескольких героев, биографический («житийный») сюжет, контрастность типов.

В романе «Хмари» Нечуй-Левицкий делал попытку показать нового типа интеллигента. В своей интерпретации большинства художественных образов, прежде всего образов Дашковича и Радюка, писатель шел от реальных жизненных фактів.Спостереження над деятельностью профессоров и студентов Киевской духовной семинарии, кружка «хлопоманов» при местном университете, впечатление от лектуры Тургенева давали почву писателю для осмысления проблемы сближения интеллигенции с народом.

«Одним из первых в украинской литературе Нечуй-Левицкий изобразил быт, настроения, сферу интересов интеллигенции. Развернуть в эпическом произведении картины жизни этого социального слоя населения, которая несмотря на вековые традиции национальной культуры, образования, в период 60-70-х годов XIX века находилась в стадии очень медленного осознания своих общественных потребностей и возможностей, без соответствующего творческого опыта было очень трудно. И поэтому Нечуй-Левицкий в значительной мере использовал результаты своих предыдущих художественных поисков».

В «Облаках» писатель показывает несколько поколений местной интеллигенции: Дашкович и Воздвиженский, Радюк и Кованько, Дунин - Левченко.

Как правило, взгляды главных героев «Облаков» оказываются в дискуссиях, в их просторных самороздумах - практической же реализации замыслов, например, Радюка в произведении не показано. Более того, ентузіастичний герой, злякавшисьосуду местных господ и дам, немедленно выезжает на Кавказ.

Намеком на слабохарактерность ведущего персонажа произведения может служить и последний глава романа, где подходит к концу история «вынародовление» бывшего «народолюбця» Дашковича. Символический сон-видение старого профессора подводит читателя к мысли, что в денационализации интеллигенции виноваты не только «черные тучи», «мутное море», а ее собственная беспомощность.

«Учитывая время написания романа, на приметы, зафиксированные в тексте, финал обеих сюжетных линий закономерен: Радюк спасается от преследований, от высылки; Дашкович тяжело переживает крах своих научных попыток, своего «заблукання в чащах и дебрях», переживает болезненно и позднее прозрение».

С реалистической полнотой Нечуй-Левицкий воспроизводил украинские типы из разных социальных классов и сословий. Он оставил множество человеческих портретов, выписанных ярко и подробно, со всеми характерными подробностями лица, одежды, поведения. Ему принадлежит безусловная заслуга красочного, рельефного изображения быта украинских крестьян, наемных рабочих, интеллигенции, духовенства, артистической богемы и людей городского «дна».

Конечно, последующие поколения писателей - создателей социально-психологической прозы (И. Франко, М. Коцюбинский, С. Васильченко и др.) пошли значительно дальше в понимании закономерностей общественного движения, в воспроизведении человеческой психологии, изменили и усложнили структуру произведений. Но без прозы И. Нечуя-Левицкого трудно представить появление больших эпических форм украинской литературы. Писатель проделал такую большую работу по поширеннятематичних и жанровых границ, которую в других развитых литературах осуществляли целые течения или поколение писателей.

Литература:

1. Мищук Г. С. Певец души народной: К 150-летию со дня рождения И. С. Нечуя-Левицкого. - К.,1987. - 48 с.

2. Нечуй-Левицкий И. С. Сочинения в двух томах. - Т.1. - К.: Наукова думка, 1985. - 640с.

3. Походзіло М. В. Иван Нечуй-Левицкий. Литературный портрет.-К.: Днепр, 1966.-128с.

4. Хропко П. П. Романы Нечуя-Левицкого из жизни интеллигенции// Русский язык и литература в школе.-1988.-№11.-С.3-10.