Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ОЛЕСЬ ГОНЧАР
Человек - главный герой Олеся Гончара

Человек - главный герой Олеся Гончара

Признание пришло к Олеся Гончара с первого произведения. Вчерашний фронтовик, за плечами еще нет и тридцати, опубликовано лишь начало трилогии «Знаменосцы» - и вдруг критика заговорила о нем как о зрелом художнике. Для писателей его поколения определяющей, испытательной в жизни и творчестве полосой стала вторая мировая война. Пройдя курс ее «окопных университетов», Гончар вынес оттуда грустные впечатления о разрушительные силы жизни и с помощью слова стал утверждать обратное - «сильное, поэтическое, непокорене, бунтующее, незапятнанное, возвышенное, красивое, творческое в человеке». На рубеже 50-60-х годов в авторовому осмыслении войны отличается наибольшей очевидностью мотив утверждения духовной устойчивости человека в условиях войны. В романе «Человек и оружие» не случайно центральные фигуры - это вчерашние студенты-историки, а одному из них - Богдану Колосовскому - приходится проявлять свой стоицизм не только в противостоянии фашистскому окружению, но и тоталитарному режиму, который репрессировал в 30-х годах Богданова отца и теперь готов в любой момент посягнуть и на него самого. В романе обнажается ситуация, при которой человеческий индивид в «цивилизованном» XX в. оказывается в трагическом одиночестве. Единственное, что еще удерживает его «на равных» в этом мире, это - любовь. Поэтизация любви в «Человеке и оружии» контрастирует с военным безумием. Тему пагубного влияния оружия на человека О. Гончар возносит к вершинам трагедийного звучания. Но есть определенная разница и даже полемичность в трактовке этой темы украинским писателем и некоторыми зарубежными мастерами, которые так или иначе обращались к ней, скажем, - Ое. Хемингуэем («Прощай, оружие»), Е. М. Ремарком («Время жить и время умереть»), Г. Бьоллем («Где ты был, Адам?»). Если в упомянутых мастеров тема поколения, опаленного то Первой или Второй мировыми войнами, трактуется как тема утраченного, потерянного поколения, то ведущий акцент В. Гончара - все-таки на неистребимости человеческого в человеке, что особенно всесторонне воссоздан уже в романе «Циклон». Этот роман стал своеобразным продолжением «Человека и оружия», образные системы в нем должны широту ассоциаций и глобальный характер - ассоциируются здесь не отдельные детали жизни, а эпохальные его пласты (циклон как фашистское нашествие и циклон как стихия природы); тот же принцип - в основе раскрытия психологического напряжения в душах героев: Богдан Колосовский и его собратья-окруженцы, которые были «на самом дне жизни», в фашистском концлагере, сегодня снимают фильм о тот концлагерь и свое поколение и одновременно ведут борьбу с природной стихией. В осмыслении этих испытаний В. Гончар открывает неистребимое начало в человеке. Не менее интересно раскрывается это качество и, так сказать, в «мирной» творчества А. Гончара, где с течением времени прозаик все больше углубляется в сферу философских, нравственных и эстетических проблем, которые волнуют человечество, где все более расширяется поле для авторских размышлений о самой сущности человека, ее роль и место в современном мире. К необычайно сложного способа, как выразился Д. Павлычко, «скрещение» болезненных мировых проблем «столиц на дорогах одного украинского села» удается В. Гончар в романе «Тронка». С каким моральным и духовным багажом стоит человек на пороге третьего тысячелетия? Не растеряла она чего-то крайне важного на нелегком пути? Какова судьба планеты, что начинает задыхаться от надпромислової мощности и находится в постоянном страхе перед экологической или ядерной угрозой? Где они, те истоки гармонии, что их так нервно и так мучительно ищет современник? Утешаться следует из того, что навсегда отошли в прошлое лета замедленных скоростей, следует поставить вопрос так, как это делает главный персонаж Заболотный: скорости, взятые сами по себе, - они приближают человека к счастью? И не в полной мере жажда «овладеть истиной человеческого бытия и человеческой истории во всех ее разрезах и измерениях» (П. Загребельный) характеризует роман «Твоя заря», что его с полными основаниями можно было бы назвать произведением о пути и направления современной цивилизации. Собственно, здесь сопоставляются две цивилизации: нынешняя, надіндустріальна и замедленная в скоростях, конца 20-х - начале 30-х годов, причем нисколько не в пользу первой. В то же время автор вполне сознательный: сколько не скучать за прошлым, возврата к нему уже не будет. Но... Хоть на минуту задержитесь в своем спешке, люди конца XX века, дух переведите, подумайте вокруг: отбросив древние ценности, заменили ли вы их лучшими, тривкішими? Стали хоть на йоту добрее и человечнее? - будто обращается к нам писатель. Острота содержания «Твоей зари» - в последовательном ударении автора на возможных катастрофах в человеческих душах и необходимости в связи с этим поиски новых идеалов в жизни. Главный герой «Твоей звезды» Кирилл Заболотный, находясь в какой-то зарубежной стране с дипломатической миссией, отправился в дорогу, чтобы посмотреть сенсационное живописное полотно, на котором, по сообщению прессы, изображена «славянская мадонна»; художественный смысл этой дороги прочитывается в романе как путь к красоте, к истине. Ностальгия этого романа - не просто печаль по прошлому, а печаль за природными печатями жизни. Не имеет права, не должен человек искажать собственную природу, не может быть ему оправдания за стремительное нарастание в мире разрушительных сил. Поставленные рядом, «Собор» и «Твоя заря» составляют своеобразную дилогию - как звенья единого размышления о предназначении человека на земле, есть в романе эпизод, в котором подросток Лида Дударевич восклицает: «Какие вы счастливые!.. Сколько хороших людей встречалось вам в жизни... Вы жили на теплой планете». «А ты разве нет? Ты считаешь, что сейчас похолодало?» - спрашивает Заболотный, но девчонка змовчало. Не ответил Лиде и Заболотный, однако несколькими страницами позже, размышляя над судьбой то ли канадского или американского юношу, он делает вывод - «Несчастные дети всепланетного похолоднення». В конце концов, обобщает прозаик, планета на всех одна, и каждый, кто живет на ней, несет частичку ответственности за дорогу в будущее. Как говорит об эту ответственность Заболотный, «есть поступки, которые сегодня должны восприниматься как коллективный грех человечества, только так! И каждый из нас должен взять на себя долю покаяния, каждый должен проникнуться мыслью, что ты - страж планеты отвечаешь на ней за всех и за все». Прослеживая, как писатель разрабатывает в своем творчестве тему сохранения и накопления в мире энергии гуманности и доброты, необходимо одновременно подчеркнуть: тот общечеловеческий отклик, что его способна вызвать Гончарева проза, имеет своей первопричиной глубокое национальное укоренения его слова. Все самые лучшие, самые милые краски и тона родной Украины звучат в его слове, постоянно звучит симфония национальной истории, гордость за принадлежность к своему талантливого и трудолюбивого народа наполняет самых светлых героев писателя. Но сам 0. Гончар утверждает, что его основная задача - открывать в человеческих душах «источники светлые и здоровые», разве не сам он признается, что отдает предпочтение изображению людей «со светом в душе», разве не сам значит собственный стиль письма как «поэтический» или «критический» реализм? Так, пожалуй, оно и есть: 0. Гончар является одним из найсвітлоносніших художников современной эпохи, который постоянно напоминает: «Искусство и литература призваны стоять на страже духовности человека, беречь и в век НТР поэтическое начало жизни, первобытный огонь красоты».